Пол Кругман, "Выход из кризиса есть!" (2012)
... В последние несколько лет экономическое развитие в Европе и Соединенных Штатах Америки напоминает соревнование между больным и немощным или, если хотите, поединок, в котором решится, кто хуже отреагирует на кризис. В данный момент Европа, похоже, вырвалась вперед на пути к катастрофе, но до финиша еще далеко.
Если такое сравнение кажется вам жестоким или похожим на американское зубоскальство, позвольте прояснить: экономические беды Европы действительно ужасны, и не только из-за страданий, которые они причиняют людям, но и из-за политических последствий. Почти 60 лет Европа была вовлечена в своеобразный эксперимент, попытку преобразовать разоренный войной континент при помощи экономической интеграции, направить ее по пути мира и демократии. Вся планета поставила на успех этого эксперимента и в случае неудачи будет обездолена.
Эксперимент начался в 1951 году. Тогда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Не позволяйте прозаическому названию ввести себя в заблуждение: это оказалась в высшей степени идеалистическая попытка сделать невозможной войну в Европе. Введя свободную торговлю хотя бы углем и сталью — то есть отменив все пошлины и ограничения на заграничные поставки, так что сталелитейные заводы могли покупать уголь у ближайшего производителя, даже если он находился по другую сторону границы, — соглашение принесло экономическую выгоду. Кроме того, теперь французские сталелитейщики стали зависеть он немецких угольщиков и наоборот, так что любые военные действия между странами были бы чрезвычайно разрушительными и, как все надеялись, невозможными.
Создание ЕОУС было большим успехом и примером для ряда аналогичных соглашений. В 1957 году шесть государств Старого Света основали Европейское экономическое сообщество, таможенный союз с зоной свободной торговли внутри и общими пошлинами на импорт из-за пределов союза. В 70-х годах к этой группе стран присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. Между тем Европейское экономическое сообщество постепенно расширяло свое влияние, предоставляя помощь беднейшим регионам и поддерживая демократические правительства на всем континенте. В 80-х годах прошлого столетия Испания, Португалия и Греция, избавившиеся от диктаторских режимов, были награждены членством в сообществе, и европейские государства упрочили экономические связи, гармонизировав регулирование, отменив пограничный контроль и гарантировав свободное перемещение рабочей силы.
На каждом этапе выгода от более тесной экономической интеграции сопровождалась еще более высоким уровнем политической сплоченности. Экономическая политика никогда не ограничивалась только экономикой. Она также служила средством стимулирования европейского единства. Так, например, экономические предпосылки для свободной торговли между Францией и Испанией во время правления Франсиско Франко были ничуть не хуже, чем после его смерти (проблемы с вступлением Испании в Евросоюз после смерти диктатора тоже никуда не делись), но цель присоединения демократической Испании к европейскому проекту была намного важнее свободной торговли с тоталитарным режимом. Данное обстоятельство помогает объяснить то, что теперь воспринимается как фатальная ошибка, — решение о переходе на общую валюту. Представители европейской элиты были до такой степени увлечены идеей создания мощного символа единства, что подчеркивали выгоды общей валюты и отмахивались от предупреждений о серьезных недостатках.
Проблема с (единой) валютой
Разумеется, использование нескольких валют сопряжено с реальными издержками, которых можно избежать при введении единой валюты. Бизнес с другими странами более затратен, если требуется менять валюту, иметь в наличии несколько разных и/или держать в банках мультивалютные счета. Возможность колебания курсов привносит элемент неуверенности. Планирование затрудняется, а бухгалтерия становится более запутанной, когда доходы и расходы не всегда исчисляются в одних и тех же единицах. При политическом союзе чем теснее экономические связи между соседями, тем сложнее иметь собственную валюту, поэтому, скажем, идея ввести в Бруклине свой доллар, как в Канаде, была бы неудачной.
Впрочем, наличие собственной валюты дает и существенные преимущества. Наиболее наглядным примером может служить девальвация — обесценивание своей валюты по отношению к другим, которая иногда облегчает процесс адаптации к экономическому шоку.
