и кстати, еще штришок к формату "помощи союзников"
Пассажирские самолёты DС-2 и DС-3, созданные конструкторами американской фирмы "Дуглас" в середине 1930-х гг., оказались чрезвычайно удачными, строились в больших количествах и распространились по всему миру. А вот сделанные на их базе бомбардировщики ничем особым не прославились и к моменту вступления США во Вторую мировую войну практически уже исчезли из строевых частей. А ведь поначалу на них возлагались большие надежды... В 1934 г. командование Авиационного корпуса армии США объявило конкурс на новый бомбардировщик.
// Дальше — airwar.ru
Но будущий В-17 в ходе испытаний потерпел аварию и победителем объявили DB-1. Считают, что немалую роль в этом сыграли деньги:
"Дуглас" просила за один самолёт 55 000 долларов, а "Боинг" - примерно вдвое больше.
....
В
июне 1936 г. на заводе компании "Дуглас" в Санта-Монике "военный вариант DС-2" увидела делегация советских самолётостроителей во главе с А.Н. Туполевым. Но к машине их близко не подпустили. Однако другая группа специалистов из СССР, возглавляемая начальником Управления материально-технического снабжения ВВС комбригом Базенковым, в том же году ознакомилась с опытным образцом В-18 на аэродроме Райт-Филд.
Видимо, этот бомбардировщик вызвал определённый интерес. Во всяком случае, в целом ряде отечественных документов говорится о замыслах строить в Советском Союзе на базе лицензии параллельно пассажирский DС-3 и бомбардировщик на его основе (военную машину должен был делать завод ╧ 18 в Воронеже), используя американский опыт и консультации специалистов "Дуглас".
Напрямую продать нам документацию по В-18 тогда было невозможно, поскольку самолёт состоял в списке военного министерства США. Но о "схематических чертежах военного приспособления" с американцами договорились. Интерес к В-18 в нашей стране пропал после запуска в массовое производство отечественного дальнего бомбардировщика ДБ-3 в 1937 г.
.......
В 1938 г. с "Боло" ознакомились представители британских ВВС. Они интересовались возможностью использовать его как морской разведчик и патрульнопротиволодочный самолёт. Но
выводы английской комиссии были отрицательными; лётные данные неудовлетворительны из-за малой тяговооружённости, вооружение слабое. Да и
запросили американцы с будущих союзников немало; 109 000 долларов - практически вдвое больше цены "для своих". Командование Королевских ВВС от сделки отказалось.
......
В
сентябре 1939 г. партия из десяти В-18А была предложена Советскому Союзу - по 147 000 долларов за штуку (почти в полтора раза дороже, чем для англичан). Но за эти деньги фирма "Дуглас" готова была доработать машину под советские требования или даже подготовить новую модификацию. Однако специалисты из Управления ВВС уже в январе того же года оценивали В-18А как устаревший тип. Это же мнение высказали В.К. Коккинаки и М.Х. Гордиенко, которые после завершения перелёта в Америку на самолёте "Москва" совершили тур по авиационным предприятиям и аэродромам этой страны. 4 октября начальник ВВС РККА А.Д. Локтионов письменно доложил наркому обороны К.Е. Ворошилову о том, что этот американский бомбардировщик
"является устаревшим типом" и закупать его нецелесообразно.
От приобретения В-18А наши отказались, американцам пришлось прекратить его производство.
очень показательная история