Решил вот открыть раздел. Предлагаю кидать сюда разборы творений горе-историков от кино. Ну и первая статья (мой перевод). Её концовка очень хорошо описывает проблематику темы.
Источник -
History News NetworkДжонатан Дрезнер, Насколько близок к реальности "Последний Самурай" Тома Круза?Джонатан Дрезнер - ассистент-профессор по истории Дальнего Востока в Гавайском Университете. Его исследования сконцентрированы вокруг социальной истории эпохи Мэйдзи (1868-1912). Он также является членом веблога Клиопатрия в группе HNN.
От первых фраз и до последней сцены, "Последний Самурай" представляет собой кошмар для историка. Я, в принципе, и так не ожидал от него ничего хорошего, судя по ранним рецензиям. Это и неудивительно - популярные интерпретации исторических событий традиционно делаются спустя рукава. Но на этот раз получилось ужасно даже по таким низким стандартам. Казалось бы, в Японии 19-ого века случались намного более захватывающие драмы и приключения, но вместо этого мы получили жидкий супчик из "Танцующего с Волками", "Карате-Кида", "Кагемуся" и "Сёгуна".
Краткий пересказ фильма для тех, кто его не видел. Я даже выдам концовку, но это не имеет значения, так как если вы ищете сильных ощущений, этот фильм явно не для вас - в сценарии и персонажах нет ничего удивительного или оригинального. В 1876, Натан Олгрен (Том Круз), жертва полученного в Гражданской Войне пост-травматического синдрома, бывший когда-то капитаном кавалерии при Кастере, нанимается к японскому олигарху Омуре, чтобы тренировать японских рекрутов по западным стандартам в преддверии сгущающихся туч самурайского бунта. Самураи, естественно, противятся модернизации. В одной из ранних схваток он получает ранение, и приходит в себя уже в горной деревне, где и проводит всю зиму и осень, полностью отрезанный от внешнего мира (тут начинается "Танцующий с Волками").
Едва выздоровев, он удивительно быстро овладевает японским языком (а глава мятежников Кацумото говорит на прекрасном английском), и принимает близко к сердцу простоту и внутреннюю чистоту пути самурая (бусидо), а заодно становится экспертом в самурайских боевых искусствах (тут начинается "Карате-Кид"). Олгрен присоединяется к Кацумото и вместе с ним ведёт бунтовщиков против сил Императора, которых тренировал его бывший командир (не Кастер, но похожий по убеждениям и поведению). Несмотря на тактические уловки, возможности мятежников серьёзно ограничены их пристрастием к традиционному оружию и в конце их уничтожают с помощью современной военной техники (это уже "Кагемуся", хотя в ней хотя бы лидеров восстания взяли врасплох и они ужасались при уничтожении своих соратников). Тем не менее, чистота их духа и преданность долгу оказывают сильное впечатление на Императора, который когда-то учился у Кацумото, и он отказывается подписать американо-японский договор о "торговых правах взамен на оружие", автором которого был Омура. Олгрен потом возвращается в деревню Кацумото чтобы жениться на его сестре, Таке, и воспитывать её детей, которые поменяли своё отношение к нему с ненависти (он убил их отца в бою) на искреннюю любовь (любовная линия в "Сёгуне" была настолько же бредова, хотя и по другим причинам).
Честно сказать, некоторые исторические основы у фильма всё-таки есть. В 70-тых годах 19-ого века в Японии царил хаос - начало индустриализации, радикальные социальные и политические перемены, словом, всё то, что мы сегодня называем словом "модернизация". Некоторые самураи противились переменам, которые прямо влияли на их положение - настолько, что взяли в руки оружие и подняли мятеж. Также, исторический прототип Кацумото действительно пытались убить (хотя там естественно не было никаких ниндзя с арбалетами). Западноевропейцы и американцы в 1876 году действительно считали японцев нецивилизованным, низшим народом, уступающим белым людям в культуре, интеллекте и духе. Японское правительство действительно платило иностранным экспертам сногсшибательные зарплаты за обучение и инструктаж во всех областях, от истории и юриспруденции и до военной тактики и техники. Большинство этих западных инструкторов провели в Японии несколько лет и вернулись на родину. Некоторые, однако, настолько влюбились в Японию что остались там и стали настоящими экспертами в японской культуре, и даже одевались и вели себя как японцы. Император Мэйдзи действительно было совсем молод (ему было около 25 лет в то время), и он действитеьно был марионеткой в руках олигархов и советников.
