Большое спасибо за готовность помочь с МК, но пока не надо.
А надо мне, чтобы Метеро прочел и оценил мою задумку - я ее уже здесь публиковал, но она как-то прошла незамеченной.
Так вот, если уж пошла такая любовь - в смысле уже отработаны схемы таймеров, потребляющие всего-навсего десяток МИКРОампер, то возможно сообщество (и прежде всего Метеро) захочет по-новому посмотреть на мое предложение? Ниже привожу текст моего давешнего поста вместе с наброском схемы.
Хотел было скинуть приватом Метеро, но там картинки нельзя цеплять. Так что если кого будет раздражать этот повтор, прошу сильно не серчать. Итак...
***
Приведенная схема представляет собой новую концепцию питания бортового электронного блока системы спасения небольших моделей ракет. Идея заключается в отказе от использования химических источников тока и коммутируемых контактов на борту ракеты. Цель - не повышая финансовых затрат, максимально упростить, сократить и обезопасить предстартовые манипуляции со снаряженной ракетой, а также повысить надежность и улучшить массогабаритные показатели бортовой электроники.
Хотя схема и слегка проработана, она пока остается лишь эскизом, поскольку для назначения номиналов деталей и определения характеристик необходима серия экспериментов. Самое "узкое место" - значительный ток потребления схемы, в данном случае - микросхемы таймера (около 3 мА). По моим прикидкам, с конденсатором бортового питания С1.1 емкостью 2200 мкФ, заряженным до 35 В, данная схема будет способна отрабатывать задержки до 15 .. 20 сек. Однако, небольшая масса и цена современных конденсаторов указанного номинала позволяет соединять их параллельно в батарею до трех-четырех штук. Массогабаритные показатели такого бортового источника питания микросхемы таймера и воспламенителя вышибного заряда (три-четыре конденсатора 16 мм х 27 мм х 7,5 г) при этом будут существенно хуже, чем у литиевого элемента, оставаясь, однако, вполне сопоставимы с парой пальчиковых элементов.
По мнению автора, в сравнении с пальчиковыми и литиевыми элементами, конденсаторное питание бортовой электроники существенно выигрывает в удобстве и безопасности предстартовой подготовки. Повышается механическая стойкость летного оборудования: у конструктора появляется возможность выполнить электронный блок в герметичном, необслуживаемом варианте, поместив собранную из SMD-компонентов схему в подходящую по размерам легкую форму и залив ее вместе с конденсаторами питания монтажной пеной*. Повышается также надежность бортового источника питания в условиях низких температур, т.к. конденсаторы в этом смысле имеют значительное преимущество перед химическими источниками тока. И наконец, предлагаемая система рассчитана на использование надежных, дешевых и простых в изготовлении бортовых электровоспламенителей на основе токопроводного лака.
Возможный путь усовершенствования - в существенном снижении потребляемого схемой тока путем замены микросхемы таймера микроконтроллером, например семейства ATiny (500 мкА против 3 мА). Весьма заманчива также замена конденсатора питания С1 одним-двумя ионисторами емкостью 0,47 Ф х 5 В. К сожалению, и то, и другое, увеличивая время работы бортовой электроники как минимум до пяти минут, ведет к заметному удорожанию системы.
***
Оисание работы
Модель ракеты (детали 1.х) связана со стартовым пультом (детали 2.х) четырехжильным телефонным кабелем. Для подготовки модели к запуску достаточно вставить пятиконтактную фишку кабеля в разъем на корме ракеты. Четырехконтактная колодка, которой оканчивается второй конец пускового кабеля, перед пуском вставляется в разъем стартового пульта. После включения питания пульта (эта кнопка на схеме не показана), если все в порядке, должен загореться светодиод "ГОТОВ", после чего можно нажимать кнопку "ПУСК".
Описание схемы
С1.1 - конденсатор питания бортового таймера
C1.4 - запальный конденсатор
VD1.2 - стабилитрон, предотвращает разрядку С1.4 на С1.1
VD1.3 - диод, предотвращает разрядку С1.1 на С1.4
VD2.1 - диод, предотвращает разрядку С1.4 на R1.5 в момент нажатия кнопки S2.1 "ПУСК"
R1.2 - предохраняет VT1.1 от перегрузки по току в момент разряда С1.4 на R1.4
X1.2_X1.3 - перемычка, размыкается при сходе ракеты (запуск таймера)
- По информации, полученной из весьма информированного источника, в восьмидесятых-девяностых годах схожая технология герметизации, теплоизоляции и механического демпфирования электронных блоков широко применялась в ракетно-космической промышленности Советского Союза.
Естественно, идея замены специального газонаполненного пористого герметика строительной монтажной пеной потребует экспериментов и проверки временем - на предмет ее электроизоляционных свойств и химической инертности по отношению к электронным компонентам.
Какие будут комментарии? Сейчас уже можно сказать, что проблема большого тока потребления таймера решена! Осталось подумать над стабилизатором питания - чтобы при собственном токе потребления, соизмеримом с током потр. схемы, он обеспечивал бы выходное напряжение ок. 5 В при входном от 40 .. 45 В до хотя бы 10 В (по мере разрядки конденсатора питания С1.1 напряжение будет, естественно, падать). Есть оч. хороший чип Linear Technology LT1020: регулироемое выходное стаб. напр. при входном до приблизно 40 В, малом перепаде и токе потребления чипа порядка 40 мкА. Но такой микросхемы в продаже нет. Чем его можно заменить? Например, я знаю, делают какие-то микроамперные стабилизаторы на обратно смещенных светодиодах, на Б-Э КТ315? Помогите советом! В соавторы возьму, а?