Реклама Google — средство выживания форумов :)
В то время на ЧТЗ конструкторским бюро по двигателям руководил знаменитый конструктор, один из создателей двигателя В-2 для танка Т-34, И. Трашутин. Разработку нового семейства моторов возглавил его ученик талантливый конструктор В. Бутов (впоследствии генеральный конструктор, к сожалению, безвременно ушедший из жизни).
ЧТЗ предложил к разработке семейство многоцелевых дизелей, размерностью 150-160 мм (диаметр цилиндра - ход поршня) и диапазоном мощностей 300-1600 л.с. Схемы компоновки цилиндров были выбраны следующие: 6- и 8-цилиндровые - оппозитные; 12- и 16-цилиндровые - Х-образные, которые можно рассматривать как сочетание двух V-образных двигателей, работающих на один вал (2 V).
В 60-Е годы на отечественной военной технике (ВТ) наряду с широким применением семейства четырехтактных дизелей В-2 (более двух десятков модификаций почти на 70 образцах ВТ) стали применяться и разрабатываться ДРУГИЕ двигатели.
..................