[image]

"Ямато-мару" на Янцзы

Теги:история
 
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

Уважаемые коллеги-форумчане!
Ходит устойчивая легенда, будто в конце 30-х наши лётчики в Китае потопили японский авианосец.
Письменное свидетельство об этом случае я нашёл вот здесь:
http://militera.lib.ru/prose/russian/korolkov/23.html.
Утверждалось, что лётчик Тимофей Крюкин на СБ атаковал и утопил японский авианосец "Ямато-мару" на р. Янцзы.
Однако поиск по словам "Yamato maru carrier Yangtze" удовлетворительных результатов не дал.
Смущает вот что: японские боевые корабли никогда не имели слова "мару" в своих именах.
Мог ли это быть просто авиатранспорт, переделанный из сухогруза?
Вообще, знает ли кто-нибудь более-менее достоверные подробности?
   

Iva

Иноагент

бан до 22.06.2023
Где то это уже осуждалось.

То ли это авиатранспорт, то ли вообще сухогруз. К авианосцам никакого отношения не имеет.
   
+
-
edit
 

-exec-

опытный

в треде морских загадок упоминается речной авианосец.
рекомендую полистать.
   
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

-exec-, 18.06.2004 18:57:10 :
в треде морских загадок упоминается речной авианосец.
рекомендую полистать.
 


Полистал, не то. Там речь шла об американских учебных авианосцах Sable и Wolverine. Они были переделками колёсных пароходов на Великих озёрах. На них не было ангаров. Учились так: взлетел с аэродрома, сел на палубу, взлетел с палубы, улетел обратно.
А вот что было у японцев на Янцзы?
   
+
-
edit
 

-exec-

опытный

я думал, что в том треде упоминаются таки японские речные авианосцы. значит ошибся, значит в другом треде. :rolleyes:
   
RU Фагот #23.06.2004 17:31
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Да никакого авианосца, да и вообще корабля там потоплено не было.
   
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

Сегодня попала в руки изданная в этом году в Китае книга "Воспоминания о победе" (двуязычная).

Про потопление авианосца там ничего не сказано, хотя портрет Хрюкина, в ряду других Героев Советского Союза, имеется. В то же время рейд на Тайвань описан довольно подробно. Но с фотографиями проколы: на двух иллюстрациях к рейду запечатлены Пе-2, которые а) в Китай не поставлялись и б) в 1938 году не существовали в природе; в тексте же правильно указаны СБ.

Касательно того, были ли авианосцы в Китае вообще: в книге на фото с подписью "Советский добровольческий авиаотряд бомбит в Усункоу вражеские корабли" просматривается явный "флэттоп" с "островом" по правому борту. Правда, остаётся вероятность, что фотография может быть откуда-то ещё, как в случае с Пе-2.
   
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

И ещё про рейд на Тайвань:
В сентябре 2007 года я с небоскрёба Тайбэй-101 сфотографировал аэропорт Суншань. Как оказалось, именно этот аэродром бомбили наши лётчики в феврале 1938 года.

   
RU Dmitry_A #24.02.2013 05:52  @Dmitry_A#06.08.2008 15:05
+
+3
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

Нашёл в онлайновом архиве публичных библиотек Гонконга несколько заметок о бомбардировке Тайваня, в связи с чем написал такой пост:

О налёте на Тайвань 23 февраля 1938 года

Фёдор Петрович Полынин 75 лет назад китайские бомбардировщики СБ, пилотируемые экипажами из советских добровольцев, совершили дерзкий налёт на Тайвань. … // dmitry-a.livejournal.com
 
   18.018.0
RU Фагот #06.03.2013 11:50
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Спасибо. Интересные заметки. Хотелось бы конечно верить в 40 уничтоженных самолетов, но вряд ли это реалистичная цифра.
   24.0.1312.5724.0.1312.57
RU kirill111 #07.03.2013 01:45  @Фагот#06.03.2013 11:50
+
+2
-
edit
 

kirill111

аксакал
★★☆
Фагот> Спасибо. Интересные заметки. Хотелось бы конечно верить в 40 уничтоженных самолетов, но вряд ли это реалистичная цифра.

