— А какая динамика по выручке?
— У нас есть улучшения в области снижения затрат, проблемы с поставщиками удается решать. Хорошая новость — один поставщик («АвтоВАЗагрегат») больше таковым не является. Вторая хорошая новость — совместно с «Ростехом» мы управляем другим поставщиком («Объединенные автомобильные технологии», ОАТ. — «Известия»). В результате этих шагов нам уже удалось улучшить качество поставок с этого предприятия, и мы продолжаем работать над сокращением затрат. Совершенно очевидно, что если бы мы вовремя не сделали этих шагов, то не смогли бы вовремя запустить Lada Vesta и Xray.
Многие не понимают, почему я решил реорганизовать работу с партнерами. А ведь в этом — главное. Я сказал нашим поставщикам, что у них есть два варианта — либо становиться конкурентными вместе с нами, либо продолжать работать, как сейчас, но уже без нас. Судите сами, затраты на заработную плату всех сотрудников «АвтоВАЗа» составляют 22 млрд рублей в год, а нашим поставщикам мы платим в год по 140 млрд рублей. Таким образом, получается, что снижение или увеличение затрат на закупки у поставщиков всего лишь на один процент равно полной зарплате за год для 6 тыс. наших рабочих. - {оказывается что бывает если не воровать...
}
— В прошлом году мы сэкономили 14 млрд рублей. На сегодня мы достигли экономии в 10 млрд и еще планируем добиться такой же во втором полугодии, в том числе и за счет сокращения затрат на персонал.
Если взять линию «В0» (на ней производят Largus, Nissan, Renault), то в прошлом году для производства одного автомобиля на ней требовалось 40 часов, сегодня — 22 часа, а международный уровень — 17 часов. В прошлом году сборка стоила 44 тыс. рублей, сегодня 24 тыс., и с текущим курсом рубля мы более конкурентны по сборке, чем Румыния, Турция и Египет.
Мы владеем брендом Lada, но помимо этого наше огромное преимущество состоит еще и в том, что мы также производим автомобили для Renault–Nissan и Datsun, хотя этот бизнес всегда будет менее рентабелен, чем бизнес Lada.
У нас крупный бизнес по производству автодеталей. У нас большие возможности продавать больше компонентов Renault–Nissan и нашим конкурентам.
Если смотреть по целевым показателям, то самое важное — это наша база поставщиков. Один процент экономии по базе — это примерно 1,3 млрд рублей, на сегодня у нас 724 поставщика в России. 75% наших затрат — это именно компоненты. Могу прямо сказать: некоторые наши поставщики — очень хорошие, некоторые — очень плохие. Именно поэтому все больше своего времени я уделяю именно этому вопросу. И мы никогда не согласимся с тем, чтобы кто-то из партнеров пытался нас шантажировать.
—
В интервью одному изданию осенью прошлого года вы говорили, что компания сильно зависит от монопольных поставщиков и вам хочется больше прозрачности и конкуренции на этом рынке. Что вам мешает кардинально изменить работу с поставщиками — так, чтобы проблем с ними не было?
—
В прошлом году у нас было семь проблемных поставщиков, а в этом году уже только три. ОАТ более не является проблемным поставщиком, и потому я и не учитываю их в этой группе, но три поставщика нам по-прежнему создают проблемы. Именно поэтому уже через месяц мы больше не будем с ними работать. По новым программам у нас будут правильные поставщики. Lada Vesta — это 1484 детали и 200 поставщиков, Lada Xray — это 1800 деталей и примерно 250 поставщиков. В ближайшие четыре недели я лично посещу большинство из них. К нашим поставщикам мы предъявляем пять требований: поставка, качество, сервис, цена и условия оплаты.
Должен сказать, что на ВАЗе ситуация с поставщиками оказалась сложнее, чем на ГАЗе. С точки зрения экономики на линии «В0», где мы делаем Nissan, Renault и Largus, мы локализовали 3 тыс. деталей. Но 2 тыс. деталей более выгодно покупать пока в Европе.
Помимо этого мы с удивлением обнаружили, что отдельные поставщики многие свои детали закупают в Китае — таких случаев было около 10. Они об этом умалчивали, но когда курс рубля в сентябре поменялся, нашим поставщикам пришлось об этом заговорить. Но такой псевдолокализации нам не нужно.
—
Вы им сказали «до свидания»?
— Некоторым сказали, с некоторыми продолжаем работать.
—
Когда количество проблемных поставщиков снизится до нуля, вы будете довольны?
— Всегда находится что-то новое, требующее внимания. У нас много хороших поставщиков, но если нет поставок, то возникают большие проблемы на заводе. Эти Рождество и Новый год я провел в Тольятти. В эти дни у нас на предприятии на открытой площадке находилось более 9 тыс. некомплектных автомобилей. Но, скажу честно, на меня произвело огромное впечатление то, как наши сотрудники отработали эти 12 дней. И 12 января у нас уже не было некомплектных машин. Именно за это я люблю Россию: ведь если цель ясна — наши люди могут сделать очень многое.
Но, с другой стороны,
9 тыс. некомплектных автомобилей — и всё из-за того, что три поставщика практически приставили тебе пистолет ко лбу — это то, чего я никогда не потерплю, никогда.
—
До конца 2015 года планируется закрыть сделку по передаче «Ростехом» «АвтоВАЗу» группы «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). Сумма сделки составляет порядка $160 млн. В какой форме будут проведены расчеты? Сообщалось, что сделка может оказаться безденежной и будут выпущены векселя до 2032 года. Какой эффект даст присоединение ОАТ?
— Это сложный вопрос, «Ростех» — один из наших акционеров. У ОАТ было много проблем, именно поэтому было решено, что «АвтоВАЗ» будет им управлять. Сейчас мы на стадии due diligence, мы управляем этой компанией, но мы не приняли решение — что мы должны купить, а что — нет. Если мы будем заключать сделку с «Ростехом», то опубликуем финансовые детали по ней. В сентябре будет финальное решение, включая финансовое.
—
То есть сейчас сложно сказать, что приобретение крупного поставщика позволит снизить издержки на закупаемые детали?
— Ситуация такова, что «АвтоВАЗ» сегодня является заказчиком, который одновременно и управляет этой компанией. Мы сделали все необходимые капитальные вложения в ОАТ. Скажем прямо, без ОАТ мы не смогли бы производить автомобили. Мы получаем 1 тыс. наименований деталей от них каждый день. Именно поэтому я и обратился с просьбой к Сергею Чемезову, объяснив, почему нам необходимо войти в управление этой компанией. Сейчас в Димитровграде на ОАТ работают около 7 тыс. сотрудников, мы создаем культуру производства, «расчищаем» очень многие вещи, качество поступающей продукции улучшилось. 124 детали по Vesta каждый день приходит из Димитровграда.