Ну и еще некоторые факты из жизни питерского метро.
Всего 59 станций из них: 3- наземных, 10- типа "горизонтальный лифт", 5 станций мелкого заложения, из них 2 "горизонтальных лифта", + 1 станция "призрак", 1 станция снесена.
6 пересадочных узлов, из них 5 узлов представляют связанные между собой две станции, а один узел ( Технологический институт) построен по типу "кросс-платформенного" перехода т.е. пассажиры для перехода на другую линию не уходят на другую станцию а просто переходят на противоположную сторону платформы. Это удобно для перехода на линию в попутном направлении, т.к. узел Технологического института представляет собой две станции,расположенные одна чуть выше другой, каждая из которых обслуживает две линии в одном направлении, грубо говоря " в центр" " из центра". После постройки станции "Спасская" узел "Садовая-Сенная площадь" будет включать в себя три станции, расположенные одна ниже другой.
Вестибюли 4 станций встроены в здания железнодорожных вокзалов, еще три станции совмещены с железнодорожными платформами.
Де - факто в петербургском метрополитене 5 линий, хотя на карте отмечено только 4. Это связано с тем, что 5 линия пока действует в составе 4 ветки, и будет выделена из нее после окончания строительства первой очереди т.н. "Фрунзенского радиуса" ( примерно 2010 год). Т.е. тогда поезда пойдут со станции "Садовая" 5 линии на станцию "Звенигородская" 5 линии, а поезда со станции "Достоевская" 4 линии на станцию " Спасская" 4 линии. Сами линии имеют мудреные названия, и чаще всего различабтся по цветам: Синяя, Красная, Зеленая, Оранжеывая. Пятая линия будет фиолетовой.
Красная линия чявляется самой первой в истории городского метрополитена. Она соединяет Юго-Запад и Северо-Восток города и проложена таким образом, чтобы связать все ( существующие на момент строительства) железнодорожные вокзалы. На линии расположены две станции мелкого заложения и одна наземная, совмещенная с жд На красной самые старые и красивые станции "Технологический Институт-1", "Пушкинская", "Нарвская", "Балтийская", "Площадь Восстания" "Площадь Ленина". Первую станцию питерского метро - " Автово" многие считают самой красивой станцией метрополитена на территории бывшего СССР. Также на красной ветке располагалась единственная снесенная станция метро - "Дачное". Эта наземная станция находилась на перегоне между "Автово" и "Ленинским проспектом" и после постройки последнего была снесена в 1977 году.
Синяя линия соединяет север и юг города. На этой ветке одна наземная станция и 4 "горизонтальных лифта". Это самая напряженная линия метрополитена.
Зеленая линия соединяет юго-восток ( левый берег Невы) с центром и Васильевским островом. Это самая скучная из всех линий. Из 10 станций- 7 типа "горизонтальный лифт". Плюс одна наземная. Интересно, что когда строили эту ветку то из экономии средств решили сначала ввести в строй линию, а потом достроить на ней недостоющие станции. Затем проект был похерен. в результате чего на линии очень мало станций и самые большие перегоны ( 3-4 минуты).
Оранжевая- самая новая ветка. Соединяет юго-восток ( правый берег Невы) с северо-западом города. Как сказано выше в ее состав временно входит линия 5. 8 из 13 станций ветки построены после 1990 года. Среди них единственная в России двухэтажная станция "Спортивная", очень красивая станция " Крестовский остров". НГА этой линии единственная станция "призрак"- "Адмиралтейская". Расположена на перегоне между станциями "Садовая" и " Спортивная". Вестибюль "Адмиралтейской был построен вчерне к 1998 году, но наверху оказался некий мало презентабельный сарайчик времен "Царя Гороха", в котором очевидно последний соизволил хранить какие - нибудь дрова, за что сия постройка была включена в список Культурного наследия "Юнеско". Соответственно выход со станции построить стало невозможно, сейчас на станции опять ведутся какие-то работы, но когда она откроется есть тайна покрытая мраком.
Последняя станция петербургского метрополитена "Комендантский проспект" открыта в апреле 2005 года. На декабрь сего года запланировано открытие наземной станции "Парнасская" на синей ветке. Так что ждем юбилейную шестидесятую.