А насколько сложно в США открыть свой бизнес. Для определенности, скажем маленькое производство, пару человек наемных работников.
Сколько это стоит, сколько времени занимает. Думаю, размер взяток спрашивать бессмысленно
Отчетность перед государством какая, как часто это надо делать?
Могу рассказать, как открывается бизнес в Канаде - сам открывал, несколько знакомых... несколько раз. В США, я достоверно знаю, что процедуры вс те же самые, но конкретные цифры могут несколько отличаться, не сильно.
Для начала, надо определиться, это частный бизнес или корпорация. Корпорация, по местному определению - это компания с ограниченной ответственностью - т.е. за долги ее у владельца не заберут дом.Впрочем, у президента - он же и владелец, и единственный работник нередко - могут забрать по суду, в случае если докажут его вину по халатному или злоумышенному управлению предприятием. Скажем, прибыли не было, и реалистичных прогнозов на нее тоже, а он платил себе зарплату из предоплат клиентов.
Если не докажут - типа, все делал правильно, добросовестно и с "разумной осторожностью", но обанкротился, не выдержав конкуренции - ничего не будет.
Частный бизнес бывает юридически двух видов - proprietorship и partnership - попросту, один или с партнерами. Во втором случае персональная ответственность по обязательствам бизнеса солидарная, и для закрепления этий солидарной ответственности несколько необременительных дополнений к документам, подписываемым от имени бизнеса - скажем, подписи двух партнеров.
Теперь регистрация. Длят частного бизнеса это так:
Регистрация состоит из трех элементов: собственно регистрация бизнеса, регистрация имени и регистация на НДС - точнее, его местный аналог.
Собственно, регистрация бизнеса делается так: сгружается с интернета форма, заполняется и отправляется по почте в соответствующий офис. Когда приходит туда. они тебе посылают в тот же день емэйл, что ты зарегистрирован, и тебе присвоен номер ХХХ-ХХХХХ-ХХ. Собственно, ни для чего конкретно этот номер сам по себе не нужен, поскольку с точки зрения налогов и властей вообще, это ты, Вася Сидоров, DBA (doing business as - занимающийся бизнесом под именем) Sidorov Packaging Products - Упаковочные Материалы Сидорова. Налог платится одинаково, с твоей зарплаты и с дохода от бизнеса, за вычетом расходов. Если ты работаещь за зарплату И имеешь маленький бизнес на стороне (программист подрабатывает на стороне, мениджируя базу данных порносайта), то доходы складываются, и расходы тоже.
Теперь имя. Свойство имени отличаются, если оно зарегистрировано корпорацией или частником - поскольку корпорация за все это платит ежегодно, а частник нет, то за корпорацией имя закреплено, и никто другой его взять не может, а за частником нет - его не может себе взять другой частник, но может корпорация.
Если ты выбрал имя (Sidorov Packaging...)то сначала надо делать поиск - делает государственный регистр имен, стоит 35 долларов, можно заказать и оплатить по интернету, или зайти на почту или в торговую палату своего района (это добровольная ассоциация местных бизнесов, можешь вступать или нет, стоит от 50 до 350 в год, в зависимости от крутизны ассоциации и что включено в членство), заплатить на месте и заполнить форму, они отправят и сообщат результат. Если имя уже занято или по каким-то причинам недоступно (скажем, используются слова Royal, Canadian или Olympic - последнее это собственность Олимпийского комитета-2010, но не распространяется на тех, кто зарегистрировался до его создания), то выбираешь другое. Можно по телефону, поговорив с регистратором. Формально за эти деньги имеешь право до трех имен пробовать, но фактически просто решаешь по телефону, и все. По ходу тебе скажут и про имена, с которыми можно твое спутать (Sidorov Packaged Goods, Sidorov Packaging Services...), чтобы потом сюрпризов не было.
Ну и все - за корпоративное имя платишь сотню, за частное - ничего не платишь, просто присылают бумагу, что тебе оно присвоено.
Третья регистрация - на НДС - требуется тогда, когда твой объем продаж (услуг) превышает 30 000 в любые последовательные девять месяцев. Регистрация на него ничего не стоит, но для нее нужен тот номер, про который я писал в п.1. Когда зарегистрировался, надо брать с клиентов 7%, и отчитываться и платить правительству ежеквартально. Соответственно, 7%, которые взяли с тебя, из этой суммы вычитаются. Зарегистрироваться можно так же по почте и интернету, номер пришлют по почте. Можно и задним числом, если доход оказался больше, чем ты ожидал. Лишь бы платил. Это все, что правительство интересует. Не заплатишь и попадешься - турма хады.
Если денег на налоги нету, и ты просишь растянуть или отсрочить платеж - на это идут легко: пишешь бумагу, приходит по почте разрешение. Но они должны получить бумагу ДО ДНЯ УПЛАТЫ!!!
С корпорацией процедура чуть сложнее - нужно писать устав(шаблон скачивается), подписываться учредителям и "офицерам корпорации" - Президенту и Секретарю, регистрировать у нотариуса или у адвоката, отправлять зарегистрированной почтой - такой же пришлют всякие важные и красиво напечатанные бумаги, Свидетельство о Регистрации и прочую муру. По деньгам за все про все выходит 300 долларов, если с именем и за срок от недели до двух, за пару дней - еще 300. По времени - без опыта легко день потратишь за все про все, а то и два. С опытом - можно за два-четыре часа.
