Tesla Goes Bankrupt
— Elon Musk (@elonmusk) April 1, 2018
Palo Alto, California, April 1, 2018 -- Despite intense efforts to raise money, including a last-ditch mass sale of Easter Eggs, we are sad to report that Tesla has gone completely and totally bankrupt. So bankrupt, you can't believe it.
«Он однозначно идёт туда, где есть государственные финансы,- говорит Дэн Долев, аналитик из Jefferies Equity Research. – Это отличная стратегия, но когда-нибудь государство прекратит финансировать тебя».
В подсчитанную сумму входят гранты, налоговые льготы, помощь в строительстве фабрик, прощённые займы и квоты на загрязнение атмосферы, которые продаёт Tesla. Также они включают налоговые вычеты и возвраты денег покупателям солнечных панелей и электромобилей.
Основные цифры по субсидиям были опубликованы, но полный их размер не разглашался, поскольку он набирался постепенно, и через разные уровни в правительстве.
Штат Нью-Йорк потратит $750 млн. на строительство фабрики солнечных панелей для SolarCity в Баффало. Калифорнийская компания San Mateo возьмёт их в лизинг по цене $1 в год. А налоги на это производство не будут платить целое десятилетие – при том, что сумма налогов могла бы составить $260 млн.
Правительство также предоставляет гранты и налоговые вычеты для покрытия 30% стоимости установки панелей. SolarCity отчиталась о получении прямых грантов на сумму в $497,5 млн. Но это не полная сумма поддержки.
Согласно отчётам, SolarCity с 2006 года установила свои панели 217595 клиентам. Причём среднерыночная стоимость такой системы составляет $23000. Можно посчитать, что эти гранты обошлись правительству в $1,5 млрд.
Штат Невада согласился предоставить Tesla налоговые льготы в размере $1,3 млрд. с целью постройки гигантской фабрики возле Рино. Кроме этого, компания собрала более $517 млн. в качестве платы за продажу производителям автомобилей квот на выбросы.
...
Государственные деньги чрезвычайно нужны фабрикам Tesla и SolarCity для понижения стоимости разработки и производства продукции. При этом время поджимает – заканчивается срок действия некоторых из крупнейших субсидий. 30% налоговые льготы на установку солнечных панелей превратятся в 2017 году в 10% для коммерческих организаций, и совсем пропадут для частных домохозяйств.
Покупатели автомобилей Tesla также получают налоговый кредит в $7500 и возврат в $2500 от штата Калифорния. Чиновники установили лимит для этих скидок на 200000 автомобилей, и Tesla продала уже четверть от этого количества. Всего покупатели получили $284 млн. налоговых льгот и $38 млн. возвратов.
Сейчас в Калифорнии принят, но ещё не начал действовать, закон, по которому налоговые льготы в $2500 получат не все покупатели, а только покупатели с определённым уровнем дохода. Конкуренция со стороны автопроизводителей также поджимает – если они начнут выпускать больше машин, не совершающих вредных выбросов, они станут покупать меньше квот.
В целом, правительство поддерживает электромобили и солнечные батареи в надежде их широкого распространения, и, как следствие, уменьшения выбросов углеродов. Правда, Маск обещал гораздо более активный прогресс этого предприятия. В 2008 году в своём блоге он расписал, что после производства дорогого спортивного электромобиля (которые уже не продаётся), «будет выпущен седан стоимостью в половину от тех $89 тысяч, которые стоит Tesla Roadster, а третья модель будет ещё дешевле».
На деле, вторая модель продаётся по $100000, а третья, которая всё никак не появится, будет стоить примерно тех же денег. Цена следующей, более дешёвой, возможно, опустится до $35000 — $40000 после субсидий – но это пока неизвестно.
Субсидии для аккумуляторов
Теперь Маск движется в направлении хранения энергии. Во время шумной презентации батарей для дома и бизнеса на концертной сцене под музыку Маск объявил, что в один прекрасный день такие батареи сделают мировую энергетическую сеть ненужной.
Он рассказал о своём видении недорогой и чистой энергии, доступной в удалённых сёлах недоразвитых стран, и в домах индустриальных стран, которые будут отключаться от обычных энергосетей. Его фабрика в Неваде будет выдавать как автомобили Tesla, так и батареи.
А вот о чём он не сказал – так это об уже достигнутой договорённости о субсидиях в размере $126 млн. на правах компании, разрабатывающей технологии хранения энергии.
Trent (это фамилия такая) : "Tesla misses targets, but that's ok, we didn't expect them to hit those anyways."
Also Trent: "Tesla's new targets mean huge profitability, and we fully expect Tesla will hit them."
Краткий перевод предыдущих серий: «Тесла не достигла заявленных целей, Но это нормально. Мы, собственно, все равно и не предполагали, что Тесла их сможет достичь.»
«Новые цели Теслы обозначают огромную прибыльность. И, мы, конечно же, ожидаем, что Тесла их достигнет».
есть опасения, что большой урон компании может нанести реформа налогового законодательства, которую активно продавливает Республиканская партия США во главе с президентом Дональдом Трампом. Их цель — лишить льгот производителей электромобилей. Пример Гонконга, где продажи Tesla рухнули практически до нуля после отмены налоговых льгот, демонстрирует, что в случае сокращения уровня господдержки бизнес-империя Маска может пошатнуться.
Производитель электрокаров Tesla, основанный Илоном Маском, «сжигает» 6,5 тысячи долларов каждую минуту, подсчитало Bloomberg.
Компания закончила 2017 год с 3,4 миллиарда долларов наличными (свободный денежный поток) и 9,4 миллиарда долларов долга. Если автопроизводитель продолжит «съедать» деньги такими темпами, то в 2018 году без дополнительного финансирования он останется без наличных, пишет агентство.
Первые семь лет существования Tesla (компания основана в 2003-м) жила на частные средства и деньги венчурных фондов, большая часть финансирования пришлась на самого Маска. Вместе с тем компания пользуется такой поддержкой правительства США, какой не имеют другие автопроизводители, добавляет Bloomberg.
К примеру, в 2010 году Tesla получила от министерства энергетики кредит 465 миллионов долларов, который погасила в 2013-м.
При этом, если в 2010 году у Tesla было 899 сотрудников, к началу 2018-го их насчитывалось уже 40 тысяч. Как предполагает Bloomberg, продолжающийся наем работников только способствует сжиганию денег. С 2014 по 2017 год число сотрудников Tesla утроилось, а доход, приносимый компании одним человеком, не вырос.
Кроме того, компания не выполнила собственные планы по производству Tesla Model 3, напоминает Bloomberg. По мнению издания, все перечисленное становится серьезным поводом для беспокойства относительно судьбы компании. Tesla представит очередной финансовый отчет 2 мая.
Акции Tesla в течение торгов падали на 6,4 процента, что отразилось и на состоянии самого Маска, которое упало на 300 миллионов и достигло 19,5 миллиардов долларов.
Илон Маск 3 мая не стал отвечать на вопросы журналистов о финансовом состоянии компании и перспективах запуска масштабного производства Tesla Model 3. Все подобные вопросы Маск назвал «скучными и неприкольными», чем вызвал негодование у аналитиков и журналистов.
Конференц-колл прошел после публикации отчетности компании, которая сообщила об убытках пятый квартал подряд. Потери за первый квартал 2018 года стали рекордными — 710 миллионов долларов.
Альтернативные объяснения отклонения стоимости
активов от фундаментальной стоимости
Рациональный пузырь является не единственным объяснением значительных
отклонений цен на активы от их фундаментальной стоимости. Возможно, еще одна
ключевая предпосылка нашего анализа не выполняется: предпосылка о рациональности
агентов. Если на рынке присутствуют иррациональные игроки, то цена актива может
отклоняться от фундаментальной стоимости.
Иррациональные игроки или, по-другому, «шумные» игроки (noise traders)
иначе принимают решения о покупке-продаже актива.
«Шумные» игроки могут поддаваться стадному настроению и следовать за
рынком вне зависимости от фундаментальных факторов.
«Шумные» игроки подвержены сиюминутным настроениям (например,
встал не с той ноги и все продал)
«Шумные» игроки могут учитывать при принятии решения не только
фундаментальные факторы, но и собственные верования (например, быть
сверх-оптимистами)
Другими словами, иррациональные игроки допускают систематические
ошибки, недооценивая либо переоценивая актив. Все эти особенности поведения
игроков на фондовом рынке никак не учитываются в базовой теории
ценообразования активов, но вместе с тем, играют огромную роль в
определении цен на фондовом рынке.
Если поведение «шумных» игроков является иррациональным, не означает ли
это, что их стратегия на рынке является автоматически проигрышной по сравнению
со стратегией рационального инвестора? Если бы это было так, то иррациональные
игроки проигрывали бы свое состояние и уходили бы с рынка. Однако этого не
происходит. Ирония ситуации заключается в том, что «шумные» игроки способны
получать даже большую доходность на рынке, чем рациональные инвесторы. Дело
в том, что присутствие «шумных» игроков увеличивает риски для рациональных
инвесторов.
Представим, что на рынке присутствует два типа инвесторов, рациональные
игроки (арбитражеры) и «шумные» игроки. Арбитражеры находятся в поисках
возможностей арбитража на рынке: они находят актив, стоимость которого ниже
(выше) фундаментальной стоимости и покупают (продают) его с целью извлечь
прибыли из разницы фактической и фундаментальной стоимости. Как только цена
на актив достигает фундаментальной стоимости, арбитражер получает прибыль.
Наличие на рынке «шумных» игроков означает, что цена на актив может
систематически отклоняться от своего фундаментального уровня и в течение
длительного времени не достигать его. Таким образом, арбитраж становится
рисковой операцией.