Новые мысли на старую тему

Теги:космос
 
MD Serg Ivanov #21.09.2002 17:15
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Нет, по-моему, в технической литературе более темного вопроса, чем тема ядерных импульсных двигателей. Особенно в том, что касается их возможной эффективности. Я не нашел ни одной публикации о том как же ее собственно говоря считать. Приводимые в различных источниках цифры удельного импульса весьма противоречивы и, как правило, значительно (на порядок) занижены по сравнению с требующимися характеристическими скоростями для приводимых там же операций. Ну, например, в наиболее полной статье об Орионе в Сети «Project Orion Its Life, Death, and Possible Rebirth» («Проект Орион: его жизнь, смерть, и возможное возрождение») приводится такой вариант. Восемь астронавтов, с около 100 тоннами оборудования и обеспечения, совершают экспедицию на Марс за 125 дней. При этом 45% стартового веса корабля на околоземной орбите составляет полезная нагрузка. Корабль должен был монтироваться на орбите двумя пусками ракеты «Сатурн-5». Привожу фото модели этого корабля
airbase.ru/sites/serg5591.narod.ru/orncon2.htm
Сказано, что модуль двигателя массой 90,6 тонн с диаметром тяговой плиты 10м имел Isp от 1800 до 2500 секунд и должен был бы обеспечить старт с околоземной орбиты, торможение для выхода на орбиту вокруг Марса и старт с нее к Земле. Итак, если 45%=100тоннам, то стартовый вес корабля на орбите составляет 222,2т. Что вполне согласуется с заявленным выводом двумя «Сатурнами-5».
Дальше начинаются неувязки: при конечной массе полезная нагрузка + модуль двигателя = 190,6 тонн отношение масс 222,2/190,6=1,17. При Isp 2500сек - ХС=3,85км/сек. Даже для полета в один конец за 125 дней не хватит! Для такого полета ХС=45км/сек, Уи должен быть не менее 10000сек. Тогда конечная масса получается 142 тонны – более-менее похоже на правду.
Или такой пример - “Удельный импульс пульсирующего ЯРД определяется, как и в случае любого другого РД, отношением величины тяги ко всей массе рабочего тела, расходуемой в единицу времени. Однако в данном случае в эту массу входит как масса "обычного" рабочего тела, так и масса ядерных зарядов (которые тоже являются рабочим телом, но только используемым "необычным" образом). С целью увеличения удельного импульса таких ЯРД было предложено использовать ядерные заряды специальной формы, которая обеспечивала бы большую направленность взрыва в сторону космического аппарата, а также заключать заряды в специальные оболочки, при мгновенном испарении которых создавалась бы ударная волна.
Согласно расчету осредненный по времени удельный импульс пульсирующих ЯРД может составить, примерно 1100 м/сек (ого как!) в случае использования обычных ядерных зарядов (с делящимся веществом) и примерно в 5 раз большую величину в случае использования термоядерных зарядов. Что касается мгновенных значений удельного импульса, то они на несколько порядков превышают осредненные”.
И чуть ниже пишут:
“Расчеты показали, что ракета с таким ЯРД при стартовой массе около 3600 т смогла бы доставить на поверхность Луны полезный груз в 680 т. Для этого потребовалось бы взорвать 800 бомб общей массой 525 кг, (?!) а всего израсходовать около 800 т рабочего тела (с учетом легко испаряющегося низкомолекулярного вещества, нанесенного на буферную плиту).”
В последнем примере, взятом по видимому, из книги Паневина, Прищепы и Хазова «Космические ядерные ракетные двигатели» М. Знание 1978г. явно имелось в виду, что масса ОДНОЙ бомбы 525кг. Общая масса бомб 800*0,525=420тонн. Расходуемая масса = 800т рабочего тела + 420т зарядов=1220т. Конечная масса ракеты 3600-1220=2380тонн. Тогда ln(3600/2380)=0,41. При ХС для полета с поверхности Земли и мягкой посадки на Луне равной 15км/сек, “ осредненный по времени удельный импульс ” должен быть 36246 м/сек. Всего лишь в 32 раза больше приведенного в той же статье.… К стати кто знает что такое “мгновенные значения удельного импульса”?
Во втором издании книги К.А. Гильзина «Электрические межпланетные корабли» М. Наука, 1970г. приведены такие данные для ядерно-импульсного двигателя - Уи до 100000 сек и даже (со ссылкой на реферативный журнал «Исследования космического пространства», VI, 1967, реф. 6.62.287-8,) 200000сек.
Разброс от 1100м/сек, до 2000000м/сек – почти в две тысячи раз! Кто прав?
Конечно, эффективность двигателя питаемого взрывами ядерных зарядов во многом зависит от конструкции этих самых зарядов. А это дело все еще секретное – хотя изготовлению бомбы препятствует не недостаток информации, а отсутствие нужных материалов у террористов.
Но можно попытаться на основе открытой информации все-таки приблизительно посчитать.
Сначала надо разобраться с конструкцией двигателя.
Множество конструкций было предложено в конце 40-вых и 50-х прошлого века, чтобы обойти ограничения температуры и эксплуатировать огромную мощность атомной бомбы, оцененной в 10 миллиардов лошадиных сил для устройства небольшого размера. В начале, по аналогии с ЖРД, предлагались конструкции с большими (десятки метров в диаметре) «камерами сгорания», см. например проект “Helios”:
[img]http://airbase.ru/cache/sites/.../468x468/Helios.gif[/IMG]
Но довольно быстро проектировщики сообразили, что любая камера вынуждает ограничивать мощность и температуру, а следовательно и эффективность двигателя и в 1955 Stanislaw Ulam и Cornelius Everett предложили удалить камеру сгорания полностью. Взамен выбрасываемые назад из аппарата ядерные заряды сопровождались твердотопливными дисками. Взрывы испаряли бы диски, и возникающая в результате плазма толкала плоскую тяговую плиту-поглотитель импульса (momentum absorber) с высоким ускорением (в принципе, для расчета Уи, неважно отражает плита плазму или испускает). Такая система не ограничена ни температурой, ни мощностью.
airbase.ru/sites/serg5591.narod.ru/orion.htm
Затем Тейлор («отец» американской водородной бомбы) предложил вместо топливных дисков объединить ракетное топливо (вернее рабочее тело) и бомбу в единый «модуль импульса». Я долго не мог понять смысл этого. Ключ к пониманию нашелся на Авиабазе, в идее гиперкумулятивного заряда предложенной Nick_Crak. Действительно, если в схеме водородной бомбы Улама-Тейлора
[img]http://airbase.ru/cache/sites/.../468x468/Tellerulam.gif[/IMG]
оставить открытым торец, то получится гиперкумулятивное устройство со сжатием рабочего тела рентгеновским излучением первичного ядерного заряда. Скорость выброса струи из гиперкумулятивных зарядов с использованием химических ВВ достигает 100км/сек, т.е. примерно в десять раз больше скорости сжатия. Скорость радиационной имплозии (сжатия) в термоядерных зарядах может превышать 1000км/сек. Значит при использовании гиперкумулятивной схемы можно получить скорость истечения рабочего тела (например гидрида лития) более 10000км/сек! По-видимому, в этом и заключалась суть предложения Тейлора.
Можно преобразовать энергию рентгеновских лучей, а как здесь справедливо отмечали 80% энергии ядерного взрыва выделяется в виде рентгеновских лучей, в кинетическую энергию относительно небольшого количества вещества движущегося в одном направлении с очень высокой скоростью. И не нужно считать «геометрический КПД» - энергия не рассеивается во все стороны равномерно.
Своего рода «камера сгорания» есть и здесь, только вне корабля. Эта «камера сгорания» инерционного типа существует всего 100-800 наносекунд, зато может работать при фантастических параметрах - температура сотни миллионов градусов и давление триллионы атмосфер. Никакие магнитные системы удержания плазмы никогда не сравняться с ней по эффективности. Конечно к расходуемому рабочему телу при подсчете эффективности двигателя придется прибавить и массу одноразовой «камеры сгорания».
Теперь можно посчитать Уи. Возьмем за основу «модуля импульса» термоядерный заряд W80. Длина 80см, диаметр 30см, вес 131кг, мощность 150-200кт.
airbase.ru/sites/serg5591.narod.ru/W80handle260.htm
Предположим, что за счет синтеза выделяется 80% энергии – остальное дает запал и деление оболочки. Тогда заряд должен содержать примерно 2-3кг дейтерида лития-6. Как писали на fas скорость обжатия для W80 570км/сек. Заменив дейтерид лития-6 гидридом природного лития, а обжатие - на выброс гидрида по гиперкумулятивной схеме, отказываемся от термоядерной составляющей взрыва. И получаем «модуль импульса» выбрасывающий 3кг вещества со скоростью 5700км/сек. Эти 3кг отражаются тяговой плитой назад с практически той же скоростью. Плита, через систему амортизации передает импульс кораблю. При одном взрыве в секунду, средняя тяга составит 5700000*3/9,81=1743000кг. По определению: «Удельный импульс пульсирующего ЯРД определяется, как и в случае любого другого РД, отношением величины тяги ко всей массе, расходуемой в единицу времени». В расходуемую массу включаем всю массу «модуля импульса». Уи получается равным 1743000/131=13306сек или 13306*9,81=130500м/сек.
Тогда становятся реальными быстрые полеты к Сатурну и другим дальним планетам. По-видимому, для них предназначался этот ряд «Орионов» десятиметрового диаметра.
[img]http://airbase.ru/cache/sites/.../468x468/Orioni.gif[/IMG]
и «Альдебаран»

Самое интересное, что эти фантастические корабли могли бы существовать уже сегодня.
Более того уже сегодня вполне возможен полет человека к звездам - был проект звездолета стартовой массой 400000 тонн, 2/3 этой массы составляли 300000 термоядерных зарядов мощностью в 1Мгт каждый. Полезный груз составлял 40000 тонн. Взрываясь каждые три секунды за 10 суток заряды сообщали кораблю скорость 10000км/сек или 1 парсек в столетие. Стоимость проекта оценивалась 10% ВНП США. Нужны ли полеты к звездам на протяжении жизни нескольких поколений людей – это уже, так сказать, другой вопрос. Но автоматический зонд с меньшей полезной нагрузкой и при многоступенчатой ракете мог бы достигнуть 10% скорости света и достичь ближайших звезд за время жизни одного поколения людей.
Для выхода за пределы атмосферы корабля любой массы достаточно 60 ядерных взрывов «чистых» зарядов. С 1945 по 1963 в атмосфере произвели более тысячи взрывов, в том числе и весьма грязных, что увеличило общий радиационный фон аж на 0,7%. Если же удастся инициировать термоядерную реакцию без взрыва деления, экологический барьер вообще исчезнет.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Проект Дедал весил 40 тысяч тонн (не 400) (кстати, 2/3 от 400 - это меньше 300). Он, насколько помнится, стоил 1 трлн долларов - в далёком 73 это, наверное, было больше 100% ВНП США, да и сейчас, наверное, около 50%, но я могу ошибаться. С другой стороны, с того момента, как на Луне нашли неорганическую нефть... то есть He-3, стоимость проекта сильно упала. С третьей стороны, Адрон в соседнем топике, "Неустранимая проблема в межзвёздных перелётах", говорит, что при высокой скорости некуда встречный газ девать... так что проблемы вроде есть пока...

Кстати, Адрон, уже много времени прошло :) нельзя ли ещё раз привести аргументы, почему не получится?.. С примерными промежуточными результатами расчётов?
 
RU CaRRibeaN #22.09.2002 08:53
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

amvich>Он, насколько помнится, стоил 1 трлн долларов - в далёком 73 это, наверное, было больше 100% ВНП США, да и сейчас, наверное, около 50%, но я могу ошибаться.

В 73 1 трлн - это было 40% ВНП. Сейчас 10%, но думаю и стоимость пепелаца выросла. Уверен, что в 4 трлн его не запихнуть, разве что реализовать "Нову" или "Барбариан" :)
Shadows of Invasion.  
+
-
edit
 

avmich

координатор

Инфляция, конечно, но мне кажется, лунный гелий понижаем стоимость сильнее, чем инфляция повышает... а тут ещё и другие успехи космических технологий... вон один полёт на Луну как подешевел...
 
RU CaRRibeaN #22.09.2002 19:57
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

amvich>Инфляция, конечно, но мне кажется, лунный гелий понижаем стоимость сильнее, чем инфляция повышает...

Мне вот интересно каким это макаром вообще может гелий3 снизить стоимость? Можно подумать что в этих двигательных ядерных зарядах тритий применяеться.

amvich>вон один полёт на Луну как подешевел...

Конечно, если его обкорнать до предела, снизив стартовую массу к Луне на порядок, да еще и взять Российскую технику :) А вот если привести цены в соотвествие - думаю окажеться что не так уж и подешевел.
Shadows of Invasion.  
MD Serg Ivanov #23.09.2002 09:29
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
avmich>Проект Дедал весил 40 тысяч тонн (не 400) (кстати, 2/3 от 400 - это меньше 300). Он, насколько помнится, стоил 1 трлн долларов - в далёком 73 это, наверное, было больше 100% ВНП США, да и сейчас, наверное, около 50%, но я могу ошибаться.
Так Дедал базируется на несуществующих технологиях - а тут старая давно освоенная.
С третьей стороны, Адрон в соседнем топике, "Неустранимая проблема в межзвёздных перелётах", говорит, что при высокой скорости некуда встречный газ девать... так что проблемы вроде есть пока...
То на релятивистских скоростях, на 10%С запрет Адрона не распространяется, надеюсь
:)
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

>Так Дедал базируется на несуществующих технологиях

Ну, зато не надо научных прорывов. А технологии и развить можно. См. Королёва в 50-е - 60-е годы, например, или "Цивилизацию" :)

(И это про Дедал говорит человек, начавший тему!.. :) )

CaRRibean, "Дедал" проектировался под гелий-3 в виде топлива, так? В стоимость проекта входила добыча этого гелия-3, что в 73-ем планировалось делать захватом из атмосферы Юпитера. Тогда ещё на Луне гелий-3 не открыли. Уверен (и не только я?), если добывать топливо с Луны, стоимость сильно снизится.

Встречный вопрос - а причём тут тритий?..

Запрет Адрона при дедаловских скоростях, вроде, не очень мешает. Так что пока что можно лететь... интересно, конечно, оценку стоимости Дедала сделать в сегодняшних ценах.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Вообще, конечно, интересно провести оценку, какой гелий дороже. Вот будет смех, когда RD окажется прав, и на Луну летать незачем :) . Шутка.

Мне кажется, навскидку, что до Луны скрепер дешевле доставлять, чем насос до Юпитера, и стоимость тут в основном в доставке, а не в самом оборудовании. Но это надо анализ типа британского проводить :) тогда уж на полную катушку всё учитывать - и дешёвые Союзы, и идеи с PERMANENT: Asteroid mining, space colonies, commercialization, и препятствие Адрона...
 
MD Serg Ivanov #05.10.2002 09:24
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
>>Так Дедал базируется на несуществующих технологиях

avmich>Ну, зато не надо научных прорывов. А технологии и развить можно. См. Королёва в 50-е - 60-е годы, например, или "Цивилизацию" :)
Я имел в виду то, что никому до сих пор не удалось провести термоядерную реакцию (даже D+T) без взрыва деления. Орионы базировались на существующей технологии атомной/водородной бомбы.
avmich>(И это про Дедал говорит человек, начавший тему!.. :) )

avmich>CaRRibean, "Дедал" проектировался под гелий-3 в виде топлива, так? В стоимость проекта входила добыча этого гелия-3, что в 73-ем планировалось делать захватом из атмосферы Юпитера. Тогда ещё на Луне гелий-3 не открыли. Уверен (и не только я?), если добывать топливо с Луны, стоимость сильно снизится.

Не уверен. Добыча полезных ископаемых в твердом виде обычно дороже чем в газообразном. Реголит Луны надо перелопачивать скреперами ( к стати, что на это скажут зеленые :eek: ) А газ Юпитера или лучше Сатурна (см. База на Сатурне)сам потечет к установке по разделению изотопов. Если гелий-3 будет освоен как топливо, то к Сатурну вышепоказанный "Альдебаран" сможет раз в 3 года летать. Уголь Донбасса ближе к Европе чем газ Ямала, но газ все-таки дешевле.
 
RU Адрон #08.10.2002 10:13
+
-
edit
 

Адрон

втянувшийся
S.I.>Ключ к пониманию нашелся на Авиабазе, в идее гиперкумулятивного заряда предложенной Nick_Crak.

Для точности - гиперкумулятивные заряды подробно описаны в книге "Физика взрыва" Станюковича и др 1959 г. издания (на столе). В настоящее время модификация специзделия "Ключ" для быстрого "открывания" замков спецназом использует такой принцип. Слышал, что в Москве можно достать баксов за 40 без "Питона". :D
 
RU Адрон #08.10.2002 13:52
+
-
edit
 

Адрон

втянувшийся
>>Так Дедал базируется на несуществующих технологиях

avmich>Ну, зато не надо научных прорывов. А технологии и развить можно.

avmich>"Дедал" проектировался под гелий-3 в виде топлива, так?

Полагаю, что позитивное радикальное решение проблемы грязных ядерно-импульсных аппаратов может быть найдено в малых ТЯ зарядах с гиперкумулятивной инициацией на основе HE-3 и более высокоэффективного ВВ, чем существующее. Понятно, что существующие технологии в лучшем случае ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО запустят только DT. Поскольку это технологии двойного назначения - ими необходимо заниматься исключительно в рамках госструктур. Да и доступ к экспериментальным DT мишеням хорошо бы ограничить по понятным причинам. Переход с дорогих с малым КПД лазеров и ускорителей тяжелых ионов на дешевое ВВ - чем не решение проблемы.Бункер под 100000 зарядов с 100-500 кг тротилового эквивалента при массе зарядика до килограмма - и "Дедал" полетел.
 
RU Адрон #08.10.2002 16:49
+
-
edit
 

Адрон

втянувшийся
А вот визуализация двумерного расчета взаимодействия ударной волны заряда с плитой. На 5 слайде стрелками показан "минус градиент плотности" -(grad(u)). Также физически понятно, что кпд движителя будет определяться отношением телесного угла, под которым видна из заряда плита к 4 пи.

 
RU Адрон #08.10.2002 20:47
+
-
edit
 

Адрон

втянувшийся
Здесь я кратко сформулировал некоторые цели и задачи
 

kiss

втянувшийся
простите?
А что будет с экипажем "ОРИОНА" после "ЗАПУСКА"
подобного "ДВИЖЕТЕЛЯ"
 
RU Адрон #22.10.2002 08:07
+
-
edit
 

Адрон

втянувшийся
kiss>простите?
kiss>А что будет с экипажем "ОРИОНА" после "ЗАПУСКА"
kiss> подобного "ДВИЖЕТЕЛЯ"

При нормальной радиационной защите, - ничего, кроме ощущения, что сидишь на отбойном молотке (это при 4 Гц) :D
 

kiss

втянувшийся
А что люди способны длительно переносить более 10G?

4грц- это частота взрывов?
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Так Адрон же вроде в том же топике показал, что Ваше рассуждение неверно?.. В пух, так сказать, и прах?
 

DIJ

втянувшийся
Кое-какие вычисления по Дедалу я уже делал в топике "Перспективы термоядерных двигателей". Там у Дедала действительно выходил уд. импульс порядка 106 с. А значит, вполне достижима скорость в 10% света.

avmich>Адрон в соседнем топике, "Неустранимая проблема в межзвёздных перелётах", говорит, что при высокой скорости некуда встречный газ девать... так что проблемы вроде есть пока...

Я не понял, чего это вы?? Я же вот здесь Перспективы термоядерных двигателей уже разбил в пух и прах Адроновскую проблему "Неустранимая проблема..." Подсчёт показал, что даже на скоростях 0,9с никакого ощутимого сопротивления движению межзвездный газ не оказывает.
 

DIJ

втянувшийся
To avmich:
Нет, Адрон не опроверг моих расчётов. Как я не пытался выяснить, где моя ошибка, он так и не сказал. Кроме того, я раскрыл физическую ошибку в его рассуждениях. Как у него не просили предоставить его расчёты, он их так и не предоставил. Ну впрочем они мне были и не нужны, поскольку суть его ошибочных рассуждений я и так понял. Внимательнее читайте посты. А если вам кажется, что это всё не так, ткните меня туда, где видна моя неправота.
 

DIJ

втянувшийся
И потом, неужели вы всерьёз считаете, что все остальные учёные кроме Адрона дураки и не заметили бы проблемы, если бы она была? Почему те же создатели концепции Дедала из BIS упомянули межзвёздный газ лишь как источник высокой радиации, а не как тормоз на пути корабля, а? Это лишний раз подтверждает правильность моих расчётов.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

А Ваши расчёты можете здесь привести? Или указать, где они есть?
 
RU Адрон #27.10.2002 06:38
+
-
edit
 

Адрон

втянувшийся
DIJ>И потом, неужели вы всерьёз считаете, что все остальные учёные кроме Адрона дураки и не заметили бы проблемы, если бы она была?

БЛИН!!! Да расчет БАНАЛЕН! На это обратили внимание еще до меня! "Сборник задач по общей физике " "Оптика" изд 4 перераб и доп. под редакцией Сивухина ДВ. М,Наука, 1977 Раздел "теория относительности..." аналогичная моему расчету задача 641 - "Чему равна интенсивность корпускул. косм. изл. на КА обусл. наличием в межзвезной среде атомов водорода с плот 1см-3 ... " и т.д. лет. с уск 10 м*с-2

ответ- P(t)=N0*MH*c2*a*t*sqrt(1+a2*t2/c2).При этом v(t)=a*t/sqrt(1+a2*t2/c2).Ну у нас народ и ленив! Два месяца назад предлагал заглянуть в курс общей физики. Без обид, ладно? ;)

Ну и как вы считаете, на сколько процентов сгенерированная от набегающего потока в КА радиация, поглощенная в КА, передаст ему свой импульс? Думаю, что в первом приближении, почти на 100%! Вот вам и торможение.
 
RU Адрон #27.10.2002 06:40
+
-
edit
 

Адрон

втянувшийся
DIJ>Я не понял, чего это вы?? Я же вот здесь Перспективы термоядерных двигателей уже разбил в пух и прах Адроновскую проблему "Неустранимая проблема..." Подсчёт показал, что даже на скоростях 0,9с никакого ощутимого сопротивления движению межзвездный газ не оказывает.

:D:lol::uhaha:
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Адрон, нет у меня Сивухина под рукой :) . Можно расчёт похожей задачи - только ускорение равно 0, а скорость равна v?
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Адрон #27.10.2002 07:05
+
-
edit
 

Адрон

втянувшийся
avmich>Адрон, нет у меня Сивухина под рукой :) . Можно расчёт похожей задачи - только ускорение равно 0, а скорость равна v?

Добавил V(t)-> поставьте V=0,9C,найдите t, подставьте в P.Если в системе СИ - получите ответ в Дж/(м2*с).
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru