Б.Р.>Это относится к 1944 году? Но бомбили и в 43-ем. Гамбург к примеру. Понятно, что не так интенсивно, как в 1944. Но это ведь приводило к потерям в выпуске.Б.Р.>Мне видется возможным такой способ оценки эффективности бомбардировок. Взять предприятия, производящие только конечную продукцию (танки, самолеты, боеприпасы), и посмотреть на динамику выпуска. Выпуск может упасть по следущим причинам:
Б.Р.>- Атака на завод комплектующих.
Б.Р.>Потери от бомбардировок оценивать как разницу между рельным выпуском и планом.
Что пишет сам Шпеер по этому поводу:
"17 августа, то есть через две недели после бомбардировок Гамбурга, над Германией впервые появились самолеты стратегической авиации США. Они нанесли удар по г.Швейнфурту. Здесь находилось большинство наших шарикоподшипниковых заводов......
Противник опять совершил кардинальную ошибку. Большая часть его "летающих крепостей" - 146 из 376 самолетов сбросила свой груз не на эти предприятия, а на расположенный в Регенсбурге авиасборочный завод. Его разрушение не оказало никакого воздействия на положение дел в нашей авиационной промышленности.....
Обьем производства особенно необходимых для выпуска военной продукции подшипников диаметром от 6,4 до 24 см уменьшился почти на 38%.
Поэтому нависшая над Швейнфуртом угроза новых воздушных налетов НЕ ЗАСТАВИЛА нас эвакуировать из города шарикоподшипниковые заводы, т.к эта операция повлекла бы приостановку их выпуска на 3-4 месяца. По этой же причине мы отказались от перебазирования шарикоподшипниковых заводов из берлинского района Эркнер, а также из Каннштатта и Штейра, хоть их месторасположение было наверняка известно врагу.......
После первого удара мы смогли так быстро оправится потому, что использовали запасы шарикоподшипников как со складов вермахта, так и находившиеся в производстве.......
Второй удар последовал только через два месяца.....
......бомбы не только разрушили все заводские корпуса, искры попавшие в закалочные ванны, вызвали в цехах пожар, но и вообще на этот раз причинен гораздо больший ущерб. Производство подшипников нужных нам диаметров упало на 60%.
В этой ситуации я немедленно предоставил одному из своих энергичных сотрудников - генеральному директору Кесслеру чрезвычайные полномочия в области изготовления подшипников. Наши ресурсы были уже на исходе, а все попытки наладить импорт подшипников из Швеции и Швейцарии, так толком ни к чему не привели. Тем не менее нам удалось избежать катастрофы, так как мы где только можно использовали скользящие подшипники......
Правда 23 декабря его самолеты разбомбили сборочный чех в Эркнере, но, скорее всего это произошло совершенно случайно, так как они в тот день просто беспорядочно сбрасывали бомбы на Берлин. И только в феврале 1944 г положение кардинальным образом изменилось. На протяжении 4 дней Швейнфурт, Штейр, и Каннштатт по два раза подвергались сильным воздушным налетам. Затем наступил черед Эркнера, а потом бомбы вновь обрушились на на Швейнфурт и Штейр."
(Прим. Alex 129 - и посмотрите какие низкие результаты дали эти упорные усилия союзников
)
"Через 6 недель выпуск подшипников снизился на 29%."(!!!!)
Шпеер А. Воспоминания: Пер. с нем./- Смоленск: "Русич", 1998. -720 стр.
В общем создается впечатление - что туча стратегических бомбардировщиков не такое уж вундерваффе: за немецкие шарикоподшипниковые заводы союзники уже серьезно принялись в 43 г, а до конца 44 года выпуск военной техники с этими шарикоподшипниками только почему то рос
. Шпеер сам постоянно по тексту удивляется, почему союзникам не удалось добомбить эти предприятия в хлам. Для немцев ущерб от остановки производства шарикоподшипников при перемещении соот. заводов в горные туннели (а планы у них такие были еще в 42 г.) оказался более неприемлимым, нежели чем от англоамериканских бомбардировок.