Владимир Малюх>Эти все еще 4-е или как хотите 4+ 4++ Самый одиозный конечно хорнет, конструкторы смасштабировали имеющуюся машину, но по сути все же осталась она самая.
НА том же шоу в Абботсфорде я порасспросил пилота F-15E, летавшего до того на F-16, затем на F-15С, и пробовавшего МиГ-29 в Германии. Так вот, по его словам, SuperHornet - лучший самолет для воздушного боя из ныне выпускаемых. В первую очередь по причине исключительной послушности при критических маневрах. Я спросил, а как же, мол, Flanker? Он сказал что да, Flanker позволяет проделывать вещи, не повторяемые ни на каких других серийных самолетах. НО! для их выполнения надо быть пилотом высочайшего, элитного класса. В то время как SuperHornet позволяет вполне обычным строевым летчикам выполнять вещи, недоступные им на F-15С, F-16, Fulcrum и Flanker. Подтверждение этому я увидел через полчаса, когда SuperHornet выполнял демо-полет. Одним из упражнений было вот что: SuperHornet зашел к началу полосы, задрал нос градусов на 45, и в таком положении медленно пошел над полосой, на высоте метров 50-70. А потом стал менять угол, градусов от 30 до 70 примерно, также идя на стабильной высоте. А когда дошел до конца полосы, задрал нос вертикально, добавил тягу и ушел вверх, да так что я его перестал видеть с биноклем. Так вот, по словам этого мужика, на SuperHornet это банальное упражнение, выполняемое лейтенантами. B общем, к этому самолету он относится с максимальным уважением, считая его лучшим в мире по совокупности свойств, из стоящих сейчас на вооружении.
Про SuperHornet он знает потому, что они против них постоянно тренируются. Вообще, я услышал от него несколько странных и для меня новых вещей. По его словам, чисто технически в Dogfight F-15 уступает F-16, Fulcrum, Flanker и особенно SuperHornet. Дело в том, что у всех у них лучше маневренность на низких скоростях. Я спросил, а как же вы собираетесь устанавливать и поддерживать Air superiority, летая на таких ведрах, которые, оказывается, хуже всех. Так он даже как бы обиделся. Сказал, что не хуже всех, просто исход реального боя будет зависеть от того, кто из пилотов сможет навязать такой стиль боя, чтобы использовать преимущества своей машины и недостатки противника. В частности, для F-15 это мощный радар, позволяющий начинать стрельбу издалека, лучшая тяговооруженность и отличная маневренность на большой скорости. Если же бой, по его словам, "деградирует" до низких скоростей, то F-15 может оказаться легкой добычей Сушки, к примеру. Кстати, по его мнению, МиГ-29 в БВБ опаснее, чем Flanker, именно из-за хорошей маневренности и на большой, и на малой скорости. Но в этом случае важнее на большой, так как это съедает преимущесто F-15. Правда, потом я выяснил, что вообще-то важно не это. Короче, спросил я его, насколько F-15E хуже чем F-15С для воз. боя. Он с удивлением поправил, что не хуже, а лучше. Я спросил, правда ли , что маневренность ухудшилась? Он говорит, что да, заметно тяжелее стал самолет в поворотах. Я спрашиваю, и чем же это помогает в бою? И тут то мы подходим, наконец, к теме топика, про БРЭО. Тут этот орел меня и спрашивает, знакомо ли мне звучит Situational awareness? Я мямлю, что да, что-то слышал когда-то, краем уха. Тогда он мне задал целую лекцию, минут на пять. Идея сводилась к тому, что выигрывает бой не самолет, и не летчик в одиночку на самолете, и что точное знание того, что вокруг тебя происходит, это первая и важнейшая предпосылка к тому, чтобы начать бой из выгодного для себя положения, реализуя преимущества своей машины, и используя слабости техники противника. И не допуская, чтобы получилось наоборот. И в процессе боя, по его словам, собьют не того, кто медленнее поворачивает, а того, кто поворачивает не туда и не тогда, когда надо. На второе место по важности он поставил взаимодействие, происходящее от постоянных совместных тренировок.
Я еще спросил его про F-22, будут ли они на него переучиваться, и вообше, что за машина. Сам он на нем (F-22)не летал, но его знакомые летали, и, по его словам, писиют кипятком от восторга. Якобы, по маневренноси на любой скорости, разгону, послушности, предоставляемой летчику информации об обстановке качественно, намного лучше F-15С.
Сам он на F-22 переучиваться не будет, будут переходить те , кто летает на F-15С. F-15Е будут на службе вроде до 2025 года.
Теперь просьба ко всем: меня не пинать. Я всего лишь написал что услышал от профессионала, подумав, что это тут кому-нибудь еще интересно. Если же я написал вещи для всех продвинутых спецов очевидные, то я и не претендую, я сам непродвинутый любитель. Просто для меня вопросы показались довольно специальными, и я услышал кое что новое для себя, как по фактам, так и по подходу.
Потом, при случае распишу, как пообщался с мужиками с F-16, A-10, C-105 ит.д. В другом топике.