Рассмотрим одну совсем не гипотетическую ситуацию. Почти все последнее десятилетие экономику Испании двигал вперед беспрецедентный бум на рынке жилья, финансируемый в основном за счет масштабного притока капитала из Германии. Этот бум подпитывал инфляцию и увеличивал испанские зарплаты по сравнению с немецкими. Но оказалось, что основой процветания был мыльный пузырь, который, конечно, лопнул. В результате Испании требуется переориентировать экономику со строительства на производство товаров, однако в настоящий момент испанская промышленность неконкурентоспособна, потому что зарплаты в стране слишком высоки по сравнению с Германией. Как вернуть Испании способность составить конкуренцию?
Один из способов — убедить (или заставить) испанских рабочих согласиться на снижение зарплаты. На самом деле это единственный способ, если у Испании и Германии одна валюта или испанская валюта жестко привязана к немецкой.
А вот если Испания имеет собственную валюту и согласна допустить ее обесценивание, выравнивание зарплат может быть достигнуто простой девальвацией. Снизив, к примеру, курс с 80 до 100 песет за 1 немецкую марку и сохранив зарплаты в песетах, сразу можно получить снижение испанских зарплат по сравнению с немецкими на 20 %.
Почему это сделать легче, чем договориться о снижении зарплат? Лучшее объяснение дал не кто иной, как Милтон Фридман, который обосновал преимущества плавающих обменных курсов в своей классической статье «В защиту плавающих валютных курсов» («The Case for Flexible Exchange Rates») в сборнике «Очерки позитивной экономики» («Essays in Positive Economics»), вышедшем в 1953 году.
...
Введение общей валюты предполагает компромисс. С одной стороны, у единой валюты есть очевидные преимущества: снижение предпринимательских расходов и существенное улучшение планирования. С другой стороны, снижение гибкости может стать серьезной проблемой при асимметричном шоке, например обвале на процветающем рынке жилья в некоторых, но не во всех странах.
Ценность экономической гибкости сложно выразить в цифрах. Еще сложнее подсчитать выгоду от общей валюты. Тем не менее существует обширная экономическая литература, посвященная критерию оптимальной валютной зоны — неуклюжий, но полезный профессиональный термин, обозначающий группу стран, которые выиграют от введения общей валюты. О чем же говорится в этой литературе?
О том, что странам нет смысла вводить общую валюту, если они не имеют тесных экономических связей. В конце 90-х годов ХХ века Аргентина установила фиксированный курс песо по отношению к доллару США — это несколько иное, чем отказаться от собственной валюты, но близко по смыслу. Однако вскоре выяснилось, что это решение было обречено на неудачу. Все закончилось девальвацией и дефолтом. Одна из причин заключалась в том, что экономика Аргентины была слабо связана с американской — на США приходилось лишь 11 % импорта и 5 % экспорта этой латиноамериканской страны. С одной стороны, из-за небольшого объема торговли между Аргентиной и США преимущества фиксированного курса песо-доллар для бизнеса были относительно невелики. С другой стороны, Аргентина терпела двойные убытки из-за колебаний других валют, в частности из-за резкого падения курсов евро и бразильского реала по отношению к доллару, что существенно удорожало аргентинский экспорт.
На этот счет в Европе все было в порядке: приблизительно 60 % торговли стран Старого Света приходится друг на друга и объем этой торговли очень велик. Однако по двум другим критериям — мобильности рабочей силы и фискальной интеграции — Европа не слишком хорошо подходила для объединения валют.
Мобильность рабочей силы занимала центральное место в статье, которая была написана в 1961 году канадским экономистом Робертом Манделлом. С нее, собственно, и началось обсуждение оптимальной валютной зоны. Суть выводов Манделла состоит в следующем: намного легче реагировать на одновременный экономический бум в Саскачеване на юге центральной части Канады и спад в Британской Колумбии, или наоборот, если работники могут свободно перемещаться туда, где есть рабочие места. В реальной жизни люди, желающие работать, свободно перемещаются между канадскими провинциями, а также между штатами США, но между европейскими странами такого свободного перемещения нет. Несмотря на то что с 1992 года европейцы получили право на работу в любой стране Европейского союза, языковые и культурные барьеры настолько высоки, что даже серьезная разница в уровне безработицы приводит лишь к весьма скромной миграции.
Питер Кенен из Принстонского университета обратил внимание на значение фискальной интеграции через несколько лет после публикации статьи Манделла. Чтобы проиллюстрировать мысль Кенена, представим две экономики, на данный момент очень похожие (различия опускаем): в Ирландии и Неваде. И там и там лопнули огромные мыльные пузыри на рынке жилья, затем последовал глубокий спад, вызвавший резкий рост безработицы и множество невозвратов по ипотечным кредитам.
В Неваде эти удары были смягчены, причем существенно, правительством США. Сегодня этот штат платит гораздо меньше налогов в федеральный бюджет, но пожилые жители Невады по-прежнему получают пенсионное пособие, а Медикейд все так же оплачивает их медицинские счета, то есть штату оказывается серьезная помощь. Между тем сохранность депозитов в банках Невады гарантирована Федеральной корпорацией страхования депозитов, а часть потерь из-за невозврата ипотечных кредитов приходится на «Fannie» и «Freddie», которые получили помощь федерального правительства.
Ирландия же может рассчитывать в основном на себя и должна сама помогать своим банкам выплачивать пенсии и выделять деньги на систему здравоохранения из собственных, значительно сократившихся доходов. Тяжелые времена наступили и там и там, но кризис в Ирландии намного глубже, чем в Неваде, что вовсе не удивительно.
20 лет назад, когда начала воплощаться идея о единой европейской валюте, проблемы «общих денег» понимали многие. Развернулась широкая научная дискуссия (я в ней тоже участвовал). Большинство американских экономистов были скептически настроены по отношению к евро, в основном потому, что Соединенные Штаты служили хорошей моделью того, что делает экономику подходящей для единой валюты, а Европа была далека от этой модели. Мобильность рабочей силы, считали мы, слишком низка, а отсутствие центрального правительства и автоматической защиты, которую такое правительство обеспечивает, лишь усиливали сомнения.
Наши предупреждения были проигнорированы. Прелесть, если так можно выразиться, идеи евро, ощущение, что Старый Свет делает важный шаг на пути к окончанию истории войн и становится маяком демократии, — все это оказалось слишком сильным. На вопрос, как Европа будет справляться с ситуациями, когда экономика одних стран на подъеме, а других находится в кризисе — как сейчас в Германии и Испании, — официальные лица отвечали, что все европейские государства будут проводить разумную политику, исключающую асимметричный шок, но, если такое почему-то произойдет, структурные реформы сделают экономики стран Европы достаточно гибкими, способными на необходимые меры.
На практике мы наблюдали этот сильнейший асимметричный шок. Причиной его было само введение евро.
Мыльный пузырь евро
Официально евро был введен в начале 1999 года, но банкноты и монеты появились только три года спустя. (Франк, марка, лира и т. д. стали деноминациями евро; 1 французский франк = 1/6,5597 евро, 1 немецкая марка = 1/1,95583 евро и т. д.) Результат был немедленным и судьбоносным: инвесторы почувствовали себя в безопасности.
Если конкретнее, они уже не боялись вкладывать деньги в экономику стран, которые раньше считались зоной повышенного риска. Исторически процентные ставки на юге Европы были существенно выше, чем в Германии, поскольку инвесторы требовали компенсацию за риск девальвации и/или дефолта. С приходом евро эта «премия» исчезла: испанский, итальянский и даже греческий долги считались почти такими же надежными, как немецкий.
Это привело к значительному снижению стоимости заемных средств на юге Европы и вызвало бум на рынках недвижимости, который быстро превратился в гигантские мыльные пузыри.
Механизм этого бума и пузырей на рынке недвижимости отличался от механизма американского пузыря: меньше изощренных финансовых инструментов, больше прямого кредитования обычными банками. Впрочем, у местных банков было недостаточно средств для поддержки выдаваемых кредитов, поэтому они в массовом порядке пришли на оптовый рынок, занимая средства у банков Центральной Европы, в основном в Германии, где подобного бума не наблюдалось. Таким образом, возникло массированное перетекание капитала из центра Европы на бурно развивающуюся периферию.
Приток капитала подпитывал неснижающийся рост, который, в свою очередь, вел к повышению зарплат: за 10 лет после введения евро затраты труда на единицу продукции (зарплата, скорректированная с учетом производительности) в Южной Европе выросли приблизительно на 35 %, а в Германии только на 9 %. Производство на юге Европы стало неконкурентоспособным, а это означало, что у стран, привлекающих огромные деньги, начал формироваться такой же по размерам торговый дефицит. Чтобы вы могли понять, что произошло и что теперь приходится исправлять, на графике показано увеличение торгового дисбаланса в Европе после введения евро. Одна его часть отображает текущее сальдо (грубая оценка торгового баланса) Германии, а другая — объединенное текущее сальдо стран GIPSI [36] (Греция, Ирландия, Португалия, Испания, Италия). Увеличивающийся разрыв — основа европейских проблем.
Торговый дисбаланс в Европе
После введения евро в экономиках Греции, Ирландии, Португалии, Испании, Италии образовался огромный дефицит текущего сальдо, что отражает уровень торгового дисбаланса. Тем временем у Германии наблюдался сравнимый по размерам профицит.
Источник: Международный валютный фонд.
Лишь немногие понимали, насколько велика опасность. Всех охватило самодовольство, граничащее с эйфорией. Затем пузыри, как водится, лопнули.
Финансовый кризис в Соединенных Штатах Америки стал причиной коллапса в Европе, но коллапс в любом случае был неминуем, раньше или позже. Внезапно евро оказался под воздействием асимметричного шока, который в значительной степени усугубился отсутствием фискальной интеграции.
Дело в том, что лопнувшие мыльные пузыри на рынке жилья — это произошло позже, чем в США, но в 2008 году уже началось — не просто погрузили пострадавшие страны в рецессию: они обернулись громадной нагрузкой на бюджет. Доходы упали вместе с производством и занятостью, расходы на пособия по безработице сократились, и правительства оказались (вольно или невольно) на крючке срочной помощи банкам, поскольку гарантировали не только вклады, но и во многих случаях долги своих банков перед банками стран-кредиторов. Накануне кризиса процентные ставки по долгосрочному долгу Ирландии были чуть ниже, чем ставки по немецким долгам, а ставки по испанскому долгу чуть выше. В настоящее время проценты по испанским долгам в 2,5 раза выше, чем по немецким, а по ирландским — в 4 раза.
Теперь вкратце об ответных мерах в области политики. Для этого необходимо обратиться к некоторым широко распространенным мифам. Дело в том, что история, которую вы, вероятно, слышали и которая фактически стала обоснованием европейской политики, значительно отличается от всего изложенного выше.
Большое заблуждение Европы
В главе 4 я описал и развенчал большую ложь об американском кризисе — утверждение, что его вызвали правительственные структуры, пытаясь помочь бедным. У Европы есть своя искаженная версия, неверное описание причин кризиса, которое фактически ведет к политике, ухудшающей ситуацию.
Я не считаю людей, распространяющих европейскую историю, циниками, как, впрочем, и их американских коллег. Я не вижу сознательной подтасовки фактов и подозреваю, что большинство этих людей верят в то, что говорят, поэтому лучше скажу о большом заблуждении, а не о большой лжи. Суть от этого не изменится — теория абсолютно неверная, а те, кто ее пропагандирует, подобно их заокеанским коллегам, категорически не желают видеть факты, противоречащие их взглядам.
Большим заблуждением Европы я называю убеждение, что европейский кризис обусловлен в основном финансовой безответственностью. Согласно этой версии, государства допустили чрезмерный дефицит бюджета, позволив себе слишком глубоко залезть в долги, и теперь очень важно установить правила, которые предотвратят повторение такой ситуации.
Читатели могут спросить: «Ведь именно это и случилось с Грецией?» Совершенно верно, хотя греческий случай несколько сложнее. Суть в том, что этого не произошло во всех остальных охваченных кризисом странах, а если речь идет только о Греции, то кризиса не было бы вообще — ее экономика невелика, менее 3 % совокупного ВВП стран зоны евро и лишь 8 % совокупного ВВП стран зоны евро, переживающих кризис.
Насколько сильно вводит в заблуждение «эллинизация» европейского дискурса? Можно, конечно, ссылаться на финансовую безответственность Португалии, правда, не такую масштабную, но у Ирландии накануне кризиса были профицит бюджета и низкий уровень долга. В 2006 году Джордж Осборн, в настоящее время определяющий экономическую политику Великобритании, называл эту страну блестящим примером искусства возможного в проведении долгосрочной экономической политики. Испания также имела профицит бюджета и небольшой долг. В Италии высокий уровень долга остался в наследство от 70-х и 80-х годов прошлого столетия, когда экономическая политика действительно была безответственной, однако соотношение долга и ВВП неуклонно уменьшалось.
До начала кризиса в группе стран, переживающих в настоящее время финансовые трудности, показатели долга неуклонно снижались.
Источник: Международный валютный фонд.
Как все это понимать? Приведенный график отображает размеры долга в процентах от ВВП для «средней» страны, в настоящее время переживающей кризис, то есть среднее, взвешенное по ВВП отношение долга к ВВП для стран GIPSI. До 2007 года это среднее значение неуклонно уменьшалось — группа GIPSI совсем не выглядела транжирой, и финансовое положение входящих в нее государств постепенно улучшалось. Их долги резко выросли только после начала кризиса.
Тем не менее многие облеченные властью европейцы, особенно немецкие политики и государственные деятели, а также руководство Европейского центрального банка (ЕЦБ) и влиятельные специалисты финансовой и банковской сфер твердо стоят на своем, и даже сегодня никакие аргументы против «большого заблуждения» не могут поколебать их уверенность. В результате проблема реакции на кризис часто формулируется в терминах морали: люди попали в беду из-за собственных грехов и должны искупить вину страданиями.
Это крайне неудачный подход к реальным трудностям, с которыми столкнулась Европа.
Главная проблема Европы
Ситуация в Старом Свете, а если конкретнее, в зоне евро, в общем — то есть при сложении показателей всех стран, сделавших евро своей валютой, — выглядит не так уж плохо. Долги частных лиц и государств несколько ниже, чем у США, что оставляет больше пространства для маневра. Инфляция приблизительно такая же, как у нас, и нет никаких признаков ее увеличения. Кроме того, у Европы в целом сбалансированный текущий счет, а это значит, что не требуется привлекать капитал извне.
Но Европа не едина. Это совокупность отдельных стран с собственным бюджетом и собственным рынком труда, но без собственной валюты. В этом и кроется причина кризиса.
Возьмем, к примеру, Испанию, экономику которой я считаю характерным примером кризиса в зоне евро, и на какое-то время забудем о дефиците государственного бюджета. Как мы уже видели, в первые восемь лет существования евро в Испании наблюдался массированный приток денег, создавший предпосылки для возникновения мыльного пузыря на рынке недвижимости, что привело к значительному росту зарплат и цен относительно крупнейших экономик Европы. Главная проблема Испании, из которой проистекают все остальные, заключается в необходимости вернуть зарплаты и цены на прежний уровень. Как это можно сделать?
Начнем по порядку. Предположим, что ЕЦБ придерживается политики «дешевых» денег, а немецкое правительство ввело меры финансового стимулирования. Это означает полную занятость в Германии даже при сохранении высокого уровня безработицы в Испании. Таким образом, зарплаты в Испании вырастут незначительно или останутся на прежнем уровне, тогда как в Германии существенно увеличатся, в Испании издержки не изменятся, а в Германии вырастут. И это будет относительно легкий вариант для Испании — не легкий, а всего лишь относительно легкий.
Но немцам ненавистна даже мысль об инфляции — все еще из-за воспоминаний о событиях начала 20-х годов прошлого столетия. (Как это ни странно, гораздо хуже память о дефляционной политике начала 30-х годов, которая создала условия для прихода к власти всем известных политических деятелей. Подробнее об этом мы поговорим в главе 11.) Еще важнее то, Европейский центральный банк обязан поддерживать стабильность цен, и точка. Остается открытым вопрос о степени этой обязательности, и я подозреваю, что ЕЦБ может найти способ для обоснования умеренной инфляции, несмотря на то, что записано в документе, регулирующем его работу. Тем не менее высокая инфляция считается большим злом независимо от возможных последствий политики поддержания низкой инфляции.
Теперь посмотрим, что это значит для Испании — стране придется снижать издержки при помощи дефляции, процесса, который на еврожаргоне получил название «внутренняя девальвация». Достичь этого очень трудно из-за нисходящей жесткости заработной платы: уровень зарплат уменьшается медленно и неохотно даже при угрозе массовой безработицы.
Любые сомнения относительно нисходящей жесткости заработной платы могут быть развеяны статистикой. Возьмем, к примеру, Ирландию, которую принято считать страной с необычайно гибким рынком труда — еще один эвфемизм, обозначающий ситуацию, когда работодатели могут относительно легко увольнять работников и/или снижать им заработную плату. Несмотря на несколько лет очень высокого уровня безработицы (в данный момент около 14 %), зарплаты в Ирландии сократились только на 4 % от максимального уровня. Да, страна проводит внутреннюю девальвацию, но очень медленно. То же самое происходит в Латвии, которая не входит в зону евро, но отвергла предложение о девальвации своей валюты. В Испании средние зарплаты даже немного выросли, хотя уровень безработицы чрезвычайно высок, но это отчасти может быть статистическим заблуждением.
Кстати, если вам нужна иллюстрация утверждения Милтона Фридмана, что намного легче снизить зарплаты и цены, просто девальвировав валюту, посмотрите на Исландию. Крошечное островное государство прославилось масштабами финансовой катастрофы, и можно ожидать, что дела там обстоят хуже, чем в Ирландии. Однако Исландия отказалась отвечать по долгам безответственных банкиров. Кроме того, у страны было преимущество собственной валюты, что очень помогло восстановлению конкурентоспособности: правительство просто позволило кроне обесцениться, и цены в евро снизились на 25 %.
У Испании собственной валюты нет. Это значит, что для сокращения издержек ей и другим странам придется пережить продолжительный период очень высокой безработицы, достаточно высокой, чтобы зарплаты медленно уменьшались. И это еще не все. До начала кризиса в странах, которые сейчас вынуждены сокращать расходы, отмечался самый высокий уровень долга частных лиц. Теперь эти государства столкнулись с дефляцией, увеличивающей реальное долговое бремя.
А как же финансовый кризис и растущие ставки по государственным долгам в Южной Европе? В значительной степени этот финансовый кризис является побочным эффектом лопнувших мыльных пузырей и чрезмерных расходов. После начала кризиса дефицит бюджета увеличился, а когда власти стали оказывать экстренную помощь банковской системе, долг внезапно вырос. Средства, к которым обычно прибегают государства, чтобы справиться с чрезмерной долговой нагрузкой, — сочетание инфляции и экономического роста, уменьшающее соотношение долга и ВВП, — для стран зоны евро, обреченных на годы дефляции и стагнации, не годились. Неудивительно, что инвесторы сомневаются, захотят и смогут ли государства Южной Европы полностью выплачивать долги.
И это опять же не все. В кризисе зоны евро присутствует некий элемент, еще один недостаток общей валюты, оказавшийся неожиданным для многих людей, в том числе для меня. Выяснилось, что страны, не имеющие собственной валюты, чрезвычайно уязвимы перед самосбывающейся паникой, когда усилия инвесторов избежать потерь в случае дефолта и становятся причиной дефолта, которого они так боялись.
Впервые эту мысль высказал бельгийский экономист Пауль де Грауве, отметивший, что процентные ставки по долгу Великобритании намного ниже ставок по испанскому долгу — 2 и 5 % соответственно, несмотря на то, что у Великобритании долг и дефицит бюджета выше, а финансовая ситуация, по всей видимости, хуже, даже с учетом испанской дефляции. Но, как указал де Грауве, в отличие от Великобритании, Испании угрожает опасность замораживания ликвидности.