Есть некоторые мысли о военной помощи США Израилю. Многие считают это чуть ли не главной причиной военных успехов Израиля. На самом же деле, это вопрос сложный и противоречивый. Конечно, любая помощь «помогает», но не все так просто и однозначно.
Начнем с того, что только после Войны Судного Дня в 1973 г США начали оказывать Израилю безвозмездную помощь. А до того, этого не было. То есть в Шестидневную войну в 1967 г и в последовавшую за ней Войну на Истощение, Израиль задаром ничего не получал и за все платил чистоганом.
Во-вторых, помощь США составляет порядка трех процентов израильского бюджета. Конечно, спасибо и за это, но отсюда видно, что вклад Америки в финансирование военных расходов Израиля далек от того, чтобы быть решающим.
Чего многие не понимают, однако, это того, что наряду с положительным влиянием американской помощи Израилю, имеются и некоторые достаточно серьезные отрицательные моменты этой помощи. Вот об этом я и хочу поговорить.
Дело в том, что давая деньги Израилю, Америка требует тратить их только в США.
Американская точка зрения понятна: раз мы вам даем деньги безвозмездно, мы хотим чтобы они, по крайней мере, тратились в нашей стране, давая людям работу у нас, а не где-то. Таким образом, США косвенно субсидируют свою собственную военную промышленность. При этом израильские заказы снижают себестоимость приобретаемых видов оружия, т.к. растет их серийность. С точки зрения американцев все логично и справедливо. А вот с точки зрения израильтян, возникают некоторые проблемы.
Такое положение дел приводит к чрезмерной зависимости Израиля от одного иностранного государства. США, при этом, обладают мощнейшими рычагами давления на политику Израиля. Им ничего не стоит вызвать опасный кризис в обороноспособности Израиля. Для этого достаточно хотя бы прекратить поставку запчастей к стоящей на вооружении в Цахале боевой технике, не говоря уже о закупках новых видов оружия. При этом Израиль может оказаться на грани полного краха.
Это также часто лишает Израиль возможности экспортировать некоторые виды оружия, в которых используются американские компоненты. В результате, Израиль теряет выгодные сделки, которые могли бы принести в казну немалый доход. Этот момент, в частности, фактически снижает истинную величину помощи, т.к. из нее надо бы вычесть сумму потерянных заграничных заказов.
Приведу некоторые конкретные примеры. В середине 70-х, в Израиле был создан многоцелевой истребитель Кфир. Его конструкция была основана на сочетании элегантного корпуса французского Миража с мощным и надежным двигателем американского Фантома, с некоторыми важными израильскими доработками и в значительной степени с собственной авионикой. При этом, двигатель начали выпускать в Израиле по лицензии. Самолет получился очень даже неплохим и ряд стран изъявил желание приобрести его. Однако, американцы, воспользовавшись тем, что двигатель был лицензионным и такое условие было оговорено в контракте, запретили экспорт своих движков и тем, естесственно, сорвали возможность продажи этих машин. Только гораздо позднее, после долгих проволочек, Штаты позволили продать небольшие партии Кфиров нескольким южноамериканским странам (Чили, Аргентина, Эквадор...). Таким образом, Израиль не смог реализовать весь экспортный потенциал Кфиров и лишился значительной доли возможных доходов от экспорта. Кроме того, производство на экспорт снизило бы себестоимость всех машин, то есть и тех, которые производились для себя.
Еще более серьезный удар был нанесен по израильскому самолетостроению в случае с Лави. Это был тоже многоцелевой истребитель, но совершенно нового поколения. Он должен был превзойти, по своим ЛТХ и авионике, знаменитый Ф-16. Тут надо сказать, что поначалу американцы даже помогли субсидировать разработку Лави, разрешив использовать часть своей помощи на эту цель. В США был создан новый, очень экономичный двигатель для нового израильского истребителя, более совершенный, чем тот, который был использован в Ф-16. Он должен был выпускаться в Израиле по лицензии. Американцы считали тогда, что Лави будет довольно скромным штурмовиком. Однако, когда они разобрались, что «новорожденный» обладает недюжинным потенциалом и может составить сильную конкуренцию для Ф-16 на международных рынках, в Штатах забили тревогу. На Израиль было оказано беспрецедентно сильное давление чтобы свернуть программу Лави. Методом кнута и пряника США добились своего. А ведь уже были изготовлены три прототипа этой машины в металле и они успешно летали. Если бы Лави пошел в производство, это освободило бы Израиль от полной зависимости от США в области боевых самолетов и стало бы мощным толчком для развития собственной самолетостроительной промышленности, создав много новых рабочих мест. Но это же лишило бы Америку возможности субсидировать свою промышленность и привело бы к появлению на рынке нового опасного конкурента. Итого, Израиль остался в полной зависимости от доброй воли дяди Сэма, лишился потенциальных доходов от экспорта, и не создал новых рабочих мест.
Подобная же история произошла и в кораблестроении. В Израиле на судоверфи в Хайфе строились ракетные катера. Но, когда позднее, Израиль решил приобрести несколько более крупные суда – корветы, то заказ уплыл за океан, а своя судоверфь страдала от неполной загрузки производственных мощностей.
Можно вспомнить и историю с Галилем, автоматом, созданным в Израиле на базе АК-47. Он пошел на вооружение израильской пехоты, но позднее был заменен менее надежным американским автоматом М-16.
Израиль выпускает танки Меркава, но двигатель к нему закупается в Германии, у тамошней дочерней компании американской корпорации. А ведь мог бы выпускаться и у себя, хотя бы по лицензии, опять же, обеспечив независимость в столь важной области, создав немало новых рабочих мест и дав огромный импульс росту научно-технического потенциала страны.
Кроме того, скована возможность диверсификации источников закупки вооружений за рубежом. Ведь во многих случаях, Израиль мог приобрести, в самых разных странах, лучшие образцы военной техники, чем те, что имелись в наличии в США. В частности, многие образцы оружия могли бы быть приобретены в России. Помимо повышения боеспособности своей армии, это также позволило бы уменьшить зависимость от одного единственного источника оружия.
Все эти возможности были упущены, сделав Израиль очень уязвимым для всевозможных запретов, эмбарго и попыток диктата. В качестве примеров такого рода действий, можно привести отказ Англии от поставок запчастей для израильских Фантомов, что грозило поставить на прикол целый флот из 140
Ф-4, все еще состоявших в строю в Хель ХаАвире. Германия также создала проблему, отказавшись продавать танковые дизеля к новейшим израильским Меркавам.
Были в свое время серьезные проблемы и с французской боевой техникой, когда Франция наложила эмбарго на поставки в Израиль уже оплаченной ранее военной техники. Бывали задержки и с поставками американской техники, а на пожелания приобрести некоторые виды вооружений, Америка вообще ответила отказом.
Можно спросить, почему же, в таком случае, Израиль не исправит положение. Причин на это много, как объективных, так и субъективных.
Во-первых, конечно, тесное сотрудничество с Америкой открывает для Израиля много новых перспектив, в самых разных областях. Так, Америка помогла профинансировать некоторые очень важные исследования, в частности, создание системы ПРО Хец. Израильские компании были также привлечены к некоторым первостепенным проектам в США.
Во-вторых, это все-таки облегчает тяжкое бремя военных расходов, которое вынуждена нести на своих плечах эта маленькая страна.
Но, в третьих, надо все же признать, что действует также и феномен наркомана, который не в силах отказаться от своего наркотика. И это весьма прискорбно.
Ибо в сиюминутных интересах, помощь, конечно, важна. Но с точки зрения долгосрочных перспектив, оковы такой помощи нанесли в прошлом и могут нанести в будущем серьезный вред в деле укрепления обороноспособности Израиля, так же как и в области принятия стратегически важных для страны политических решений.
Это сообщение редактировалось 30.05.2004 в 10:22