[image]

ТНА-трёп

история и особенности конструкции турбонасосных агрегатов ЖРД
 
1 7 8 9 10 11 12 13
BY Naib #18.07.2018 22:37  @Бывший генералиссимус#18.07.2018 20:57
+
-
edit
 

Naib

аксакал

Б.г.> У британских движков "Гамма" катализатор был из никелевой сетки, покрытой серебром. Это ограничивает концентрацию перекиси, т.к. при 90% серебро начинает плавиться, и убегать с сетки. Но катализатора требуется много, т.к. скорость разложения весьма умеренная, на этом мы погорели с первым моноперекисным движком.

Мы для одного процесса делали серебро на гранулах окиси алюминия. Активность была очень высокая, при этом расход серебра небольшой. Уноса не было, но катализатор постепенно травился и терял активность.
   67.0.3396.9967.0.3396.99
RU Бывший генералиссимус #19.07.2018 00:16  @Stanislavz#18.07.2018 22:31
+
+2
-
edit
 
Stanislavz>читал про гамму и бету все что нашел. Есть довольно подробный доклад по бете, но без тна. Выложить ? Пока еще секретно наверно.

Давно там нет ничего секретного, англичане всё описывали в открытой литературе. Без совсем подробных чертежей, конечно...

Stanislavz> Самый простой и верный наверно вариант р7 - наверно пропитка марганцовкой гранул из керамики..
Не из керамики, а из специальным образом приготовленного оксида железа. Здесь, в ракетомодельном, упоминалось, из чего составляется исходная смесь, которую нужно поджечь газовой горелкой, дальше реакция самораспространяющаяся. Получаются пористые прочные гранулы из смеси Fe2O3 и Fe3O4, которые сами обладают изрядной каталитической активностью, но пропитка марганцовкой даёт значительно более резкий старт.
Именно из этого добра состоит катализатор РД-107/108, и именно этот состав использовался в движке "лин индастриал", который взорвался во время прожига.
Мы (когда я ещё работал в Лин Индастриал) собирались купить готовый катализатор у его производителя (ГНИИХТЭОС). Но вмешательство А. А. Козлова из МАИ поставило крест на "неформальных" взаимоотношениях, и катализатор, в итоге, делал один из форумчан, я не буду раскрывать его ник, если он сам не скажет.
Сам катализатор по активности и гранулометрическому составу получился не хуже заводского, авария была связана с неудачной конструкцией форсуночной головки, где огневое днище, фактически, "висело" на гайках форсунок.
Но я ушёл из Лин Индастриал в августе, катализатор делали уже осенью.
   67.0.3396.9967.0.3396.99
Это сообщение редактировалось 19.07.2018 в 00:21
RU Бывший генералиссимус #19.07.2018 00:18  @Naib#18.07.2018 22:37
+
+2
-
edit
 
Б.г.>> У британских движков "Гамма" катализатор был из никелевой сетки, покрытой серебром. Это ограничивает концентрацию перекиси, т.к. при 90% серебро начинает плавиться, и убегать с сетки. Но катализатора требуется много, т.к. скорость разложения весьма умеренная, на этом мы погорели с первым моноперекисным движком.
Naib> Мы для одного процесса делали серебро на гранулах окиси алюминия. Активность была очень высокая, при этом расход серебра небольшой. Уноса не было, но катализатор постепенно травился и терял активность.

Это у вас уноса не было, потому что линейная скорость перекиси маленькая была. Когда речь идёт о течении со скоростью в метры в секунду, при приближении к точке плавления серебро начинает "вести себя".
Покрытие шелушится, потому что при т-ре красного каления даже твёрдое серебро растворяет кислород, и он проникает к керамике, отслаивая серебряное покрытие. С никелевой основой при больших механических нагрузках на катализатор он выходит устойчивее.
   67.0.3396.9967.0.3396.99
US zaitcev #19.07.2018 00:29  @Stanislavz#18.07.2018 22:31
+
+1
-
edit
 

zaitcev

старожил

Stanislavz> Самый простой и верный наверно вариант р7 - наверно пропитка марганцовкой гранул из керамики..

Вот так почитаешь, и становится понятно, как Кармак перешёл на ЖК. Ему даже химического зажигания не требовалось.
   60.060.0
BY Naib #19.07.2018 08:21  @Бывший генералиссимус#19.07.2018 00:18
+
-
edit
 

Naib

аксакал

Б.г.> Это у вас уноса не было, потому что линейная скорость перекиси маленькая была. Когда речь идёт о течении со скоростью в метры в секунду, при приближении к точке плавления серебро начинает "вести себя".

У нас в первую очередь была восстановительная среда. А так - пока отрабатывали процесс пару раз переплавили серебро на носителе, перегрев был нешуточный.

Б.г.> С никелевой основой при больших механических нагрузках на катализатор он выходит устойчивее.

Были статьи с химическим никелированием поролона, потом выжигали матрицу и получалась очень развитая никелевая губка. Всё никак руки не дойдут попробовать.

Есть ещё интересный материал - серебро Рэнея. Правда он не особо термостоек
   67.0.3396.9967.0.3396.99
RU Бывший генералиссимус #19.07.2018 09:18  @Naib#19.07.2018 08:21
+
-
edit
 
Б.г.>> Это у вас уноса не было, потому что линейная скорость перекиси маленькая была. Когда речь идёт о течении со скоростью в метры в секунду, при приближении к точке плавления серебро начинает "вести себя".
Naib> У нас в первую очередь была восстановительная среда.

Значит, вы использовали этот катализатор не для разложения перекиси? тогда ваш опыт нерелевантен.
   67.0.3396.9967.0.3396.99
LT Stanislavz #19.07.2018 10:17  @Бывший генералиссимус#19.07.2018 00:16
+
-
edit
 

Stanislavz

новичок
Б.г.> Давно там нет ничего секретного, англичане всё описывали в открытой литературе. Без совсем подробных чертежей, конечно...

Ну, по ТНА самый больной вопрос уплотнения. Графит есть в наличии. Насос пока черпаковый считаю. С центробежным на таких расходах (~0.15-0.2 кг/с) допуски микронные нужны :/

Stanislavz>> Самый простой и верный наверно вариант р7 - наверно пропитка марганцовкой гранул из керамики..
Б.г.> Не из керамики, а из специальным образом приготовленного оксида железа.

А вот за это спасибо. Буду модельный подфорум искать.
   59.059.0
RU Полл #19.07.2018 12:39  @Stanislavz#19.07.2018 10:17
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Stanislavz> С центробежным на таких расходах (~0.15-0.2 кг/с)
Тяга 30-40 кгс?
На таком размере охлаждение будет проблемой.
   61.061.0
LT Stanislavz #19.07.2018 13:44  @Полл#19.07.2018 12:39
+
-
edit
 

Stanislavz

новичок
Stanislavz>> С центробежным на таких расходах (~0.15-0.2 кг/с)
Полл> Тяга 30-40 кгс?
Полл> На таком размере охлаждение будет проблемой.

тяга да, до 30-40кг макс. 4-5 кг перекиси. и 0.5-0.6 кг керосина или парафина. Но с таким количеством - как то совсем мизерный насос нужен.

Ну я выше приводил пример с тягой на 45 и 114 кг, на керосине/кислороде. Давления ~14/18 атмосфер. С однократным каналом охлаждения. Также - агена с нормальным давлением в 35 атмосфер. Которая летала много раз. И по типу агены с гиперболоидным сечением сопла, но с одинарным каналом охлаждения, можно сделать за пару вечеров. Обычная работа на фрезерном с делительной головкой. ~ 20-30 отверстий в общей сумме.

Комментируйте. Пересчитываю по мере возможности. Но на первом месте, тна.
   59.059.0
BY Naib #19.07.2018 18:49  @Бывший генералиссимус#19.07.2018 09:18
+
-
edit
 

Naib

аксакал

Б.г.> Значит, вы использовали этот катализатор не для разложения перекиси? тогда ваш опыт нерелевантен.

Ну, в общем-то да. Просто катализ - это до сих пор наука экспериментальная. У нас был серебряный катализатор с очень хорошо развитой поверхностью. Хотя на перекиси мы его не испытывали.
   67.0.3396.9967.0.3396.99
RU Полл #20.07.2018 07:13  @Stanislavz#19.07.2018 13:44
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Stanislavz> тяга да, до 30-40кг макс.
Мне интересна камера раза в 4 больше.

Stanislavz> Также - агена с нормальным давлением в 35 атмосфер.
Какой аппарат имеется в виду? Agena RM-81?
   61.061.0
LT Stanislavz #20.07.2018 09:34  @Полл#20.07.2018 07:13
+
-
edit
 

Stanislavz

новичок
Полл> Мне интересна камера раза в 4 больше.

Я сразу тоже думал про 1000Н, но потом чуток убавил апетит. Даже и меньше бы, но - там уже совсем миниатюрные камеры и каналы. Тут прелиминарно 5мм диаметром в критической части при скорости 10 м/с

Полл> Какой аппарат имеется в виду? Agena RM-81?

Любые из семейства белл-8000. Bell 8000 Их там много было. Но основа - сама камера и метод изготовления.
   59.059.0
RU Полл #20.07.2018 10:11  @Stanislavz#20.07.2018 09:34
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Stanislavz> Я сразу тоже думал про 1000Н, но потом чуток убавил апетит. Даже и меньше бы, но - там уже совсем миниатюрные камеры и каналы. Тут прелиминарно 5мм диаметром в критической части при скорости 10 м/с
Мне кажется, миниатюризация ЖРД тоже сложная задача, и попытка выполнить ТНА в желаемом тебе размере станет нетривиальной работой.

Полл>> Какой аппарат имеется в виду? Agena RM-81?
Stanislavz> Любые из семейства белл-8000. Bell 8000 Их там много было. Но основа - сама камера и метод изготовления.
Так они с ТНА, не с вытеснительной подачей. Или для тебя в данном примере что-то другое важно?
   61.061.0
LT Stanislavz #20.07.2018 11:07  @Полл#20.07.2018 10:11
+
-
edit
 

Stanislavz

новичок
Полл> Мне кажется, миниатюризация ЖРД тоже сложная задача, и попытка выполнить ТНА в желаемом тебе размере станет нетривиальной работой.

Знаю. Потому и интересно. Но и боле тестируемо, чем баллоны из композита в гараже.

Полл> Так они с ТНА, не с вытеснительной подачей. Или для тебя в данном примере что-то другое важно?

В агене меня интересует только камера сгорания из алюминия и метод изготовления. Ну самый гаражный вариант. Резервный - из низко углеродистой стали ст10-ст20 + сварка. Но опят же - скорей всего с одинарным проходом охладителя.
   59.059.0
RU Полл #20.07.2018 11:55  @Stanislavz#20.07.2018 11:07
+
+1
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Stanislavz> Знаю. Потому и интересно. Но и боле тестируемо, чем баллоны из композита в гараже.
Композит - не осколкообразующий. Конечно, стоять возле баллона при испытании нельзя, но и капонир по типу пороховых производств не потребуется. Хотя гараж лучше сделать с крышей на петлях сразу... :F

Stanislavz> В агене меня интересует только камера сгорания из алюминия и метод изготовления.
Принято.
Действительно интересная технология.

Stanislavz> Резервный - из низко углеродистой стали ст10-ст20 + сварка.
Теплопроводности стали хватит для охлаждения?
   61.061.0
LT Stanislavz #20.07.2018 14:23  @Полл#20.07.2018 11:55
+
-
edit
 

Stanislavz

новичок
Полл> Композит - не осколкообразующий.
Так это понятно. Но - это вся энергия сразу идет наружу, если чп. С батарейками по проще. Как бы и с гибридом, особенно если брать во внимание факт малого количества топлива.

Полл> Действительно интересная технология.
Есть точные диаметры сверления в разных участках. Выслать ?

Stanislavz>> Резервный - из низко углеродистой стали ст10-ст20 + сварка.
Полл> Теплопроводности стали хватит для охлаждения?

На нижно допустимом пределе. Но нужна именно малоуглеродистая. Но обработка боле сложна. Ну и вес на круг будет выше.
   59.059.0
LT Stanislavz #21.07.2018 19:22  @Stanislavz#20.07.2018 14:23
+
-
edit
 

Stanislavz

новичок
Нашел про катализатор :

ТВЕРДЫЙ КАТАЛИЗАТОР РАЗЛОЖЕНИЯ ВЫСОКОКОНЦЕНТИРОВАННОГО ПЕРОКСИДА ВОДОРОДА И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ

Изобретение относится к получению твердых катализаторов разложения высококонцентрированного пероксида водорода (ВПВ), которые могут использоваться в ракетно-космической технике, системах ориентации космического аппарата, маршевых жидких реактивных двигателях для вывода большей массы полезной нагрузки на орбиту и для разработки систем жизнеобеспечения межпланетных пилотируемых кораблей. Предлагается твердый катализатор разложения высококонцентрированного пероксида водорода, представляющий собой смесь, состоящую из зерен пористого носителя, полученного спеканием шихты, состоящей из карбонильного порошкообразного железа, натриевой селитры и кальцинированной соды, дроблением полученного спека и его последующим окислением кислородом воздуха при температуре 490-525°C в течение 5,5-6 ч, и зерен того же пористого носителя с осажденными на него активными веществами, причем в качестве активных веществ используют перманганат калия и кальцинированную соду в форме водного раствора, при этом осаждение ведут при температуре 270-300°C в течение 7-10 ч, а перед использованием полученный катализатор стабилизируют пероксидом водорода с концентрацией 75% в течение 450 с при давлении 10 атм. Технический результат заключается в разработке дешевого высокоэффективного твердого катализатора разложения ВПВ многоразового действия без использования благородных металлов с долговременными стабильными характеристиками и длительным сроком службы. 5 ил., 3 пр. //  edrid.ru
 
   59.059.0
RU Полл #21.07.2018 19:32  @Stanislavz#20.07.2018 14:23
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Stanislavz> Так это понятно. Но - это вся энергия сразу идет наружу, если чп. С батарейками по проще. Как бы и с гибридом, особенно если брать во внимание факт малого количества топлива.
Должен предупредить, что литий-полимерные АКБ тоже могут взрываться.

Полл>> Действительно интересная технология.
Stanislavz> Есть точные диаметры сверления в разных участках. Выслать?
Если можно. Мыло ShipretГАВ-ГАВmail.ru
   61.061.0
LT Stanislavz #21.07.2018 23:27  @Полл#21.07.2018 19:32
+
+1
-
edit
 

Stanislavz

новичок
Полл> Должен предупредить, что литий-полимерные АКБ тоже могут взрываться.
Лифепо4 - меньше. Но не суть..

Полл> Если можно. Мыло ShipretГАВ-ГАВmail.ru

Отослал что есть по агене.
   59.059.0
RU Бывший генералиссимус #22.07.2018 00:21  @Полл#21.07.2018 19:32
+
+1
-
edit
 
Полл> Должен предупредить, что литий-полимерные АКБ тоже могут взрываться.
Я очень люблю рассказывать эту байку.
Ранние электрохимические литий-ионные системы в качестве электролита использовали раствор перхлората лития в тетрагидрофуране.
То есть, раствор типичного окислителя РДТТ в типичном горючем ранних ЖРД. Понятно, что штука достаточно огнеопасная.
впрочем, замена тетрагидрофурана на диэтилкарбонат мало что меняет...
   67.0.3396.9967.0.3396.99
Это сообщение редактировалось 22.07.2018 в 00:32
LT Stanislavz #22.07.2018 18:38  @Бывший генералиссимус#22.07.2018 00:21
+
-
edit
 

Stanislavz

новичок
Полл>> Должен предупредить, что литий-полимерные АКБ тоже могут взрываться.
Б.г.> Я очень люблю рассказывать эту байку.

Можете прокоментровать по катализатору ? Возможна ли замена нитрита натрия на нитрит калия ?
   50.050.0
RU Бывший генералиссимус #22.07.2018 18:51  @Stanislavz#22.07.2018 18:38
+
-
edit
 
Полл>>> Должен предупредить, что литий-полимерные АКБ тоже могут взрываться.
Б.г.>> Я очень люблю рассказывать эту байку.
Stanislavz> Можете прокоментровать по катализатору ? Возможна ли замена нитрита натрия на нитрит калия ?
Там в рецепте нитрат, а не нитрит. Можно ли заменить - думаю, да, нитрат калия просто сильно дороже. Но его понадобится несколько больше, хотя там допуск очень большой.
   67.0.3396.9967.0.3396.99
BY Naib #22.07.2018 20:17  @Бывший генералиссимус#22.07.2018 00:21
+
-
edit
 

Naib

аксакал

Б.г.> Ранние электрохимические литий-ионные системы в качестве электролита использовали раствор перхлората лития в тетрагидрофуране.

Сейчас вроде там гексафторфосфат лития. Его бахнуть гораздо сложнее.

А вот литий/тионилхлоридные батареи у меня вызывают оторопь. :eek:
   67.0.3396.9967.0.3396.99
LT Stanislavz #22.07.2018 22:28  @Бывший генералиссимус#22.07.2018 18:51
+
-
edit
 

Stanislavz

новичок
Б.г.> Там в рецепте нитрат, а не нитрит. Можно ли заменить - думаю, да, нитрат калия просто сильно дороже. Но его понадобится несколько больше, хотя там допуск очень большой.

Опечатка. Попробую. Но сразу тогда вопрос - почему в оригинале нитрат ?
   50.050.0
RU Бывший генералиссимус #22.07.2018 23:13  @Stanislavz#22.07.2018 22:28
+
-
edit
 
Б.г.>> Там в рецепте нитрат, а не нитрит. Можно ли заменить - думаю, да, нитрат калия просто сильно дороже. Но его понадобится несколько больше, хотя там допуск очень большой.
Stanislavz> Опечатка. Попробую. Но сразу тогда вопрос - почему в оригинале нитрат ?

Так он же служит источником кислорода для окисления железа! Нитрит же может быть и восстановителем, в зависимости от условий.
   67.0.3396.9967.0.3396.99
1 7 8 9 10 11 12 13

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru