Мягкая посадка

Теги:космос
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Прочитал (в американском mail list), что для срабатывания тормозных двигателей мягкой посадки на наших спускаемых аппаратах используется длинный штырь, касание земли которого и есть сигнал. Неужели так просто? Насколько он длинный? Куда его прячут до поры?
+
-
edit
 
Serge77>Прочитал (в американском mail list), что для срабатывания тормозных двигателей мягкой посадки на спускаемых аппаратах используется длинный штырь, касание земли которого и есть сигнал. Неужели так просто? Насколько он длинный? Куда его прячут до поры?
Вроде именно так. Еще гайндроп используют(тросик с грузом, такой в системе Кентавр и Реактавр есть). Но как правило, насколько я знаю - это только дубляж более продвинутых систем - радиовысотомеров например.

Ник
Объективная реальность - вариант бреда, обычно вызывается низким уровнем концентрации алкоголя в крови.
 
RU Старый #07.10.2002 22:32
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
А я слышал, что на наших СА установлен некий гамма-радиовысотомер. причём гамма-излучение весьма опасно и к днищу СА даже нельзя подходить, пока не поставят заглушку на источник илучения.
Старый Ламер  
RU Бывший генералиссимус #08.10.2002 12:16
+
-
edit
 
Alek>Старый прав! Не читайте американских "mail list" до обеда! :)

Погодите-погодите, я этот "штырь" сам видел!

Это, фактически, рулетка, у которой лента не "слегка" вогнутая, а трубочка. Разворачивается пирозарядом. Т.е. в сложенном состоянии лента, как в обычной рулетке, но в развернутом ее края смыкаются, образуя весьма жесткую трубу.

и так многие антенны делают.

Про гамма-высотомер ничего сказать не могу. А что он меряет-то? Рассеянные от поверхности гамма-кванты? Мда...

И потом, какая заглушка? Сантиметр свинца задерживает только половину гамма-излучения. А как же бедные космонавты в спускаемом аппарате?
 
UA <Serge77> #08.10.2002 12:37
+
-
edit
 
Б.г.>Погодите-погодите, я этот "штырь" сам видел!

А какой он длины? Сколько же нужно времени, чтобы успели сработать двигатели и погасить скорость?
 
RU Бывший генералиссимус #08.10.2002 12:45
+
-
edit
 
Б.г.>>Погодите-погодите, я этот "штырь" сам видел!

Serge77>А какой он длины? Сколько же нужно времени, чтобы успели сработать двигатели и погасить скорость?

Меньше высоты спускаемого аппарата, т.е. около двух метров. Точнее не скажу.
 

Alek

опытный
1968 год, 30 октября Первая штатная работа системы мягкой посадки, основанной на высокоточном гамма-высотомере, в составе космического корабля "Союз" с космонавтом Г.Т. Береговым на борту (в составе беспилотного спускаемого космическо го аппарата "Союз" система штатно отработала в 1966 г.)




Если там и есть штырь то он не для мягкой посадки, а для отстрела чегото в момент посадки.


 

Alek

опытный
Б.г.>Меньше высоты спускаемого аппарата, т.е. около двух метров. Точнее не скажу.

Кстати гамма-высотомер включает систему мягкой посадки на высоте ровно один метр от днища до земли. А штырь вы возможно видили на спускаемом аппарате "Восход". Может быть там такое и было, хотя не факт.

И еще, как сработает штырь при посадке на воду? :)
А при посадке на лес и т.п.? :)
Вот гамма-высотомер работает четко 1м. до поверхности контакта!
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Alek>Кстати гамма-высотомер включает систему мягкой посадки на высоте ровно один метр от днища до земли.

На каком принципе работает этот высотомер? И не маловато ли - один метр? С какой скоростью летит спускаемый аппарат до срабатывания тормозного двигателя? Не великовата ли будет перегрузка торможения, ведь двигатель наверняка заработает на полную силу уже на 0.5 метра от земли, а то и ближе?
+
-
edit
 
Посмотри сюда
http://www.rtc.neva.ru
Вероятно задействована еще и интенсивность отраженного потока...
Подобные системы были созданы и для парашютных платформ...
Вообще, ЦНИИРТК делал на этих принципах много разнообразной техноики (от высотомеров до систем удержания плотного строя группы кораблей)... Принципиальных достоинств много - хотя бы возможность работы через прочный корпус...Недостаток - радиоактивность с всеми проблемами...

PS... Только в соседней ветке эту контору упомянули...
 
+
-
edit
 

Alek

опытный
Старый прав! Не читайте американских "mail list" до обеда! :)
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Serge77> На каком принципе работает этот высотомер?

Хотя немножко не по теме (принцип не описан), но вот:


Serge77> И не маловато ли - один метр? С какой скоростью летит спускаемый аппарат до срабатывания тормозного двигателя?

Вроде 6...7 m/s на основной парашютной системе и не более 8 на запасной.

Serge77> Не великовата ли будет перегрузка торможения, ведь двигатель наверняка заработает на полную силу уже на 0.5 метра от земли, а то и ближе?

Такой двигатель выходит на режим за две-три сотых секунды.


Кстати, можно уже попробовать прикинуть движки.

Примем массу СА равной 3 тонн, скорость снижения на парашюте - 8 m/s*, конечная скорость - 4 m/s**, высота срабатывания - 1 m.

Время пролета без торможения - 1/8 s. Если включить двигатель во время касания СА, то аппарат может подпрыгнуть, что недопустимо. Значит, на высоте 1 m и включаем. Точность - ± 10 сантиметра, не хуже. Или по времени - сотни-полторы секунды.
Теперь надо выбрать время работы.
Из условиях комфортности надо бы растянуть побольше, но запасец тоже надо иметь. Максимум 0.1 s, не более.

Нда... за 0.1 s следует замедлить корапь вдвое по скорости. Блин, тяжело экипажу будет :(
Замедление - 4/.1 = 40 m/s2, грубо 4 g. Ну, и законное, земное (космонавты несколько минут как не в невесомости), получится 5 g.
Гм, не так страшно, оказывается ;)

А дальше - дело техники. Вернее - рутины.

5 g для 3 тонн - это 15 тонн-сила тяги.
Суммарный импульс - 15 тонн-сила * 0.1 секунда = 1.5 тонн-сила*секунда.

Выбираем топливо.

Для таких целей никакой экзотики - доброе старое баллистное топливо, импульс 200 kgf.s/kg и никаких гвоздей.

Получается 1500/200 = 7.5 kg (масса топлива).
Бррр, немало. Я, честно говоря, думал поменьше.
Если рванет, мало не покажется.
Значить, число двигателей надоть поболее - мне 8 штук нравятся, чуть более килограмма в каждом будет, хотя в реале их может быть и 6, и 7, и хоть 10. В одно только не верю - что конструктора поставили 2...3 двигателя. Если одни откажет, мало не покажется - из-за эксцентриситета тяги запросто можно перевернуть аппарат.
Ну, и второй приемлемый вариант - 1 шт. Если работает, пусть работает. Если откажет - ну что же, можно и без системы мягкой посадки сесть - она пару раз отказывала, как видно из линка в начале страницы. Вот только если рванет, разнесет капсулу :(



  • расчитываем более тяжелый вариант - на "запаске"

**тряхнет, но если кресла с амортизаторами - а они с амортизаторами - ничего такого)
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Давление - поболее. Мне вот 500 атмосфер нравится ;) . Запросто можно довести скорость горения хотя бы до 30 mm/s на любом катализаторе - хоть на оксиде свинца (РСИ), хоть на оксиде свинца + оксиде кобальта (РНДСИ), хоть на оксиде магния (НМФ)...

Так и решаем - давление выбираем такое, чтобы скорость горения у нас была 30 mm/s. Или, за 0.1 с - 3 mm. Шашки - голые, значить толщина горящего свода - 6 миллиметра. Хух! Здорово :cool: Даже и инструмент не будем делать - берем стандартный инструмент для шашек диаметра 25 миллиметра без канала. А этот инструмент очччень даже примечателен и имеется в любом блоке, который работает по периодической технологии - на "палках", вышедших из этого инструмента, наматывают пороховое полотно в тугой циллиндр и вставляют в изложницу пресса имени тов. Морана ;)
А игла 12.5 в любом хозяйстве найдется - это канал зарядов для РПГ-7 :)
Масса такой шашки - 600 грамм на погонный метр А нам надо по килоррамму забухать в мотор. Значит длина шашки - 1600 mm?
Неее, разрезаем ее аккуратно на 7 частей ;)
225 миллиметра?!
Значит, и резательный станок не будем перестраивать, возмем тот, на котором режут заряды для РПГ :cool:

Кстати, шутки шутками, но не удивлюсь, если марка топлива - РНДСИ-5к. Сколько зарядов таких габаритов наклепали - эхма... Значит, статистика по ним - охерительная. И технология отработана до малейших деталей.

Что получаем?
Двигатель с камерой длиной 250 и диаметром 75 миллиметра. Скорее всего, с многосопловым (6...7 сопел) блоком - экономим длину. Примерный диаметр критики - не более 5 mm. Длина не более 30 миллиметра, а то сопла начнут пересекаться. Значит, со всеми причиндалами движок не длинее 300 миллиметра.
Материал - какой-ныть 30ХГСА. Известная сталь, считать легко, статистика - огромная. Ее начали применять в самолетах еще до ВОВ. Потребная толюина стеньки - миллиметра 1.5...1.8
Запасец, но не более 2.5. Значит, не тяжелая штучка выдет. Менее 2 кило снаряженной массой. Умножаем на 8, и получаем 16 кило.

Приемлемо?

К сожалению, все данные я высосал из пальца - самому стало интересно, сколько такая система может весить.

Интересно, какие реальные данные?
 
RU Старый #10.10.2002 07:54
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
На одной из выставок (не помню какой) я видел в разрезе этот двигатель. По форме и размеру он как стекляная банка примерно литровая (знаете, в таких продают болгарские маринованые огурцы). Шашка там цилиндрическая, с отверстием по оси. По размеру примерно раза в полтора меньше, чем корпус двигателя. Установлена своим нижним концом на сопловой блок, стенок не касается. По виду - целлулоид. Наверно на основе нитроцеллюлозы или чтото такое. Но такая ноздреватая вроде, наверно быстро горит. Хотя конечно на выставке вряд ли поставили настоящую шашку (вдруг кто для хохмы бычком ткнёт?).
Старый Ламер  
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Прикидываем размеры:

> По форме и размеру он как стекляная банка примерно литровая (знаете, в таких продают болгарские маринованые огурцы).

Болгарские банки тип "Омния" - 720 ml. Примерные размеры - d=100, h=160 ?

> По размеру примерно раза в полтора меньше, чем корпус двигателя.

По длине, надо думать.

> Шашка там цилиндрическая, с отверстием по оси. Установлена своим нижним концом на сопловой блок, стенок не касается.

Там наверняка есть решетка типа колосниковой, диафрагма называется. Иногда диафрагма выполняется вместе с сопловым блоком.

Шашка коротенькая - миллиметров 100. Диаметр - где-то около 90. Канал - порядка 10. Толщина горящего свода - 40.
Горит по внешней и по внутренней поверхности - 20 миллиметров.
Время разработки двигателя - середина 60-х. Скорость горения даже самых быстрогорящих твердых топлив - порядка 30 mm/s, и то если давление с полтонны.
Время работы такого двигателя - не меньше 0.6 секунд, а скорее - секунда и более. Не верится, что рабочее давление одношашечного двигателя больше 300, значит и скорость горения - 20 и меньше.

Значит или скорость снижения на парашюте ниже, или двигатель начинает работу выше.

Кстати, заряд маловат. Где-то 1/4 кило.
Даже если движков - 10 шт, то 3 кило не наберется.

Старый, а ты точно уверен, что этот двигатель - мягкой посадки?

> На одной из выставок (не помню какой) я видел в разрезе этот двигатель. По виду - целлулоид. Наверно на основе нитроцеллюлозы или что-то такое.

Я тоже так думаю.

> Но такая ноздреватая вроде, наверно быстро горит.

Это, конечно, вариант, но я его сразу отбросил. Во-первых - плотность еще меньше - ваза в два. И тогда этих движков будет очень много - днища не хватит :D
А во-вторых, у пористых топлив очень непредсказуемый характер - надеждность упадет на проядок.

> Хотя конечно на выставке вряд ли поставили настоящую шашку (вдруг кто для хохмы бычком ткнёт?).

Именно. Я думаю, что это муляж был такой.

А какой на самом деле заряд, Перун знает. Может тот же короткоработающий многошашечный. Тогда сходится (если поплотнее напихать тонких шашек).

Млин, надо в инете порыться, не может быть, чтоб данных не было.
Но времени нет :(
 

Alek

опытный
.....на лобовой части корпуса, спускаемого аппарата, корабля Союз, установлены 4 (ЧЕТЫРЕ!) двигателя мягкой посадки. Скорость приземления на основной парашютной системе с учетом импульса двигателей мягкой посадке не более 6 м/с.....

Это цитата из энциклопедии "Космонавтика", 1985г., Москва, издательство "Советская Энциклопедия"
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Все чудесатее и чудесатее:
quote:
РДТТ нашли "применение в системах приземления космического корабля "Союз" (наряду с парашютной системой). Посадка спускаемого аппарата происходит так. Непосредственно у Земли, за 10 мин до посадки, отделяется уже ненужный передний теплозащитный экран, закрывающий двигатели мягкой посадки, расположенные в лобовой части спускаемого аппарата. При этом экипаж начинает готовиться к приземлению и взводится система амортизации кресел, в которых группируются космонавты. У самой Земли, на высоте около 1 м, включается шесть РДТТ мягкой посадки (тяга несколько килоньютонов, масса заряда РДТТ 9 кг, время работы доли секунды). Эти двигатели окончательно гасят скорость, с которой спускаемый аппарат снижается на парашюте (примерно 7-8 м/с), практически до 0 м/с.
 

//
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru