Реклама Google — средство выживания форумов :)
Ложь и Толстой
Толстой, переписывая сказку, вычищает эту идею.
Нос Буратино статичен и не реагирует на вранье.
Но от темы лжи не так просто избавиться, и она в сказке Толстого оживает самым неожиданным образом. Прежде, чем увидеть как, вспомним о главной цели Буратино.
Золотой Ключик
Отняв у деревянного мальчика стремление стать человеком, Толстой предлагает ему другую цель – Золотой Ключик. Эта подмена порождает интереснейшие различия двух сказок.
Цель Буратино – не его собственная. Она аккуратно «навязана» ему другими персонажами. Они рассказывают ему о тайне ключика и тайне дверцы в хижине Папы Карло. Они же помогают ему завладеть ключиком и открыть дверцу. И даже Карабас Барабас, если внимательно присмотреться, помогает ему в этом, хотя и участвует в игре в роли антагониста.
Цель Буратино не требует от него никаких внутренних изменений. Золотой Ключик – это волшебное решение. Достаточно вставить его в дверцу, повернуть, и герои окажутся в новом волшебном мире. Поворот ключа не меняет героев, но меняет сам мир вокруг.
Помните, когда Толстой писал сказку? То-то же. Метафора волшебного будущего, ждущего всех за волшебной дверцей, которая вот-вот откроется. Не нужно менять себя, нужно лишь повернуть ключ…
Но что там за дверцей?
Иллюзия
А там, за дверцей, Буратино и других героев ожидает Театр. Не такой, как у Карабаса Барабаса, а другой – светлый и радостный. А почему, собственно, другой? Это ведь только декларация. Если разбирать метафорический смысл самого образа Театра, то ключевое в нем – это… та самая ложь. Иллюзия. Добровольный обман. Подмена реальности представлением. Срежиссированность действия, выдаваемого за реальность. Невидимые ниточки над куклами.
Куклы! Они ведь все остались куклами. И Буратино, и Арлекин, и Пьеро – вся труппа. Толстой не дал им превратиться в людей, он оставил их куклами и просто заманил их в другой театр. А кто будет управлять ими в этом театре?
1936
Я вынес год выхода «Буратино» в «Детгизе» в заголовок заключительного пункта этого исследования.
Символизм сюжета и персонажей сказки, написанной Толстым в 1936 году, мог
оказаться не столь явным и глубоким… Если бы он не взял за основу другую сказку. На месте вырезанных Толстым смыслов остались такие четкие контуры зияющей пустоты, что они притягивают взгляд сильнее, чем те смыслы, которыми он пытался заменить вырезанное. А общая картина и вовсе перестает быть сказкой, а превращается в довольно мрачное полотно.
Что такое «украинство» и почему это стыдно?
Вот что происходит с людьми, что они становятся украинцами? Вот живет рядом с вами человек, нормальный простой человек, не самый глупый, не самый умный. Папа еврей, мама работает в школе. Говорит по-русски. В детстве ходил на Парад Победы, смотрел фильмы про войну. Сидел на одноклассниках и контактах. И тут бац! «Я пышаюся тым, що я украйинець!» Как это происходит?
https://pbs.twimg.com/media/CYIvA_8WQAAaFvJ.jpg [zero size or time out]
Это явления того же порядка, что и наблюдаемое в ходе каждой переписи появление вымышленных народностей. Одни представляются хоббитами и эльфами, другие скифами и половцами, джедаями и лешими. И в общем, знаете, современная этнология ничего этому противопоставить не сможет. У этноса остался один неопровергнутый признак – самосознание. То есть, формально, если человек считает себя немцем или американцем, эльфом или ингерманландцем, казаком или украинцем, то он им и является. Другие критерии этничности – язык, происхождение, территория или вероисповедание часто неприменимы.
Так что происходит с людьми, что они называют себя какими-то странными словами? Ну как всерьез человек может считать себя эльфом? Психиатрия, думаете вы. А как он может носить узорчатую рубаху из этнографического музея под костюмным пиджаком? Как пятидесятилетний мужчина, продавец сала с козятинского рынка, выбривает себе прядь волос на голове, рядится в камуфляж и разбивает палаточный городок на трассе национального значения? Это не психиатрия?
Нет! Это косплей! Такая ролевая игра с переодеваниями. Для нее могут даже придумать язык специальный, как эльфийский у Толкиена. То же принцип у молодежных субкультур. Стремление выделиться и громко об этом заявить. Стремление перевоплотиться в воображаемого персонажа. Особенно к этому склонны подростки. Они привыкают в компьютерных играх к подобному перевоплощению. Дивный, яркий мир, рыцари и чудовища. Казаки и крылатые гусары. И неважно, что ты толстый заика в очках. Ты герой в этом мире!
Но почему же это стыдно, спросите вы? Скажете, ну пусть играют. Хорошо, пусть бы подростки играли в эльфов, играли в украинцев. Но когда подросток вырастает и продолжает жить в игре. Когда правила этой игры предполагают, что этот наш толстый заика в очках кормит дотациями шахтеров Донбасса, когда он герой в модном камуфляже, когда цель игры с грохотом и вспышками взрывов на экране развалить чужие юниты. И этот повзрослевший дурачек теряет окончательно ощущение реальности, записывается, не дай Бог, в добровольцы и тут, наконец, встречается с реальностью.
«Нужна форма и тепловизоры!», «Не хватает боеприпасов и еды!», «Пусть купят супер-оружие!» - вспоминает наш дебил рецепты успеха из компьютерного прошлого. Нет, дружок, ты заигрался.
они почти никогда не называют своего имени и пока есть возможность - прячутся под масками