Согласен, только с большой поправкой, указанной в предыдущем пункте. Политдивиденды действительно падают, и космотуризм действительно их обесценивает. Но политдивиденды - не единственная (и не всегда главная) цель пилотируемой космонавтики.
quote:
С космическими исследованиями тоже не все просто. Единственные из них, что нельзя провести при помощи автоматов - это те где объектом исследований есть сам человек, т.е. медицинские.
Это вот пример, когда к контраргументам не хотят прислушиваться. Уже упоминалось, что есть и другие виды исследований, при которых необходим человек. Это происходит от того, что не все исследования можно спланировать, и, соответственно, построить автомат для их проведения. Универсальный же автомат обычно стоит дороже, чем узкоспециализированный. При некотором пороге сложности и разнообразия человек оказывается дешевле автомата.
Несколько усилив этот аргумент, можно считать, что ведение исследования космического пространства проще, естественнее, логичнее вести в космическом пространстве, ближе к объекту исследования. До какой-то степени здесь аналогия с изучением иностранного языка методом погружения. Вам никогда не приходила в голову идея посчитать, в какой доле устройств, используемых на земле, подразумевается наличие тяготения? Если бы человек развивался в невесомости, творческая мысль в области механизмов двигалась бы заметно другими путями.
Дальше, стоимость доступа человека в космос постоянно снижается - что даёт стимул посылать человека в космос для решения относительно сиюминутных задач, просто потому, что строить робота долго.
Наконец, есть задачи чисто утилитарного свойства, которые может помочь решить человек на орбите. В качестве теоретического примера приведу такой. Допустим, вы решили отправить звездолёт к Альфа-Центавра. Примерно следуя оценкам, данным в проекте Дедал, будем считать массу этого звездолёта - несколько тысяч тонн без учёта массы топлива. Это соображение массы, геометрия этого звездолёта, а также распределение нагрузок требуют собирать его в космосе. Очень трудно будет собрать этот звездолёт из фрагментов, доставляемых автоматическими ракетами на орбиту и автоматически же стыкуемых. Тут понадобится работа космических монтажников - одними роботами не обойтись.
Вполне возможно, что найдётся и другие, не менее весомые аргументы в пользу полётов человека в космос.
Подытоживая, делаем такой вывод - человеку пока что невпроворот дел в космосе, и без его личного участия в них общее развитие общества будет менее эффективным.
quote:
А космическая медицина нужна только при востребованности пилотируемой космонавтики. Таким образом, недостаточное финансирование - это следствие недостаточного обоснования пилотируемой космонавтики.
Здесь подразумевается "недостаточное финансирование со стороны государства". Во-первых, это не единственный канал финансирования - по крайней мере, не обязательно. Во-вторых, у руля власти стоят такие же люди - которым тоже свойственно делать ошибки, а кроме того, они должны выражать интересы масс. В итоге получается, что система принятия решенй обладает заметной инерцией. Однако без усилий по преодолению этой инерции, без, так сказать, несения идей космонавтики в массы, никаких особых изменений ждать не приходится.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]