Fakir> ...и всё это было после керогазов и имело меньший в сущности эффект.
Это ты просто не ценишь, что имеешь. У меня тут лет 15 назад был эпизод, когда я жил на съёмной квартире без стиралки. Ты представляешь, что такое нормально постирать вручную хотя бы постельный комплект? Ну нафиг. Я попробовал один раз, потом просто докупил белья, накапливал, собирал всё и вывозил в прачечную.
Стирка - это несколько
часов в неделю-две утомительного физического труда.
Татарин>> Вот сейчас строится база четвёртой: "легкообучаемые" машины, которые должны радикально сократить время на автоматизацию каких-то относительно сложных процессов и расширить возможности автоматизации/роботизации за счёт повышенной адаптивности машин.
Fakir> Это всё хорошо, но по масштабу ИМХО не будет лежать даже рядом со 2-й и 3-й.
Почему? Я вот, как тот Мур, гляжу по сторонам и вижу тысячи применений будущим нейросетевым ИИ (искуственным идиотам), все сферы быта, услуг и производства. Есть дохрена должностей, где главное занятие "подай-принеси-нафиг уйди".
Даже просто третья рука рабочему, натасканая на его деятельность, манеру работы и привычки сделает огромное дело.
Конкретно на производстве, например, ты знаешь, чем 90% времени заняты 90% т.н. "операторов станков с ЧПУ"? Они детали меняют и заготовки ставят. В ночные смены, в том числе. Обычный искуственный идиот с манипулятором, способный самостоятельно привезти заготовку и правильно выставить её в станке заменяет человека!
Эта задача долгое время считалась (экономически) нерешаемой - поэтому автосборка в странах с дешёвыми людьми. Но сейчас это уже можно пробовать, техническая основа есть. И так везде.
Задумайся, например, что именно делает человек в уборочной машине, подметающей улицы? почему его нельзя заменить ИИ?
Fakir> Если. Если. Если будет. Если уложится в 20, а не 50 (стиралки достигали соотв. доли внедрения как минимум столько). И т.п.
Тем не менее, и стиралки принесли эффект, и робоуборщики принесут. И подстригание газона - полчаса в две недели. И подметание улиц, и уборка листвы, и подстригание кустов, и высадка цветов, и ещё много-много-много таких штук.
Fakir> И других примеров, которые позволят получить эффект, по масштабу хотя бы отдалённо сравнимый с внедрением карусельных станков и т.д. - ну вот напрочь не видно.
Замена сборщиков на конвеере.
Простой пример из жизни, всё как вы, суровые практики(тм), любите.
Знаешь, сколько стОят сейчас солнечные батареи в сборе, бери да ставь, мелким оптом?
Около 300-380$/кВт на али-бабе, уже с маржой перепродавца.
Знаешь, сколько они стоили 2 года назад?
Около тысячи.
Откуда дровишки, знаешь? Ведь кремний последние три года практически не дешевел, а модули за 3 года подешевели на 20%, не в три раза. Так вот банально ввод роботизированой сборки. Ну вот машины просто набирают элементы, напаивают диоды и выводы, заливают смолой в стекле, герметизируют и т.п. без человека (ну, почти без).
В этот момент ты должен задать вопрос: а фига ли это не было сделано 20 лет назад (уже тогда панели производились если не гигаваттами, то уж сотнями МВт, а это достаточно много, масштаб позволял)? И ответ тривиальный. НИОКР по роботизации был дорогой (см. выше другой пример с машиной для каких-то там электрощёток). Представляешь, СКОЛЬКО бабла (человеческого труда в чел*часах) было потеряно Человечеством за эти годы, пока все эти сотни ГВт, накопленные к нынешнему моменту, собирались вручную?
А всё потому, что автоматизировать и роботизировать в рамках 3-й НТР - очень сложно, уж больно сложные программы выходят, долго их писать и отлаживать. Только-только вот сейчас (последние лет 10-20) пришли (на самом деле - ещё нет) к концепции более-менее универсального и стандартного робоманипулятора со стандартными интерфейсами. А уж с софтом - сам чёрт сломит, именно поэтому "автоматчики" сейчас чуть ли не отдельная каста с большими зарплатами даже там, где они пишут по сути дико убогий код, лет на 50 отстающий от развития программирования.
А теперь прикинь сколько таких продуктов и сколько таких мест, которые в рамках парадигмы 3-й НТР ещё не автоматизированы? сколько таких, которые
никогда не будут автоматизированы (потому что кто ж вбивает кучу бабла в товар, который может завтра оказаться не нужным из-за появления нового)?
И вот появление сейчас впервые
нормальных промроботов с машинным зрением и искуственным идиотизмом позволяет решить проблемы автоматизации всех вот этих производств.
Посмотри, например, на автоконвееры. Посмотри на попытки "Теслы" автоматизировать с наскоку этот процесс традиционной машинерией (спойлер: провалившиеся более, чем полностью). Прикинь, как мы можем прыгнуть, уволив... ну, для начала хотя бы 9 из 10 людей со сборки. А теперь мы, внезапно, можем! Ну или сможем в ближайшие 5-20 лет во всё новых и новых областях.
Впервые с появления формулы "коммунизм = электрификация + советская власть". Вот этой электрофикации сильно не хватало ещё управляющей электроники и нейропроцессоров.
Fakir> Я только, извини, не верю, что это случится сколько-нибудь масштабно не то что за 10, но даже за 20 лет, и что произведёт то, что стоит называть революцией.
Не могу советовать тебе оглянуться по сторонам, у тебя наверняка очень особое окружение... Но вот все эти работы с клубникой, подметанием, формированием булочек, доставкой заказов, перевозом товаров и нажиманием вовремя какой-нить кнопки - огромная доля человеческого труда сейчас. Мы "вырежем" или радикально трансформируем целые пласты профессий в производительной экономике и даже в сфере услуг.
Fakir> Вон, "Буран" автоматически сел на полосу еще тридцать лет назад. Отлично сел, причём не имея возможности для захода на второй круг, и с огромной посадочной скоростью.
Fakir> Шаттл технически мог бы сделать то же самое - как минимум попробовать.
Fakir> Но за эти десятилетия ни один пассажирский лайнер не совершил еще автоматической посадки, и еще лет 10, а то и 20 наверняка не совершит.
ILS есть на кат.II и кат.III, практически от пилота требуется лишь несколько вещей, которые могла бы делать и автоматика: по согласованию с диспетчером выйти на глиссаду, вовремя нажать пару кнопок типа реверса и тормоза (не везде и не всегда - некоторые самолёты сами нажимают, пилот лишь контролирует). То есть, это всё могла бы делать автоматика. Почему не делает? Потому что масса исключений, которые нужно в коде прописывать явно, а это большая отвественность, дикая трудоёмкость, и нафига надо, если человек всё равно сидит?
А сидит он там потому что сефети рулс и нормы ИКАО и много таких подобных вещей.
Татарин>> Сельхозробот - сверхмассовая серийная машина долговременного пользования. Расскажи мне, почему собиралка помидоров, за вычетов НИОКР на "мозг", о котором мы и говорим, должна стоить больше, чем автомобиль? а бывший в употреблении сельхозробот?
Fakir> А почему меньше? А почему столько?
А потому что функционал сопоставим, а масса меньше. Ты в курсе, что стоимость вещей схожего функционала хорошо аппроксимируется линейной функцией от массы? Ну, плюс-минус? Если вычесть ИИ (тиражирование которого бесплатно), то что останется в сельхоз роботе? Тележка с манипулятором.
При этом к авто даже больше требования по безопасности и надёжности: большие скорости, большие энергии в работе, внутри человеки, опасный механизм. К сельхозроботу ничего такого не предъявляется.