Мифические ядерные испытания под Феодосией

бредовая байка и её развенчание
Теги:флот
 
1 2 3 4 5 6
+
-
edit
 

Far East

новичок
Kestrel, 03.06.2004 00:44:55:
>В свое время СССР участвовал в какой-то программе (я >точно не помню ее название, типа КОСПАС-САМСАТ)

КОСПАС-САРСАТ B)

>смысл ее сводился к быстрому спасению на водах >Мирового океана, в том числе АПЛ, через подачу сигналов >с аварийного буя на спутник (я про эту программу вроде >даже в то время читал в «Науке и жизни», но честно >говорю, помню весьма смутно).

Вот тут я могу соврать, но у меня почему-то ощущение, что наши буи размещают только на гражданских судах. Попробую уточнить.
 

Вот официальный сайт "Морсвязьспутника", конторы сугубо гражданской которая и эксплуатирует российскую часть системы КОСПАС-САРСАТ (даже правильнее будет КОСПАС-SARSAT).
http://www.marsat.ru/6.htm
Я так думаю для ВМФ, тем более для ПЛ она скажем так не очень подходящая :)
 
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Far East, 03.06.2004 09:10:35 :
Kestrel, 03.06.2004 00:44:55:
>В свое время СССР участвовал в какой-то программе (я >точно не помню ее название, типа КОСПАС-САМСАТ)

КОСПАС-САРСАТ B)

>смысл ее сводился к быстрому спасению на водах >Мирового океана, в том числе АПЛ, через подачу сигналов >с аварийного буя на спутник (я про эту программу вроде >даже в то время читал в «Науке и жизни», но честно >говорю, помню весьма смутно).

Вот тут я могу соврать, но у меня почему-то ощущение, что наши буи размещают только на гражданских судах. Попробую уточнить.
 

Вот официальный сайт "Морсвязьспутника", конторы сугубо гражданской которая и эксплуатирует российскую часть системы КОСПАС-САРСАТ (даже правильнее будет КОСПАС-SARSAT).
http://www.marsat.ru/6.htm
Я так думаю для ВМФ, тем более для ПЛ она скажем так не очень подходящая :)
 


Да я примерно в курсе системы и как оно работает , просто не знаю, сейчас же у нас можно всё, может быть и на военные корабли заколбасили :-)
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

Far East

новичок
Kestrel, 03.06.2004 09:27:00:
Far East, 03.06.2004 09:10:35 :
Kestrel, 03.06.2004 00:44:55:
>В свое время СССР участвовал в какой-то программе (я >точно не помню ее название, типа КОСПАС-САМСАТ)

КОСПАС-САРСАТ B)

>смысл ее сводился к быстрому спасению на водах >Мирового океана, в том числе АПЛ, через подачу сигналов >с аварийного буя на спутник (я про эту программу вроде >даже в то время читал в «Науке и жизни», но честно >говорю, помню весьма смутно).

Вот тут я могу соврать, но у меня почему-то ощущение, что наши буи размещают только на гражданских судах. Попробую уточнить.
 

Вот официальный сайт "Морсвязьспутника", конторы сугубо гражданской которая и эксплуатирует российскую часть системы КОСПАС-САРСАТ (даже правильнее будет КОСПАС-SARSAT).
http://www.marsat.ru/6.htm
Я так думаю для ВМФ, тем более для ПЛ она скажем так не очень подходящая :)
 


Да я примерно в курсе системы и как оно работает , просто не знаю, сейчас же у нас можно всё, может быть и на военные корабли заколбасили :-)
 

Сейчас да, может быть.
А в СССР точно нет.
Это я к тому, "АПЛ на Днепре" и "ядрена бомба в Феодосии"
суть есть ягоды с одного и того же древа.
Клюква называется :D
 
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Far East, 03.06.2004 09:35:18 :
Kestrel, 03.06.2004 09:27:00:
Far East, 03.06.2004 09:10:35 :
Kestrel, 03.06.2004 00:44:55:
>В свое время СССР участвовал в какой-то программе (я >точно не помню ее название, типа КОСПАС-САМСАТ)

КОСПАС-САРСАТ B)

>смысл ее сводился к быстрому спасению на водах >Мирового океана, в том числе АПЛ, через подачу сигналов >с аварийного буя на спутник (я про эту программу вроде >даже в то время читал в «Науке и жизни», но честно >говорю, помню весьма смутно).

Вот тут я могу соврать, но у меня почему-то ощущение, что наши буи размещают только на гражданских судах. Попробую уточнить.
 

