Вопрос

Теги:авиация
 
+
-
edit
 

aviafil

втянувшийся
А что такое флаттер? Тут в обсуждении Су-33УБ упоминалось.

Заранее спасибо
 
+
-
edit
 

KUZNETS
Kuznets

Клерк-старожил
★☆

Ну я как неспециалист могу только показать. Берешь лист бумаги за концы одной грани, подносишь ко рту и дуешь в торец :):) Если подуешь слабо - ничего, сильнее - вот он, флаттер. :)

Хотя с нетерпением ждем более толкового объяснения.
 

Anton

втянувшийся

>Хотя с нетерпением ждем более толкового объяснения

Ну, если по научному, то флаттер - это автоколебания конструкции с отбором необходимой для поддержания колебаний энергии из набегающего потока.

А то, что вы описываете - больше похоже на бафтинг :)

Механизм возникновения флаттера (упрощенно) такой:

Вот летим мы прямолинейно и горизонтально. Все силы и моменты у нас скомпенсированы. Если мы попадаем в порыв (вертикальный и или горизонтальный), то подъемная сила у нас увеличиться. Это самое приращение подъемной силы прикладывается в фокусе. Дополнительная подъемная сила начинает а) изгибать крыло вверх б) если фокус не совпадает с т.н. центром жесткости, то еще и закручивать. Если фокус лежит впереди центра жесткости, то закрутка идет на увеличение угла атаки, что ведет к дальнейшему увеличению подъемной силы. Если все это кончается тем, что крыло ломается, то это называется дивергенцией. Если же упругие и массовые силы в итоге уравновешивают аэродинамические, то крыло начинает идти обратно, т.е. вниз и на уменьшение угла атаки. Естествено, положение равновесия оно проскочит (инерция все-таки). А дальше мы садимся и записываем уравнение колебаний крыла :) В общем-то ничего страшного, в первом приближении это уравнение для системы из тяжелого груза, пружины и демпфера (см. институтский курс дифуравнений) с внешней силой. Там возможны три решения (в зависимости от коэффициентов, которые в нашем случае учитывают распределение масс и жесткостей в конструкции крыла, упругое и аэродинамическое демпфирование) - затухающие колебания (это хорошо), нарастающие колебания и автоколебания. В принципе, нарастающие колебания - это тоже флаттер. Крайний случай нарастающих колебаний - нарастание по экспоненте вообще без колебаний - это дивергенция, мы про нее уже говорили.

Есть еще элеронный флаттер (колебания возникают из-за недостаточной жесткости проводки управления), изгибно-крутильный флатер хвостового оперения (если мне не изменяет память, с этим были проблемы на Б-52; из-за него же, предположительно, разбился Вахрушев - директор "Аэропракта") и еще много всяких флаттеров.



У нас есть ТАКИЕ приборы!... Но мы вам про них не расскажем! :)  
+
-
edit
 

aviafil

втянувшийся
Спасибо!

Но судя по описанию выходит так что самолёты вообще летать не попадая в этот флаттер не могут. И случаться он должен постоянно.
 

Anton

втянувшийся

quote:
Originally posted by aviafil:
Спасибо!

Но судя по описанию выходит так что самолёты вообще летать не попадая в этот флаттер не могут. И случаться он должен постоянно.

 


Случается он только тогда, когда набегающий поток обладает достаточной энергией для возбуждения и поддержания колебания. Поэтому существует некая критическая скорость флаттера. Кроме того, я сильно упростил картину - там влияет относительное положение центра масс, центра жесткости и центра давления. Подробнее напишу попозже.

У нас есть ТАКИЕ приборы!... Но мы вам про них не расскажем! :)  
+
-
edit
 

saturn

новичок
Да проще все- как на машине занос, только
в вертикальной плоскости - пока не "поймаешь" машину так и будешь колбаситься.
Гипертрофированый случай "КОБРА".
Про РУД забыл, а ручку взял до позвоночника,
и поехали, как галопом на коне.
 
IL Serge Pod #27.01.2001 12:59
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

А иллюстраций по флаттеру нету? И формулок бы :)
In knowledge we trust!  
+
-
edit
 

Vladimir

новичок
> Да проще все- как на машине занос, только
> в вертикальной плоскости - пока не "поймаешь"
> машину так и будешь колбаситься.

То, про что ты говоришь, все-таки больше похоже на раскачивание по тангажу. А флаттер - это... ну как гудящий в некотором положении водопроводный кран :) )


 

NAM

новичок
>А иллюстраций по флаттеру нету?
>И формулок бы

1 Иллюстрации только в памяти(в 85 нам показывали фильм о флаттете, бафтинге и шимми еще в техникуме, кстати там не только самолеты бились, но и мосты рушились :) )
2 К сожалению перекопал всю институтскую тетрадку по аэродинамике - увы этому тут не учили, а техникумовская дома.
К Стати Strek если есть связь с ТАВИАТ'ом и если эту ленту не съели мыши то это было бы супер наглядное пособие (если оцифровать)
>То, про что ты говоришь, все-таки больше похоже на раскачивание по тангажу.

А вот это, как раз, и есть изгибно-элеронный флаттер
[This message has been edited by NAM (edited 27-01-2001).]
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Anton

втянувшийся

Вообще-то я ожидал, что за мое сильно упрощенное объяснение меня закидают помидорами... :)

В общем, как обещал, объясняю поподробнее (все равно нестрого):

После того, как наше крыло отклонилось вверх (из-за попадания в порыв и т.п.), на него начинает действовать упругая сила, возвращающая его обратно, т.е. вниз. Эта сила сообщает ему ускорение, а раз есть ускорение, то есть силы инерции. Направлены они вверх, а приложены в центре масс. А вот Упругие силы приложены в центре жесткости, который, в благоприятном для флаттера (и неблагоприятном для пилота :) ) случае лежит впереди центра масс (обычно в районе переднего лонжерона, который стоит в области наибольшей строительной высоты, т.е. наибольшей толщины профиля, или даже еще больше сдвинут вперед). Эта пара разнесенных сил закручивает крыло на уменьшение угла атаки. Соответственно, появляется добавочная аэродинамическая сила, двигающая крыло вниз даже тогда, когда упругая сила уже не действует. Таким образом крыло проскакивает положение равновесия вниз. Снова появляются упругие силы, тормозящие его движение, т.е. направленные вверх. А инерционные силы, действуя, как им и положено, против направления ускорения, т.е. вниз, в паре с упругими начинают закручивать крыло на увеличение угла атаки...

Получается, что крыло совершает изгибно-крутильные колебания (в классическом случае для прямого крыла разность фаз между изгибными и крутильными колебаниями - 90 градусов), в крайнем верхнем и крайнем нижнем положении на него действуют только упругие силы, стремящиеся его возвратить в положение равновесия, в положении равновесия - аэродинамические, стремящиеся его через положение равновесия протащить. В промежуточных положениях добавляются силы инерции, дающие закрутку. Флаттер возникает если а) центр масс лежит позади центра жесткости (чтобы этого не было, ставят противофлаттерные грузы в носке крыла, или на штангах на концах крыла, либо подвешивают двигатели, вынося их вперед на пилонах) б) скорость набегающего потока при этом достаточна для того, чтобы создать те самые аэродинамические силы, способные протащить крыло через положение равновесия до величины отклонения равной или превыщающей величину исходного, случайного отклонения.

Уф... :)
[This message has been edited by Anton (edited 29-01-2001).]
У нас есть ТАКИЕ приборы!... Но мы вам про них не расскажем! :)  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru