[image]

Электрические ракетные двигатели - 2002

Теги:космос
 
1 2 3 4 5 6
RU CaRRibeaN #14.03.2002 14:56
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

V.B.>Интересно, что имеется в виду под совместимостью? Что радиация не нарушает работу СПД?

Это скорее про совместимость расходов.
В смысле, что к СПД неплохо бы еще потратиться на ЯЭУ :)

>а прочностные испытания пройдут в 2003-2005 г.г."

Однако! Два года даже у самолетов прочностные испытания не проводят. Впрочем думаеться это так ресурсные перевели.

V.B.>А может, письмо ему напишем?

Безполезно, с предыдущим шрифтом ему неудобно читать было, блин.
   
RU CaRRibeaN #14.03.2002 15:03
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

>Да, конечно, вы правы - что-то я пургу какую-то пронес...

Кстати мы уже на вы? :) М.б. и "ты" сойдет? (в мою сторону точно :) )

А насчет пурги - дело не в этом, считали-считали, такие классные циферки насчитали, и тут вывалили :)
   
+
-
edit
 
]]Да, конечно, вы правы - что-то я пургу какую-то пронес...

CaRRibeaN]Кстати мы уже на вы? src=/forum/smilies/smile.gif [image link error] М.б. и "ты" сойдет? (в мою сторону точно src=/forum/smilies/smile.gif [image link error])
Да, конечно, это я по привычке. Впрочем в этом есть некоторый изыск src=/forum/smilies/biggrin.gif [image link error]

CaRRibeaN]А насчет пурги - дело не в этом, считали-считали, такие классные циферки насчитали, и тут вывалили src=/forum/smilies/smile.gif [image link error]

Ошибся по пьяни src=/forum/smilies/biggrin.gif [image link error]

Мораль: одни и те же цифры переписывать - занятие неблагодарное. Надо бы библиотечку софта сделать... И класть туда всякие модели и расчеты, чтобы все желающие могли проверить и поиграться. Например в Екселе.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

>>Да, конечно, вы правы - что-то я пургу какую-то пронес...

CaRRibeaN>Кстати мы уже на вы? :) М.б. и "ты" сойдет? (в мою сторону точно :) )
Да, конечно, это я по привычке. Впрочем в этом есть некоторый изыск :D

CaRRibeaN>А насчет пурги - дело не в этом, считали-считали, такие классные циферки насчитали, и тут вывалили :)

Ошибся по пьяни :D

Мораль: одни и те же цифры переписывать - занятие неблагодарное. Надо бы библиотечку софта сделать... И класть туда всякие модели и расчеты, чтобы все желающие могли проверить и поиграться. Например в Екселе.
   

V.B.

втянувшийся
Известная проблема, и решается - теоретически - например, настройкой стилей - документ ссылается на авторский "style.css", а пользователь использует свой "style.css", в котором размеры фонта прописаны под пользователя. А если все начнут хардкодить размеры фонтов ;) полная анархия обеспечена.
   
RU CaRRibeaN #16.03.2002 14:26
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

«Экспрессы»


В "НК" 08-2000 в статье «Экспресс» идет на орбиту говорилось:
...в настоящее время ГПКС владеет ... двумя спутниками “Экспресс” в точках стояния 14°з.д. и 103°в.д. и КА “Экспресс–А” №2 в точке 80°в.д.
 

На картинке Рубы мы видим первый "Экспресс" (Express 1) в точке 14°з.д., "Экспресс-А" №3 (Express 3A) в той же точке, а также "Экспресс-А" №2 (Express 2) в точке 80°в.д. Получается, что к декабрю 2001 не стало второго "Экспресса", который висел над 103°в.д.

Однако, в новостях на сайте "НК" (новость номер 357) мы читаем:
Компания "Интерспутник" (полное название - Международная организация космической связи "Интерспутник") 25 июня [2001] сообщила о том, что двумя неделями раньше связь в ее телекоммуникационной системе оборвалась из-за того что вышел из строя спутник "Экспресс-2". Этот спутник работает на орбите с координатой 14 градусов западной долготы с октября 1994 года.
 

Вопросы такие.
1. Почему этот спутник назвали "Экспресс-2", хотя это первый запущенный "Экспресс" (13-10-1994)?
2. Почему здесь говорится о выходе из строя спутника над 14°з.д., а на картинке Рубы в этой точке всё работает, зато исчез "Экспресс" из точки 103°в.д.?
Примечание: вопросы риторические, отвечать не обязательно :)
   

V.B.

втянувшийся
КА “Экспресс–А” №2 в точке 80°в.д.

Это - Экспресс-6А либо Экспресс-А2. "Либо" - это из-за двух систем обозначений, первая имеет сквозную нумерацию, и А относиться к обновленным спутникам, которые начали пускать с 2000 года (даже с 1999, но тогда один не долетел).

"Экспресс” в точках стояния 14°з.д. и 103°в.д.

Который в 14 з.д. это действительно "Экспресс-2", но точной инфы по нему пока не могу найти (найду, куда же я денусь).

В точке 103 стоит Экспресс-6, который пускали вторым вообще.

>Получается, что к декабрю 2001 не стало второго "Экспресса", который висел над 103°в.д.

Нет, не стало именно Экспресса в точке 14 з.д. это известно, у интерспутника единственный свой был.

>2. Почему здесь говорится о выходе из строя спутника над 14°з.д., а на картинке Рубы в этой точке всё работает, зато исчез "Экспресс" из точки 103°в.д.?

На картинке Рубы неправильно, Экспресс-3А работает в 11 з.д., Экспресс-2А правильно.

Все ошибки из-за того, что ты ошибся в фирме-собственнике (в первой цитате называються Экспрессы ГПКС, в во-второй Интерспутника) и из-за неточностей в Рубовской картинке.

Вообще подозрения в обладании ЭРД у меня есть на:

все 3 рабочих Экспресса. Оба Галса, Горизонты помоему не имеют ЭРД, как и Экран. Почему-то кажеться что Метеоры и Океаны (коих в сумме 5 штук) с ЭРД, но никаких данных на этот счет нету. Ямал-100 точно имеет СПД, Бонум точно без ЭРД, а вот Ураганы, коих 9 штук мне кажеться с ЭРД.

Ну и военные, неизвестно сколько их сейчас (впрочем можно это узнать) и на каких стоят ЭРД.

Собственно если бы точно знать на каких спутниках есть и сколько электрореактивных двигателей, было бы гораздо проще.
   
RU CaRRibeaN #16.03.2002 22:42
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

CaRRibeaN>Это - Экспресс-6А либо Экспресс-А2. "Либо" - это из-за двух систем обозначений, первая имеет сквозную нумерацию, и А относиться к обновленным спутникам

Ага, значит "Экспресс-6А" так обозвали, потому что он заменил "Экспресс-6". Но тогда откуда взялось название "Экспресс-6", который "пускали вторым вообще"?

CaRRibeaN>Который в 14 з.д. это действительно "Экспресс-2", но точной инфы по нему пока не могу найти

Ну, раз говорят, что он с октября 1994 работал, то это первый "Экспресс", однозначно. Почему его обозвали "Экспресс-2", непонятно.

CaRRibeaN>Все ошибки из-за того, что ты ошибся в фирме-собственнике (в первой цитате называються Экспрессы ГПКС, в во-второй Интерспутника)

Я думаю, это одни и те же КА, просто часть стволов у ГПКС, часть у "Интерспутника".

CaRRibeaN>Почему-то кажеться что Метеоры и Океаны (коих в сумме 5 штук) с ЭРД, но никаких данных на этот счет нету

Те "Метеоры", которые запускали в 70-х годах, были с СПД, а потом как отрезало :) Никаких упоминаний об ЭРД на последующих "Метеорах" не видел (как и на "Океанах").

CaRRibeaN>Ураганы, коих 9 штук мне кажеться с ЭРД

Не, эти тоже без. Старый же всё спрашивал, почему ЭРД на ГЛОНАССы не ставят :)

CaRRibeaN>Ну и военные, неизвестно сколько их сейчас (впрочем можно это узнать) и на каких стоят ЭРД.

С военными сложно. "Гейзеры" были с СПД (не знаю, был ли 10-й "Гейзер" 1995-го года последним). А об остальных лучше всего думать, что они все без ЭРД, так спокойней ;)

CaRRibeaN>Собственно если бы точно знать на каких спутниках есть и сколько электрореактивных двигателей, было бы гораздо проще.

Да, это было бы здорово. Конечно, посчитать все КА с ЭРД (если еще учитывать и отлетавшие) - цель очень труднодостижимая, но ставить себе такую цель не только вредно, но и полезно :)
   
RU CaRRibeaN #20.03.2002 08:53
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

>Ага, значит "Экспресс-6А" так обозвали, потому что он заменил "Экспресс-6". Но тогда откуда взялось название "Экспресс-6", который "пускали вторым вообще"?

Это названия точек, от 1 до 6.

>Я думаю, это одни и те же КА, просто часть стволов у ГПКС, часть у "Интерспутника".

Вообще говоря в проспекте у Интерспутника видно лишь то, что у него есть стволы на 3А и 6А. Я поищу, где-то были более подробные данные у меня по всем стволам Интерспутника.

>цель очень труднодостижимая, но ставить себе такую цель не только вредно, но и полезно

Ну почему очень труднодостижимая. Если в историческом плане - то пожалуй, а по нынешним спутникам - так не так уж их и много, и многие сразу можно выключить (например для ДЗЗ ЭРД пока не годяться).
   

V.B.

втянувшийся
Гм. Оказалось что закомый моего однокурсника - учиться в физтехе и специализируеться на ЭРД. Какие у нас технологические/идеологические вопросы остались? ЧТо и где летает он наверняка не в курсе (во всяком случае врядли знаел лучше, чем мы).
   

V.B.

втянувшийся
CaRRibeaN>Гм. Оказалось что закомый моего однокурсника - учиться в физтехе и специализируеться на ЭРД.

О, зэр гут :)

CaRRibeaN>Какие у нас технологические/идеологические вопросы остались? ЧТо и где летает он наверняка не в курсе (во всяком случае врядли знает лучше, чем мы).

Ага. Ну, тогда о характеристиках существующих (существовавших, перспективных) моделей: уи - тяга - мощность - масса. Мне ведь ЭРДы интересны с точки зрения пользователя, а что там у них там внутри - не столь принципиально (хотя какие-то базовые понятия нужны, конечно). Может, можно прояснить вопрос, что за проблема с запуском у СПД: Старый заставил-таки беспокоиться по этому поводу. Сколько времени уходит на запуск? Или там проблема не со временем отдельного запуска, а с тем, что они включаются, скажем, с пятнадцатой попытки? :)
   
RU CaRRibeaN #23.03.2002 11:27
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

А что, SESat и «Ямал-100» больше не фунциклируют? На картинке Рубы их нет :-
   

V.B.

втянувшийся
Гм, работают. Это говорит лишь о неточности Рубовской картинки, что и так очевидно.

Впрочем на 100% не уверен про то, что СПД есть на Ямале, у него с энергетикой напряженка
   

Ruba

втянувшийся
На "Ямале" стоят 8 СПД-70, работающих на сжатом ксеноне. Масса спутника 1360 кг, мощность системы электроснабжения 2500 Вт в начале эксплуатации, 2200 Вт через 10 лет. Это из "НК" 11-1999 (когда-то случайно купил этот номер).
   

Ruba

втянувшийся
Может, можно прояснить вопрос, что за проблема с запуском у СПД: Старый заставил-таки беспокоиться по этому поводу. Сколько времени уходит на запуск? Или там проблема не со временем отдельного запуска, а с тем, что они включаются, скажем, с пятнадцатой попытки? :)

Для того, чтобы СПД начал работать, первоначально необходим зажечь электрический разряд между катодом-нейтрализатором и анодом в полости двигателя.

Катод - полый газопроточный и существует в двух вариантах.

1. накальный. В нем эммитер (что-то типа BaLa или вольфрама, пропитанного алюминатами бария и кальция для понижения работы выхода электронов) нагревается спиралью. Т.к. ток эммисии зависит от температуры. После этого подается пиковое напряжение от блока инициализации и разряд загарается (если повезет). Время подготовки определяетс тепловыми процессами катода.

2. безнакальный. В нем сразу прикладывается импульс напряжения между холодным катодом и анодом и катод разогревается разрядом. В этом случае время выхода на режим меньше, но в момент старта повышенная эррозим материала катода.
Оба варианта имеют + и -. Первый более испытанный и кажется применяется сейчас. Судя по статье, катоды имеют абривиатуру КН. Я думаю, что это значит катод накальный.
   

V.B.

втянувшийся
По поводу картинки - не знаю насколько она точна. Может и она не лишена недостатков.
   

Shin

втянувшийся

Ruba> Катод - полый газопроточный

А зачем он такой?

Ruba>Судя по статье, катоды имеют абривиатуру КН. Я думаю, что это значит катод накальный.

Это та статья в "Полете"? Кажется, я ее недооценил. Нужно было попросить вас скинуть копию :) Может, еще не поздно?
Кстати, подумалось вот: "Полет" - это, скорее всего, не журнал, а малотиражка какого-то предприятия. Очень уж название подходящее ;)
   

Ruba

втянувшийся
Могу предложить еще одну статейку из НК на эту тему (№7, 1999). Там некий обзорчик по отечественным ЭРД.

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/SPT.zip
   

Ruba

втянувшийся
Для электрического разряда необходимо, чтобы давление было как можно выше возле катода. Но это ведет к повышению расхода через него. Поэтому делают полость в которой повышенное давление, а газ вместе с электронами в сторону движка вылетает через диафрагму диаметром около 0.6 мм. Т. е. возле катода давеление оптимальное и расход одновременно малый (до 10% от расхода через движок). Объем между диафрагмой и поверхностью катода-эмиттера называют полостью.

А по поводу статьи, отсанирую и пришлю. Но уже не сегодня.
   

V.B.

втянувшийся
А почему газопроточный, это для того чтобы не просто электронный ток вытягивать, как в вакуумном диоде например, а вместе с газом с некоторой долей ионов в нем. Иначе напряжение между катодом и анодом было бы для того же тока примерно как в ЭЛТ
   

Ruba

втянувшийся
А какое напряжение и ток в СПД? И почему "для электрического разряда необходимо, чтобы давление было как можно выше возле катода"? В лампе дневного света разряд ведь загорается при низком давлении?

Олегу Анатольевичу:
Спасибо большое за статью, мы ее уже оценили по высшему разряду (я-то уж точно!). До сих пор в электрическом виде у меня она была только в англоязычной версии.
   

Ruba

втянувшийся
Problemka s Brauserami. Na mashine, gd est' kyr. stoit Netscape i v nem forumov sejhas voobshe ne vidno.

Dla SPT U = 300 .. 400 V
I= 5 .. 10 A

Katod rabotaet v dugovov regime. T. e. nagravaetsa za shet ionov iz razr'ada. Poetomu i davlenie vozle neg gelateln vushe: bolshe plotnost' ionnogo toka na katod. V lampe dnevnogo zveta elekronnuy tok vutagivaetsa naprageniem, pazrad tam tleushij. Tok gorazdo menshe, a napragenie bolshe
   

V.B.

втянувшийся
А вот проблемка совсем здесь по-моему не обсугдавшееса.
Ето дифференсиалнуй зарьад аппараов в космосе. Из-за пробоев у амов даге спутники из стройа вуходили. Була одо врема идеа обдувать корпус СПД и снимать таким образом зарад. Но не знау, насколко проблема зарада сейхас актуална
Vse ge luhshe hem latininisej
   
RU Адрон #05.04.2002 13:25
+
-
edit
 

Адрон

втянувшийся
Ага, теперь всё понятно. ОК, ждем теперь первого полета СПД-140. Как говорится, спокойной плазмы! :)

Написал это, а тут еще вопрос о заряде на КА появился :) Вообще-то я думал, что с катодом-нейтрализатором этой проблемы возникать не должно. Может, у амов нейтрализатор сломался, когда у них пробой случился?
   
RU CaRRibeaN #05.04.2002 18:00
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Господа! Если у кого есть ссылки на разработки мощных ЭРД в связке с ЯР -скиньте, пожалуйста. Интересно было бы посмотреть и материалы о том, почему отказались даже от планов использования ЯР в перспективной марсианской экспедиции.
В проекте "Энергии" - только солнечные батареи.
   
1 2 3 4 5 6

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru