[image]

Нефть.

Теги:политика
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9

TT

паникёр

TEvg, 24.05.2004 05:07:26 :
>Кстати не стоит боятся парового двигателя - они создаются и совершенствуются до сих пор и на Ж/Д врядли сильно уступят своим электро или дизельным конкурентам.

Электродвигателю они уступят. Все таки у того КПД 90-99% ;)
И вот беда нынешние паровики проектируют под нефть/газ. Лопатой нынешним людям почему-то в лом махать.
Кстати Рудольф Дизель проектировал свой движок как всеядный. Работающий на растительном масле и угольной пыли.
 


Какие лопаты? Все автоматизировано и стерильно. Тем более сжигается не уголь, а смесь воды и угольной пыли. Паровой двигатель имеет просто фантастический по нынешним меркам крутящий момент. Кроме того не стоит забывать что для получения электричества как правило приходится кое что сжигать (70% энергетики - ТЭЦ). ИМХО атомная энергетика решает все проблемы - нефть можно будет использовать преимущественно в нефтехимии. Да и вообще угля в мире дофига, а из него можно делать все что угодно, включая жидкое топливо.
   

TEvg

аксакал

админ. бан
>Какие лопаты? Все автоматизировано и стерильно. Тем более сжигается не уголь, а смесь воды и угольной пыли.

Очень интересно! А подробности не расскажете? Может ссылочку покинете, только пжалста на русском языке..

>Паровой двигатель имеет просто фантастический по нынешним меркам крутящий момент.

Ага.

>70% энергетики - ТЭЦ

Все-таки ГРЭС.

>ИМХО атомная энергетика решает все проблемы

Не все. Безопасность, отходы, низкий КПД. ПГТУ симпатичней. Кроме того надо юзать U-238 т.к. U-235 на грани исчерпания, а здесь еще и конь не валялся.

>Да и вообще угля в мире дофига

Только доступного мало.
   

TT

паникёр

Не подскажу, просто помню что в журнале "Наука и жизнь" часто писали про паровые двигатели.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
>TEvg
>Кроме того надо юзать U-238 т.к. U-235 на грани исчерпания, а здесь еще и конь не валялся.

Вы уверены, что ничего не перепутали? ;)

>TT
> Не подскажу, просто помню что в журнале "Наука и жизнь" часто писали про паровые двигатели.

А в какие годы? До 92-го включительно я такого не встречал.
   
EE Татарин #31.05.2004 18:16
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Еще одна успокаивающая статейка из "Лос-Анжелес Таймс":



   

au

   
★★☆
[quote|Татарин, 31.05.2004 17:16:01 :]Еще одна успокаивающая статейка из "Лос-Анжелес Таймс"[/quote]

Ага, особенно про рост потребления в Китае очень успокаивает :)
   
RU CaRRibeaN #31.05.2004 23:13
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Кстати эти самые битумозные пески с запасами класса С2 в 200 млрд тонн - штука внушающая оптимизм :)) Кстати за счет внесения песков в балланс, Канада заметно в 2002 году поднялась, с 5 на 3-тее место, если не ошибаюсь
   
+
-
edit
 

vector3D

втянувшийся
★★★
админ. бан
Еще одна успокаивающая статейка из "Лос-Анжелес Таймс":

 

Когда сейчас читаешь про нынешние высокие цены на нефть, то часто можно встретить фразу типа "... недооценённый экспертами рост спроса на азиатских рынках ... также привел к высоким ценам..." или что-то в этом роде. Суть в том что на данный момент мало кто может предсказать как будет расти потребление нефти в Китае и Индии. В обоих странах автомобильный бум ещё впереди... И как он будет развиваться при отсутствии мало мальского избытка предложения на рынке, тоже трудно сказать. Помню читал в 99-ом году про возможные альтернативные технологии в системе нефть-ДВС, там по состоянию на 98 год утверждалось, что при цене ниже 32 долларов за баррель нет ни одной альтернативной технологии на которую можно было бы найти инвесторов. Т.о. цена в районе 40 $ обьективно должна способствовать замедлению роста спроса/стагнации/снижению спроса в странах могущих это себе позволить т.е. богатые индустриально развитые страны.
Я хочу сказать что цена будет далее определяться не столько балансом спроса и предложения сколько балансом цены нефти и цены альтернативных технологий. И если избыток нефти и будет то цена этой нефти вряд ли упадет до действительно бросовых цен. Не думаю, что разработка нефти в Сибири так уж дешева...
   

TEvg

аксакал

админ. бан
>Вы уверены, что ничего не перепутали?

Нет, U-235 только 0.7% в природном уране. Запасов U-235 сейчас лет на 50. Ну с учетом неразведанных месторождений пусть будет 100 лет. Это мизер.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
>Нет, U-235 только 0.7% в природном уране.

А энергетике-то не всё равно? ;)
   

au

   
★★☆
[quote|CaRRibeaN, 31.05.2004 22:13:52 :]Кстати эти самые битумозные пески с запасами класса С2 в 200 млрд тонн - штука внушающая оптимизм :)) Кстати за счет внесения песков в балланс, Канада заметно в 2002 году поднялась, с 5 на 3-тее место, если не ошибаюсь[/quote]

Эти пески внушают надежду лишь для абстрагировавшихся от финансовой реальности :) Когда нефть достигнет 60-70д (без учёта инфляции), тогда начнутся пески. Я знаю что в Альберте(?) в Канаде они для себя добывают, но это всё.
   
RU CaRRibeaN #01.06.2004 23:56
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

>Когда нефть достигнет 60-70д (без учёта инфляции), тогда начнутся пески.

Да они уже полным ходом, не зря Канада в балланс внесла. Могу запостить статейку по современному (почти, 2002 год) состоянию разработки этого добра, надо?
   
+
-
edit
 

stas27

модератор
★★★
CaRRibeaN, 01.06.2004 22:56:59 :
>Когда нефть достигнет 60-70д (без учёта инфляции), тогда начнутся пески.

Да они уже полным ходом, не зря Канада в балланс внесла. Могу запостить статейку по современному (почти, 2002 год) состоянию разработки этого добра, надо?
 


Было бы интересно. Особенно то, сколько такие углеводороды стоят.
   
