из Гангута 32/2003
Тем временем, пока отделы ГУК изучали присланный проект, на открытом стапеле ОНЗиВ уже шли работы по сборке корпуса четвертого черноморского линейного корабля, начатые еще 9 июня 1914 года (наблюдающий за постройкой — корабельный инженер полковник А.Л.Коссов). Официальная церемония закладки линкора, в которой принял участие Николай II, состоялась 15 апреля следующего года. Приказ же о его зачислении в списки под наименованием «Император Николай I» был подписан гораздо позже — 2 июля того же года.
Такое нарушение принятой последовательности — сначала зачисление в списки флота, а затем уже закладка — можно объяснить, пожалуй, лишь следующим. Дело в том, что определяющим фактором зачисления корабля в списки являлось получение кредитов на его постройку. Решение о строительстве четвертого линейного корабля для Черного моря Николай II утвердил 23 марта 1914 года, а дополнительную программу, в соответствии с которой осуществлялась постройка (кроме линкора в нее входили еще два крейсера, восемь эсминцев и шесть подводных лодок), одобренную Советом министров и Государственной думой, император подписал лишь незадолго до войны — 24 июня.
Вполне естественно поэтому, что с началом военных действий обычная процедура нарушилась и наряд на строительство линкора (в заводских документах того периода он именовался «Иоанн Грозный») был выдан только 30 августа. Под каким наименованием началась 9 июня 1914 года его постройка неизвестно, так как первоначальной закладной доски, если она вообще существовала, не сохранилось. На официальной церемонии, если судить по хранящейся в фондах ЦВМТЙ закладной доске, линкор уже именовался «Император Николай I»; впрочем, упомянутая доска могла быть просто дубликатом, изготовленным позднее.
Следует отметить еще, что МГШ предоставил императору на утверждение два наименования — «Святой равноапостольный князь Владимир» и «Император Николай I», из которых он выбрал второе.