Вот официальный сайт "Морсвязьспутника", конторы сугубо гражданской которая и эксплуатирует российскую часть системы КОСПАС-САРСАТ (даже правильнее будет КОСПАС-SARSAT).
http://www.marsat.ru/6.htm
Я так думаю для ВМФ, тем более для ПЛ она скажем так не очень подходящая :)
 


Да я примерно в курсе системы и как оно работает , просто не знаю, сейчас же у нас можно всё, может быть и на военные корабли заколбасили :-)
 

Сейчас да, может быть.
А в СССР точно нет.
Это я к тому, "АПЛ на Днепре" и "ядрена бомба в Феодосии"
суть есть ягоды с одного и того же древа.
Клюква называется :D
 


А кто-то разве сомневался ? :rolleyes::lol::lol:
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
RU Andrew_han #03.06.2004 14:50
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Из книги А. Широкорада Огненный меч российского флота

Глава 11 СЕКРЕТ КРЕЙСЕРА «АДМИРАЛ НАХИМОВ»
История установки противокорабельных ракет на крейсер «Адмирал Нахимов» до сих пор является «черной дырой» в истории отечественного флота. Документов по этому вопросу сохранилось крайне мало, и многое приходится писать по воспоминаниям участников событий почти пятидесятилетней давности, которые довольно часто противоречат друг другу.
30 декабря 1954 г. было принято Постановление Совмина № 2944-1226 о разработке корабельного комплекса КСС и крейсера проекта 67, оснащенного этим комплексом.

Крейсер проекта 67 создавался на базе крейсера проекта 68бис. Согласно первоначальному варианту плана судостроения на 1956—1965 гг., предполагалось четыре крейсера проекта бХбис достроить по проекту 67. Головной крейсер проекта 67 «Адмирал Корнилов» должен быть сдан в 1959 г.. а последний — в 1961 г. Кроме того, предполагалось заложить несколько новых корпусов по проекту 67 с некоторыми изменениями.
По программе 4 строившихся крейсера проекта 68бис предполагалось переделать в проект 67 («легкий крейсер с реактивным вооружением ближнего действия»), разработанный в ЦКБ-17. С некоторым запаздыванием должно оыло начаться переоборудование уже законченных крейсеров проекта б8бис. Работы по проекту 67 производились по Постановлению Совмина № 2544-1226 от 30 декабря 1954г.
По проекту 67 все 152-мм башни МК-5бис предполагалось снять и взамен их установить две спаренные стабилизированные пусковые установки СМ-58 для стрельбы ракетами КСС комплекса «Стрела». (Рис. 24)
Длина направляющих СМ-58 составляла 12 метров, в задней части ПУ имели легкую броню 5—10 мм. Носовая ПУ имела боекомплект 11 ракет (самолетов-снарядов, по тогдашней терминологии), 9 из них размещались в погребах и 2 в.перегрузочном отделении. Боекомплект кормовой ПУ был меньше на 3 ракеты. Противокорабельная ракета КСС должна была иметь дальность 40 км, вес 3,5 т и радиолокационную головку самонаведения.
Позже рассматривался вариант вооружения крейсера проекта 67 четырьмя пусковыми установками, имевшими по пять трубчатых контейнеров с ракетами П-6 конструкции В.Н. Челомея.
На первых четырех крейсерах проекта 68бис, достраивающихся по проекту 67 и подлежавших сдаче в 1959 г., планировалось оставить четыре 100-мм двухорудийныс башни СМ-5-1с, а на последующих установить четыре новые 100-мм автоматические двухорудийные башни СМ-52. На всех кораблях в качестве малокалиберной зенитной артиллерии устанавливались по 6 четырехствольных 57-мм автоматов ЗИФ-75 на постоянном токе.
Для проведения корабельных испытаний ракет К.СС с 28 февраля по 18 октября 1955 г. на заводе № 444 в Николаеве был переделан по проекту 68Э (68ЭП) уже находившийся в строю крейсер «Адмирал Нахимов». Делалось все это в обстановке фантастической секретности, и в результате до сих пор не найдено ни фотографий, ни проектной документации по переделке «Нахимова». На фок-мачте крейсера была установлена станция наведения ракет ДК-5С.
Носовая башня МК-5бис была развернута на 180", а стволы из нее вынули. Теперь задняя стенка башни стала га-зоотвод ником для двигателей ракеты КС С. Наносу крейсера была жестко прикреплена к палубе ординарная пусковая установка В-16' с направляющей длиной примерно в две длины ракеты. Угол старта — около 15°. Справа и слева от башни П МК-5бис установили два ангара вместимостью по две ракеты каждый. По одной версии башня II главного калибра потеряла боеспособность, а по другой — нет. Башни III и IV МК-5бис остались боеспособными. (Рис. 25)
Транспортировка ракет из ангаров к пусковой установке осуществлялась на тележках по рельсовому пути. Разумеется, это была не боевая, а исключительно испытательная система. В подпалубных помещениях крейсера установили экспериментальный образец системы управления стрельбой «Колчан» и телеметрическую аппаратуру.
Переоборудование крейсера и пуски ракет велись в беспрецедентных даже для советского флота условиях. Так, личному составу крейсера запрещалось ходить в носовую
По другим источникам была первоначально установки П-8, а лишь затем ее заменили на В 16У.