RU CaRRibeaN #02.06.2004 01:32
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Разработка битуминозных песков в Канаде
В условиях постепенного истощения традиционных запасов нефти все большее значение приобретают запасы сырья, еще недавно мало привлекавшего добывающую промышленность. К такому сырью относятся и т.н. битуминозные пески Западно-Канадского нефтегазоносного бассейна (НГБ), представляющие собой смесь глины, песка, воды и нефтяных битумов. Общая площадь, занятая здесь битуминозными песками, составляет около 77 тыс.кв.км. Запасы нефти в битуминозных песках являются крупнейшими в мире. Они составляют, по различным оценкам, 65-71% мировых доказанных и перспективных геологических запасов нефти в битуминозных породах любого типа. Содержащиеся в породе битумы состоят на 50% из асфальтенов и смол, обычно содержат много серы, ванадия и никеля. По канадским стандартам к таким битумам относятся сверхтяжелые нефти плотностью не ниже 0.98 г/куб.см.
Общие запасы битуминозных песков оцениваются в 377-397 млрд куб.м, однако только 20% этих пород, залегающих на глубинах до 80 м, можно при нынешних технологиях рентабельно отрабатывать открытым способом [10]. На многих участках промышленных районов пески выходят на дневную поверхность. Для извлечения нефти из более глубоких горизонтов (а залежи этих песков прослеживаются до глубины 800 м) необходимы специальные технологии. Доказанные запасы нефти в «рентабельной» части месторождений на начало 2001 г. составляли 300 млрд барр. [2], или – принимая среднюю плотность флюида 1.00 г/куб.см, – около 48 млрд т. Только за счет запасов нефти в битуминозных песках Канада может удовлетворять свои энергетические потребности на протяжении 475 лет или мировые – в течение 15 лет [14].
К числу крупнейших месторождений битуминозных песков относятся Атабаска, Колд-Лейк, Пис-Ривер, Трайэнгл, Уобаска в провинции Альберта. Самое крупное из них – месторождение Атабаска открыто еще в XVIII веке: пробные разработки битуминозных песков относятся к 1778 г. Месторождение расположено в 400 км от городка Форт-Мак-Марри, занимает площадь более 42 тыс.кв.км и приурочено к зоне выклинивания тонкозернистых кварцевых песков раннемелового возраста на склонах Канадского щита. Средняя мощность продуктивной толщи (свиты Мак-Марри и Уобиско) составляет 46 м, максимальная – 90 м. Глубина ее залегания – до 610 м от поверхности. Средняя битумонасыщенность – 7.8 вес.%. Плотность загустевших битумов – 1.02-1.03 г/куб.см. Геологические запасы битумов этого уникального месторождения оцениваются в 100-138 млрд куб.м [1, с.44], из них около 12 млрд куб.м залегают на глубинах до 45 м. Из битумов Атабаски можно получить не менее 36 млрд т нефти. Иными словами, одно только это уникальное месторождение сравнимо по величине с подтвержденными нефтяными богатствами Саудовской Аравии. Материнскими породами для сверхтяжелых нефтей Атабаски большинство канадских геологов считает исключительно богатые органикой меловые сланцы, выходы которых известны на юге НГБ [14]. Формирование этих пород проходило в условиях дельтового и прибрежно-морского осадконакопления [15].
Доказанные запасы битумов других месторождений значительно скромнее (млрд т): Колд-Лейк – 13.7, Уобаска – 13.7, Пис-Ривер – 11.8. Битуминозные пески залегают на глубинах от 150 до 800 м, а плотность флюидов несколько ниже, чем на Атабаске: 0.979–0.994 г/куб.см.
В других бассейнах Канады месторождения заметно уступают объектам провинции Альберта. При этом пока еще остаются практически не исследованными залежи битуминозных песков на арктическом острове Мелвилл, о которых только и известно, что по запасам они приближаются к Атабаске. Хотя иногда прогнозные запасы заполярного месторождения объявляются еще более высокими: из него будто бы можно получить около 80 млрд т нефти! [15].
Добыча сырья из месторождений битуминозных песков Канады неуклонно растет. В 1979 г. сверхтяжелая нефть, извлеченная из этих песков, была переработана Syncrude Canada в 2.75 млн т обычной легкой нефти (такую переработанную нефть в Канаде называют «синтетической», а иногда – по торговой марке – Syncryde Sweet Blend, или SSB). Плотность SSB может меняться от 0.860 до 0.871 г/куб.см; содержание серы – 0.1-0.2%. Таким образом, Syncryde Sweet Blend является самой низкосернистой нефтью во всей Северной Америке. SSB не содержит осадка, тогда как в нефтях «естественного» происхождения допускается 8%-ный осадок [14]. Эта нефть добавляется в бензин (одна часть нефти на 8 частей бензина), используется как дизельное топливо, а также как сырье для нефтехимии. В Канаде «синтетическая» нефть считается высококачественным, экологически чистым продуктом. Через 20 лет с начала добычи, в 1999 г., объем переработанной нефти, добытой из битуминозных песков, составил уже 11.15 млн т, 13% национального потребления нефти [7, с.46]. В 2000 г. уровень добычи в Канаде достиг 308.3 тыс.барр./сут (15.4 млн т/год). Теперь сверхтяжелая нефть из битуминозных песков составляет около 26% добываемой в Канаде нефти [10].
В недалеком будущем объем извлекаемой из битуминозных песков нефти превысит 50% канадской добычи. Предполагается, что производство SSB в 2004 г. составит 370 тыс.барр./сут (18.5 млн т в год), а в 2007 г. – 450 тыс.барр./сут (22.5 млн т/год) [7, с.46]. По расчетам [14], в 2007 г. будет производиться даже 27 млн т «синтетической» нефти, а по прогнозу Канадского энергетического института (Canadian Energy Research Institute) при оптимальном варианте развития событий производство нефти из битуминозных песков в том же 2007 г. может превысить 40 млн т [4]. К 2015 г. производство SSB достигнет 1.15 млн барр./сут (57.5 млн т/год) [14].
Залежи битуминозных песков на западе Канады разрабатывают в основном две крупнейшие корпорации: Syncrude Canada и Suncor Energy Corp. Корпорация Syncrude Canada – совместное предприятие, созданное в декабре 1964 г. частными компаниями (в скобках – доля вложенного капитала) AEC Oil Sands L.P. (10%), AEC Oil Sands Ltd. Partnership (5%), Canadian Oil Sands Investments Inc. (21.74%), Conoco Oil Sands Partnership (9.03%), Impetial Oil Resources (25%), Mocal Energy Ltd. (5%), Murphy Oil Company Ltd. (5%), Nеxen Inc. (7.23%), Petro-Canada (12%) [14]. Разработку битуминозных песков корпорация Syncrude ведет с июля 1978 г. Деятельность ее регулируется десятком правительственных актов.
Открытым способом добывают около 63% сверхтяжелой нефти, остальное приходится на подземную добычу [13]. Горные механизмы в карьерах и шахтах добывают в сутки около 500 тыс.т породы, из которой извлекается около 92 тыс.куб.м мальты.
Извлечение мальты из битуминозных песков происходит в непосредственной близости от карьеров – в поселках Ороре и Милдред-Лейк. Извлеченную породу обрабатывают паром, горячей водой и каустической содой в закрытых контейнерах; затем механическим путем отделяется глина; оставшаяся масса перемешивается с поступающей из шахты Норт-Майн по трубопроводу пульпой. Доля гидротранспорта составляет 50%, после 2006 г. она вырастет до 100%.
Стандартный процесс сепарации мальты включает две стадии. Сначала происходит промывка породы горячей водой, уносящей большую часть песка и глины. Затем образовавшаяся липкая пена подвергается воздействию легких углеводородов, уносящих воду и твердые вещества. После такой обработки мальта превращается в SSB. Выход мальт из битуминозных песков составляет около 98% [15].
Нефтеперерабатывающий завод компании Syncrude Canada расположен в пос.Милдред-Лейк, в 40 км севернее г.Форт-Мак-Марри. Существенным для сбережения электроэнергии, а значит, и для удешевления конечного продукта является то, что переработка извлеченной из песков мальты ведется при низкой температуре: 50оС на шахте Норт-Майн и 25-35о – на шахте Ороре. Экономия энергии доходит до 40% по сравнению с «классическим» процессом, идущим при температуре 80оС. Завод состоит из установки для атмосферной дистилляции, вакуумной перегонной установки, устройств для обработки мальты водородом и жидким коксом. Производительность их постоянно растет и в настоящее время составляет (тыс.барр. битума в сутки): двух установок по обработке коксом – 110, гидропроцессора – 60, установки вакуумной дистилляции – 300 [14]. Вместимость заводских хранилищ мальты – около 1 млн т.
Особое внимание в деятельности корпорации уделяется сохранению и восстановлению окружающей среды. Syncrude Canada тесно сотрудничает с экологической полицией, входит в кооперативный Alberta Ecotrust – объединение, координирующее усилия крупнейших промышленных компаний и экологических организаций по мониторингу природной среды. В исследовательских лабораториях компании разработан пакет мероприятий по предотвращению загрязнения воздуха отходами производства и сокращению выбросов парниковых газов. К 2008 г. эти выбросы по сравнению с 1990 г. снизятся на 38%.
Объем производства «синтетической» нефти в Syncrude Canada был максимальным в 1999 г. В 2000 г. добыча корпорации снизилась до 10.16 млн т SSB, хотя при средней производительности 203 тыс.барр./сут максимальная суточная добыча поднималась до рекордных 287.5 тыс.барр. [14].
