Российские покупатели идут вразнос ("Business Week", США)
Россия переживает покупательский бум. Для многонациональных компаний со всего мира это отличная новость
Редакция, 17 февраля 2006
......
Большинство инвесторов, думая о России, думают об энергетике - то есть о развале ЮКОСа, подъеме "Газпрома", и силовой нефтяной политике Кремля. Однако для многих многонациональных компаний из США, Европы и Азии объектом для инвестиций становится покупательский бум, а не нефть или газ. В прошлом году Россия привлеку рекордную сумму прямых иностранных инвестиций - 16,7 миллиарда долларов, что на 38 процентов больше, чем в 2004 году. На торговый сектор пришлась львиная доля этих денег. В число крупных сделок вошли приобретение компанией "Coca-Cola Co." российского производителя соков "Мултон" за 600 миллионов долларов, приобретение датской пивоваренной компанией "Heineken" российских компаний на сумму в 750 миллионов долларов и инвестиции в производство автомобилей, сделанные такими компаниями, как "Toyota" и "Volkswagen".
Эти компании привлекает в России удивительная покупательная способность российских потребителей, причем не только в Москве, но также все в большей мере и в других городах, переживающих вслед за столицей бурный экономический рост. Валовый внутренний продукт России в прошлом году вырос на 6,4 процента, на протяжении последних пяти лет рост составлял в среднем 7 процентов. Доходы на душу населения в долларовом исчислении в этот период росли примерно на 29 процентов в год, что даже больше, чем в Китае.
ВЗРЫВ
Увеличение доходов и рост среднего класса привели к буму во всех сферах потребления. В прошлом году продажи новых иностранных автомобилей достигли 600000 штук, что на 57 процентов больше, чем в 2004 году, и в шесть раз превышает показатели 2001 года. Количество людей, владеющих сотовыми телефонами, выросло с трех миллионов в 2000 году до 80 миллионов в настоящее время. "Наиболее поразительным является всеобщий рост потребительского потенциала. Он проявляется буквально во всем", - говорит Александр Демидов, управляющий директор компании ГфК Русь, занимающейся маркетинговыми исследованиями.
Еще более примечательным рост покупательной способности делает тот факт, что средний доход на душу населения, несмотря на быстрый рост, составляет всего 300 долларов в месяц. Однако вызывающее удивление количество россиян живут так же хорошо, как и их западные "коллеги". Доходы 10 процентов самых богатых россиян в 15 раз превышают доходы беднейших десяти процентов. Как говорится в исследовании, проведенном компаниями "Merrill Lynch & Co." и "Capgemini", на момент последнего подсчета (проведенного в 2004 году), в России было около 88000 миллионеров. Однако машины в автосалонах "Рольф" покупают не только миллионеры, говорит президент этого крупнейшего импортера и продавца иностранных автомобилей Мэтт Доннелли (Matt Donnelly). По его оценкам, около 8 миллионов россиян зарабатывают как минимум 2000 долларов в год, еще 3,5 миллиона зарабатывают вдвое больше. "Это не производит впечатление больших сумм, однако они могут тратить немалую их часть", - добавляет он.
Так получается потому, что россияне могут тратить до 70 процентов своих доходов, по сравнению с 40 процентами у типичного западного потребителя. "У нас 13-процентная плоская шкала подоходного налога, дотируемые жилищные и коммунальные услуги, и около 10 процентов откладывается в качестве сбережений. Все остальное спокойно тратится",
........
Не закончится ли этот потребительский бум? Экономика России продолжает оставаться сильно зависимой от мировых цен на нефть, и может испытать резкий спад, если цены снизятся. И все же, из-за стабильно высоких цен на нефть экономисты делают прогнозы о том, что доходы и потребительские возможности россиян будут расти. "Goldman, Sachs & Co." предсказывает, что к 2025 году экономика России будет восьмой в мире, а средний доход на душу населения составит 45000 долларов США. Экономики Китая и Индии, конечно, разогреты. Однако экономика России также нагревается очень быстро.