Возник тут еще разок вопрос о том, что определяет склонность самолётов к "козлению" на посадке.
- Величина посадочного угла, прежде всего, - чем он меньше, тем больше шансов для неопытного лётчика "скозлить". Предпосылкой к нему, как правило, является подход на повышенной скорости (тогда и требуемый угол атаки получается меньше), раннее и резкое опускание передней стойки, или, что уж совсем плохо, - посадка с опережением на переднее колесо.
Поскольку обороты на посадке убраны, скорость в процессе её непрерывно уменьшается, то при преждевременном и резком опусании передней стойки обжимается цилиндр-амортизатор и пневматик. Затем они возвращаются в исходное положение, подбрасывая нос самолёта на угол атаки больший, чем требуется для того, чтобы он остаться на земле - скорость ещё достаточна для создания подъёмной силы, превосходящей вес самолёта.
Самолёт начинает отделяться от земли (а скорость продолжает непрерывно уменьшаться - обороты-то убраны). Неопытный лётчик, видя такое дело, резко отдаёт ручу от себя. А скорость уже невелика, эффективность рулей небольшая, а инертность самолёта - прежняя. Самолёт реагирует с запозданием, но когда отреагирует, получается, что ручка дана от себя чрезмерно, и отделившийся самолёт резче чем нужно опускает нос и с ещё большей скоростью падает - с опережением на переднее колесо (а скорость непрерывно уменьшается!).
Стойка ещё сильнее сжимается, нос ещё сильнее затем подбрасывается, и самолёт отрывается ещё на б
ольших углах (а скорость падает!).
Лётчик снова резко отдаёт ручку, третий прыжок как правило, получается на большую высоту - после падения оттуда носовая стойка обычно не выдерживает и отлетает, а иногда - и все три...
Самолёт, проползя на брюхе некоторое расстояние останавливается... Хорошо, если не загорается.
Насколько я помню, вроде бы обсуждали, что самолёты с прямым крылом козлят лучше, чем со стреловидным.
- У них посадочные углы всегда меньше.
Но в разговоре проскакивало, что МиГ-15 давал "козла", что твой горный ишак.
- Э... Может быть, это было просто отделение не двух основных колесах после посадки? Отделяться таким образом могут и Боинги-747. Но это не козёл.
Давайте поговорим о "козле". Начиная с того, что это такое, и как он связан с экранным эффектом...
- При подходе на повышенной скорости, в процессе выравнивания, из-за этого самого эффекта, самолёт уменьшает вертикальную скорость несколько сильнее, чем хотел бы молодой лётчик.
Неопытный лётчик, стремясь усадить самолёт в пределах полосы точного приземления, несоразмерно тычет ручку управлния от себя.
Дальше всё происходит как описано выше...