План развития корпорации на 1996-2007 гг., или проект «Syncrude-21», успешно осуществляется. Введены в эксплуатацию шахты Норт-Майн (в октябре 1997 г.) и Ороре (в мае 2000 г.), причем шахта Ороре стала единственным подразделением на месторождении Атабаска, где добыча битуминозных песков отделена от переработки извлеченной мальты (переработка осуществляется на НПЗ Милдред-Лейк, расположенном в 35 км южнее этой шахты). Доставка породы на НПЗ пока происходит с помощью 45-тонных самосвалов. С Норт-Майн порода доставляется по пульпопроводу. Перекачка осуществляется по собственному способу, запатентованному компанией в 1993 г. и применяемому на практике с 1997 г. В дальнейшем предусмотрено обеспечить гидротранспорт добытого сырья и с шахты Ороре.
Общая стоимость проекта «Syncrude-21» была определена в 8 млрд кан.дол., из них к осени 2001 г. израсходовано 1.5 млрд (за все предыдущие годы деятельности корпорации, то есть за 1973-1996 гг., было потрачено 5 млрд кан.дол.). В 2000 г. расходы по проекту «Syncrude-21» составили 510 млн кан.дол. На 2001 г. выделено более 900 млн [14].
С развитием добычи происходит систематическое снижение эксплуатационных затрат. Себестоимость 1 барреля продукции в Syncrude Canada снизилась с 25.81 кан.дол. в 1979 г. до 12.64 дол. в 1999 г., причем прямые эксплуатационные затраты составили 11.44 дол./барр. [7, с.46]. В 2000 г. себестоимость 1 барр. SSB составила 12.25 кан.дол. [14]. Со временем она должна снизиться до 11 кан.дол. (7.4 дол. США) за баррель. Именно такую цену президент США Дж.Буш в ходе переговоров с премьер-министром Канады в феврале 2001 г. посчитал приемлемой для широкого участия американского капитала в разработке месторождений битуминозных песков. Поставленный рубеж уже был близок в 1998 г., когда 1 барр. SSB стоил 11.44 кан.дол. Однако повышение цен на сырье, прежде всего на природный газ, привело к постепенному удорожанию продукции, и в 2001 г. себестоимость SSB, видимо, вплотную подойдет к 13 дол./барр. [14]. Тем временем в новых проектах, к осуществлению которых компании приступят во второй половине текущего десятилетия, заложена себестоимость «синтетической» нефти в 6-7 дол./барр. [16]. Цена продаваемой SSB в 2000 г. составила в среднем 17.45 кан.дол./барр. [14].
Корпорация Suncor Energy Corp. была первой в мире, взявшейся за разработку битуминозных песков в промышленном масштабе. Она приступила к добыче песков Атабаски еще в 1967 г. (в то время она называлась Sun Oil Company). В настоящее время в составе корпорации образовано специализированное добычное подразделение Oil Sands Group, базирующееся в г.Форт-Мак-Марри (провинция Альберта). Запасы корпорации составляют около 1.2 млрд т нефтебитумов. Этого достаточно для того, чтобы добывать 400 тыс.барр. нефти в сутки, или 20 млн т в год в течение по меньшей мере 50 лет. В 1999 г. Oil Sands Group добывала по 105.6 тыс.барр. нефти в сутки (5.25 млн т в год), в 2000 г. – 113.9 тыс.барр./сут (5.74 млн т/год), но уже в 2002 г. добыча должна возрасти вдвое – до 225 тыс.барр./сут (12.75 млн т/год). Себестоимость нефти, добываемой Suncor Energy, несколько выше, чем у Syncrude: 12.55 кан.дол./барр. в 2000 г. [8]. В 2001 г. ожидается снижение операционных расходов до 11.40 кан.дол./барр., а в 2002 г. – до 10.40 дол., при этом коммерческая стоимость нефти сократится с 17.25 кан.дол./барр. в 2000 г. до 13.65 дол. в 2002 г. В перспективные планы компании включено снижение эксплуатационных расходов до 8.5–9.5 кан.дол./барр. [17].
В 1999 г. Suncor Energy Corp. приступила к расширению добычи битуминозных песков. Рассчитанный на 8 лет «Проект Миллениум» обойдется корпорации в 3.25 млрд кан.дол. В результате его осуществления добыча в 2008 г. возрастет до 400-450 тыс.барр./сут. Наиболее существенным звеном в этих планах является проект подземной добычи «Файербаг» (Firebag In-situ Oil Sands Project), предусматривающий внедрение нового метода добычи битуминозных песков. Суть метода сводится к параллельной проходке двух горизонтальных скважин, в одну из которых будут закачивать пар для разогрева породы, а по другой – выкачивать битумы вместе с горячей водой. По завершении в 2005 г. первой стадии реализации проекта «Файербаг» корпорация будет получать около 35 тыс.барр. синтетической нефти в сутки (1.75 млн т в год); к концу текущего десятилетия добыча возрастет до 7 млн т/год. Подземные разработки благоприятствуют сохранению ландшафта, при них разрушению подвергается не более 10% вовлеченной в промышленный оборот территории [17]. Рядом со скважинами сооружается установка по переработке мальты в синтетическую нефть. В 2000 г. расходы по проекту «Файербаг» составили 450 млн кан.дол.
К разработке битуминозных песков приступили (или приступают) и другие канадские компании. Чаще всего они объединяются при этом в совместные предприятия, где компаньонами выступают дочерние фирмы крупных интернациональных корпораций. В конце 2000 г., по данным Национального энергетического совета (National Energy Board), суммарная стоимость всех реализуемых в Канаде проектов разработки битуминозных песков достигла 34 млрд кан.дол. [9, с.30].
В августе 1999 г. было объявлено о начале реализации проекта «Атабаска» (Athabasca Oil Sands Project). В осуществлении его участвуют компании Shell Canada Ltd. (60% капитала), Western Oil Sands Inc. и Chevron Canada Resources Ltd. (по 20% каждая), причем Shell является владельцем месторождения Атабаска и перерабатывающей инфраструктуры. Для реализации проекта партнеры создали специальную фирму – Albian Sands Energy Inc. Проект включает строительство шахты в 70 км к северу от г.Форт-Мак-Марри, перерабатывающей установки в г.Скотфорд, трубопровода, соединяющего месторождение с НПЗ. Стоимость реализации проекта составляет 3.8 млрд кан.дол. (в ценах 1998 г.). Начальная производительность шахты – 155 тыс.барр. мальты в сутки (около 7.75 млн т в год). Разогретая мальта будет направляться в г.Скотфорд, где из нее будут получать «синтетическую» нефть. Предполагается, что добыча начнется в 2002 г. [8]. В дальнейшем, не позднее 2010 г., производительность возрастет до 225 тыс.барр. мальты в сутки (11.25 млн т в год) [11].
Компания Shell Canada Ltd. приступает также к разработке битуминозных песков месторождения Маскег-Ривер. Пески залегают практически на поверхности и отличаются высоким содержанием битумов. Общие запасы этих битумов составляют около 5 млрд барр. (около 800 млн т). В течение первых 30 лет разработки будет добыто не менее 1.65 млрд барр. мальты (около 250 млн т) [12]. Кроме того, компания предполагает ввести в эксплуатацию шахту Джекпайн производительностью около 100 тыс.барр. мальты в сутки (5 млн т в год) [11].
В декабре 2000 г. приступила к разработке месторождений битуминозных песков независимая компания Canadian Natural Resources. По реализуемому ею проекту «Херайзен» в 75 км севернее г.Форт-Мак-Марри осваиваются пески на площади 15.2 тыс.га из принадлежащих компании 38.5 тыс.га. Пески залегают у самой поверхности, что значительно удешевляет их отработку. Проект рассчитан на добычу в течение 50 лет ежесуточно по 300 тыс.барр. породы, которую на месте будут перерабатывать в «синтетическую» нефть. Производительность перерабатывающей установки – 12 млн т в год. Первая продукция ожидается в 2009 г. [3, с.29]. Общие запасы битумов на месторождении оценены в 2.4 млрд барр. (около 380 млн т) [9, с.31].
Компания Imperial Oil на севере провинции Альберта владеет лицензией на разработку месторождения площадью около 780 кв.км близ оз.Колд-Лейк. Подтвержденные запасы битумов здесь на конец 1996 г. составляли 752 млн барр. (около 120 млн т) [6, с.16]. Около 20 лет и 250 млн кан.дол. было потрачено на экспериментальную проверку различных технологий извлечения нефти из породы. Коммерческая добыча началась в 1985 г. Планом предусмотрено 16 стадий разработки месторождения, в каждую из которых будет добываться ежесуточно 1500 куб.м песка (9500 барр., или около 1.5 тыс.т нефти в сутки). К 2000 г. завершено 10 стадий. В 1996 г. добыча составляла 47 тыс.барр. в сутки, но уже в следующем году она достигла 108 тыс.барр./сут [5, с.18-20]. В 1998 г. были закончены 9-я и 10-я стадии разработки, прошедшие на участке Махикан (Mahihkan). Продолжением этого участка станет участок Махикан-Норт, подтвержденные запасы битумов которого составляют 125 млн барр. (около 20 млн т). Начало добычи здесь ожидается в 2005 г. Чуть раньше будет сдан в эксплуатацию участок Махкесес (11–13 стадии разработки). 14–16 стадии начнутся с вводом в эксплуатацию участка Набийе с подтвержденными запасами битумов 250 млн барр. (около 40 млн т). На этом участке начиная с 2006 г. будет добываться по 30 тыс.барр. мальты в сутки (около 1.5 млн т/год). На ввод в эксплуатацию только двух участков (Махикан-Норт и Набийе) компания намерена потратить около 1 млрд кан.дол. К 2010 г. Imperial Oil будет производить по 180 тыс.барр. «синтетической» нефти в сутки (9 млн т в год) [5].
На месторождении Колд-Лейк мощность горизонта битуминозных песков превышает 400 м. Разрабатывать это месторождение открытым способом нельзя. Поэтому Imperial Oil вынуждена бурить скважины и применять так называемую циклическую паростимуляцию: из наземной передвижной генераторной установки пар закачивается под высоким давлением в скважины, порода нагревается, вязкость ее уменьшается, и она выкачивается наверх. Здесь к битумам добавляется легкий нефтепродукт, после чего смесь поступает в трубопровод.
Себестоимость добычи 1 барреля нефти за период 1985-1996 гг. снизилась на одну треть; извлекаемость битумов за то же время выросла с 17 до 25%. Цены «синтетической» нефти, продававшейся компанией Imperial Oil, приведены в табл.1.
Таблица 1
Динамика цен на обычную и «синтетическую» нефть месторождения Колд-Лейк, кан.дол./барр.
Виды нефти 1992 1993 1994 1995 1996
Обычная 21.31 19.58 19.46 21.72 26.71
«Синтетическая» 18.64 17.14 18.18 20.82 25.08
Источники: [6]
Компания Petro–Canada, чье добывающее предприятие вошло в строй в 1997 г., участвует в разработке месторождения битуминозных песков (название его не приводится) на севере провинции Альберта; в капитале предприятия ей принадлежит 12%; производительность предприятия – 20 тыс.барр./сут (1 млн т в год). Правда, в первый год его деятельности добыча была выше: 24.9 тыс.барр./сут (1.25 млн т в год). Компания осваивает также новое месторождение Маккей-Ривер. Его запасы составляют 233 млн барр. (около 37 млн т) битумов. Стоимость освоения составит 290 млн кан.дол. Планируемый объем добычи в 2002 г. – 30 тыс.барр./сут (1.5 млн т в год), в 2010 г. – 80 тыс.барр./сут (4 млн т в год) [9, с.31].
Компания PanCanadianPetroleum вкладывает 370 млн кан.дол. в освоение месторождения Кристина-Лейк (недалеко от г.Форт-Мак-Марри). Добыча начнется в 2002 г. на уровне 10 тыс.барр./сут, а к 2009 г. достигнет 70 тыс.барр./сут (3.5 млн т в год) [9, с.31].
Компания Alberta Energy в начале 2002 г. собирается ввести в эксплуатацию месторождение Фостер-Крик с запасами битумов 140 млн барр. (более 22 млн т). Начальная фаза освоения обошлась компании в 230 млн кан.дол. Добыча начнется с 20 тыс.барр./сут и к 2007 г. достигнет 100 тыс.барр./сут (5 млн т в год) [9, с.31].
Компания BlackRockVentures, владеющая 75% акций месторождения Орион (близ оз.Хилда на северо-востоке провинции Альберта), предполагает разрабатывать это месторождение с запасами битумов 154 млн барр. (24 млн т) в два этапа; на начальном (2002 г.) добыча составит 10 тыс.барр./сут, а потом удвоится. Затраты на освоение месторождения оценены в 180 млн кан.дол. [9, с.31].
Компания SyEnCo Energy приступила к освоению расположенного в 100 км южнее г.Форт-Мак-Марри месторождения с запасами битумов 2.7 млрд барр. (около 420 млн т). Промышленная добыча здесь начнется в 2004 г. на уровне 20 тыс.барр./сут (1 млн т в год) и скоро вырастет до 80 тыс.барр./сут (4 млн т в год). Освоение месторождения обойдется в 1.5 млрд кан.дол. Для разогрева битуминозных песков предполагается использовать уголь [9, с.31].
Компания ExxonMobil Canada планирует вложить 2.5 млрд кан.дол. в освоение месторождения Кёрл-Ривер. Запасы битумов этого месторождения оцениваются в 1.7 млрд барр. (около 270 млн т), и компания, начав его эксплуатацию в 2005 г., намерена в течение нескольких лет довести добычу до 160 тыс.барр./сут (8 млн т нефти в год). В более далекой перспективе, после вложения дополнительных 6.5 млрд дол., она рассчитывает добывать по 300 тыс.барр./сут (15 млн т в год) [9, с.31].
Компания Solv-Ex Corp., вложив 100 млн кан.дол., вводит в эксплуатацию в районе поселка Битумаунт (близ г.Форт-Мак-Марри) шахту для разработки битуминозных песков, производительность которой составит 14 тыс.барр./сут (0.7 млн т в год). Общие геологические запасы нефти в районе Битумаунт оцениваются в 1.7 трлн барр., в том числе извлекаемые (и намеченные к карьерной отработке) – более 100 млрд барр. (около 16 млрд т) [9, с.31].
Далеко не все независимые и мелкие компании могут разрабатывать месторождения битуминозных песков собственными силами, поэтому партнерство в этой области деятельности в Канаде очень распространено. Например, TruNorth Energy, совместная компания, созданная Koch Petroleum Canada (78% капитала) и UTS Energ (22%), готовит к отработке месторождение Форт-Хиллс с запасами 2.4 млрд барр. (около 38 млн т) нефти. Месторождение должно войти в строй в 2005 г. Использование современных технологий добычи и переработки позволит поднять начальную производительность вдвое – до 190 тыс.барр. нефти в сутки (9.5 млн т/год) [9, с.31].
В качестве партнеров зачастую привлекаются и иностранные компании. Opti Canada, используя технологию, разработанную израильской Ormat Group, намерена начать разработку месторождения Лонг-Лейк. Стоимость проекта составляет 450 млн кан.дол., а на полную мощность (30 тыс.барр./сут, или 1.5 млн т в год) месторождение выйдет в 2004 г.
В 2002 г. начинается экспериментальная отработка месторождения битуминозных песков в районе Хенджингстон, в 50 км юго-западнее г.Форт-Мак-Марри. Стоимость проекта – 130 млн кан.дол. Добыча от начального уровня 1.5 тыс.барр./сут к 2005 г. вырастет до 10 тыс.барр./сут (0.5 млн т нефти в год). Интересно, что этот проект будут реализовывать только японские компании: 69.2% акций принадлежит Japan National Oil, 6.2% – Japan Petroleum Exploration, а 24.6% – 70 мелким японским владельцам [9, с.31].
   

MD

координатор
★★★★
Вообще то, не радуют меня эти новости о наращивании добычи... Сейчас у нас по канадскому доллару за литр бензин, и народец зашевелился -падает спрос на джипы и грузовики, растет на компактеые автомобили, дизеля и гибридные. Подержалось бы так лет несколько, чтобы народ привык к мысли, что стоимость бензинца - серьезный фактор, и много чего начало бы происходить на рынке полезного.
Но, боюсь, не будет этого - во первых, при такой цене сумасшедшая прибыльность, и, соответственно, предложение возрастет. Во вторых, такие цены популярность правительства роняют, а оно этого никак не может допустить.
Думаю, надо как в Европе - налоги на бензин увеличить, а деньги - на меры по прекращению нефтяной зависимости.
   

au

   
★★☆
Думаю, продержится ;)

Народ, вот тут мысль высказана что кризис из-за нехватки перерабатывающих мощностей, а не недостаточной добычи. Есть какие-то факты на этот счёт?
   
+
-
edit
 

vector3D

втянувшийся
★★★
админ. бан
Народ, вот тут мысль высказана что кризис из-за нехватки перерабатывающих мощностей, а не недостаточной добычи. Есть какие-то факты на этот счёт?
 

Вообще-то перерабатывающие мощности, если речь идет о процессе переработки сырой нефти в топливо, увязаны с локальными рынками, т.е. они влияют лишь на рынок одной отдельно взятой страны, ну плюс отчасти соседи. Отсюда следует что нехватка мощностей может быть в какой-то стране но не на мировом рынке в целом. Тем более что абсолютные обьемы потребления растут отнюдь не везде...
   
LT Олег Фадин #02.06.2004 14:00
+
-
edit
 
Сегодня холодный термояд, завтра конвертер твердого состояния!
   
+
-
edit
 

vector3D

втянувшийся
★★★
админ. бан
Тут ASPO International | The Association for the Study of Peak Oil and Gas вот скорректировали пик мировой добычи с 2010 на 2008 так что уже скоро этот прогноз будет проверен практикой... ой ой ой :unsure:
   

ED

старожил
★★★☆
Тут по телеку сказали, что в Израиле таки нефть нашли. И очень даже немало.

Правда, что ли?
   
DE bundesbürger #04.06.2004 17:24
+
-
edit
 

bundesbürger

втянувшийся

MD, 02.06.2004 09:13:58 :
Думаю, надо как в Европе - налоги на бензин увеличить, а деньги - на меры по прекращению нефтяной зависимости.
 


1.15 евро за литр. Переводи сам в канадские доллары и задай себе вопрос: "Чё делать?" ;)
Эти чёртовы налоги на энергосбережение почти не влияют. Зато, если арабы увеличат цену на нефть в 3 раза, то, убрав налоги, можно сохранить цену топлива и не дать возникнуть кризису.
   
DE bundesbürger #04.06.2004 17:28
+
-
edit
 

bundesbürger

втянувшийся

ED, 04.06.2004 00:14:27 :
Тут по телеку сказали, что в Израиле таки нефть нашли. И очень даже немало.

Правда, что ли?
 


Истинная правда. И уже не в первый раз. Потом , как и в прошлом, организуют акционерное общество, продадут акции, а деньги уйдут на "развитие" геологоразведки. Нефть, если и найдут, то очень не много. А если много, то на такой глубине, что только правнуки радоваться будут.
   
EE Татарин #21.10.2006 05:47
+
+1
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
stas27>Да, конечно, второй ключевой вопрос - на сколько процентов их рассказы самореклама. Но, ЕСЛИ правда, то есть чему радоваться ;) . У них на сайте есть табличка, где они сравнивают своё детище с другими технологиями. Понятно, что они - впереди планеты всей. Думаю, лет через 5 будет понятно, так ли это. Если цены на нефть не упадут ;) .

Татарин> Я лишь попробовал выразиться немного мягче. :)
Татарин> Даже если цены на нефть сильно упадут, с их себестоимостью - 8-12$ за бочку, при том, что производится на месте же...
Татарин> Короче, если они не врут, то через два года наблюдаем за революцией. :)
Татарин> Но мне лично оно сильно сомнительно. :)

Сентябрь-2006.
Революции предсказуемо не случилось.

Еще два года бездумного просирания ресурсов, сколько нефти утекло за это время... Да, она уже не по 30, а по 50-60, но все еще льется рекой. Как и кровь тех неудачников, кто оказался слишком слаб, чтобы защитить свое...

Time is ticking away.
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU кщееш #21.10.2006 06:01
+
-
edit
 
2 Татарин :)

:)
За это люблю долгие по-времени топики с небольшим количеством коротких постов.
   
1 2 3 4 5 6 7 8 9

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru