Началась критика и работ Мая. Со временем все более и более злая. Его отсраняют от проектирования и в конце 1933 года он уезжает из СССР. Причем с его отъездом критика только нарастает. Итогом стала статья аж 1937 году в журнале "Архитектура В СССР". С говорящим названием "
Безобразное наследство архитектора Э.Мая". И в чем была его вина? Собственно в строчной застройке.
А именно, что "
строчная застройка с выходящими на улицу глухими торцами домов не позволяет превратить её в место сборов, демонстраций и массовых шествий"
… В социалистическом же городе улица всегда будет мощным фактором городского ансамбля. Этого не мог и не хотел понять буржуазный филистёр Май!
Всего он пробыл в СССР около 3 лет. Наследием Мая в нашей стране стали несколько десятков зданий строчной застройки в крупнейших индустриальных стройках страны
В общем, в архитектуру успешно вернулись колоны, барельефы, дома-колодцы. А их стены стали продолжением домов. Для красоты массовых шествий. Даже рабство успешно вернулось на кухню. Причем без всяких кавычек. В элитных домах, в первую очередь возводимых по стране, вернулась комната прислуги. Обычно ее компоновали рядом с кухней.
Примером может быть 100 квартирный жилой дом в Новосибирске.
Что самое странное откат произошел даже в методах строительства. Нет, по статьям бетон активно применялся. И это статьи были правдой только, при этом, подавляющее число сталинок что я знаю, построены из кирпича с деревянными межэтажными перекрытиями. Из бетона там только лестничные площадки и часть конструкции. Как в 30х так и 50х. В 50х чуть лучше, но не принципиально. Такое чувство, что некоторые "заказчики" не доверяли бетону и предпочитали жить в кирпичных домах. При этом, практически, исчезло такое понятие как "серия" практически каждый дом стал строиться по индивидуальному проекту. Дорого и долго? Чтож поделать?
Тем более, что как и до революции эти дома не предназначались для простых людей. По сути был тот же набор. Были элитные дома для разных уважаемых людей. Были "доходные" дома с очень небольшими квартирами предназначаемыми для чиновников средней руки. Новинкой стал только промежуточный тип домов.
Там квартиры были сравнимы с первым вариантом, но комнаты были приблизительно одного размера. Эти дома превращали в коммуналки.
Ну а для простых рабочих строили барки с разной степенью комфорта.
Здесь я, кстати, хотел бы подчеркнуть, что все это не было чем-то странным или плохим. Разве что по сравнению с планами какие были до, и какие стали после. Собственно это обычная "западная" схема расселения. Кроме того, что на западе обычно не строили централизованно жилье для своих жителей и не раздавали его очереди.
Все это выглядит очень обидным только по сравнению с мечтами дать всем достойное жилье и построить социализм. А так, схема как схема. Буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат.
Этот новый подход активно пошел в проектирование. Вся Москва в 30е годы активно строилась. Строилось Метро, новые дома, учреждения. И это был действительно очень масштабный проект по градостроительству. По сути планировалось перестроить весь центр одного из крупнейших городов мира. Гигантский проект застройки в одном стиле венцом которого должен был стать "Дворец Советов".
В 1938 году вышел фильм "Новая Москва". Если Вы ее не видели, посмотрите. Он забавный. Это своеобразный гимн этому плану перестройки Москвы.
Особенно меня веселит момент, в котором что-то пошло не так и время на плане двинулось в обратную сторону. В результате, на месте фундамента Дворца Советов возник Храм Христа Спасителя.
Но если не хотите смотреть фильм, то ключевой момент, с планом перестройки Москвы, можно посмотреть здесь: