Нет, по-моему, в технической литературе более темного вопроса, чем тема ядерных импульсных двигателей. Особенно в том, что касается их возможной эффективности. Я не нашел ни одной публикации о том как же ее собственно говоря считать. Приводимые в различных источниках цифры удельного импульса весьма противоречивы и, как правило, значительно (на порядок) занижены по сравнению с требующимися характеристическими скоростями для приводимых там же операций. Ну, например, в наиболее полной статье об Орионе в Сети «Project Orion Its Life, Death, and Possible Rebirth» («Проект Орион: его жизнь, смерть, и возможное возрождение») приводится такой вариант. Восемь астронавтов, с около 100 тоннами оборудования и обеспечения, совершают экспедицию на Марс за 125 дней. При этом 45% стартового веса корабля на околоземной орбите составляет полезная нагрузка. Корабль должен был монтироваться на орбите двумя пусками ракеты «Сатурн-5». Привожу фото модели этого корабля
airbase.ru/sites/serg5591.narod.ru/orncon2.htm
Сказано, что модуль двигателя массой 90,6 тонн с диаметром тяговой плиты 10м имел Isp от 1800 до 2500 секунд и должен был бы обеспечить старт с околоземной орбиты, торможение для выхода на орбиту вокруг Марса и старт с нее к Земле. Итак, если 45%=100тоннам, то стартовый вес корабля на орбите составляет 222,2т. Что вполне согласуется с заявленным выводом двумя «Сатурнами-5».
Дальше начинаются неувязки: при конечной массе полезная нагрузка + модуль двигателя = 190,6 тонн отношение масс 222,2/190,6=1,17. При Isp 2500сек - ХС=3,85км/сек. Даже для полета в один конец за 125 дней не хватит! Для такого полета ХС=45км/сек, Уи должен быть не менее 10000сек. Тогда конечная масса получается 142 тонны – более-менее похоже на правду.
Или такой пример - “Удельный импульс пульсирующего ЯРД определяется, как и в случае любого другого РД, отношением величины тяги ко всей массе рабочего тела, расходуемой в единицу времени. Однако в данном случае в эту массу входит как масса "обычного" рабочего тела, так и масса ядерных зарядов (которые тоже являются рабочим телом, но только используемым "необычным" образом). С целью увеличения удельного импульса таких ЯРД было предложено использовать ядерные заряды специальной формы, которая обеспечивала бы большую направленность взрыва в сторону космического аппарата, а также заключать заряды в специальные оболочки, при мгновенном испарении которых создавалась бы ударная волна.
Согласно расчету осредненный по времени удельный импульс пульсирующих ЯРД может составить, примерно 1100 м/сек (ого как!) в случае использования обычных ядерных зарядов (с делящимся веществом) и примерно в 5 раз большую величину в случае использования термоядерных зарядов. Что касается мгновенных значений удельного импульса, то они на несколько порядков превышают осредненные”.
И чуть ниже пишут:
“Расчеты показали, что ракета с таким ЯРД при стартовой массе около 3600 т смогла бы доставить на поверхность Луны полезный груз в 680 т. Для этого потребовалось бы взорвать 800 бомб общей массой 525 кг, (?!) а всего израсходовать около 800 т рабочего тела (с учетом легко испаряющегося низкомолекулярного вещества, нанесенного на буферную плиту).”
В последнем примере, взятом по видимому, из книги Паневина, Прищепы и Хазова «Космические ядерные ракетные двигатели» М. Знание 1978г. явно имелось в виду, что масса ОДНОЙ бомбы 525кг. Общая масса бомб 800*0,525=420тонн. Расходуемая масса = 800т рабочего тела + 420т зарядов=1220т. Конечная масса ракеты 3600-1220=2380тонн. Тогда ln(3600/2380)=0,41. При ХС для полета с поверхности Земли и мягкой посадки на Луне равной 15км/сек, “ осредненный по времени удельный импульс ” должен быть 36246 м/сек. Всего лишь в 32 раза больше приведенного в той же статье.… К стати кто знает что такое “мгновенные значения удельного импульса”?
Во втором издании книги К.А. Гильзина «Электрические межпланетные корабли» М. Наука, 1970г. приведены такие данные для ядерно-импульсного двигателя - Уи до 100000 сек и даже (со ссылкой на реферативный журнал «Исследования космического пространства», VI, 1967, реф. 6.62.287-8,) 200000сек.
Разброс от 1100м/сек, до 2000000м/сек – почти в две тысячи раз! Кто прав?
Конечно, эффективность двигателя питаемого взрывами ядерных зарядов во многом зависит от конструкции этих самых зарядов. А это дело все еще секретное – хотя изготовлению бомбы препятствует не недостаток информации, а отсутствие нужных материалов у террористов.
Но можно попытаться на основе открытой информации все-таки приблизительно посчитать.
Сначала надо разобраться с конструкцией двигателя.
Множество конструкций было предложено в конце 40-вых и 50-х прошлого века, чтобы обойти ограничения температуры и эксплуатировать огромную мощность атомной бомбы, оцененной в 10 миллиардов лошадиных сил для устройства небольшого размера. В начале, по аналогии с ЖРД, предлагались конструкции с большими (десятки метров в диаметре) «камерами сгорания», см. например проект “Helios”:
[img]http://airbase.ru/cache/sites/.../468x468/Helios.gif[/IMG]
Но довольно быстро проектировщики сообразили, что любая камера вынуждает ограничивать мощность и температуру, а следовательно и эффективность двигателя и в 1955 Stanislaw Ulam и Cornelius Everett предложили удалить камеру сгорания полностью. Взамен выбрасываемые назад из аппарата ядерные заряды сопровождались твердотопливными дисками. Взрывы испаряли бы диски, и возникающая в результате плазма толкала плоскую тяговую плиту-поглотитель импульса (momentum absorber) с высоким ускорением (в принципе, для расчета Уи, неважно отражает плита плазму или испускает). Такая система не ограничена ни температурой, ни мощностью.
airbase.ru/sites/serg5591.narod.ru/orion.htm
Затем Тейлор («отец» американской водородной бомбы) предложил вместо топливных дисков объединить ракетное топливо (вернее рабочее тело) и бомбу в единый «модуль импульса». Я долго не мог понять смысл этого. Ключ к пониманию нашелся на Авиабазе, в идее гиперкумулятивного заряда предложенной Nick_Crak. Действительно, если в схеме водородной бомбы Улама-Тейлора
[img]http://airbase.ru/cache/sites/.../468x468/Tellerulam.gif[/IMG]
оставить открытым торец, то получится гиперкумулятивное устройство со сжатием рабочего тела рентгеновским излучением первичного ядерного заряда. Скорость выброса струи из гиперкумулятивных зарядов с использованием химических ВВ достигает 100км/сек, т.е. примерно в десять раз больше скорости сжатия. Скорость радиационной имплозии (сжатия) в термоядерных зарядах может превышать 1000км/сек. Значит при использовании гиперкумулятивной схемы можно получить скорость истечения рабочего тела (например гидрида лития) более 10000км/сек! По-видимому, в этом и заключалась суть предложения Тейлора.
Можно преобразовать энергию рентгеновских лучей, а как здесь справедливо отмечали 80% энергии ядерного взрыва выделяется в виде рентгеновских лучей, в кинетическую энергию относительно небольшого количества вещества движущегося в одном направлении с очень высокой скоростью. И не нужно считать «геометрический КПД» - энергия не рассеивается во все стороны равномерно.
Своего рода «камера сгорания» есть и здесь, только вне корабля. Эта «камера сгорания» инерционного типа существует всего 100-800 наносекунд, зато может работать при фантастических параметрах - температура сотни миллионов градусов и давление триллионы атмосфер. Никакие магнитные системы удержания плазмы никогда не сравняться с ней по эффективности. Конечно к расходуемому рабочему телу при подсчете эффективности двигателя придется прибавить и массу одноразовой «камеры сгорания».
Теперь можно посчитать Уи. Возьмем за основу «модуля импульса» термоядерный заряд W80. Длина 80см, диаметр 30см, вес 131кг, мощность 150-200кт.
airbase.ru/sites/serg5591.narod.ru/W80handle260.htm
Предположим, что за счет синтеза выделяется 80% энергии – остальное дает запал и деление оболочки. Тогда заряд должен содержать примерно 2-3кг дейтерида лития-6. Как писали на fas скорость обжатия для W80 570км/сек. Заменив дейтерид лития-6 гидридом природного лития, а обжатие - на выброс гидрида по гиперкумулятивной схеме, отказываемся от термоядерной составляющей взрыва. И получаем «модуль импульса» выбрасывающий 3кг вещества со скоростью 5700км/сек. Эти 3кг отражаются тяговой плитой назад с практически той же скоростью. Плита, через систему амортизации передает импульс кораблю. При одном взрыве в секунду, средняя тяга составит 5700000*3/9,81=1743000кг. По определению: «Удельный импульс пульсирующего ЯРД определяется, как и в случае любого другого РД, отношением величины тяги ко всей массе, расходуемой в единицу времени». В расходуемую массу включаем всю массу «модуля импульса». Уи получается равным 1743000/131=13306сек или 13306*9,81=130500м/сек.
Тогда становятся реальными быстрые полеты к Сатурну и другим дальним планетам. По-видимому, для них предназначался этот ряд «Орионов» десятиметрового диаметра.
[img]http://airbase.ru/cache/sites/.../468x468/Orioni.gif[/IMG]
и «Альдебаран»
Самое интересное, что эти фантастические корабли могли бы существовать уже сегодня.
Более того уже сегодня вполне возможен полет человека к звездам - был проект звездолета стартовой массой 400000 тонн, 2/3 этой массы составляли 300000 термоядерных зарядов мощностью в 1Мгт каждый. Полезный груз составлял 40000 тонн. Взрываясь каждые три секунды за 10 суток заряды сообщали кораблю скорость 10000км/сек или 1 парсек в столетие. Стоимость проекта оценивалась 10% ВНП США. Нужны ли полеты к звездам на протяжении жизни нескольких поколений людей – это уже, так сказать, другой вопрос. Но автоматический зонд с меньшей полезной нагрузкой и при многоступенчатой ракете мог бы достигнуть 10% скорости света и достичь ближайших звезд за время жизни одного поколения людей.
Для выхода за пределы атмосферы корабля любой массы достаточно 60 ядерных взрывов «чистых» зарядов. С 1945 по 1963 в атмосфере произвели более тысячи взрывов, в том числе и весьма грязных, что увеличило общий радиационный фон аж на 0,7%. Если же удастся инициировать термоядерную реакцию без взрыва деления, экологический барьер вообще исчезнет.