Вот и до Гитлера дело дошло ("The New York Times", США)Дэвид Брукс (David Brooks), 09 февраля 2006
Проект ИноСМИ.Ru публикует самые яркие и примечательные материалы зарубежных СМИ на русском языке.
//
www.inosmi.ru
Вы хотите, чтобы мы ощутили ваши чувства. Вы - члены Арабской европейской лиги - публикуете на своем сайте карикатуру, где Гитлер лежит в постели с Анной Франк [Anne Frank - голландская девочка-еврейка, автор дневника, который она вела два года, скрываясь от нацистов. Образ Анны Франк стал одним из символов Холокоста - прим. перев.] - чтобы мы на Западе поняли, как вас оскорбили те датские карикатуры. Вы - сотрудники иранской газеты 'Хамшахри' - объявили конкурс на лучшую карикатуру о Холокосте: опять же, чтобы мы поняли, что вы испытываете.
Что ж, увидел я карикатуру с Гитлером и Анной Франк - там они только что занимались любовью, и фюрер говорит: 'Анна, не забудь написать об этом в своем дневнике!' Но и после этого я не понял, что вы чувствуете. У меня не появилось желания поджигать посольства, отрубать людям головы и взывать к богу или Бен Ладену, чтобы они покарали моих врагов. Я не испытываю той же ярости, что и вы. Я не вижу угрозы в примитивной карикатуре, пусть даже такой безвкусной.
Поначалу я с сочувствием отнесся к вашему возмущению датскими карикатурами - неприлично издеваться над религиозными символами других людей. Но, по мере того, как волна истерии нарастала, и вопрос приобрел 'вселенский' масштаб, многие на Западе вновь осознали, какая пропасть нас разделяет. Никогда раньше мне не приходилось так часто слышать слова 'столкновение цивилизаций'. У нас не просто разные идеи - у нас разное отношение к идеям.
Мы, на Западе, с рождения воспринимаем мир как наследие Сократа и афинской агоры. В нашем мире образы, цифры и аргументы обступают человека со всех сторон. В нашем мире много всего: фильмы и блоги, книги и проповеди. Есть глубина и банальность, высокое и низкое.
В нашем мире мы все время 'просеиваем' и оцениваем информацию, отбрасывая глупости в сторону и распространяя то, что считаем остроумным и метким. Мы стремимся, по выражению Майкла Оукшотта [Michael Oakshott - известный британский политолог и философ консервативных взглядов - прим. перев.], жить в состоянии диалога - 'бесконечного импровизированного 'интеллектуального приключения', в ходе которого мы, с помощью воображения, знакомимся с различными вариантами понимания мира и самих себя, не смущаясь различиями и не страдая от незавершенности, характерной для всего этого процесса'.
Мы верим в прогресс и развитие личности. Окунаясь в этот океан точек зрения, глядя в лицо неприятным фактам, мы пытаемся шаг за шагом приблизиться к познанию мира.
Ваш путь - другой. Под словом 'вы' я не имею в виду мусульман. Я не имею в виду подлинных исламских ученых и их учеников. Я говорю о вас - исламистах. Я говорю о вас, молодые люди, получившие прекрасное образование на Западе, а потом с отвращением отвернувшиеся от нашего - незавершенного и неупорядоченного - нашего диалога. Вы бежали с агоры, и нашли убежище в гипертрофированным варианте 'непорочного' ислама.
Вы определяете противоречие между вашим и нашим миром куда резче, чем когда-либо осмеливались мы, глядящие на него со стороны. В Лондоне демонстранты несли плакаты: 'К черту свободу', 'Смерть тем, кто издевается над исламом', 'Готовьтесь к настоящему Холокосту' и 'Европа, пора платить по счетам, 11 сентября идет к вам'. В Копенгагене один имам заявил: 'На Западе священна свобода слова, для нас священен пророк' - как будто одно непременно противоречит другому.
Мы мыслим категориями прогресса и логики. Вы мыслите мифологическими категориями, бытовавшими в сознании людей, не знавших эпохи Просвещения. Для вас история не движется вперед за счет поэтапного познания мира. Для вас ее ход определяется одним апокалиптическим конфликтом между сверхъестественно праведными джихадистами и сверхъестественно порочными евреями.
Вы хватаетесь за любую мелочь - даже карикатуру, опубликованную несколько месяцев назад в малоизвестной датской газете - чтобы доказать самим себе: евреи и крестоносцы наступают, грядет вселенская битва между добром и злом. Вы изобретаете примитивные небылицы - вроде того, что евреи пьют кровь младенцев - чтобы подкрепить вами же созданный образ еврея как воплощенного зла. Вы отрицаете сам факт Холокоста, потому что, будь евреи столь могущественны, как вы говорите, они никогда не допустили бы такого.
В моем мире каждый ищет правду своим, собственным путем. Ваш мир - это борьба не на жизнь, а насмерть между правоверными и 'язычниками', а слова, идеи и карикатуры - всего лишь оружие в этой борьбе.
Поэтому вполне логично, что скандал, начавшийся с датских карикатур, закончился для вас ссылками на Гитлера, Холокост и евреев. Но ваша гипертрофированная реакция, с которой мы столкнулись за прошедшую неделю, говорит о вашей неуверенности в своих силах. В ваш регион идет демократия, а вместе с демократией - диалог. Авторитетные лидеры вроде Великого аятоллы Али Систани [духовного лидера иракских шиитов - прим. перев.] поддерживают демократию, а организованные вами беспорядки называют проявлением 'заблуждений и деспотизма'.
Вы, фундаменталисты, играете роль 'всемирного возмутителя спокойствия', неделю за неделей занимая все наше внимание. Но невозможно до бесконечности запугивать людей, принуждая их к молчанию, душить любой диалог, укладывать мир в прокрустово ложе эпического противостояния, не нужного никому, кроме вас. Одним словом, вашей ярости я так и не испытал: я понял другое - вы в панике.
КОММЕНТАРИЙ
Вот. Дошло до сравнения.
Моральные, религиозные, идеологические споры... Охохохо. ДО чего только они не доводили.
Собственно говоря - Автор статьи имхо, не прав. Не совсем прав.
Он обвиняет некий слой исламского общества.
Совершенно забывая про тех, кто кристаллизовал этот конфликт. Сделали это, безусловно США. ЗА время правления нынешней администрации.
И рано или поздно, нам придется обсуждать -был ли другой пусть или его не было.
ПО-моему был.