Татарин> Да там при штатной работе жуть в полоску...
Татарин> Вот, скажем, в нормальных АЭС: топливо - в таблетках, таблетки - в ТВЭЛах, защита нормальная, температура низкая, энергонпряжнность (и нейтронные потоки, соответственно) - маленькие... А вода первого контура - радиоактивна.
Это тритий. Проблема не в радиоактивности, как таковой, а в чудовищной проникающей способности трития.
Татарин> А в ЯРДе у нас: голый реактор без защиты в воздухе, энергонапряженнейшая система, дикие температуры (прочность, диффузия)... да нафиг оно надо?
Вообще-то было бы неплохо. Если бы доделали 11Б91, а лучше, 11Б97, Марс стал бы значительно ближе.
Имея два лётных 11Б91, точнее, два разгонника на них, можно облететь Марс с людьми за полтора года и всего пять пусков "Протона". Правда, для этого понадобится стыковка на высокоэллиптической орбите. Поэтому, видимо, необходим один резервный разгонник с 11Б91, и два комплекта марсианского корабля, т.е. четыре модуля. Ну и запасной "Протон", вестимо.
Стартует первый блок, затем стартует разгонник с ядерным двигателем, они стыкуются, и связка переводится на орбиту с апогеем порядка 900 000 км. За полтора месяца все его системы тестируются в автономном полёте. Если всё в порядке, то за двое-трое суток до прохождения перигея первым блоком стартует второй, и ждёт на парковочной орбите высотой ~400 км подлёта первого блока. При подлёте за, примерно, сутки, стартует второй ядерный разгонник, ещё стыковка, и двумя-тремя импульсами второй блок выводится на такую же орбиту, как и первый, и на этой орбите и происходит стыковка. После этого разгонники на РД-0410 (он же 11Б91) сбрасываются.
Всё, корабль радиационно безопасен. Мавр сделал своё дело - мавр может пойти нафиг.
Ещё через виток стартует ещё один Протон с КВРБ и "Типазондом", сделанным из "Союза-ТМА" с поправкой на необходимость стыковки на высокой орбите. Если всё проходит успешно, то связка на остатках топлива КВРБ набирает ещё 50 м/с, а остаток, 300 или 400 м/с, - на обычных высококипящих компонентах, хранящихся в первом модуле (аналог ФГБ "Заря").
Типалетим. 40-тонный (примерно) корабль вполне может обеспечить жизнедеятельность и функционирование 3-х человек экипажа в течение полутора лет. Смотрите - у нас в год нужно 4 Прогресса, каждый из которых доставляет примерно 1,7 тонны сухих грузов, итого на полтора года нужно десять тонн. И это не только еда и вода, это ещё и некоторое количество научной аппаратуры! Следовательно, в один ФГБ при некотором старании можно напихать еды, воды, воздуха на полтора года полёта. СЖО "частично замкнутого" типа будет находиться во втором модуле (аналог СБ "Звезда")
При пролёте мимо Марса на его поверхность, а также на Фобос и Деймос можно будет посбрасывать малые посадочные аппараты с аэроторможением. На околомарсианскую орбиту такой корабль выйти, конечно же, не может. Но даже пролёт Марса на относительно близком (думаю, 1000 км - вполне покатит) расстоянии будет большим достижением, как в техническом, так и в идеологическом смысле.
Стоимость СМ - 330 лимонов баксов, ФГБ - 190 лимонов баксов, пяти протонов - скажем, 300 лимонов, корабля для подсадки космонавтов и возвращения на Землю - ну, 150 лимонов. Итого чуть меньше миллиарда. Ещё миллиард нужен на доводку РД-0410 до лётного состояния, разработку разгонника на его основе, и четырёх лётных образцов. Один - для лётных испытаний, и один - запасной, на случай аварии.
КВРБ Хруничеву нужен всё равно, пусть доводит на собственные деньги. За изготовление одного лётного экземпляра, так и быть, лимонов 20 дать можно.