Внезапно тишину нарушили громкие вопли с вышки управления полетами. И совершенно внезапно, без всякого предупреждения, воздух потряс ужасный грохот. Земля начал подпрыгивать и трястись, ударная волна больно ударила по ушам. Кто-то взвизгнул, хотя это уже и не требовалось: «Воздушный налет!» А затем завыли сирены, хотя это предупреждение явно запоздало.
Времени размышлять у нас уже не было, следовало попытаться добежать до убежища. Грохот взрывающихся бомб слился в один сплошной гул. Над аэродромом поднялось облако дыма, я слышал свист разлетающихся в разные стороны осколков. Несколько других пилотов вместе со мной помчались из мастерской к убежищу. Я низко пригибался, чтобы не попасть под летящие осколки, и шлепнулся на землю между двумя большими водяными цистернами. И очень вовремя. Вскоре хранилище пулеметных лент со страшным грохотом взлетело на воздух в облаке дыма и огня. Затем серия бомб легла поперек аэродрома. Взрывы больно ударили по ушам и засыпали нас землей.
Если бы я упал на землю хотя бы на секунду позже, это наверняка стало бы концом. Когда бомбы кончили рваться, я поднял голову и посмотрел, что же происходит. Сквозь непрерывный грохот разрывов по всему аэродрому слышались отчаянные крики и стоны. Люди, лежавшие вокруг меня, получили ранения. Я пополз было к ближайшему пилоту, но тут внезапно тело резанула сильная боль. Я торопливо ощупал себя и понял, что брюки пропитались кровью. Хотя боли была ужасной, раны, к счастью, оказались неглубокими. [310]
А затем я совершенно потерял голову. Я вскочил на ноги и снова побежал. На этот раз я помчался к взлетной полосе, то и дело опасливо поглядывая в небо. Над головой я заметил 12 бомбардировщиков в четком строю, которые описывали широкий круг на высоте по крайней мере 20000 футов. Это были русские двухмоторные бомбардировщики СБ, основные бомбардировщики китайских ВВС. Было бы бессмысленно отрицать смертоносную, эффективность их внезапной атаки. Нас застигли врасплох. Ни один человек ни о чем не подозревал, пока бомбы со свистом не полетели вниз. Когда я осмотрел аэродром, то испытал сильное потрясение.
Большинство из 200 армейских и флотских бомбардировщиков, выстроенных крыло к крылу на длинных рулежных дорожках, теперь пылало. Высокие столбы пламени поднимались, когда взрывались топливные баки, в воздух летели огромные клубы дыма. Те самолеты, которые еще не горели, были изрешечены множеством осколков, из пробитых баков струями хлестал бензин. Огонь перекидывался с самолета на самолет, с жадностью пожирая бензин. И вот бомбардировщики и истребители, один за другим, охватывало пламя. Бомбардировщики взрывались, словно петарды, истребители горели, как коробки спичек.
Я побежал вокруг горящих самолетов, словно спятил, отчаянно пытаясь найти хоть один целый истребитель. Каким-то чудом несколько «Клодов», стоявших отдельно, избежали уничтожения. Я прыгнул в кабину самолета, запустил двигатель и, не дожидаясь, пока он прогреется, повел истребитель по дорожке.
   25.0.1364.15225.0.1364.152
RU Фагот #07.03.2013 09:41  @kirill111#07.03.2013 01:45
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
kirill111> Большинство из 200 армейских и флотских бомбардировщиков, выстроенных крыло к крылу на длинных рулежных дорожках, теперь пылало...
Ого! Потери возросли до 200 самолетов! :D
   25.0.1364.15225.0.1364.152
RU kirill111 #07.03.2013 14:42  @Фагот#07.03.2013 09:41
+
+3
-
edit
 

kirill111

аксакал
★★☆
kirill111>> Большинство из 200 армейских и флотских бомбардировщиков, выстроенных крыло к крылу на длинных рулежных дорожках, теперь пылало...
Фагот> Ого! Потери возросли до 200 самолетов! :D