В ноябре 1955 г. в районе Феодосии провели два пуска габаритно-весовых макетов КСС. Первый же пуск укомплектованного изделия КСС состоялся 22 января 1956 г. Затем последовали еще два бросковых пуска (без конкретной цели). А 3 июня 1956 г. начались стрельбы по щиту ракетами с инертной боевой частью. Всего по шиту было иы-пущено 17 ракет. Со 2 по 22 декабря 1956 г. было проведено 7 пусков с фугасно-кумулятивной боевой частью по отсеку крейсера «Сталинград» проекта 82. Из 24 ракет, выпущенных по щиту и отсеку, 20 попали в цель. Командовал кораблем в период испытаний капитан 1 ранга Л.Д. Чулков1.
Результаты испытаний изделия КСС были признаны неудовлетворительными. Действие стартовых ускорителей разрушало механизмы корабля, да и сама ракета КСС с учетом ее дальности была признана слишком слабым оружием для крейсеров.
Тем не менее в дальнейшем «Адмирал Нахимов» планировалось переоборудовать по проекту 67СИ для проведе-ния совместных испытаний комплекса ракетного оружия «Стрела». Вместо носовых башен 152-мм артиллерии и части другого вооружения предполагалось разместить опытные образцы спаренной стабилизированной закрытой пусковой установки СМ-58 (с погребом и средствами подачи-заряжания), а также систему управления «Колчан» и т.н. Технический проект 67СИ был разработан в 1955 г., однако с сентября 1956 г. выпуск рабочих чертежей прекратили.
Технический проект 67 был представлен на утверждение в сентябре 1956 г., но еще в июле Морской научно-технический комитет предложил Главкому ВМФ ограничить число перевооруженных по этому проекту кораблей до двух-трех единиц и приступить к разработке нового проекта перевооружения крейсеров пакетными контейнерными НУ для крылатых ракет комплекса П-6 (дальность до 300— 350 км), разрабатываемого для подводных лодок. Эта рекомендация была принята, после чего в феврале 1957 г. Главком ВМФ утвердил такти ко-техническое задание на разработку проекта 67бис с четырьмя спятеренными пусковыми установками комплекса ГТ-6 и предложил Минсудпрому прекратить работы по проекту 67 до решения правительством вопроса о новом составе вооружения намеченных к переоборудованию крейсеров.
После окончания испытаний ракет КСС крейсер «Нахимов» можно было переоборудовать в носитель ракет П-35 или ЗРК М-1 «Волна» или М-2 (по типу «систер шип» «Дзержинский»). В крайнем случае, его можно было вернуть в первозданный вид, чтобы он вновь стал артиллерийским крейсером. Ничего подобного сделано не было, что породило у моряков и любителей морской истории много легенд и анекдотов. Видимо, дело было связано с непрочностью корпуса крейсера. В 1945—1948 гг. отечественные кораблестроители хорошо ознакомились на германских верфях, оказавшихся в Восточной зоне оккупации, со строительством цельносварных судов. В связи с этим было решено делать цельносварные корпуса крейсеров пр. 68бис. Однако как ЦНИИ металлургии и сварки Минсудпрома, так и простые сварщики допустили много ошибок.
Первый корабль серии «Дзержинский» был заложен на заводе № 444 в Николаеве. Однако вскоре в корпусе корабля образовались трещины из-за низкого качества стали. В результате днищевую часть корпуса «Дзержинского» пришлось разобрать. Качество стали доработали, и «Дзержинский» был заложен во второй раз. Интересно, что за это наказаний никому не последовало в связи со специальным указанием Сталина — «наказывать никого не будем».
Соответственно, «Нахимов» тоже имел дефектный корпус из-за некачественной сварки. Но ходили упорные слухи, что киль «Нахимова» весь в больших трещинах, вызванных действием газовых струй стартовых ускорителей самолетов-снарядов КСС.
В итоге крейсер «Адмирал Нахимов», как уже говорилось выше, был использован в качестве мишени при испытаниях ракет КСШ. 22 августа 1959т. вышел приказ министра обороны Г.Я. Малинонского о слачс па металлолом недостроенных крейсеров проекта б8бис, и в'этих списках неведомым образом оказался «Нахимов».
28 июля 1960 г. «Нахимов» был разоружен и передан в Отдел фондового имущества (ОФИ) для разборки. В 1961 — 1962 гг. крейсер разобрали на базе «Главвторчсрмета» в Севастополе. Как уже говорилось, все связанное с этим крейсером было окутано непроницаемой завесой секретности, но в послеиерестроечные годы появились самые фантастические предположения о судьбе «Нахимова». В украинской прессе даже прошла информация, что злополучный крейсер был потоплен в ходе испытательного подводного ядерного взрыва, проведенного в 1959—1960 гг. в Феодосийском заливе у мыса Чауда. Но, увы, это лишь фантастика, да и то ненаучная. Небольшая глубина Феодосийского залива (до 30 м, а у мыса Чауда еше меньше) и круглогодичное присутствие курортников не позволили бы произвести подобное мероприятие. Ведь Крым — не Новая Земля!
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  
+
-
edit
 

x-Merlin

опытный

... а фотки в таком виде есть?...
 
RU Andrew_han #03.06.2004 16:33
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

x-Merlin, 03.06.2004 15:08:24 :
... а фотки в таком виде есть?...
 


В каком виде? ;) В книге есть только чертежи ракеты и две картинки переоборудованного Нахимова
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  
+
-
edit
 

x-Merlin

опытный

Andrew_han, 03.06.2004 15:33:02 :
две картинки переоборудованного Нахимова
 


а можно???
 
RU Andrew_han #03.06.2004 17:02
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

x-Merlin, 03.06.2004 15:52:31 :
а можно???
 


А почему нет? :)
Прикреплённые файлы:
 
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  
RU Andrew_han #03.06.2004 17:04
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

и еще одна
Прикреплённые файлы:
 
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  
+
-
edit
 

x-Merlin

опытный

... спсибо ... но теперь стало вообще непонятно, зачем такой корабль списали ...
 
LT Bredonosec #03.06.2004 19:28
+
-
edit
 
но теперь стало вообще непонятно, зачем такой корабль списали ...
 

- Да куча вариантов:
Действие стартовых ускорителей разрушало механизмы корабля,
 

Видимо, дело было связано с непрочностью корпуса крейсера. В 1945—1948 гг. отечественные кораблестроители хорошо ознакомились на германских верфях, оказавшихся в Восточной зоне оккупации, со строительством цельносварных судов. В связи с этим было решено делать цельносварные корпуса крейсеров пр. 68бис. Однако как ЦНИИ металлургии и сварки Минсудпрома, так и простые сварщики допустили много ошибок.
Первый корабль серии «Дзержинский» был заложен на заводе № 444 в Николаеве. Однако вскоре в корпусе корабля образовались трещины из-за низкого качества стали. В результате днищевую часть корпуса «Дзержинского» пришлось разобрать. Качество стали доработали, и «Дзержинский» был заложен во второй раз. Интересно, что за это наказаний никому не последовало в связи со специальным указанием Сталина — «наказывать никого не будем».
Соответственно, «Нахимов» тоже имел дефектный корпус из-за некачественной сварки. Но ходили упорные слухи, что киль «Нахимова» весь в больших трещинах, вызванных действием газовых струй стартовых ускорителей самолетов-снарядов КСС.
 

- Хотя всякие рассказы насчет обдирки, химобработки и покраски перед сломом тож сомнения вызывают.. Но ядерный взрыв в прямой видимости города, да еще в ЧМ.. это не просто подводная лодка в степях украины, это она еще и в воздушном боюс марсианами сражается! :D
 
BY Сумрак #03.06.2004 20:28
+
-
edit
 

Сумрак

опытный

Kestrel, 03.06.2004 09:40:25 :
Far East, 03.06.2004 09:35:18 :
Kestrel, 03.06.2004 09:27:00:
Far East, 03.06.2004 09:10:35 :
Kestrel, 03.06.2004 00:44:55:
>В свое время СССР участвовал в какой-то программе (я >точно не помню ее название, типа КОСПАС-САМСАТ)

КОСПАС-САРСАТ B)

>смысл ее сводился к быстрому спасению на водах >Мирового океана, в том числе АПЛ, через подачу сигналов >с аварийного буя на спутник (я про эту программу вроде >даже в то время читал в «Науке и жизни», но честно >говорю, помню весьма смутно).

Вот тут я могу соврать, но у меня почему-то ощущение, что наши буи размещают только на гражданских судах. Попробую уточнить.
 

Вот официальный сайт "Морсвязьспутника", конторы сугубо гражданской которая и эксплуатирует российскую часть системы КОСПАС-САРСАТ (даже правильнее будет КОСПАС-SARSAT).
http://www.marsat.ru/6.htm
Я так думаю для ВМФ, тем более для ПЛ она скажем так не очень подходящая :)
 


Да я примерно в курсе системы и как оно работает , просто не знаю, сейчас же у нас можно всё, может быть и на военные корабли заколбасили :-)
 

Сейчас да, может быть.
А в СССР точно нет.
Это я к тому, "АПЛ на Днепре" и "ядрена бомба в Феодосии"
суть есть ягоды с одного и того же древа.
Клюква называется :D
 


А кто-то разве сомневался ? :rolleyes::lol::lol:
 


Вот и разобрались, вот и славно :):D
Чем дольше всматриваться в бездну, тем больше бездна всматривается в тебя.  
BY Сумрак #03.06.2004 20:32
+
-
edit
 

Сумрак

опытный

Bredonosec, 03.06.2004 18:28:25 :
 

- Хотя всякие рассказы насчет обдирки, химобработки и покраски перед сломом тож сомнения вызывают.. Но ядерный взрыв в прямой видимости города, да еще в ЧМ.. это не просто подводная лодка в степях украины, это она еще и в воздушном боюс марсианами сражается! :D[/quote]

Я тут как-то по российскому телевиденью видел репортаж пробританские букмекерские конторы - самая большая на сегодня ставка в мире (порядка 1 фунт стрелингов к 16 миллионов) на то что Элвис Пресли собъет летающую тарелку, а та упадет в озеро ЛОХ-Несс и прибъет там собой лох-несское чудовище. Во как оно ;)
Чем дольше всматриваться в бездну, тем больше бездна всматривается в тебя.  

TbMA

опытный

Взял на себя смелость "подшаманить" (подавить шумы ;)) картинки немного.
Прикреплённые файлы:
 
 
RU Скептик-2 #04.06.2004 02:23
+
-
edit
 

Скептик-2

втянувшийся

"... спсибо ... но теперь стало вообще непонятно, зачем такой корабль списали ... "


Почему непонятно?

Комплекс себя не оправдал совершенно. Что делать с кораблем?

Опять перестраивать? А во что?
Опять деньги тратить? А зачем?

Никита-то и нормальные корабли приказал списать, а тут опять...


Миллиарды на атомные ПЛ и ракетные шахты требовались и ракеты для оных... Так что режь корабли, самолеты и т.д. и т.п.
 
+
-
edit
 

x-Merlin

опытный

Скептик-2, 04.06.2004 01:23:54 :
"... спсибо ... но теперь стало вообще непонятно, зачем такой корабль списали ... "


Почему непонятно?

Комплекс себя не оправдал совершенно. Что делать с кораблем?

Опять перестраивать? А во что?
Опять деньги тратить? А зачем?

Никита-то и нормальные корабли приказал списать, а тут опять...


Миллиарды на атомные ПЛ и ракетные шахты требовались и ракеты для оных... Так что режь корабли, самолеты и т.д. и т.п.
 


... ваш скепсис понятен ... но корабль не старый мог стать управленцем и без этих ракет ...
 
RU Andrew_han #04.06.2004 10:10
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

еще эпизод из истории Нахимова:



ОТВЕТСТВЕННАЯ МИССИЯ "АДМИРАЛА НАХИМОВА"
50 лет назад состоялся первый послевоенный выход отряда кораблей Черноморского флота в Средиземное море
Алексей Спирин

Об авторе: Алексей Николаевич Спирин - военный историк.

В период с 28 мая по 7 июня 1954 г. отряд кораблей Черноморского флота (ЧФ) в составе крейсера "Адмирал Нахимов" и эскадренных миноносцев "Буйный" и "Беспощадный" под командованием адмирала Горшкова совершил официальный визит в Народную Республику Албанию. Это был первый послевоенный поход советских кораблей в страны Средиземноморья.

Первое послевоенное десятилетие Черноморский флот восстанавливал силы - пополнялся трофеями и принимал от отечественных предприятий военные корабли, заложенные еще до 1941 г. С 1951 г. корабелы Николаевского судостроительного завода имени Носенко начали сдавать флоту легкие крейсера проекта 68-бис. Они предназначались для действий в составе эскадры при выводе легких сил в атаку, а также для поддержки корабельного дозора и разведки, охранения эскадры от атак легких сил противника.

В течение трех с половиной лет (1952-1955 гг.) для Черноморского флота было построено 9 таких крейсеров (всего же ВМФ СССР получил 14 подобных кораблей, названных по первому вступившему в строй крейсерами типа "Свердлов").

С 1949 г. на другом николаевском заводе - имени 61-го коммунара - началось строительство эскадренных миноносцев проекта 30-бис. Всего для ЧФ завод построил 21 корабль этого проекта.

Несмотря на то что дальность плавания и мореходность позволяли советским кораблям выполнять задачи на значительном удалении от своих баз, на юге СССР флот до 1954 г. не выходил за пределы Черного моря. Хотя, по некоторым данным, в первые послевоенные годы советские корабли заходили во французский порт Марсель с целью передачи военного снаряжения испанским революционерам. Но данный факт еще не до конца исследован. Нельзя считать выходом в Средиземное море и нахождение советских тральщиков на острове Мальта во время перехода в Черное море в 1946 г., и поднятие в начале 1949 г. морского флага СССР на итальянских кораблях, которые передавались Советскому Союзу, и участие советских военных моряков в разминировании прибрежных вод Албании, и штурманский поход (1953 г.) торпедных катеров ЧФ от Батуми до Принцевых островов в Мраморном море.

ПРИЧИНЫ ЗАТОЧЕНИЯ
Почему целое десятилетие флот был заперт в Черном море? Вряд ли в основе этого лежали чисто экономические соображения. Флоту было что продемонстрировать новым союзникам и врагам в зарождающейся холодной войне. Представляется, что в сложившейся ситуации значительную роль сыграл ряд негативных для СССР факторов. К ним можно отнести активное американо-британское военное присутствие в Средиземном море, неудачи советской дипломатии в вопросе приобретения военно-морской базы в Черноморских проливах или в другом месте Средиземного моря, повлекшие ухудшение отношений с Турцией. Не последнюю роль играли и возрастающие противоречия между СССР и Югославией, поражение левых сил в Греции и Италии, "разочарование" в Государстве Израиль, созданном не без советской политической и военной помощи.

Определенную роль сыграло и то, что взгляды на роль и место флота в то время формировались под влиянием опыта Второй мировой войны и победы над сильным континентальным противником. В начале холодной войны советское руководство недооценивало угрозу СССР с юго-западного морского направления. Сталин, к примеру, в октябре 1946 г., отвечая на вопрос президента американского агентства Юнайтед Пресс Хью Бейли о том, каково отношение правительства СССР к присутствию американских военных судов в Средиземном море, сказал однозначно: "Безразличное".

АТАКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Тем временем именно в Средиземноморье закладывались основы неблагоприятной для советского государства военно-политической ситуации, плоды которой наиболее остро ощущаются современной Россией. Трехсторонний альянс военного времени (СССР-США-Англия) сменился новой схемой - двое против одного. Географически первыми актами холодной войны стало активное американское "вторжение" в Турцию и Грецию. Оно шло прежде всего через американскую военно-морскую мощь. 1 апреля 1946 г. отряд американских кораблей во главе с линкором "Миссури" через Гибралтарский пролив вошел в Средиземное море. 5 апреля корабли зашли с официальным визитом в Стамбул. Морские катера бесплатно доставляли стамбульское население на борт линкора для его осмотра. В сознание турецкого народа вносилась идея, что нет и не может быть в мире государства сильнее Америки. Покинув турецкие воды, американские корабли попутно совершили "визит вежливости" в греческий порт Пирей.

В октябре 1946 г. два английских военных корабля, нарушив суверенитет Албании, вошли в пролив Корфу и подорвались на минах, поставленных немцами во время войны. Этот инцидент в дальнейшем рассматривался на заседании СБ ООН и в Международном суде. В апреле 1948 г. американские корабли оказали непосредственное давление на ход выборов в итальянский парламент.

Деятельность ВМС западных стран, особенно США, еще более активизировалась после создания НАТО. О том, что в планах этого военного блока Средиземноморью отводилась далеко не последняя роль, говорит хотя бы тот факт, что штабы двух из четырех региональных командований вооруженных сил НАТО в Европе располагались в акватории Средиземного моря. За 7 месяцев 1953 г. Черноморские проливы посетило более 60 иностранных кораблей. В том же году НАТО создало в Средиземном море объединение ВМС из состава флотов Англии, Франции, Италии, Греции и Турции. Оно регулярно проводило широкомасштабные маневры (с участием до 100 тыс. человек) с явной антисоветской направленностью.

В этих условиях Москва не могла не начать поиски путей нейтрализации угрозы, исходящей из Средиземноморья. Наиболее приемлемым инструментом для решения этой проблемы мог служить флот. Но советский ВМФ был лишен возможности прямого выхода в Средиземное море, так как не имел надежной береговой инфраструктуры для обеспечения своей деятельности. Теоретически флот мог закрепиться лишь в Албании и Югославии, где после Второй мировой войны к власти пришли коммунисты. Но в этих странах в отличие от Польши, Чехословакии, Венгрии, Восточной Германии, Румынии и Болгарии не было советских войск, что, естественно, затрудняло создание на их территории военных баз или объектов. При этом советско-югославские отношения год от года ухудшались. В начале 1953 г. по инициативе США был создан так называемый Багдадский пакт, в состав которого наряду с членами НАТО, Грецией и Турцией вошла и Югославия. В этот же период было подписано американо-югославское соглашение по военно-техническому сотрудничеству. Советский Генштаб однозначно утверждал, что югославские порты приспосабливаются для базирования американских кораблей и подводных лодок, хотя официальный Белград это категорически отрицал.

Таким образом, оставалась лишь Албания как страна, где советское влияние было значительным и перспективы для закрепления флота казались вполне реальными. Поэтому первый послевоенный официальный визит советских кораблей в порты этой страны можно считать закономерным.

ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ
Выходу в Средиземноморье предшествовал визит отряда черноморских кораблей в западные причерноморские страны - Болгарию и Румынию. В период с 15 по 25 октября 1953 г. порты Констанца и Варна посетили крейсеры "Куйбышев", "Фрунзе" и четыре эсминца проекта 30-бис.

В это же время Черноморский флот посетили председатель Совета Министров СССР Маленков и главком ВМФ СССР адмирал флота Кузнецов. Во время обмена мнениями на борту крейсера "Адмирал Нахимов" по поводу необходимости визитов наших кораблей в иностранные порты командующий ЧФ получил указания по подготовке кораблей к дальним походам в Средиземное море. Выход кораблей ЧФ в Средиземное море, отмечали московские "гости", должен подкрепить дипломатические усилия Советского Союза в некоторых странах Средиземноморского региона очевидной военно-морской силой.

Поэтому флагманским кораблем похода был выбран новейший по тем временам крейсер "Адмирал Нахимов". Его командиром был участник войны, опытный артиллерист капитан 2 ранга Чулков. Перед назначением на новый корабль с ним беседовал главком ВМФ, а решение принималось в ЦК КПСС. Становление экипажа проходило в сложных условиях. Для освоения нового корабля по директиве командующего флотом было предписано выделить из состава ВМФ СССР лучших старшин и матросов. На деле же по сложившейся "традиции" туда списали всех нарушителей. "Создать сплоченный и здоровый экипаж, - вспоминает бывший командир артиллерийской боевой части корабля контр-адмирал в отставке Безпальчев, - помогла патриотическая кампания в стране по признанию заслуг адмирала Нахимова (в 1952 г. исполнилось 150 лет со дня рождения адмирала, а в следующем году - 100 лет победы под Сипом. - "НВО")".

В 1952 г. крейсер пришел из Николаева на севастопольский рейд и был окрещен моряками и жителями города "красавцем". Уже в следующем году по итогам боевой и политической подготовки экипаж "Нахимова" занял первое место в ВМФ.

Второй немаловажной причиной того, что выбор пал именно на крейсер проекта 68-бис явился, по всей видимости, положительный опыт, приобретенный в ходе визита в 1953 г. в Англию его собрата - балтийского крейсера "Свердлов".

Подготовка к походу шла под личным контролем командующего флотом. По распоряжению, данному адмиралом Горшковым, всем офицерам - участникам похода были сшиты новые форменные тужурки из бостона. По договоренности с виноделами Массандры на каждый корабль погрузили по ящику марочного вина 1939 г., сохраненного в годы войны в замурованных подвалах Крыма.

28 мая 1954 г. отряд вышел из Севастополя. С проходом кораблями Черноморских проливов за ними активно и с достаточно близкого расстояния начали вести наблюдение корабли и самолеты ВМС США и других стран НАТО.

По воспоминаниям одного из участников похода, штурмана эсминца "Буйный" Захарова, Республика Албания встретила советских моряков ликованием. "В один из дней стоянки кораблей на рейде порта Дуррес на наш эсминец прибыли командующий флотом адмирал Горшков и министр обороны Албании генерал-полковник Бекир-Балуку. Мы подняли якорь и срочно вышли на юг во Влерский залив, где высокое начальство на торпедном катере обошло прекрасно расположенную естественную бухту. Влерский залив Адриатики действительно удобен для базирования кораблей, в свое время бухта использовалась итальянскими ВМС", - отмечает бывший штурман.

На обратном пути корабли выполняли не менее ответственную миссию. На борту крейсера следовали в Советский Союз лидер Албании Энвер Ходжи и сопровождавшие его лица. Тем не менее адмирал Горшков, проявляя большой интерес к изучению малознакомых для нашего флота районов плавания, провел отряд к греческому острову Крит и проследовал вдоль его берегов. С флагманского крейсера последовала команда штурманам и гидрографам изучать район.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВИЗИТА
Результаты визита имели далеко идущие последствия. В мае-июне 1956 г. отряд черноморских кораблей в составе крейсера "Михаил Кутузов", эсминцев "Безукоризненный" и "Бессменный" во главе с адмиралом Касатоновым вновь посетили албанский порт Дуррес с официальным визитом. 25 августа 1957 г. деловой заход в Албанию совершил отряд кораблей Черноморской эскадры в составе крейсера "Михаил Кутузов" и двух сторожевых кораблей под флагом командующего эскадрой контр-адмирала Чалого.

К концу 50-х годов, став уже во главе всего советского ВМФ, Горшков реализовал свою идею о базировании наших кораблей во Влере. В соответствии с советско-албанским соглашением, в 1958 г. здесь была развернута радиодальномерная гидрографическая партия "Координатор" и другие гидрофизические партии 8-го отдельного Краснознаменного маневренного дивизиона гидрографического обеспечения ЧФ.

Летом 1958 г. совершили переход с Балтийского моря и ошвартовались в бухте Паши-Лиман Влерского залива четыре советские подводные лодки (для передачи ВМС Албании и обучения албанских экипажей) и плавбаза "Немчинов". Так как соглашение предусматривало базирование во Влере и группы советских подводных лодок, то через полгода в Средиземное море пришли еще 8 лодок (четыре из которых с ЧФ) и плавбаза "В.Котельников". Подводные корабли и надводные плавсредства были сведены в 40-ю отдельную бригаду подводных лодок. Все корабли в целях маскировки несли албанские флаги. К началу 1959 г. на берегах Влеры вырос одноэтажный поселок, куда стали прибывать семьи советских моряков.

В марте 1959 г. место базирования кораблей посетил главком ВМФ СССР, прибывший в Албанию на черноморском эсминце "Благородный". В июне того же года состоялся официальный визит в Албанию генерального секретаря ЦК КПСС Хрущева, который в сопровождении албанских руководителей Ходжи и Шеху посетил советские корабли. Руководители стран даже выходили в Адриатическое море на плавбазе "Немчинов". В 1960 г. бригада продолжала пополняться кораблями: в январе с ЧФ прибыл корабль радиотехнической разведки "Угорь", осенью того же года в Албанию пришел второй корабль - разведчик "Краб". На ЧФ был сформирован морской радиоотряд, который до декабря 1960 г. базировался на албанском острове Сазан. В базе разместилась также бригада кораблей охраны водного района, имевшая в своем составе дивизион тральщиков.

Визиты в 1959 г. Горшкова и Хрущева стали последними в истории контактов военных и политических руководителей двух стран. Идеологические расхождения лидеров СССР и Албании со временем переросли в отчуждение и вражду.

Весной 1961 г. началась эвакуация советского пункта базирования и кораблей. Прибывший для ее прикрытия в мае советский крейсер под флагом командующего ЧФ адмирала Касатонова албанцы в залив не пустили. Адмиралу пришлось добираться на транспорте "Золотой Рог". В результате к лету 1961 г. первый советский пункт базирования на Средиземном море был оставлен. На основании советско-албанского соглашения во Влере были оставлены 4 подводные лодки, плавбаза "Немчинов" и береговая инфраструктура. Так закончилась "албанская страница" летописи советского ВМФ. В декабре 1961 г. Албания разорвала дипломатические отношения с СССР. Они были восстановлены в середине 90-х годов, но это никоим образом не отразилось на улучшении связей между флотами Албании и современной России.


материалы: Независимая Газета © 1999-2000
разработка: НЕГА-Сеть - ФЭП © 2000 Опубликовано в Независимом военном обозрении от 28.05.2004
Оригинал: Ответственная миссия "Адмирала Нахимова"
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  
Это сообщение редактировалось 05.06.2004 в 12:56
BY Сумрак #04.06.2004 22:30
+
-
edit
 

Сумрак

опытный

Andrew_han, 04.06.2004 09:10:01 :
В октябре 1946 г. два английских военных корабля, нарушив суверенитет Албании, вошли в пролив Корфу и подорвались на минах, поставленных немцами во время войны. Этот инцидент в дальнейшем рассматривался на заседании СБ ООН и в Международном суде. В апреле 1948 г. американские корабли оказали непосредственное давление на ход выборов в итальянский парламент.
 


У меня два вопроса.
1 - что это за два англиских корабля. Не люблю, блин, недосказанности, напоминает сводки "Токийской розы".

2- очень интересно прочитать про то, как американские корабли оказали давление на выборы в парламент. Причем без шуток, может это можно применить в нынешних условиях в отдельно взятой стране? Народу это нужно знать!
Чем дольше всматриваться в бездну, тем больше бездна всматривается в тебя.  
+
-
edit
 

murzik

опытный

Названия ЭМ с ходу не помню (уточню попозже) - а сама история "забавная":
Это примерно тот же юридический казус как и в знаменитом "толковище у Фороса" между советскими и амеровскими кораблями. Иностранцы заявляют, что имеют право на "мирный проход" терр. водами дабы "срезать путь" - что в общем-то разрещено по межд. праву, а аборигены справедливо указывают, что имеет место быть тривиальная провокация - курс супостата так прокладывается изначально, хотя можно было свободно пойти в обход.
Англичане неоднократно ходили по проливу. Албанцам это надоело, и однажды 2 англ ЭМ бабахнулись. Один восстановили, другой оттащили на Мальту и списали...
Мины англичане вытралили - вроде немецкие :huh: Но без обрастания - т.е. свеженькие. Позже аглицкие Бонды Мк007 вроде дали инфу, что гадость сделали Титовцы (югославы) по "просьбе албанских трудящихся".
Но забыли, что золотой запас Албании с довоенных времен лежал у Англичан.
Те его арестовали. И только годах в 80-х после признания и раскаяния Албании золотишко горным орлам вернули (ну наверное за вычетом накладных расходов... :)
 
+
-
edit
 

murzik

опытный

Ну ещё (тут ребенок над душой стоит - из Сети выкорчевыает :D ) - на тему страшной Буёвой истории. Ежели мне не изменяет память энту байку публиковали в "Катерах и Яхтах" годах этак в 80-х. типа сработал спас. буй у чувака в сарае - в центре г. ЛОНДОНА. В общем так байки и гуляют с модификациями.
Попозже уточню насчет ЭМ названий
 
+
-
edit
 

murzik

опытный

Ещё раз по поводу "инцидента Корфу". Эсминцы были - "Saumarez" # G12 и "Volage" # R41. Первый утянули на Мальту, где он простоял отопителем до 1950 года, когда и пошел на слом. Второй отремонтировали.
Впарили албанцам иск на 843947 фунтов стерлингов, каковые и взыскали... :o
 
?? =MI=с подбитым крылом #07.06.2004 13:55
+
-
edit
 

=MI=с подбитым крылом
MIс подбитым крылом

новичок

У нас тут на Алтае было небольшое землетресение. Так местные правозащитники тут же двинули версию, что казахи случайно взорвали один из а-боеприпасов, которые преступная КПСС десятками закопала в степях.
А каие доказательства? Да все те же. Чем дичее сказанеш, тем больше тебе верят. Так народ на полном серьезе обсуждал.
 
BY Сумрак #07.06.2004 21:33
+
-
edit
 

Сумрак

опытный

murzik, 05.06.2004 15:40:27 :
Ещё раз по поводу "инцидента Корфу". Эсминцы были - "Saumarez" # G12 и "Volage" # R41. Первый утянули на Мальту, где он простоял отопителем до 1950 года, когда и пошел на слом. Второй отремонтировали.
Впарили албанцам иск на 843947 фунтов стерлингов, каковые и взыскали... :o
 


Ну с первым моим вопросом все ясно. А вот как насчет выборов в итальянский парламент?
Чем дольше всматриваться в бездну, тем больше бездна всматривается в тебя.  
+
-
edit
 

murzik

опытный

Вот такой он был красавец
Прикреплённые файлы:
 
 
1 2 3 4 5 6

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru