Коммерсант-Авто
29.03.2006.
И. Сафронов
Служба по контракту. Камаз и Урал разделят госзаказ
Минобороны готовит госпрограмму вооружений до 2015 года, и между предприятиями-поставщиками техники развернулась борьба за право быть представленными в этом документе. Эту борьбу наблюдал корреспондент Коммерсанта на выставке военной автомобильной техники, проходившей в середине марта в Бронницах в 21-м НИИ Минобороны.
В Бронницах за госзаказ боролись в первую очередь "Урал" и КамАЗ. Выставка предусматривала не только показательные выступления, но и совещание с представителями автозаводов, которое провел начальник ГАБТУ генерал-полковник В. Полонский. По его словам МО уже определилось с концепцией развития военной автомобильной техники. Автозаводам предписано разрабатывать и выпускать автотехнику на основе унифицированых базовых платформ с использованием российских комплектующих. В эту концепцию вписывается разработанное КамАЗом семейство "Мустанг", а также семейство "Мотовоз" созданное ОАО "Автозавод "Урал".
К 2020 году, по словам генерала Полонского, должно произойти полное переоснащение армейского автопарка.
КамАЗ рвется в небо
В этом году ОАО "КамАЗ" порадовало военных двумя новинками. На базе грузовика КамАЗ-4350 (4х4) создана версия для ВДВ - авиатранспортабельный КамАЗ-43501. Эта машина призвана заменить снимаемый с вооружения ГАЗ-66.
Кроме того камские автостроители совместно с МГТУ имени Баумана впервые создали бронеавтомобиль - КамАЗ-43269. Он разработан на базе КамАЗ-4326 (4х4) и получил название "Боевая пограничная машина БПМ-97 "Выстрел" {Прим. Alex129 - насколько я знаю индекс 97 у "новинки" - означает 1997 год ;D ). Этот бронеавтомобиль создавался по заказу пограничной службы ФСБ, но приглянулся и военным.
По сведениям Коммерсанта-Авто, сейчас конструкторы работают над новыми бронетранспортерами семейства "Выстрел" - КамАЗ-4326901 (6х6) для перевозки десанта из 12-15 человек и КамАЗ-432602 (8х8) для 16-20 человек. Идея компоновки этих машин не нова: в 50-е годы на ГАЗе и ЗиЛе были разработаны и выпускались бронетранспортеры БТР-40 (на базе ГАЗ-63, 4х4) и БТР-152 (на базе ЗиС-151, 6х6), а первый четырехосный БТР-60 был создан на ГАЗе (Арзамасский машзавод) и послужил базой для создания целой гаммы бронетранспортеров - БТР-70, БТР-80 и БТР-90.
Однако к закупкам новых БТР-90 российская армия так и не приступила, предпочтя модернизировать выпущенные в большом количестве во времена СССР БТР-60 и БТР-70. При этом их модернизация в версии БТР-60ПБМ и БТР-70М стоит втрое дешевле, чем покупка нового БТР-80. ГАЗ предложил военным модернизировать, не только БТР, но и БРДМ-2 (4х4). Дело в том, что созданную на базе БТР-80 новую БРДМ-3 МО пока не закупает, а на базах хранения скопилось много устаревших БРДМ-2. В результате появилась версия БРДМ-2М, которая сулит ОАО "Арзамасский машзавод" неплохие экспортные перспективы, учитывая что только в арабских странах на вооружении состоит более 2 тыс. БРДМ-2.
Для вооружения создаваемых в СКВО горнострелковых бригад используются гусеничные бронетранспортеры МТ-ЛБМ, снятые с хранения и модернизированные на ОАО "Муромтепловоз" (получили новый двигатель и башню с 30-мм пушкой 2А72 и спаренным с ней пулеметом ПКТ от БТР-80А).
"Урал" берет армию числом
По мнению начальника 21-го НИИ генерала-майора В. Шипилова наличие в России двух крупных автозаводов, производящих армейскую автотехнику оправданно - таким образом создается здоровая конкуренция. К тому же уральские и камские грузовики имеют разное назначение: Уралы поступают на вооружение частей тактического звена, а КамАЗы - оперативного. Также по мнению военных, капотные автомобили более подходят для эксплуатации на переднем крае при опасности подрыва на минах. Не исключено, что это обстоятельство подтолкнуло КамАЗ к разработке своего первого грузовика с капотной компоновкой КамАЗ-4355 (6х6).
Кроме того, сейчас шасси армейских грузовиков снабжаются системой самопогрузки и разгрузки "Мультилифт" для перевозки быстросьемных контейнеров. Здесь преуспел УралАЗ, выпустив низкорамное шасси Урал-532365 (8х8), а также спецшасси Урал-962341 (10х8) г/п до 23,5 т, оборудованное платформой для перевозки по дорогам БМП.
КамАЗ предложил седельный тягач КамАЗ-65228 (8х8) для буксировки полуприцепов с бронетехникой масссой до 41 т.{Прим. Alex129 - и нафига он такой нужен: для БМП эта г/п избыточна, а для Т-72/-80/-90 - недостаточна? Т-55 и Т-62 возить на разделку в металлолом?}.
Впрочем, во взаимоотношениях МО с автозаводами не все гладко. Камские автомобили дороже уральских: два КамАЗа стоят как три Урала. Поэтому МО закупает больше Уралов, что вызывает упреки со стороны КамАЗа. Хотя из-за нехватки средств закупки армейских грузовиков пока не являются массовыми - в этом году будет закуплено 4 тыс. машин (в 2004 году - 3 тыс.).