Звуковая дорожка фильма это явный кандидат на "Оскара", хотя её предсказуемая псевдоэкзотичность - деревянная флейта и сямисен на фоне классического музыкального фона - представляет собой неплохую метафору на весь фильм. Костюмы, сеты и сцены, а также военный антураж выполнены точно и фехтование достаточно близко к реальному, если закрыть глаза на фокусы с метанием меча. Даже японский язык был сносен, хотя субтитры - не очень. Консультанты проделали неплохую работу. И лично я доволен, что показали небольшой отрывок из кёген (театра комедии), в его деревенском варианте, в котором принимал участие Кацумото. Богатая японская традиция юмора и сатиры слишком часто теряется в тени более "серьёзных" традиций вроде Дзена, самураев и театра Но.
Игра актёров более-менее компетентна, хотя было несколько действительно интересных исполнений. Одну из лучших ролей в фильме играет Сейзо Фукумото. Фукумото - ветеран в японском кинематографе, со стажем в четыре десятка лет, специализирующийся на фильмах о якудза и самураях. Сам себя он описывает как "кирареяку", актёра, основная роль которого - быть убитым главным героем в финальной сцене. В "Последнем Самурае" он играет "тихого самурая", чья настороженность и подозрительность вызывает раздражение Олгрена, но чьё воинское искусство несомненно. Несмотря на то, что традиционные японские фильмы такого плана менее кровавы, их содержание в общем похоже: исторический фон, искупление честью и драки на мечах. Когда я жил в Японии, моим любимым сериалом был "Мито Комон", история о старом даймё и его самураях, которые скрытно путешествуют, творя добрые дела и воюя со злом и несправедливостью. Жаль, что многие из этих сериалов так и не показывают в США, несмотря на наличие потенциальной аудитории.
Скорее всего случайно, но фильм даже умудрился достоверно показать более глубокий исторический контекст. После десятка лет радикальных социально-экономических перемен, имперское правительство в 1880 инициировало программу моральной, этической и исторической пропаганды, целью которой было придать японцам чувство единства, сфокусированное на личности Императора, с особым упором на его статус "живого бога", прямого наследника создавших Японию языческих богов. Различные аспекты этого новоявленного национализма были позаимствованы из японского конфуцианизма, бусидо и синтоизма, с некоторой долей прусского конституционализма для придания формы и структуры. Эта система преподаваласть массам через наиболее эффективные для этой цели институты того дня - систему образования и армию. Такая форма возврата к традициям и их реинтерпретация оказались в числе решающих факторов, приведших Японию к империалистической экспансии в Азию и на острова Тихого Океана. В свете этих фактов, мне не кажется что концовка "Последнего Самурая" являет собой однозначную победу добра над злом.
Ещё один неожиданно правдивый факт: сацумский мятеж, как и многие другие подобные мятежи, в основе своей имел неспособность самураев представить себе долг, честь и службу без традиционных сопутствующих привилегий. Они также оказались неспособны ощутить себя естественной частью растущей, динамичной нации, а не привелигированным классом с наследственными правами. В этом фильме привязанность к символизму меча идёт, на самом деле, вразрез с исполнением национального долга, и даже вразрез со здравым смыслом. В реальной истории, вера нескольких тысяч самураев в естественно присущее им моральное превосходство как класса, их желание считать службу народу своей особой привилегией, и привязанность к символам прошлого попросту выключило их из политического и технологического развития Японии эры Мэйдзи. Но следует помнить, что сотни тысяч других самураев нашли новую форму и новые цели своему чувству долга - верно служа в национальных и местных органах правления, в полиции и армии, в школах в качестве учителей, отдавая своё время и энергию своему народу в процессе его экономического развития и становления.
Так что же не так с фильмом? В общем, всё остальное, начиная с главных деталей сценария. Япония на самом деле покупала у США использованное военное снаряжение, особенно к концу Гражданской Войны, но к 1870 в Японии уже были приняты другие модели развития вооружённых сил - британская для флота и прусская для армии. Они начали с французской модели, но поменяли модель в 1871, хотя и продолжали использовать французских инструкторов ещё несколько лет. Так что начнём с того, что врядли бы они наняли американца.
К 1876 японская армия уже была призывной, но имела сильное ядро добровольцев, в основном бывших самураев, и чёткую тренировочную программу. Они уже не использовали примитивные ружья с дульным заряжением. Японские простолюдины, показанные в фильме беспомощным сбродом, неспособным стрелять даже если от этого зависит их жизнь, на самом деле были вполне компетентны в использовании военного снаряжения в 1860-тых. Тогда, небольшие смешанные отряды из самураев и простолюдинов, вооружённые современными винтовками, разгромили намного более многочисленные силы сёгуната, которые полагались на традиционные мечи, стрелы и копья. Позже, эти отряды составили основу новой императорской армии Японии. В 1870-тых эта армия записала на свой счёт несколько вылазок, вроде вторжания на Тайвань и поддержку договора Кангва, а также отличилась в подавлении нескольких локальных мятежей, поднятых крестьянами и самураями.