ttt> Наши главные геополитические противники России в тот период - Швеция и Польша - прямо купались в заморских колониях и имели чудный "субтропический" климат, особенно Швеция.
Польша по развитию не особо то отличалась от России. Швеция же была какой-никакой, но морской державой, и им кое-что перепадало с огрызков европейской морской торговли. Но в сравнении с европейскими колониальными державами они - пигмеи.
ttt> Что касается Китая, то России с ним торговать было много проще чем Западной Европе
Намного сложнее, ибо средневековая Россия - это не нынешняя РФ, что по транспортным технологиям, что по границам и освоенности территории. Первое посольство, даже не купцы, нашло путь в Китай и добралось до Пекина только 1618ом, во времена Михаила Федоровича. Да и то китайский император русских путешественников не принял, а только передал им через чиновников почетную грамоту разрешавшую им вести торговлю на территории Поднебесной. Впрочем эту грамоту, написаную китайскими иероглифами смогли перевести только более чем через пол-века, ибо из-за тех же расстояний русским было крайне сложно изучать эту страну. С той истории пошел фразеологизм "китайская грамота". Через 40 лет, в 1658ом, уже во времена Алексея Михайловича, до Китая сумело добраться следующее посольство, которое ровно так же не смогло пробиться на аудиенцию к Императору, но хотя бы сумело собрать достаточно обширную географическую и политическую информацию о Китае. Примерно тем же закончилось и следующее посольство, отправленное Алексеем Михайловичем уже под конец своего правление. Фактически межгосударственные отношения с Китаем были установлены только в 1689ом. ПРимерно тогда же, в 1698ом, через Сибирь и нынешнюю Бурятию(Кяхта) прошел первый прямой караван из России в Китай. Европейцы к тому времени уже вовсю торговали с Китаем.
И эти караваны были тем еще предприятием. Вы представляете, что значит в те времена пройти на конных повозках черезь огромные пространства Сибири и забайкальских степей? При этом нужно было не только не сгинуть от всяких природных превратностей, но и не быть ограбленными позарившимися на такие богатства местными, для которых в тех местах закон-тайга, медведь - прокурор. Всякие воспетые в вестернах пионеры запада нервно курят в сторонке глядя на купцов и казаков, которые этим делом занимались. Естественно такая торговля не могла дать тех оборотов, которые давала торговля по морю и имела очень высокие издержки: цена доставки груза была весьма высока, процент потерь и порчи - тоже.
Был, конечно, еще путь через Среднюю Азию. Но по нему прямая торговля долгое время была закрыта, торговать приходилось через посредников из среднеазиатских государств, которые, естественно, и получали значительную часть прибыли. Только в 19ом веке Среднюю Азию присоединили к РИ. А во-вторых у России долгое время не было удобного и безопасного выхода в Среднюю Азию: Астрахань удалось обезопасить и закрепить за собой только к тому же 17ому веку, организовав тем самым себе удобный выход на Каспий и по нему - в Персию и Среднюю Азию, а Кавказ и Закавказье завоевали и того позже, ну а тащиться в Среднюю Азию через казахские степи и пустыни было ничем не проще, чем через Сибирь и Забайкалье в Китай.
Так что торговля с Китаем была для России долгое время крайне сложной, нестабильной и неудобной, а прямая торговля с Индией и ЮВА - и вообще невозможной. Россия была сухопутной, а не морской, державой, и это сильно ее ограничивало несмотря на территориальные завоевания.
Даже до Америки мы добрались на несколько веков позже Европы, получили самую суровую и неудобную ее часть, да и с ней коммуникации были очень длинными, дорогими и нестабильными, что в итоге привело к потере этих владений