Реклама Google — средство выживания форумов :)
...Таким образом начальная школа, начальное образование представляются делом новым, требующим еще большего труда и заботливости, так как неграмотность населения нашего отечества отмечается всеобщей переписью 1897 года в 78,9% или в 99 070 436 человек...
В 1902 году в ведении Министерства Просвещения состояло 38 889 начальных училищ...Во всех начальных училищах обучалась 2 829 931 дитя...окончивших курс было 292 271 и выбывших до окончания курса 647 559 детей или 22,88%. Значительная убыль учащихся из начальных училищ до окончания курса представляет собой не случайное, а постоянное явление, обусловленное, с одной стороны, экономическим положением крестьян и с другой - географическим, затрудняющим посещение школы за дальностью расстояния, особенно в зимнее время.
HT:Да уж, доля РИ в общей сумме этой таблицы по годам:
1914 - 17%
1915 - 6%
1916 - 6%
1917 - 3%
Троекратное падение в 15-16 годах по отношению к 14 году - явный признак грядущего стремительного развития
направление в науке, возникшееблагодаря определенной научной традиции, охватывающее как [b]отдельных ученых[/b], таки [b]исследовательские коллективы[/b]
Вывод из всей этой истории можно сделать тот же, что стал очевиден дирекции завода и чиновникам Военного министерства к лету 1916 г. Для успешного освоения производства высокотехнологичной техники необходимы надежные поставщики, но еще более необходима правильная постановка специфических производств и получения материалов в рамках серийного завода. Легированный чугун был как раз таким материалом. Точные чертежи, литейная модель, требования к химическому составу, консультации французских специалистов – все это было, но хорошие результаты так и не были получены. Отсюда следует, что только передачи технологии в металлургии для успеха совершенно недостаточно. Только для адаптации сторонней технологии необходимо иметь развитое производство, оборудование для проведения опытных плавок, квалифицированный персонал, мотивированный к решению нестандартных технических задач, а также свободные средства для экспериментов и запас времени.
Авиационная техника всегда развивалась быстрыми темпами, но особенно стремительно она развивалась во время войн. Начав войну с двигателями мощностью 80 л. с., враждующие стороны к ее концу уже начали приближаться к мощности 400 л. с. Столь головокружительные темпы развития техники требовали столь же
невероятных темпов постановки производства. Для создания и развития эффективных производств, способных в кратчайшие сроки решать поставленные задачи, нужно постоянное финансирование и постоянная загрузка в мирное время, особенно это актуально для производств авиационных материалов.
Если абстрагироваться от проблем конкретной фирмы, а посмотреть на развитие производственного потенциала нарождавшейся отрасли в целом, то на примере Егорьевского технического училища и ряда других фирм можно констатировать тот неприятный факт, что уровень черной металлургии в стране был попросту недостаточен для производства специфических авиационных материалов и развития авиационного
моторостроения. То, что было сказано о производстве конкретной фирмы, справедливо и для отрасли в целом: в ее развитие надо вкладываться. Разумеется, для реалий начала ХХ в. речь не идет о программе создания сети государственных предприятий, но создание условий для развития авиационной промышленности со всеми подсобными производствами было жизненно необходимо.
Начальник УВВФ генерал-майор Пневский в начале июня 1916 г. написал в отчете по ведомству:
«Необходимо отметить, что возможность постройки аэропланов далеко не обусловливается наличностью одних только аэропланных и даже моторных заводов. Необходима правильная постановка производства сырья, т. е. специальных сортов никелевой, хромоникелевой и тому подобной стали, с выработанными марками, определяющими пригодность их в тех или иных целях, с заранее разработанными способами тепловых обработок.»
Подобные мысли об отраслевом строительстве до войны отсутствовали, что сказалось во время войны. В настоящее время очень часто, особенно в рамках теории модернизации, можно слышать о «технологической диффузии» и, в частности, о том, что можно либо скопировать, либо купить чужую технологию, что станет залогом резкого технологического рывка. Проведенный в данной статье анализ показывает, что, по крайней мере, в металлургии диффузия технологий не имеет решающего значения, поскольку адаптировать чужую технологию к местным реалиям возможно только при наличие высокоразвитого и стабильного производства. «Преимущество отсталости» как теория, равно как выжидательная философия военных чиновников накануне войны, когда очень не хотелось тратить деньги на освоение того или иного типа аэроплана или мотора в надежде на скорое появление более совершенного, представляются существенно недальновидными и ошибочными.
В данной статье речь шла только о чугунных отливках поршней, однако собранных в фонде московского завода «Гном и Рон» материалов достаточно, чтобы охарактеризовать положение дел на нем во время войны, а вместе с тем и в целом по стране для огромной группы материалов, узлов и деталей. В России не было слюды для изготовления изоляторов для трамблеров, свечей зажигания и высоковольтных проводов, не умели изготавливать инструментальные стали, многие виды специальных легированных сталей, прочную стальную проволоку, а также тросы и пружины из этой проволоки, отсутствовала технология ковки гибких валов, цельнотянутых труб, даже некоторых видов крепежных элементов. Настоящим бичом было отсутствие подшипников и точных металлорежущих станков. Без всего этого – нужного сырья, развитой металлургии, станкостроения, широкого технического образования – авиационное моторостроение имело немного шансов для развития. В ходе войны это было понято, но полученным опытом воспользовались уже другие люди и в другое время.