апдейт
Кстати, Чак предложил свой вариант того самого пояска в верхней части цилиндра. Он говорит, поскольку близко к ВМТ нагрузки на поршень и кольца больше - там и вытирается больше. Дал мне пощупать другой блок, говорит, от машинки 50-х годов, там в том месте, где у меня вытерлось - на этой машинке просто уступ, выработка как минимум с полмиллиметра. Чак говорит, что тогдашний материал хрен бы выходил 200 тысяч миль, нынешние алюминиевые сплавы с особой обработкой цилиндров несравненно лучше.
Конечно вытирается, там ещё и масла нет, т.к. оно выше м.с. кольца по цилиндру не поднимается. Поэтому компрессионные кольца и работают по сухому металлу. Но в вмт скорости поршня малы, и считается что износ верха цилиндра допустим без хонинговки, а обтюрация лучше.
Напр. в вмт скорость поршня - нулевая, а в середине цилиндра - 14-16 м/с
Про выработки в виде уступа тоже знаю - это зависело от тогдашней формы цилиндра. В то время цилиндры формировали в цилиндрическими в свободном состоянии. Когда мотор стягивали болтами и гбц, профиль становился вогнутым, как песочные часы. При движении вниз, своей острой нижней кромкой (да ещё хромированной) кольцо фрезеровало сужавщийся цилиндр, пока резко не обжималось.
Потом стали применять другие сплавы и схемы стяжки для картера, и стали обрататывать предварительно напряжённый блок цилиндров. С этого момента цилиндр в свободном состоянии стал бочкообразным, и цилиндрическим в стянутом. конечно же ресур от этого вырос в разы.
Так что очень может быть, что промер пояска и середины даст практически один размер.