Врет, небось, как очевидец.
   8.08.0
RU Фагот #07.03.2013 16:08  @kirill111#07.03.2013 14:42
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Фагот>> Ого! Потери возросли до 200 самолетов! :D
kirill111> Врет, небось, как очевидец.
Я вообще не припомню случая, чтобы хоть раз за всю ВОВ Советские ВВС произвели налет на аэродром, в результате которого были бы уничтожены 40 или более самолетов. В этой связи ни одна из приведенных выше цифр доверия не вызывает.
   25.0.1364.15225.0.1364.152
RU Dmitry_A #07.03.2013 16:55  @Фагот#07.03.2013 09:41
+
+2
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

Фагот> Ого! Потери возросли до 200 самолетов! :D

Сакаи описывает бомбардировку Ханькоу, много позже Тайваньской операции.
Крупнейшим успехом группы Кулишенко стал налет 3 октября 1939 г. на аэродром Ханькоу, находившийся тогда в глубоком тылу японцев. СБ туда не добирались, и противник не ожидал подобного «коварства». На большом пустыре японцы разместили аэродром морской авиации, обозначенный как «база W». Ею пользовались и летчики ВВС армии. В тот день на авиабазе готовилась торжественная приемка новых самолетов, доставленных из Японии. Здесь собрались представители командования флота и городских властей.

Девятка ДБ-3 плотным клином шла к цели скрытно, соблюдая режим радиомолчания. В момент атаки на аэродроме как раз проходила торжественная церемония. Самолеты стояли в четыре ряда крылом к крылу. С высоты 8700 м на них обрушилась смесь фугасных, осколочно-фугасных и зажигательных бомб. Последствия были ужасны. «По донесениям экипажей, большинство бомб разорвалось на стоянках самолетов, от взрывных волн их раскидало в разные стороны, многие загорелись», — сообщили в Москву. Зенитные орудия молчали. Лишь один истребитель взлетел из огромного костра внизу. На нем летел знаменитый впоследствии японский ас Сабуро Сакаи. Но и он не смог догнать уходящие налегке ДБ-3. Когда бомбардировщики уходили, над аэродромом колыхался высокий столб черного дыма. Японцы идентифицировали незнакомые самолеты как СБ и были очень удивлены их появлением.

На аэродроме, по китайским данным, оказались уничтоженными и поврежденными 64 самолета, убито 130 человек, ранено 300. Бензохранилище горело более трех часов. Наши были несколько скромнее: «Результаты отличные. Было уничтожено около 60 японских самолетов и убито до 80 человек летного состава». Японские источники подтверждают потерю 50 машин. Погибли семь высших офицеров от капитана 1-го ранга и выше, 12 было ранено. В числе последних оказался контр-адмирал Цукахара, командующий японской авиафлотилией. Был объявлен траур, коменданта аэродрома расстреляли.
 
   19.019.0
RU Dmitry_A #19.04.2023 08:52  @Dmitry_A#18.06.2004 09:52
+
+1
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

D.A.> Вообще, знает ли кто-нибудь более-менее достоверные подробности?

В гонконгских англоязычных газетах были сообщения о потоплении авианосца на Янцзы 4 июля 1938 года.
Первая картинка из The Hong Kong Telegraph 04.07.1938
Вторая картинка из Hong Kong Daily Press 05.07.1938
Однако в наших публикациях о Хрюкине дата указывается 10 августа. Нестыковка.
Прикреплённые файлы:
 
   112.0112.0
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

D.A.> Однако в наших публикациях о Хрюкине дата указывается 10 августа. Нестыковка.
Может он так утонул, что вся палуба над водой осталась?
   112.0112.0
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

Дем> Может он так утонул, что вся палуба над водой осталась?

Во второй заметке написано, что корабль полностью под водой.
   112.0112.0
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

Дем>> Может он так утонул, что вся палуба над водой осталась?
D.A.> Во второй заметке написано, что корабль полностью под водой.
1) учитывая мутность рек, обнаружить и соотвественно подтвердить полностью затопленное судно было бы нереально. Кроме того там про пять частично затонувших самолётов.
2) месяц - время достаточное для изменения уровня воды

Ну и aircraft carrier скорей следует понимать буквально - "перевозчик самолётов" а не авианосец.
   111.0111.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru