Задача то на самом деле концептуально простая.
Есть экономика и дороги.
Государство должно обеспечивать
- пропускную способность дорог
- безопасность движения по дорогам
- контроль за тем, что все работают в одинаковых условиях и платят налоги
- эффективность использования собранных средств (т.е. %% затрат на администрирование обоих процессов должен снижаться)
Разрушение дорог
пропорционально
(по версии Мишки) 3-ей степени от массы
(я читал) 4-ой степени от нагрузки на ось
зависит от
скорости, частоты разгон-торможение
использования шипованных шин
Касательно сбора денег - базовые принципы
1. больше ездишь -> больше платишь.
Сбор в составе топлива.
2. где много ездят - там и нужно улучшать дороги
Сборы, направлять в фонд, закреплённый за соответствующим регионом
3. тяжелее -> больше платишь.
Для небольших машин это приблизительно выполняется за счёт топлива (+разовых сборов при растаможке-НДС и т.п.).
2,5 тонный джип потребляет в 1,5-3 раза больше чем 1,5 тонная легковушка.
Значит вопрос только про тяжелые машины.
Следовательно: нужен технический инструмент контроля где-сколько-с какой нагрузкой ездят и на основе этих данных
- собирать деньги
- распределять деньги на ремонт/улучшение дорог
Про безопасность
1. контролируем график работы водителей
те самые тахографы
2. контролируем перегруз
посты контроля + опционально датчики (нагрузки на ось/заполнения объёма) в фуре
3. контролируем скоростной режим фур (кратковременные превышения при обгонах не считаем)
автоматически выписываем штрафы
4. используем фуры как элемент системы мониторинга дорог (от того насколько плохое покрытие, видео-регистрации всего и вся, до установки мобильных радаров)
Про пропускную способность дорог
1. подсказываем грузовику где лучше проехать или где (временно) нельзя
2. смотрим на качество покрытия и эксплуатации дорог (вибрация)
3. смотрим где с какой скоростью идёт транспорт и почему меньше чем возможно.
Про все в одинаковых условиях
1. В зависимости от того насколько "умное" устройство стоит в грузовике - владелец облагается или необлагается "налогом по умолчанию" (уровень которого постепенно повышать)
2. при отсутствии устройства на грузовике и просроченных платежах за прошлые периоды - сигнал гибдд.
Итого нужен
1. чёрный ящик в грузовике (с различным функционалом)
2. система проверки определения "свой-чужой", т. е. есть ли в том грузовике сертифицированное устройство с нужным функционалом
3. система "слива данных с грузовика" для ГИБДД
4. система сбора, хранения и анализа данных
5. система платежей
Ничто не мешает эти системы сделать независимыми, от разных производителей на основе конкурсов
а п.1 вообще отдать нескольким производителям. нехай конкурируют
п. 3-5 - только государственные системы (мы же радеем за безопасность данных)
платежи перевозчиков
через кабинет налогоплательщика, в конце отчётного периода (помесячно/поквартально), за досрочную оплату/авансирование - скидку
оплата создателям систем - за счёт
- продажи/аренды чёрных ящиков перевозчиками
- покупки/аренды систем государством
- %% от платежей перевозчиков зафиксированных устройствами
внедрять всё поэтапно.
В идеале конечное состояние - большая часть финансов напрямую поступает в региональный фонд.
%% уходящий в федеральный обратно пропорционален качеству собирания и использования средств регионом.