Блочно-транспортабельная АТЭС
с быстрым натрийохлаждаемым реактором и газотурбинным преобразователем мощностью 300 МВт эл. и 100 МВт для теплофикации (АТЭС БН ГТ-300/100)
М.М. Тревгода, к.т.н., начальник лаборатории и др.
ФГУП "ГНЦ РФ Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского"
Принципиальные технические решения по АТЭС:
- использование реактора с быстрым спектром нейтронов и натриевым охлаждением (аналогичного применяемым на АС направления БН);
- применение двухконтурной схемы станции (по аналогии с транспортными ЯЭУ с ЖМТ)в отличие от трёхконтурной схемы прототипной АС типа БН;
- применение газотурбинной установки сложного цикла в качестве энергопреобразователя АС вместо традиционной паротурбинной установки;
- ограничение мощности станции и блочно-транспортабельное её исполнение.
Основные особенности станции как следствие принятых технических решений:
- упрощение конструкции АС, снижение её металлоёмкости;
- исключение систем, связанных с локализацией аварий, возникающих при взаимодействии щелочного металла с водой;
- изготовление мобильной части АТЭС БН ГТ-300/100 в заводских условиях и, как следствие, сокращение времени изготовления и доставки оборудования на место работы станции;
- транспортировка мобильной части АТЭС БН ГТ-300/100 к месту ее эксплуатации посредством железнодорожного, водного или иного вида транспорта;
- строительство простейших стационарных сооружений на площадке размещения станции и, как следствие, сокращение объёма строительно-монтажных работ;
- перегрузка активных зон на специализированном предприятии-переработчике ОЯТ;
- обеспечение возможности крупноблочной замены морально или физически устаревшего оборудования станции без длительной её остановки;
- сохранение высокой электрической эффективности станции во всём рабочем диапазоне нагрузок;
- обеспечение возможности выдачи энергии в систему теплофикации без снижения электрической мощности;
- сведение к минимуму или полное исключение ядерно-опасных работ на месте эксплуатации станции при вводе в работу "свежей" активной зоны и замене отработавшей;
D итоге - улучшение экономических показателей станции в сравнении с прототипными АС.
Основные технико-экономические характеристики АТЭС БН ГТ-300/100:
Тепловая мощность, МВт 730
Электрическая мощность нетто, МВт 300
Электрический КПД во всем рабочем диапазоне, % 42
Максимальная мощность теплофикации, МВт (Гкал/час) 100 (86)
Годовой отпуск тепловой энергии коммунальных параметров, Гкал 598 105
КПД с учетом теплофикации, % до 55
КИУМ пускового года, % 56,0
КИУМ второго года и последующих лет, % 80,0
КИУМ средний за срок службы, % 79,5
Энерговыработка РУ в течение срока службы, млрд. кВтч 93,978
Конструкция активной зоны аналогична активным зонам реакторов БН большой мощности
Кампания активной зоны, тыс. эффективных часов 35
Себестоимость производства электроэнергии (головн. / серийн.), цент/кВтч 0,95 / 0,91
Стоимость единицы установленной мощности (головн. / серийн.), $/кВт 594 / 477
Срок службы реакторной установки, лет 45
Срок службы активной зоны, лет 4,5
Число загрузок активной зоны (выемной части) 10
Сочетание технологий БН и транспортных ЯЭУ в совокупности дает новое качество проекту АТЭС БН ГТ-300/100, а именно, относительно большая электрическая мощность в ограниченных ж/д габаритах комплекта мобильного оборудования (удельная мощность 167,6 Вт/кг); последнее, в свою очередь, повышает степень его коммерциализуемости, т.е. возможность создания на заемные средства;
Оценка металлоемкости и стоимости изготовления мобильного оборудования
Масса, т Цена изготовления, млн. $
Реакторный 505,0 61,736
Турбогенератора и электрооборудования 348,0 9,430
Регенераторный 400,0 15,200
Турбокомпрессоров и газоохладителей 290,0 16,800
БЩУ 122,0 4,334
Трансформаторный 110,0 6,260
Соединительные газоходы и отсечная арматура 15,0 0,600
Итого: 1 790,0 116,390
С учетом 2-го реакторного вагона: 2 263,8 135,626
Итого с округлением вверх 136,000
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом.
Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.
Это сообщение редактировалось 16.09.2004 в 21:27