История, кинематограф и последствия

Теги:история
 

Tico

модератор
★★☆
Решил вот открыть раздел. Предлагаю кидать сюда разборы творений горе-историков от кино. Ну и первая статья (мой перевод). Её концовка очень хорошо описывает проблематику темы.

Источник - History News Network

Джонатан Дрезнер, Насколько близок к реальности "Последний Самурай" Тома Круза?

Джонатан Дрезнер - ассистент-профессор по истории Дальнего Востока в Гавайском Университете. Его исследования сконцентрированы вокруг социальной истории эпохи Мэйдзи (1868-1912). Он также является членом веблога Клиопатрия в группе HNN.

От первых фраз и до последней сцены, "Последний Самурай" представляет собой кошмар для историка. Я, в принципе, и так не ожидал от него ничего хорошего, судя по ранним рецензиям. Это и неудивительно - популярные интерпретации исторических событий традиционно делаются спустя рукава. Но на этот раз получилось ужасно даже по таким низким стандартам. Казалось бы, в Японии 19-ого века случались намного более захватывающие драмы и приключения, но вместо этого мы получили жидкий супчик из "Танцующего с Волками", "Карате-Кида", "Кагемуся" и "Сёгуна".

Краткий пересказ фильма для тех, кто его не видел. Я даже выдам концовку, но это не имеет значения, так как если вы ищете сильных ощущений, этот фильм явно не для вас - в сценарии и персонажах нет ничего удивительного или оригинального. В 1876, Натан Олгрен (Том Круз), жертва полученного в Гражданской Войне пост-травматического синдрома, бывший когда-то капитаном кавалерии при Кастере, нанимается к японскому олигарху Омуре, чтобы тренировать японских рекрутов по западным стандартам в преддверии сгущающихся туч самурайского бунта. Самураи, естественно, противятся модернизации. В одной из ранних схваток он получает ранение, и приходит в себя уже в горной деревне, где и проводит всю зиму и осень, полностью отрезанный от внешнего мира (тут начинается "Танцующий с Волками").

Едва выздоровев, он удивительно быстро овладевает японским языком (а глава мятежников Кацумото говорит на прекрасном английском), и принимает близко к сердцу простоту и внутреннюю чистоту пути самурая (бусидо), а заодно становится экспертом в самурайских боевых искусствах (тут начинается "Карате-Кид"). Олгрен присоединяется к Кацумото и вместе с ним ведёт бунтовщиков против сил Императора, которых тренировал его бывший командир (не Кастер, но похожий по убеждениям и поведению). Несмотря на тактические уловки, возможности мятежников серьёзно ограничены их пристрастием к традиционному оружию и в конце их уничтожают с помощью современной военной техники (это уже "Кагемуся", хотя в ней хотя бы лидеров восстания взяли врасплох и они ужасались при уничтожении своих соратников). Тем не менее, чистота их духа и преданность долгу оказывают сильное впечатление на Императора, который когда-то учился у Кацумото, и он отказывается подписать американо-японский договор о "торговых правах взамен на оружие", автором которого был Омура. Олгрен потом возвращается в деревню Кацумото чтобы жениться на его сестре, Таке, и воспитывать её детей, которые поменяли своё отношение к нему с ненависти (он убил их отца в бою) на искреннюю любовь (любовная линия в "Сёгуне" была настолько же бредова, хотя и по другим причинам).

Честно сказать, некоторые исторические основы у фильма всё-таки есть. В 70-тых годах 19-ого века в Японии царил хаос - начало индустриализации, радикальные социальные и политические перемены, словом, всё то, что мы сегодня называем словом "модернизация". Некоторые самураи противились переменам, которые прямо влияли на их положение - настолько, что взяли в руки оружие и подняли мятеж. Также, исторический прототип Кацумото действительно пытались убить (хотя там естественно не было никаких ниндзя с арбалетами). Западноевропейцы и американцы в 1876 году действительно считали японцев нецивилизованным, низшим народом, уступающим белым людям в культуре, интеллекте и духе. Японское правительство действительно платило иностранным экспертам сногсшибательные зарплаты за обучение и инструктаж во всех областях, от истории и юриспруденции и до военной тактики и техники. Большинство этих западных инструкторов провели в Японии несколько лет и вернулись на родину. Некоторые, однако, настолько влюбились в Японию что остались там и стали настоящими экспертами в японской культуре, и даже одевались и вели себя как японцы. Император Мэйдзи действительно было совсем молод (ему было около 25 лет в то время), и он действитеьно был марионеткой в руках олигархов и советников.

Звуковая дорожка фильма это явный кандидат на "Оскара", хотя её предсказуемая псевдоэкзотичность - деревянная флейта и сямисен на фоне классического музыкального фона - представляет собой неплохую метафору на весь фильм. Костюмы, сеты и сцены, а также военный антураж выполнены точно и фехтование достаточно близко к реальному, если закрыть глаза на фокусы с метанием меча. Даже японский язык был сносен, хотя субтитры - не очень. Консультанты проделали неплохую работу. И лично я доволен, что показали небольшой отрывок из кёген (театра комедии), в его деревенском варианте, в котором принимал участие Кацумото. Богатая японская традиция юмора и сатиры слишком часто теряется в тени более "серьёзных" традиций вроде Дзена, самураев и театра Но.

Игра актёров более-менее компетентна, хотя было несколько действительно интересных исполнений. Одну из лучших ролей в фильме играет Сейзо Фукумото. Фукумото - ветеран в японском кинематографе, со стажем в четыре десятка лет, специализирующийся на фильмах о якудза и самураях. Сам себя он описывает как "кирареяку", актёра, основная роль которого - быть убитым главным героем в финальной сцене. В "Последнем Самурае" он играет "тихого самурая", чья настороженность и подозрительность вызывает раздражение Олгрена, но чьё воинское искусство несомненно. Несмотря на то, что традиционные японские фильмы такого плана менее кровавы, их содержание в общем похоже: исторический фон, искупление честью и драки на мечах. Когда я жил в Японии, моим любимым сериалом был "Мито Комон", история о старом даймё и его самураях, которые скрытно путешествуют, творя добрые дела и воюя со злом и несправедливостью. Жаль, что многие из этих сериалов так и не показывают в США, несмотря на наличие потенциальной аудитории.

Скорее всего случайно, но фильм даже умудрился достоверно показать более глубокий исторический контекст. После десятка лет радикальных социально-экономических перемен, имперское правительство в 1880 инициировало программу моральной, этической и исторической пропаганды, целью которой было придать японцам чувство единства, сфокусированное на личности Императора, с особым упором на его статус "живого бога", прямого наследника создавших Японию языческих богов. Различные аспекты этого новоявленного национализма были позаимствованы из японского конфуцианизма, бусидо и синтоизма, с некоторой долей прусского конституционализма для придания формы и структуры. Эта система преподаваласть массам через наиболее эффективные для этой цели институты того дня - систему образования и армию. Такая форма возврата к традициям и их реинтерпретация оказались в числе решающих факторов, приведших Японию к империалистической экспансии в Азию и на острова Тихого Океана. В свете этих фактов, мне не кажется что концовка "Последнего Самурая" являет собой однозначную победу добра над злом.

Ещё один неожиданно правдивый факт: сацумский мятеж, как и многие другие подобные мятежи, в основе своей имел неспособность самураев представить себе долг, честь и службу без традиционных сопутствующих привилегий. Они также оказались неспособны ощутить себя естественной частью растущей, динамичной нации, а не привелигированным классом с наследственными правами. В этом фильме привязанность к символизму меча идёт, на самом деле, вразрез с исполнением национального долга, и даже вразрез со здравым смыслом. В реальной истории, вера нескольких тысяч самураев в естественно присущее им моральное превосходство как класса, их желание считать службу народу своей особой привилегией, и привязанность к символам прошлого попросту выключило их из политического и технологического развития Японии эры Мэйдзи. Но следует помнить, что сотни тысяч других самураев нашли новую форму и новые цели своему чувству долга - верно служа в национальных и местных органах правления, в полиции и армии, в школах в качестве учителей, отдавая своё время и энергию своему народу в процессе его экономического развития и становления.

Так что же не так с фильмом? В общем, всё остальное, начиная с главных деталей сценария. Япония на самом деле покупала у США использованное военное снаряжение, особенно к концу Гражданской Войны, но к 1870 в Японии уже были приняты другие модели развития вооружённых сил - британская для флота и прусская для армии. Они начали с французской модели, но поменяли модель в 1871, хотя и продолжали использовать французских инструкторов ещё несколько лет. Так что начнём с того, что врядли бы они наняли американца.

К 1876 японская армия уже была призывной, но имела сильное ядро добровольцев, в основном бывших самураев, и чёткую тренировочную программу. Они уже не использовали примитивные ружья с дульным заряжением. Японские простолюдины, показанные в фильме беспомощным сбродом, неспособным стрелять даже если от этого зависит их жизнь, на самом деле были вполне компетентны в использовании военного снаряжения в 1860-тых. Тогда, небольшие смешанные отряды из самураев и простолюдинов, вооружённые современными винтовками, разгромили намного более многочисленные силы сёгуната, которые полагались на традиционные мечи, стрелы и копья. Позже, эти отряды составили основу новой императорской армии Японии. В 1870-тых эта армия записала на свой счёт несколько вылазок, вроде вторжания на Тайвань и поддержку договора Кангва, а также отличилась в подавлении нескольких локальных мятежей, поднятых крестьянами и самураями.

- Барабашка - это научный факт. (с) аФон+  

Tico

модератор
★★☆
продолжение...

Мятеж, который по сценарию фильма поднял Кацумото, по идее должен соответствовать несколько уменьшенной версии знаменитого Сацумского Мятежа, поднятого в 1877 Сайго Такамори. Очень жаль что создатели фильма отнеслись к этому аспекту крайне несерьёзно, потому что на самом деле это восстание, известное в Японии под названием "юго-восточная война", представляло собой настоящий кризис. Его подавление потребовало от нового правительства мобилизации всех своих ресурсов, включая модернизированный морской транспорт, железнодорожные перевозки, призванные в армию полицейские части, добровольцев из самураев и финансовые резервы. Дефляция Мацукаты в 1880 оказалась необходима отчасти из-за высокой цены, которую пришлось заплатить за подавление мятежа. Мятежники, которые протестовали против потери традиционных привилегий и доменной автономии, были хорошо вооружены, ограбив для этого несколько оружейных складов в начале восстания. Многие их офицеры были тренированы по западным методикам, они имели артиллерию и современное стрелковое оружие. Численно силы императора превосходили мятежников всего лишь вдвое. У конфликта не было долгой и напряжённой прелюдии, как можно подумать посмотрев фильм. Сайго Такамори не был изначально лидером мятежа. Бои продолжались без перерыва с Февраля по Сентябрь, а вовсе не были серией разделённых зимней непогодой стычек. В годы, предшествовавшие 1877, были и другие самурайские мятежи, некоторые из которых действительно напоминали события, происходящие в фильме, в плане масштабности событий и лёгкости подавления. Но ни один из них не вёл бывший имперский советник, каким по сути являлся Сайго. Сацумский Мятеж 1877-ого был последним самурайским восстанием в истории Японии.

Один интересный элемент, который фильм мог бы использовать (но не стал) - это аналогия между племенем американских индейцев и самурайским кланом. Конечно, эти социальные институты сильно отличаются друг от друга, но японские историки уже давно пришли к выводу, что именно межклановая рознь в среде мятежников-самураев привела их к поражению в борьбе против единой национальной партии. Межклановые распри продолжали оказывать влияние на политику Японии даже в 20-ом веке. Но фильм не делает никаких различий между самурайскими кланами и собственно классом самураев. Абсолютное большинство правящей элиты Японии, те самые модернизаторы, показанные в фильме воплощением зла, тоже были самураями (в основном из провинции Сацума), которые добровольно решили сложить с себя аристократические привилегии. Большинство самураев не протестовало, не бунтовало, а зачастую даже облегчённо вздохнуло, получив наконец возможность зарабатывать себе на жизнь так, как сами того пожелают, не завися от мизерной официальной зарплаты.

Наиболее злостным и вызывающим искажением истории в фильме является собственно гипотетический договор "оружие в обмен на торговые привилегии" между Японией и США. Я удивлён, что другие комментаторы не заметили этого. США не нужно было продавать военные технологии Японии в обмен на какие-то торговые привилегии. С 1858 по 1899 торгово-экономические отношения между США и Японией велись согласно Договору о Сотрудничестве и Коммерции (1858), более известному как Договор Гарриса, по имени заключившего его американского посла Таунсенда Гарриса. Этот договор фиксировал японские ввозные пошлины на крайне низком уровне, предоставлял американцам свободу вероисповедания и право быть судимыми американским судом за совершённые на территории Японии преступления. Он был первым в серии "неравноправных договоров", поставивших Японию в подчинённое, униженное положение относительно западных держав. Статус "наиболее предпочтительной нации", полученный США после Канагавского Договора в 1854, был началом процесса: по нему США автоматически получали от Японии точно такие же права и привелегии, которые предоставлялись в договорах всем остальным государствам. Японцы просто не имели права выставлять какие-либо требования или ставить условия в отношениях с другими странами. Они потратили три десятилетия, чтобы доказать державам Запада что они цивилизованная нация, заслуживающая обращения на равных. Отношение американской дипломатии к Японии было тяжеловесным и высокомерным, хотя его и нельзя назвать откровенно грабительским. Тот факт, что единственный достойный упоминания американец в фильме становится самураем, уже сам по себе исторически безграмотен, но не надо же городить откровенный бред.

Есть несколько мелочей, мимо которых я просто не смог пройти:

- На японском языке фильм называется просто "Самурай", а не "Последний Самурай".

- В начале фильма рассказывается о создании островов Японии священным мечом, который был опущен в океан, и с него капала пена. Однако, во всех версиях японского мифа о сотворении рассказывается о создании одного острова из пены, падавшей с наконечника копья, а остальные острова были порождены другими богами. Мечи появились намного позже.

- Император Мэйдзи не говорил по английски, и ни один человек кроме наиболее приближённых советников не мог увидеть его без личного приглашения. Кроме того, он никогда не принимал серьёзных политических решений скоропалительно, под влиянием момента.

- Политику и индустриалисту Омуре трудно найти какой-либо исторический аналог. Возможно, в основу этого образа легла совокупность личных черт Окубо Тосимити, более молодого, радикального и обладавшего экономическими связями Окума Сигэнобу, плюс что-то от одного из основателей Мицубиси, Ивазаки Ятаро. У олигархов-индустриалистов не было допуска к императору, да он и не нужен им был, потому что у них были личные связи с олигархами-самураями (главами крупных самурайских кланов, стоявших за модернизацию - Tico). Более того, имперские советники никогда лично не занимались приёмом на работу иностранных специалистов.

- Большинсто самураев жили в городах и пригородных зонах, хотя некоторые бедные самураи клана Сацума действительно жили в деревне и занимались фермерством. Но даже тогда, никто не жил в горах без самой крайней необходимости.

- Методика "не-сознания" не имеет ничего общего с некой джедайской "Силой", где достаточно очистить сознание от посторонних мыслей и тогда автоматически случится то, что должно случиться. На самом деле, это даоистская концепция, которая стала частью традиции боевых искусств в Китае, а затем и в Японии. Её суть в постоянных упорных тренировках (естественно, намного больше чем 4 месяца в фильме), вплоть до достижения полного автоматизма реакции на любую, самую неожиданную и быстро развивающуюся ситуацию. Корень лёгкости и непринуждённости исполнения лежит в годах постоянного, изнурительного труда. Даже в "Карате-Кид" это было показано относительно правильно.

- Идея о том, что самураи якобы были "защитниками нации" на протяжении чуть ли не тысячи лет, совершенно абсурдна. В начале своей истории самураи были сборщиками налогов и наёмными охранниками для киотских аристократов, но со временем эволюционировали как класс и сами стали аристократами. Только ко времени монгольского вторжения (1274, 1281) их уже можно считать защитниками Японии. Врядли клан Кацумото сущестовал в то время - очень немного кланов выжили на протяжении столетий междоусобиц, и большинство из них были переселены в конце 1500. Клан Симадзу, который правил Сацумой, действительно появился на сцене где-то в 11-ом или 12-ом веке, но Сайго Такамори к нему не принадлежал. Как и у большинства самураев, его семья получила этот статус в 16-ом веке, и вплоть до самого Сайго ничем особым не выделялась.

- Така, отказываясь принять помощь Олгрена в работе по дому, говорит что "японские мужчины этим не занимаются". На самом деле, обычно японские мужчины делали очень много работы по дому - не делали её только самураи. Японцы вообще крайне редко отзывались о себе как о какой-то единой сущности в те годы, особенно в том, что касалось культуры или общества.

- В фильме постоянно показывается как японцы едят рыхлый, пышный белый рис. Однако, только самые богатые японцы могли себе позволить есть его постоянно, а деревенские самураи как правило питались грубой рисовой кашей и другими простыми злаками, лучше растущими в горных районах - либо в виде каши, либо в виде лапши. Кроме того, фильм слишком мимолётно показывает привыкание Олгрена к палочкам для еды, а это сам по себе довольно важный момент культурной акклиматизации в Японии.

- К 1877, очень немногие японцы стали бы бояться самураев - даже такой самурайской деревенщины, из которой и состояла шайка Кацумото. Массово кланяться им японцы тоже не стали бы. Японские горожане задолго до 19-ого века перестали относиться к каждому самураю как к вельможному даймё.

- Даже если учесть ту необыкновенную скорость, с которой Олгрен овладел японским языком и культурными навыками, врядли в глухой деревне он смог бы встретить тот термин, которым японцы обозначают слово "президент", но тем не менее он прекрасно понимает это слово в ходе последующих критических событий.

- Врядли Олгрен чувствовал бы себя комфортно в доспехах, учитвая то, что он впервые надел их в день финальной битвы. Даже будучи в отличной физической форме, и даже учитывая относительную лёгкость японских доспехов, он никогда не смог бы чувствовать себя в них так легко и непринуждённо, как это показано.

- Мотив цветущий сакуры уже настолько избит и изьезжен, что я был крайне удивлён, когда увидел его. А когда он вернулся к моменту смерти Кацумото, я просто не знал, плакать или смеяться. Кстати, в фильме показана вовсе не сакура, а слива.

Имеет ли всё это какое-нибудь значение? Может быть и нет. Может быть, в самом деле не стоит ожидать от индустрии развлечений следования историческим фактам. Но потом мне приходится бороться с последствиями. Со студентами, всерьёз полагающими будто ВСЕ самураи (т.е. все пятьсот, а не реальные два миллиона), были чистыми духом, жившими в горах воинами, а не плохо оплачиваемыми городскими бюрократами. Мне приходится обьяснять, насколько редким было сэппуку (харакири), насколько зыбким было самурайское чувство преданности, обьяснять что японцы никогда не американизировались, и в конце мне приходится надеяться, что мои аккуратные и осторожные реконструкции сделают хоть маленькую трещину в стене цветастых, горластых, давяших на эмоции картинок. Реформация Мэйдзи была одним из наиболее драматичных социально-экономических периодов новейшей истории, и имеет прямую связь со многими важнейшими процессами и поворотными моментами 20-ого века. Вместо этого, "Последний Самурай" - ещё одно препятствие на пути к истине, шаг назад в нашем коллективном стремлении к знаниям.
- Барабашка - это научный факт. (с) аФон+  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Небольшой вопрос не совсем в тему.
Один мой друг в последнее время сильно увлекается японским кино - Куросава, еще какие-то самураи и т.д.
Возник у нас небольшой спор по поводу самурайских супер-мастеров владения мечом, которые, якобы, в одиночку могли сражаться одновременно хоть с тремя, хоть с пятью, хоть с семью врагами (тоже с мечами), и легко всю кучу завалить. Мне в такой верится крайне, крайне слабо, но вот товарищ верит на все 100. И кто неправ?:)
 

berg

опытный

Оба. Если я такой круто перец, что могу врагов валить по пять за раз, а против меня такие же крутые, но не один ... то кто кого?
Если против такого крутого выходят полные нули, да ещё деморализованные, то, что будет? Прально, крутой пару замочит, остальные сбегут.
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Постановка задачи такая: один мега-крутой, противники - обычные бойцы, среднестатистически надрюченные. Бежать не собираются, могут стоять кругом.
 

Tico

модератор
★★☆
Короткий ответ - да, такое случалось.
Длинный ответ пока дать не могу. Вкратце лишь могу заметить, что подобному как правило предшествовали
1) невероятно выгодная тактическая ситуация.
2) фактор внезапности.
3) намного более сильная подготовка того самого крутого на фоне относительно слабой подготовки его противников.
4) психологические факторы из серии "у страха глаза велики".

Как правило, действовала некоторая совокупность вышеприведённого.

Маленький нюанс. Среди самураев середины 19-ого века иногда действительно попадались неплохо подготовленные индивидуально бойцы. Но вот действовать группами они совершенно не умели. Грамотный тактик в тесном помещении или улочке мог бы достаточно успешно противостоять куче мешающих друг другу и обвешанных оружием противников.

В большинстве случаев, собственно искусство владения мечом стояло едвали не на последнем месте. Главыми были, назовём их так, личные качества.

- Барабашка - это научный факт. (с) аФон+  

Aaz

модератор
★★☆
Постановка задачи такая: один мега-крутой, противники - обычные бойцы, среднестатистически надрюченные. Бежать не собираются, могут стоять кругом.
 

Я видел в/запись тренинга - правда, без мечей. :)
Мастер-класс, слушатели, естественно, натасканы более чем прилично (черные пояса). Налетают на сэнсэя (айкидок, из США, руководитель школы, несколько раз вел в Москве занятия) по 3-4 человека. Что он делает, я не понял (на покадровый просмотр просто не было времени :(). Мужики просто "опадают", аки падающие листья...
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  

Tico

модератор
★★☆
Я видел в/запись тренинга - правда, без мечей. :)
Мастер-класс, слушатели, естественно, натасканы более чем прилично (черные пояса). Налетают на сэнсэя (айкидок, из США, руководитель школы, несколько раз вел в Москве занятия) по 3-4 человека. Что он делает, я не понял (на покадровый просмотр просто не было времени :(). Мужики просто "опадают", аки падающие листья...
 


А вот это, дети, называется "коммерцыя" ;D
- Барабашка - это научный факт. (с) аФон+  
RU Северный #21.04.2006 03:10
+
-
edit
 

Северный

аксакал
★★
А вот это, дети, называется "коммерцыя" ;D
 


Эт почему же? :)
Обучался Айкидо в свое время,через 2 года после начала тренировок без особых проблем справлялся с 2-3 противниками которые обучались полгода.
Приходилось и в жизни применять, и поверьте падение неподготовленного противника на асфальт отличается от падения подготовленного противника на татами. :)
 

Aaz

модератор
★★☆
А вот это, дети, называется "коммерцыя" ;D
 

А расшифровать, дяденька, свое глубокомысленное высказывание не смогли бы?.. :)
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  

Tico

модератор
★★☆
Просто впитанное недоверие к рекламным роликам :)
- Барабашка - это научный факт. (с) аФон+  

Aaz

модератор
★★☆
Просто впитанное недоверие к рекламным роликам :)
 

Это был не рекламный ролик, а любительская съемка одного из участников семинара :P (уж не знаю, как ему это разрешили - обычно такие вещи не приветствуются, тем более, что мастер-класс был для "спецуры"). Человек, который это вел, в своем мире ну оч-ч-чень известен, и "пиариться" ему просто смысла нет...
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  
RU Олмер #21.04.2006 10:33
+
-
edit
 

Олмер

литератор




Вот это почитайте ;)
Основательнейший труд. Много всяких примеров интересных.
"Наша цель - Валинор!" © Из речи главкома перед слушателями академии им. Саурона ХIV  

Tico

модератор
★★☆
Человек, который это вел, в своем мире ну оч-ч-чень известен, и "пиариться" ему просто смысла нет...
 


А как его зовут?

- Барабашка - это научный факт. (с) аФон+  

Aaz

модератор
★★☆
А как его зовут?
 

Ноу коммент, извините...
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  

lau

опытный

А вот это, дети, называется "коммерцыя" ;D
 


Tico! Может быть ты что то знаешь об энергетическом ударе?Если знаешь ,то расскажи или где можно узнать об этом?
Меня недавно завалили при помощи энергетического удара.Человек это сделавший шел за мною следом.И я его не видел.Но сознание потерял.
Макиавелли "Цель оправдывает средства"Потому что"cильный государь" - залог процветания государства.  

Tico

модератор
★★☆
Ага. Берётся какой-нибудь увесистый предмет, и ему придаётся достаточное количество кинетической энергии. Очень древний способ. Безотказно работает.
- Барабашка - это научный факт. (с) аФон+  
Это сообщение редактировалось 21.04.2006 в 22:47
RU 140466(ака Нумер) #22.04.2006 07:08
+
-
edit
 
Небольшой вопрос не совсем в тему.
Один мой друг в последнее время сильно увлекается японским кино - Куросава, еще какие-то самураи и т.д.
Возник у нас небольшой спор по поводу самурайских супер-мастеров владения мечом, которые, якобы, в одиночку могли сражаться одновременно хоть с тремя, хоть с пятью, хоть с семью врагами (тоже с мечами), и легко всю кучу завалить. Мне в такой верится крайне, крайне слабо, но вот товарищ верит на все 100. И кто неправ?:)
 


Рассказывали не знаю, реальный или не очень случай, когда наш боец, ветеран ВОВ в ходе Манчжурской операции убил 3 бросившихся на него с холодным оружием японцев, правда 2 он замочил из ППШ. Ещё одному врезал сапёрной лопаткой. Так что полагаю, что такое иногда бывает и не только с японцами.
Весь флот - на иголки!  

Vidi

опытный

Жизнь и смерть - многогранны. Как и обстоятельства перехода первого во второе.

Корме самураев были берсеркеры. Только это не профессия, а состояние души.
Войдя в это состояние, неистофствовали и удивляли ловкостью.
Всякая, сколь угодно сложная проблема имеет одно, очевидное всем неправильное решение"
 
RU вантох #22.04.2006 18:17
+
-
edit
 

вантох

опытный

Жизнь и смерть - многогранны. Как и обстоятельства перехода первого во второе.

Корме самураев были берсеркеры. Только это не профессия, а состояние души.
Войдя в это состояние, неистофствовали и удивляли ловкостью.
 

Как они наешься мухоморов – не то еще будет
Это просто в нынешних условиях такие методы не применяются, но вообще они есть.  
+
-
edit
 

volk959

коммофоб

Корме самураев были берсеркеры. Только это не профессия, а состояние души.
Войдя в это состояние, неистофствовали и удивляли ловкостью.
 


Неа. Самураи - просто-напросто наемные солдаты. Берсерки - просто воины-викинги, доведшие себя до невменяемого состояния. "И только"! - как говорил батько Махно.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru