Здесь даны 2 текста. Надо прочесть оба, чтобы оценить всю прелесть ситуации.
Текст первый.
КОЧЕГАР ПАРОВОЗА «ВЕЛИКОЙ ФИНЛЯНДИИ». Автор: Исаев Алексей
ПРЕДИСЛОВИЕ
Итак, Мауно Энквист «Талви укконэн».(Зимняя гроза – прим. переводчика). Фамилия Энквист была у командира финского пехотного корпуса (прим. редакции). Как-то раз я отдыхал с друзьями зимой в Карелии. Остановились мы на ночлег в небольшой деревне. Наша шумная компания собралась вечером в клубе, свалив в углу лыжи и рюкзаки. Сидевший в углу старик вдруг сказал: «Прям как тогда, в 1939 г.». —Что как тогда? —Лыжи. В 1939 г. тоже вот так были свалены лыжи у границы. Так мне ответил старый финн и задумчиво закурил трубку. Весь остальной вечер он отмалчивался, односложно отвечая на наши вопросы. Потом он вдруг закрыл лицо руками и горько заплакал, размазывая слезы по чумазой физиономии: «Ы-ы-ы!». И с этого момента я начал исследовать историю Зимней войны, поняв, как все мы ошибались. Позвольте мне теперь писать «зимняя война» с маленькой буквы.
ГЛАВА 1. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Все мы знаем про шалаш в Разливе, в котором укрывался Ленин, но не все знают что было дальше хотя все это написано тысячу раз в советских книжках. Наступала осень, сенокосная пора закончилась, скрываться под видом косца становилось опасно. ЦК принял решение укрыть своего вождя в Финляндии, и в начале августа 1917 года под видом кочегара Ленин на паровозе переехал в Финляндию. В начале октября 1917 г. Ленин нелегально вернулся в Петроград. Дальше мы знаем, перворот, захват власти большевиками и Финляндии даруется независимость. Но этого было мало, финны хотели безраздельного господства в Карелии, захвата новых плодородных земель. Вооруженные финским правительством отряды добровольцев вторглись в Восточную Карелию. И все это время рядом с Лениным находился финский шофер Рахья, ставший серым кардиналом большевистского вождя. Про это я напишу в следующей книге. Советское правительство было выгодно Финляндии: ни Временное правительство, ни сторонники монархистской России не допускали и мысли о возможности отделения северо- западной территории империи - Великого княжества Финляндского. Поэтому во время похода Юденича на Петроград, ставший президентом Финляндии К.И.Стольберг воспротивился участию финских войск в этом наступлении. Тем самым финны отказали поддержать законную власть. Сдержанность Финляндии и Балтийских государств в той ситуации позволили большевикам удержать Петроград. Финны берегли паровоз «Великой Финляндии». И снова лапы финской военщины потянулись к Карелии. В марте-мае 1918 г несколько отрядов финских войск и «добровольцев» вторглись в Восточную Карелию. Бои то разгорались, то затухали вновь и закончились они только в 1922 г. Дальше наступила пауза, которую финны использовали для подготовки к новому броску в Карелию.
ГЛАВА 2. БОЛЬШАЯ БЕТОННАЯ ФИКЦИЯ
В литературе принято возвеличивать «Линию Маннергейма». Вот типичное высказывание о ней. Старший инструктор бельгийской "линии Мажино" генерал Баду, работавший техническим советником Маннергейма, писал: «Нигде в мире природные условия не были так благоприятны для постройки: укрепленных линий, как в Карелии. На этом узком месте между двумя водными пространствами — Ладожским озером и Финским заливом — имеются непроходимые леса и громадные скалы. Из дерева и гранита, а где нужно — и из бетона, построена знаменитая линия Маннергейма. Величайшую крепость линии Маннергейма придают сделанные в граните противотанковые препятствия. Даже двадцатипятитонные танки не могут их преодолеть. В граните финны при помощи взрывов оборудовали пулеметные и орудийные гнезда, которым не страшны самые сильные бомбы. Там, где нехватало гранита, финны не пожалели бетона». Почему же тогда эту нескокрушимую линию обороны прорвали? Почему ее прорвала расшатанная кроввавыми сталинскими репрессиями Красная Армии, вооруженная артиллерией времен Первой Мировой и легкими устревшими танками? Я искал, это была долгая кропотливая работа. И вот, в открытом источнике, в мемуарах Маннегейма нашел: «Вдоль оборонительной линии протяженностью около 140 километров стояло всего 66 бетонных дотов. 44 огневые точки были построены в двадцатые годы и уже устарели, многие из них отличались неудачной конструкцией, их размещение оставляло желать лучшего. Остальные доты были современными, но слишком слабыми для огня тяжелой артиллерии. Построенные недавно заграждения из колючей проволоки и противотанковые препятствия не вполне отвечали своей функции» ( Карл Густав Маннергейм, Мемуары. М.Вагриус, 2000 г., стр. 263 ). Кроме того, сооружения первого периода постройки (1920-24 гг.), так называемая линия Энкеля, отличались невысоким качеством бетона, практически полным отсутствием гибкой стальной арматуры и большим объемом наполнителя - песка, гравия и камней. Ну скажите мне, кому в голову придет строить ДОТы не из бетона, а из «наполнителя»? Очевидно, что ДОТы линии Энкеля - фальшивые, «потемкинские деревни», призванные изображать долговременные сооружения. Это была не линия укреплений, это была фикция, гнилая стена, способная рухнуть от первого порыва ветра. Она была построена для успокоения СССР, чтобы руководителям советского государства казалось, что финны готовятся к обороне. ДОТы линии Маннергейма не были способны противостоять танкам, львиная доля сооружений была вооружена только пулеметами. ДОТы, в отличиие от сооружений на чехословацких, немецких, немецких линиях укреплений не соединялись подземными галлереями. Большинство ДОТов представляли собой одноэтажные бетонные коробки, слегка заглубленные в землю. Когда же линии пришлось выполнять свою действительную задачу она была прорвана в феврале 1940 г.
Просвещенная монархия - это такая монархия, при которой монарх состоит в переписке с Вольтером.
Это сообщение редактировалось 23.08.2004 в 16:26