Теперь по поводу наемных работников: если есть хоть один, надо регистрироваться в Пенсионном Фонде (полтора процента, вроде бы, от зарплаты), Страховке от безработицы (семь процентов), WCB(Workers Compensation Board - страховка от профессиональной травмы или заболевания, или любого вреда здоровью, причиненного в рабочее время) - не помню сколько, в среднем еще долларов 80 в месяц с человека, максимально до 250, в зависимости от риска профессии, опыта работника, его заработка и истории травматизма в твоем бизнесе. То есть, начинаешь без скидок или надбавок, а там как пойдет.
Все без исключения регистрации, как и платежи, можно делать по интернету.
По поводу помещения: в основном мелкие бизнесы снимают помещения в т.н. Индустриальных Парках - это специально построенные комплексы, спланированные для удобного въезда-выезда работников, посетителей и грузовиков. Представляют из себя обычно длинные корпуса, в форме буквы
Ш, бывает с больше чем тремя палочками. Их основания повернуты к центральным дорогам комплекса, или лучше сказать аллеям. Здание разбито на секции, и на переднюю сторону выходят "Парадные" двери, стеклянные или иначе красиво отделаные передние стены этих секций(обычно двухэтажные, но бывает и совсем маленькие, когда одна дверь ведет на первый этаж, а рядом - на второй, в другой бизнес). Тут все в газончиках, парковочках, красивых фонарях, украшают, короче, как могут. В этой передней части обычно устраивают оффисы. магазины, выставочные комнаты, приемные и т.д. - в зависимости от типа и масштаба бизнеса.
Из передней части обычно имеется вход в заднюю - которая другой стороной выходит на образуемые буквой Ш дворики... точнее, здоровенные дворы, годные для маневрирования нескольких длинномерных грузовиков одновременно. Двор всегда ниже, так что пол задних помещений продолжается как пандус, чтобы погрузчики могли с него заезжать в грузовик. Соответственно, с задней стороны огромные двери, типа поднимающихся или отъезжающих гаражных. Помещения идут на всю высоту, то есть два "индустриальных" этажа насквозь. Там все делается при строительстве - три фазы, воздух высокого давления, вода, промышленного уровня канализация, вентиляция, пожаротушилка и сигнализация, датчики на всякие угарные газы и пропан... короче, все что положено в нормальном производственном цехе. В полах заложены всякие фундаменты, в каждом комплексе по своему, с зависимости от того, на каких клиентов они ориентируются. По потолку идут иногда рельсы для тельферов, а иногда и готовые тельферы.
Размеры таких секций самые разные - я натыкался от 500 до 150 000 квадратных футов, и соотношение между офисной и рабочей частью тоже разное. Впрочем, производственную/складскую площадь легко переоборудовать в административную. А вот наоборот - никак.
В комплексе есть свои погрузчики, ручные и электротележки, прочие удобные, но не постоянно используемые прилады (обычно включаются в стоимость рента) и обычно пара специалистов на подхвате для рещения всяких проблем клиентов - скажем, электрик, сварщик, сантехник. Или менеджер сам и электрик, и сантехник...
Все вопросы с пожарным, санитарным, экологическим контролем здании и территории решаются комплексом. а с твоим собственным товаром и оборудованием - тобой. Естественно, платишь за электричество, воду и газ.
Цена колеблется в зависимости от района, размера и срока аренды (но обычно меньше чем на год не сдают, бывает. что на полгода. но это редко. Если съезжаешь раньше - они оставят себе месячный депозит и еще плату за дополнительный месяц). Я сталкивался с разбросом от 2,5 до 7-8 долларов за квадратный фут в год. Недешево, конечно...
Можно и купить какую-то часть или секцию; кстати, говорят, что сейчас вложение в промышленную нежвижимость даже выгоднее, чем в жилье. Эх, было бы чего вкладывать...
Таких "промзон" даже в не промышленном Ванкувере десятки или сотни, от маленьких, на несколько десятков или пару сотен мелких бизнесов (типа регионального представителя компании, производящей тысячи наименований мелких болтиков, шайбочек и прочих метизов - ему нужен один стол, компьютер и стеллажи с тысячами ящичков, или какими-нибудь тремя спецами по каким-нибудь ультразвуковым резакам, которые обслуживают весь город, налаживая, ремонтируя и поставляя комплектующие), до огромных, десятками среднего размера промышленных, технологических или торговых компаний, которым тем не менее нет смысла заморочиваться с собственным помещением, территорией, коммуникациями.
Ну вот так примерно...
Про взятки за выполнение нормально ежедневной работы не слышал ни разу. Это тебе не правительственные гранты на "популяризацию имиджа Канады как единого федерального государства" среди квебекских сепаратистов - сейчас скандал как раз по поводу разворованных таким образом двухсот миллионов долларов, куча госчиновников и предпринимателей в рекламном бизнесе уже в тюряге, и еще многие отправятся. Но это все к плавающей по низу мелкой рыбешке не относится. Показательный факт - я не знаю НИ ОДНОГО человека со своим бизнесом, кто бы знал в лицо или по имени своего налогового инстектора, таможника, санитарного врача или пожарника. Вот пастора местного (раввина, муллу, ламу
)все знают...