Отвечает
Ю.И. Борисов, начальник Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Роспрома
Официальный сайт Федерального агентства по промышленности РФ, (22.03.2006)
Вопрос. Зачем нужно развивать производство микроэлектроники в России, вместо того чтобы воспользоваться мировыми достижениями и просто закупать импортные изделия микроэлектроники?
Ответ: Ответ на этот вопрос обусловлен двумя факторами. Во-первых, никто нам не продавал, не продает, и не будет продавать новейшие изделия микроэлектроники специального исполнения, которые предназначены для использования при производстве военной техники. И, во-вторых, современная микроэлектроника достигла такого уровня сложности, что, эти изделия стали узкоспециализированы и системоориентированы, и их использование возможно только при условии создания точных аналогов аппаратуры и систем, то есть наши проектировщики должны будут идти по пути воспроизводства зарубежных разработок. Этот пагубный путь мы уже проходили при производстве электронной компонентной базы (ЭКБ).
Следовательно, если мы хотим создавать передовую военную технику и обеспечить технологическую независимость и информационную безопасность всех наших электронных систем, в том числе и гражданских, ключевые изделия микроэлектроники необходимо проектировать и производить в России.
Вопрос. Почему микроэлектроника, являющаяся одной из наиболее рентабельных отраслей в мире, не развивается в нашей стране самостоятельно на базе рыночных отношений?
Ответ: Дело в том, что производство изделий микроэлектроники требует очень больших начальных капиталовложений (стоимость современной микроэлектронной фабрики превышает 2 млрд. долларов), срок окупаемости составляет около 3 лет, а сбыт продукции связан с серьезной конкуренцией на внешнем и внутреннем рынках. Кроме того, производство радиоэлектронной аппаратуры в России не развито в той мере, чтобы оно стало стимулирующим фактором для отечественных производителей ЭКБ. Поэтому, без государственной поддержки финансами и гарантированными рынками сбыта развитие микроэлектроники невозможно.
Вопрос. А возможно ли вообще в настоящее время развитие микроэлектроники в России?
Ответ: Ответ на этот вопрос положительный. Мы сохранили высокий научный потенциал, а экономика страны позволяет выделить необходимые средства на развитие этой высокотехнологичной базовой отрасли.
Исходя из изложенного, следует сделать вывод, что развитие микроэлектроники в России необходимо и возможно, но возможно только при государственной финансовой и организационной поддержке и гарантированным объемам рынков сбыта.
Необходимо отметить, что при этом оказываются взаимосвязанными две задачи. Развитие микроэлектроники требует обеспечения государственных гарантий и поддержки для разработки и выпуска микросхемы для электронных документов, информационных систем органов государственной власти, навигационной аппаратуры, промышленной электроники, военной и специальной техники. В то же время, для обеспечения информационной безопасности всех указанных электронных систем следует использовать только отечественные микросхемы и, следовательно, необходимо развивать микроэлектронное производство в России.
Вот почему обеспечение решения этих сложных государственных задач требует создания и развития прочного технологического и производственного базиса выпуска отечественной современной электронной компонентной базы, технический уровень которой определяет возможности государства решать задачи технологической, информационной и экономической безопасности.
Электронная промышленность является базовой отраслью, но не выпускает конечной потребительской продукции. Потребность в ней определяется развитием всей инфраструктуры высокотехнологичных отраслей, опирающихся на использование электроники.
Не имея возможности проектировать и производить современную ЭКБ, Россия в ближайшее время может утратить потенциал в обеспечении обороны страны, потерять свои позиции в экспорте оружия, лишиться возможности разрабатывать и выпускать аппаратуру систем безопасности, борьбы с терроризмом, в ещё большей степени отстанет от мирового технологического уровня в ведущих отраслях промышленности и обеспечения жизнедеятельности общества.
Вопрос. Какую роль играет электроника в мировой сфере производства и потребления?
Ответ: Структура мировой системы производства и потребления в сфере высоких технологий основана на технологической цепочке, базирующейся на разработке и производстве ЭКБ. В основе этой технологической цепочки лежит спецтехнологическое оборудование и электронные материалы и структуры. Более 50 млрд. долл. оценен мировой рынок оборудования и материалов в 2005 г. действующие мощности микроэлектронного производства в 2005 г. создали электронную компонентную базу, оцениваемую уже в 300 млрд. долл. на основе данной электронной базы в высокотехнологичных отраслях экономики и, в первую очередь, в информационной и телекоммуникационной, создана электронная продукция общей стоимостью более 6 трлн. долл. В мировой экономике этот технологический процесс глубоко интегрирован и специализирован по географическим регионам и техническим направлениям.
Мощные мировые производители ЭКБ, электронной аппаратуры и электронных услуг, такие как Intel, IBM, Samsung, Hitachi, NEC, Microsoft поделили сферы влияния и определяют политику в сфере производства и потребления продукции электроники.
США традиционно специализируются на создании сложнофункциональной ЭКБ, а Юго-восточному региону отведена роль производителя массовой продукции на базе развитой сети кремниевых фабрик.
Кремниевые фабрики Юго-Восточной Азии за счет более низкой заработной платы, освоенных технологий высокого уровня обеспечивают выпуск конкурентоспособной продукции на мировой рынок и развитие экономики государств, участвующих в этой мировой системе разделения труда.
Мировой рынок электроники достаточно специализирован. Наиболее динамичной категорией является память MOS, которая составляет и будет составлять более 25 % всего выпуска микроэлектронной продукции.
Для мирового рынка помимо характеристик потребности и объемов, очень важен показатель стабильности. Анализ мирового рынка интегральных микросхем показывает, что в течение 2003-2010 гг. данный сегмент рынка будет достаточно стабилен, и не будет подвергаться резким перепадам. Ожидаемые изменения в 2006-2007 гг. не носят кризисного характера.
Вопрос. Каково состояние и перспективы развития отечественной электроники на этом фоне?
Ответ: Структура продаж электроники в России демонстрирует, что реальный рынок пока не достигает потенциального объема продаж в 20 млрд. долл./год, а объёмы продаж ЭКБ только на 30 % удовлетворяются за счет собственного производства, что обусловлено низкими уровнями освоенных технологий и, как следствие, недостаточной конкурентоспособностью.
Отсутствие ярко выраженных внутренних потребителей в отечественной ЭКБ и ориентация их на импортную элементную базу делает задачу развития российской электроники весьма специфической, так как в этой ситуации приходится ориентироваться на потребителей, не имеющих масштабных и национальных задач.
Современная электронная промышленность России демонстрирует достаточно высокие темпы роста. Однако, развитие микроэлектронной ЭКБ уступает средним темпам, что является свидетельством недостаточного внимания в стране к этому важному направлению техники и неминуемо ведет к ещё большему технологическому отставанию.
К сожалению, Россия своевременно не включилась в мировую систему развития микроэлектроники, а технологический кризис 90-х годов, когда практически была прервана система государственной поддержки электронной промышленности, негативным образом сказался на уровне развития производства электронной техники.
Сегодня мы должны констатировать, что Россия по удельному производству электроники (в расчете на душу населения) отстает от США в 90 раз, Японии в 80 раз, Европы в 40 раз.
На внутреннем рынке России в 2004 году было продано электроники меньше, чем в отдельно взятых Польше, Венгрии и Мексике, по этому показателю мы занимаем 30-е место в мире из 52 стран со значимыми объёмами потребления.
Вопросы производства и потребления электроники стали в современном мире задачей номер один в государственной политике.
Значительную роль на мировом рынке начинает играть Китай благодаря реализации целенаправленной государственной политики по освоению современных технологий микроэлектроники.
Технологический кризис 90-х годов привел к довольно сильному технологическому отставанию России в микроэлектронике, как важнейшей отрасли электроники. Известно, что уровень технологии микроэлектроники определяется возможностью реализации минимального топологического размера элемента (транзистора). Чем меньше этот размер, тем быстрее работает интегральная схема; тем сложнее и разнообразнее функции, которые она может выполнять в составе одного кристалла; тем большее количество этих схем можно получить при обработке одной пластины. Но это только техническая сторона вопроса, а экономическая выгода ещё выше. Рост интеграции функций в рамках одной сверхбольшой интегральной схемы (СБИС) обеспечивает резкое снижение числа сборочных операций при выпуске аппаратуры, уменьшает её массогабаритные характеристики и потребляемую энергию, повышает надежность и долговечность аппаратуры.
В ближайшем будущем большинство видов аппаратуры и систем будет выпускаться в «однокристальном» варианте, когда все функции будут реализованы на этапе производства ЭКБ.
Таким образом, не имея собственной высоко интегрированной и сложнофункциональной ЭКБ мы проиграем не только технически, но и экономически, так как наша аппаратура и системы станут не конкурентоспособными как на внешнем, так и на внутреннем рынках. На слайде видно, что если за рубежом уже достигли топологического уровня 90 нм, то в России освоены изделия микроэлектроники с топологией только 0,35-0,8 мкм.
Вопрос. Известно, что Управлением, которое Вы возглавляете, разработана «Стратегия развития электронной промышленности» на ближайшие годы. Что это за документ и какова цель его создания?
Ответ: Под Стратегией развития электронной промышленности России понимается взаимоувязанная по целям, задачам, срокам реализации, финансовому обеспечению и государственной поддержке совокупность федеральных целевых, отраслевых и межотраслевых программ, инвестиционных проектов и комплексов внепрограммных мероприятий технологического, экономического, организационного, законодательного, социального и экологического обеспечения решения проблемы динамичного развития систем разработки и производства современной электронной компонентной базы для выполнения задач обеспечения национальной безопасности и экономического подъема всей отечественной промышленности.
Реализация настоящей Стратегии должна обеспечить создание современных электронных изделий, средств и систем для модернизации действующего и создания современного технологического базиса развития приборо- и аппаратостроения; модернизации систем управления и коммуникаций; совершенствования систем транспорта и энергетики, энергосберегающих технологий; повышения уровня автоматизации производств; освоения новых методов обучения и медицинского обслуживания; и, наконец, совершенствования специальной техники и вооружений.
Стратегия исходит из реалий нынешней экономической и технологической ситуаций в России, опирается на действующий научно-технический потенциал и законодательную базу, ставит задачи с учетом их приоритета и стратегической государственной важности.
Направленность Стратегии определяется важнейшими задачами, которые необходимо решить в обеспечение технологической, экономической и военной безопасности государства. К ним, в первую очередь, следует отнести:
• существенное увеличение объёма продаж отечественной ЭКБ на внутреннем и внешнем рынках;
• развитие высокотехнологичных отраслей за счет создания производственно-технологического базиса нового уровня разработки и выпуска современной электронной компонентной базы;
• реализация заданных параметров вооружения и военной техники.
Побудительными факторами необходимости разработки и реализации Стратегии явилось практическое отсутствие целенаправленной государственной научно-технической политики, непродуманные институционально-структурные преобразования, проведенные в последние 10 лет в электронной промышленности России, пассивность и неподготовленность Государства к реформированию отрасли и обеспечения её развития в условиях действия рыночных механизмов хозяйствования.
Сегодняшнее состояние отрасли следует квалифицировать как начальный период выхода из кризиса.
Исходя из изложенного, вытекают основные задачи Стратегии.
1. Реформирование структуры электронной промышленности, оптимизация методов и механизмов государственного управления и государственно-частного партнерства.
2. Модернизация и развитие электронных производств отраслей.
3. Развитие сети межотраслевых и отраслевых центров проектирования микроэлектронных компонентов и систем-на-кристалле.
4. Развитие разработок и производства радиационно-стойкой ЭКБ, твердотельной СВЧ-электроники, микросистемотехники.
5. Принятие мер по существенному расширению внутреннего рынка.
6. Внесение предложений по изменению существующего законодательства, обеспечивающих реализацию мероприятий данной Стратегии.
К числу наиболее заинтересованных потребителей ЭКБ отечественного производства несомненно следует отнести разработчиков и производителей высокотехнологичных отраслей промышленности, а среди потенциальных массовых потребителей ЭКБ для аппаратуры гражданского назначения первые места в ближайшее время будут занимать:
- аппаратура цифрового теле- и радиовещания;
- средства радиочастотной идентификации и системы безопасности;
- навигационная аппаратура пользователей;
- медицинская и научная аппаратура, электроника для сельского хозяйства, доступного жилья, средств обучения
- автомобильная, бытовая электроника, промышленная электроника, энергетическое оборудование и т.д.
Вопрос. Каким образом предполагается преодолеть сложившееся отставание отечественной электроники от мирового уровня?
Ответ: Единственная возможность преодоления системного кризиса отечественной электроники связана с принятием Государством продуманной и взвешенной протекционистской политики в решении структурных и технологических проблем электронной промышленности.
Результативность преодоления кризиса будет определяться правильным установлением отношений между Государством и бизнесом на принципах государственно-частного партнерства. Базисом и основой планирования и реализации намеченных мероприятий должен стать программно-целевой подход.
Правительства передовых государств не только инициируют и поддерживают проведение государственных программ по развитию передовых технологий в интересах обеспечения военной и технологической безопасности, но и напрямую финансируют создание новых производств, оказывают финансовые и законодательные преференции при освоении новых уровней технологии.
Вопрос. Какие мероприятия должны быть первоочередными?
Ответ: Нами принята стратегия ускоренного освоения микроэлектронных технологий нового поколения и создания межотраслевой вертикально интегрированной системы сквозного проектирования СБИС и аппаратуры.
Для решения этой основополагающей задачи развития электроники в России будет создано и модернизировано более 15 ключевых производств ЭКБ, реализована сеть из 40-50 центров проектирования сверхбольших интегральных схем типа «система-на-кристалле» и создан межотраслевой центр шаблонов. Производственную базу микроэлектроники (кремниевые фабрики) предполагается реализовать как имеющие национальное значение инвестиционные проекты, финансируемые из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Это должно позволить России включиться в мировую систему разделения труда и решить задачи обеспечения разработки аппаратуры и систем стратегического значения современной ЭКБ.
Вопрос. Каковы некоторые ожидаемые результаты выполнения Стратегии?
Ответ: Реализация комплекса взаимоувязанных целевых программ, подпрограмм, инвестиционных проектов и внепрограммных мероприятий, составляющих основу предложенной Стратегии, позволит восстановить научно-технический и производственно-технологический потенциал микроэлектроники и электронной отрасли в целом и вывести ее на современный мировой уровень.
Ожидается, что в 2011 г. объем реализации продукции электронной промышленности составит не менее 70 млрд. руб. в год, а технологический уровень изделий в серийном производстве будет соответствовать 0,013-0,09 мкм. Это позволит решить задачи обеспечения потребностей отраслей страны, в том числе создания стратегически важной аппаратуры и систем, а также резко уменьшить долю используемой импортной ЭКБ в общем объеме ее закупок предприятиями радиоэлектронного комплекса, т.е. позволит изменить существующее в настоящее время соотношение 65% : 35% в пользу импортной ЭКБ на 70% : 30% в пользу отечественной ЭКБ.
Проведение модернизации ключевых производств электронной техники и оптимизация структуры отрасли на основе государственно-частного партнерства с одновременным созданием рыночной инфраструктуры должны обеспечить существенное улучшение экономического положения предприятий и повысить рентабельность выпускаемой продукции.
С учетом высокого потенциального уровня отечественной электронной науки можно ожидать существенного развития международного научно-технического сотрудничества и прорыва в области новых технологий, в том числе применения нанотехнологий в электронике, биоэлектроники и биочипов для автоматизированного поддержания жизнедеятельности живых систем и т.д.
Все это позволит повысить конкурентную среду микроэлектронной и электронной техники, как на внутреннем, так и на внешнем рынке и обеспечит значительное укрепление обороноспособности и безопасности России.
Ю.И. Борисов, начальник Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Роспрома
Официальный сайт Федерального агентства по промышленности РФ, (22.03.2006)