Ручка справа или в центре - что лучше?

Теги:авиация
 
1 9 10 11 12 13 14 15
+
-
edit
 

ХАН

опытный

chetbor>>>>Sxam Не путай Управляемые средства и корректируемые - последнии далеко не летят от точки прицеливания - метров 200-400 - это раз, второе УСП имеют все специализированную аэродинамику, а АБ хоть с головой, все же енто АБ и у нее вероятность попадания ниже, а круговое отклонение выше, занчит либо их больше надо на цель, либо наряд сил больше.
Вуду> Вуду>> Sxam, не обращай внимания, на ту херню, что Четбор несёт, он так отстал от жизни...
Вуду> Вуду>> GBU-32 JDAM
ХАН>> И в чем это он отстал? Что,сегодня корректируемые, самонаводящиеся,управляемые и самоприцеливающиеся боеприпасы одно и то же?
Вуду> - Ты можешь сказать, в чём разница между корректируемыми и управляемыми бомбами?? А так же между самонаводящимися и самоприцеливающимися?
Вуду> Он понятия не имеет, что из совершенно обычных свободнопадающих бомб давно научились делать высокоточные боеприпасы (я привёл ссылку, sxam привёл ссылку), у которых без всякой специальной аэродинамики КНО менее 10 метров, зачастую - до 3-х.
Миша, опять о разном спорим.
Пример управляемой ракеты Х-29 или Х-58,59,
самонаводящаяся Р-73. Управляемая бомба КаБ-500 т или л.Поправка,называется то она корректируемая, но я не про названия а принципы наведения и реализации. Корректируемая ракета С-25к, на обычную надевают ишшо одну золупу и становится корректируемой, но дальности пуска у нее меньше, двигло ведь то же самое.
так и корректируемой бомбой,крылышки поменее и потому диапазон применеия меньше и меньше по времени управляемый полет, потому он корректируемый. Это давно уже известный способ дешевого увеличения эффективности боеприпасов.
Поример самоприцеливающихся боеприпасов-РБК-500 СПБЭ или например кассетная БЧ с боевыми самоприцеливающимися БП СРЗО MLRS. В этом случае всегда реализуется принцип "пустил-забыл" Боеприпас сам находит цель и это тоже ничего нового в себе не несет. Вы что,действительно считаете что к концу 80х Союз был на каменном уровне? Что же тогда амы нас изнутри развалить решили, а не поступили как с ИРАКОМ?
НИките в крайний раз.
Мне трудно обьяснять дилетанту в военной науке к какому типу воен надо быть готовым, чтобы делать свою, а не чужую политику. Для Вас характерными есть Иракские, Югославские , Ливанские, апфгшанские,чеченские и им подобные. Изучите хотя бы современную классификацию вооруженных конфлитов.
Представьте попадал иногда в цель а не рядом согласно нормативов. Но это не есть ни вероятность попадания, ни тем более поражения. Вы про "Боевую эффективность авиационных средств поражения слышали"? Или про " Руководство по применению АСП,часть первая и вторая"? А как бомбят ваши кумиры-весь мир уже знает, неплохо, и даже хорошо, Но не с вероятностью 0,95 принятой за достоверную при поражении важных обьектов.И даже не с 0,8. Откуда бы иначе были попадания далеко н6е туда. Фантаст как раз вы, познавший предмет спора из популярной литературы.
А если заговорили о тогм что ПВО надо прорвать для раьоты Б-52 с высоты 10000м, так тогда в какой войне осуществляется "прорыв ПВО"? И чем он отличается от подавления ПВО?
детский лепет
Можете мне не отвечать, я вам отвечать более не буду.Поскольку у вас не хватило мужества после собственного хамства обозначить личико.
действительно пара для Жмурко, нахватался где-то чего-то и готов всех учить. Это не ты на ветке про Су-25 в старой редакции форума чирикал про водяное охлаждение пушки? Или кто-то на тебя похожий?
Конец связи
 
Это сообщение редактировалось 03.09.2006 в 05:11
+
-
edit
 

ХАН

опытный

Saran> НАсчет ручки, мне например по центру удобнее, поскольку больше информативности, научили на 3 курсе на МиГ-17, полетел в зону после инструктора не проверил триммер высоты стоял не нейтрально а на себя.Обезяной был, нужно было тянуть на себя с ОПРЕДЕЛЕННЫМ УСИЛИЕМ, поскольку триммер был отработан на себя ташил наверное с перегрузкой 7, поскольку акселерометра на нем не стояло.На 2 комплексе выташил вверх на скорости 120 аппарат, вот тогда и пригодилось, что на приборной доске кабины белая полоса поставил ручку по ней и от себя ее родную.Вывел на 600 метров и далее по плану, потом подошел к курсанту который бароспидографов забирал синьки и мы ее затерли.
Saran> Ответ понятен курсант с налетом в 120 часов легко справился с проблемой.
Saran> И прав Четбор, 1,5 часа в облаках за ведущим, когда читаешь техничку и вспоминаешь а Внимание они правильно написали или нет, а на приборы смотреть незя видимость 200 метров, отпустишь тутю, остается по тактильным ошущениям.
Saran> Хан у них и инструкторский налет маленький, я все удивлялся сидя сзади ну чего она все время двигается и все так вроде по кругу, когда сам летишь она вроде стоит, а она оказывается все время гуляет.
Saran> Но ты прав вот они сматрячут, мы ессно привыкнем, но теперь понимаю почему денег потом им не дают на совершенствование.
Saran> Но вот потом мы своими жизнями расплачиваемся за эти нововедения.
Saran> Каждый летчик попаадает в сложное пространственное положение я попадал 3 раза- и ввывел для себя после 2 раза , чего не надо делать.
Saran> Но потом в Афгане хотел попасть в подфарники С-8, и залез под САБ, то что Вуду расказывает это конечно интересно, но вот когда я его по АГД поставил крен ноль проверял по полосе на приборной доске, и пока на Луну не развернулся, внутренний АГД так и не встал,все не верил КПП.
Saran> И потом я строевой летчик, вывел для себя, на первом году полетов, что меня такого белого и пушистого все хотят убить.
Saran> ТО понимаешь после 2 лет на Л-29 с АГД, садят на МиГ-17 с АГИ, только привык опять мазохизм Су-7у с АГД а Су-7б с АГИ, ну куда бедному курсанту деваться.
Saran> А вы с АГИ летали?
Saran> Он хорош для транспортников а для нас которые привыкли к верху попой АГД лучше, слава богу хоть ручка по середине была- был бы джойстики у Советской страны самолетов не хватило для нашего обучения.
Ты им сначала расскажи что такое АГИ, и какое это говно, никак не поймут что обратная индикация на западный манер-полный отстой,только для ПМУ.
 
+
-
edit
 

ХАН

опытный

ХАН>>> При любом методе наведения есть свое СКО, тем более при бомбометании с 10000м. ПРоверьте знаю это не по наслышке.
SkyDron> Разумеется.
SkyDron> ХАН>> обычная свободнопадающая АБ ложится при БМ с 3-5км с отклонением около 15 м.
SkyDron> Современные прицельные системы обеспечивают очень хорошую точность бомбометания бомбами свободного падения. 15м - вполне может быть. Но может и не быть.
SkyDron> Приимущества Джидама: компенсация ветра , НАМНОГО бОльшая "зона разрешенных сбросов" ,меньшие ограничения на маневрирование самолета на боевом курсе , простота применения,
SkyDron> Под последним пунктом я имею ввиду гораздо более простое прицеливание , грубо говоря - "марки не надо так точно совмещать. :)
SkyDron> То что опытный летчик может сбросить обычную "чугунку" с КВО не большим чем у Джидама - несомненно , но Джидамы швырять гораздо проще.

=А кто бы это оспаривал, я пытался обьяснить дилетанту разницу между может быть и будет с достоверной вероятностью :)=
SkyDron> Не хочу спорить и перекидыватся ссылками ни с Никитой ни с кем другим , просто пару слов про Джидамы коорые я изучал не по интернету и не по мурзилкам (хотя сам не кидал :) ) :
SkyDron> Указываемое в широкодоступных источниках КВО Джидамов в 10-15м - чисто теоритическая величина , равная аппаратной ошибке приемной аппаратуры GPS в момент коррекции инерциальной платформы.
SkyDron> Реальная практическая точность попадания значительно ниже и может зависить от многих факторов - в реале накапливаются значительные ошибки изза влияния разных факторов , при чем КВО может отличатся в разы.
= Вот-вот, истинно=
Как и то что не всегда управляемое оружие лучше неуправляемого. Пример Озирак, и тут я поддерживаю принявших тогда решение. Опаснее для носителей,но наверняка.
 
+
-
edit
 

Вуду

старожил

ХАН> Как и то что не всегда управляемое оружие лучше неуправляемого. Пример Озирак, и тут я поддерживаю принявших тогда решение. Опаснее для носителей, но наверняка.
- Управляемое оружие всегда лучше неуправляемого, но: Озирак - это же был 1981 год, 25 лет назад. GPS тогда ещё не было. Хороших бомб с лазерными системами наведения - не было, насколько мне помнится, - они только-только выходили из эксперементальных стадий, да и проблема с подсветкой, находясь в зоне огня объектовой ПВО, бомб с телевизионными головками - не было тоже.
ИМХО, наверняка это во многом определило предпочтение свободнопадающим бомбам. Если бы были в ту пору боеприпасы сегодняшнего уровня - скорее всего использовали бы управляемые бомбы... %)
“The only good Indian is a dead Indian”  
+
-
edit
 

ХАН

опытный

ХАН>> Как и то что не всегда управляемое оружие лучше неуправляемого. Пример Озирак, и тут я поддерживаю принявших тогда решение. Опаснее для носителей, но наверняка.
Вуду> - Управляемое оружие всегда лучше неуправляемого, но: Озирак - это же был 1981 год, 25 лет назад. GPS тогда ещё не было. Хороших бомб с лазерными системами наведения - не было, насколько мне помнится, - они только-только выходили из эксперементальных стадий, да и проблема с подсветкой, находясь в зоне огня объектовой ПВО, бомб с телевизионными головками - не было тоже.
Вуду> ИМХО, наверняка это во многом определило предпочтение свободнопадающим бомбам. Если бы были в ту пору боеприпасы сегодняшнего уровня - скорее всего использовали бы управляемые бомбы... %)

давай уточнимся "біло или не біло! Сорри опять не перекинул украинский шрифт. Уже в 1979 году на учениях "Удар 79 "массово применялись Х-25Л,Х-29Л(Т), КАБ-500 Л и Т.В этих учениях принимали участие по 20 летчиков от 642гв.апиб,4 ЦБП и Владимировки.
Так что ты или ошибся по времени,или опять спрыгиваешь сл своих и Леонида заявлений на тему" израильские авиационные командиры решили действовать наверняка,применяя обычные бомбы"
И в этом я с ними согласен,поскольку никто не дал бы там долго висеть на боевом курсе. И если зональную ПВО мона подавить за один - два вылета на время не менее нескольких часов, обьектовую в виде ЗРК тоже,,то ПЗРК и установки МЗА спрогнозироватиь очень трудно и в одном вылете одновременно ч ударом по главной цели этого не сделать.
Хотел бы я видеть Боинги заходящие с 10-12тысяч на даже не советские, аи даже не Российсктие, а хотя юы Украинские обьекты. Уверен что через 4суток БД действия авиации приостановились бы согласно концепсии НАКТО о приемлимых потерях.С Россией и дергаться не надо, поскольке если мы зныщили МиГ-25пд, то у них есть МиГ-31. Поближе ваших героев "встретят"С-200,затем С-300ПМУ ( в России и С-400), кстати "Пэтриот" не тянет и до С-300, а его мертвая воронка как у раз--баной звезды, если провется штурмовик-комплексу звиздец, несмотря на прикрытие ( которое ОДАБАми мона закидать -пусть дохнут с вылезающими глазами от удушья.
По рубежам и секторам пораньше ЗРК большой дальногсти растроенные порядки ваших стратегов Су-27 встретят. Потом будут добивать МиГ-29, а добьют Буки и ТОРы. А внизу ОСы, с Шилками и Тунгусками ( в 91 годуу в НАТО ничего подобного и не было). а против ТА ишшо и бойцы с ПЗРК,никак не худшими чем Стингер или допотопный Джавелин с Блоупайпом. чтобы вырезать ПВО надо вести длительную полномасштабную войну. Ты это понимаешь в отличие от некоторых гражданских,просто поспорить охота. А еще навстречу понесутся Ту-160 ( с форой Б-1у),Ту-22м3 и грохнут по дальним аэродромам и комуникациям, по центрам космического управления, ЦУО.ПУО и даже по плотинам, чтобы поплавали янки иих приспешники в холоднеой воде( рад бы увидеть такую картину, чтобы поняли как другим было плохо)
Су-24 по аэродромам ТА вмандюрят, куда сядете ребята. А наши летчики пусть и смент\ьшим налетом, и менее подготовленные документально от целей не отвернут, если идет что не по маслу, по себе знаю т своим товарищам. Так что хорошие фичи описанные вами, но тне всегда.Хотя конечно управляемое оружие точнее, при отсутствии сильной, эшелонированной по высоте и рубежам ПВО и безопаснее. Никто и не спорит, но даже презерватив не дает стопроцентной гарантии. Или ребята кое-кто плохо учился,или мыслит на уровне лейтенанта понтонно-мостового батальона.
В жизни все сложнее выходит, и я понимаю озабоченность Схама и сочуствую, поскольку он видит высочайшую ответственность возложенную не только на себя но и на летчика, и то моральное состояние в котором они оказались после обьективных и субьективных обвинений. А просто позвиздеть - то таких "крутых" как Н. до уя, только они ни разу в жизни по крупному не испугались и не ощутили мандраж от необходимости через пару секунд принять решение, после которого можно стать преступником, или жить в дальнейшем с камнем в душе
Давайте рассуждайте. В том числе и о ручке справа. Не наравится она большинству летчиков. А испытатели не в счет, у них задача другая, от того на неколторых самолях прекрасных в пилотажном отношении выключатели по кабине рассыпаны как бог послал. Пример тому Су-17, и тот же Су-27 ранних серий, да и западные экземпляры страдают нечитабельностью навигационно-пилотажной информации.
нетути в мире идеальныого оружия, а есть идеальные или близкие к таковым условия его применения. Примени ливанцы ( имея) станции лазерных помех и тогда ваще бомбить перестали бы. да даже хвати у них ума надымить для Л.иТ ГСН. Космические фичи тоже ограничены в применении, а против серьезной страны могут и ваще неэффективнымит оказаться,поскольку любое оружие порождает противооружие. Маскировкой тоже противники амов не всегда занимаются как и обманными действиями. Да вероятность поражения ракетой В-В выше гораздо чем из пушки. Но от снаряда уж не увернешься
Всему свое место в определенной ситации.
А ручка уже троим летчикам на этой ветке лучше по центру и передающая инфу по устойчивости самоля по скорости и перегрузке.
А облет(испытание ) на устойчивость и балансировку как с вашей ручкой делать? Может я и отстал, но мне так лучше. Все трое с маневренных машин кстатии и имеющие большой опыт боевого применения не на симуляторах или в испытательных центрах.
 
+
-
edit
 

Nikita

аксакал

ХАН> Если я тебя найду то вобью тебе твой грязный юмор тебе в вонючую пасть,гаденыш. Разжевывать будешь свои яйца.

"А я... А я... А я зато вам всем морды набью" (с) детский сад

Обычное поведение клиента когда сказать по теме нечего. Наблюдается реже чем первая фаза - обвинить оппонента во всех смертных грехах.
Учитесь читать.  
+
-
edit
 

Вуду

старожил

ХАН> Так что ты или ошибся по времени,или опять спрыгиваешь со своих и Леонида заявлений на тему" израильские авиационные командиры решили действовать наверняка,применяя обычные бомбы"
- Думаю, что там был комплекс причин, почему предпочтение было отдано обычным бомбам - и несовершенство управляемых того времени, и трудности с обеспечением подсветки цели в зоне огня МЗА и ЗРК.

ХАН> И в этом я с ними согласен,поскольку никто не дал бы там долго висеть на боевом курсе.
- Вот и я о том.

ХАН> Хотел бы я видеть Боинги заходящие с 10-12тысяч на даже не советские, аи даже не Российские, а хотя юы Украинские обьекты. Уверен что через 4суток БД действия авиации приостановились бы согласно концепсии НАТО о приемлимых потерях.
- После подавления ПВО - запросто. В Югославии даже В-2 работали с 12 км и днём.

ХАН>С Россией и дергаться не надо, поскольке если мы зныщили МиГ-25пд, то у них есть МиГ-31. Поближе ваших героев "встретят"С-200,затем С-300ПМУ ( в России и С-400), кстати "Пэтриот" не тянет и до С-300, а его мертвая воронка как у раз--баной звезды, если провется штурмовик-комплексу звиздец, несмотря на прикрытие ( которое ОДАБАми мона закидать -пусть дохнут с вылезающими глазами от удушья.
ХАН> По рубежам и секторам пораньше ЗРК большой дальногсти растроенные порядки ваших стратегов Су-27 встретят. Потом будут добивать МиГ-29, а добьют Буки и ТОРы. А внизу ОСы, с Шилками и Тунгусками ( в 91 годуу в НАТО ничего подобного и не было). а против ТА ишшо и бойцы с ПЗРК,никак не худшими чем Стингер или допотопный Джавелин с Блоупайпом. чтобы вырезать ПВО надо вести длительную полномасштабную войну. Ты это понимаешь в отличие от некоторых гражданских,просто поспорить охота.
- Ты будешь смеяться, но на эту сказочно-абсурдную тему "ПВО России против ВВС НАТО" на Авиабазе уже давно никто не спорит... :D

>А еще навстречу понесутся Ту-160 ( с форой Б-1у),Ту-22м3 и грохнут по дальним аэродромам и комуникациям, по центрам космического управления, ЦУО.ПУО и даже по плотинам, чтобы поплавали янки иих приспешники в холоднеой воде( рад бы увидеть такую картину, чтобы поняли как другим было плохо)
ХАН>Су-24 по аэродромам ТА вмандюрят, куда сядете ребята. А наши летчики пусть и с меньшим налетом, и менее подготовленные документально от целей не отвернут, если идет что не по маслу, по себе знаю своим товарищам.
- Аналогично: массированный авиационный удар по базам НАТО в неядерном снаряжении тоже больше всерьёз не рассматривается.

ХАН>Так что хорошие фичи описанные вами, но не всегда. Хотя конечно управляемое оружие точнее, при отсутствии сильной, эшелонированной по высоте и рубежам ПВО и безопаснее.
- Подавляют сначала ПВО, и вчера, и сегодня, и завтра.

ХАН> В жизни все сложнее выходит, и я понимаю озабоченность Схама и сочуствую, поскольку он видит высочайшую ответственность возложенную не только на себя но и на летчика, и то моральное состояние в котором они оказались после обьективных и субьективных обвинений.
- Да моральное состояние у них прекрасное и к лётчикам как раз со стороны израильского общества никаких претензий нет. К генштабу и лётчику его возглавлявшму - есть, но это отдельная песня. И если хизбллоны стреляют по территории Израиля, прикрываясь щитом из собственных детей - никто не должен жалеть их детей или печалиться по поводу их гибели, как никто не печалился в Великую Отечествнную, когда под советскими бомбами и снарядами при штурме немецких городов гибли немецкие дети.
А все разговоры об умышленном убийстве невинных арабский деток просто абсурдны. Умышленно убивает израильских (в том числе - и арабсих) детей только Хизбалла. Правда, убитых его ракетами арабских детей в Израиле Насралла сразу объявляет шахидами.

ХАН>А просто позвиздеть - то таких "крутых" как Н. до уя, только они ни разу в жизни по крупному не испугались и не ощутили мандраж от необходимости через пару секунд принять решение, после которого можно стать преступником, или жить в дальнейшем с камнем в душе
- Нет на территории противника целей, после поражения которых лётчик должен чувствовать себя преступником. Это выдумки либерастов. Умышленно детей на территории противника изриальские вооружённые силы никогда не убивали и убивать не собираются, от ошибок никто не застрахован, арабы же это делали сплошь и рядом, и собираются делать впредь. Вполне законным было бы платить им той же монетой, и вместо точечных бомбометаний проводить действительно ковровые - но особенность ООН и "прогрессивной мировой общественности" заключается в том, что только исламистам разрешено убивать у нас без разбора - женщин, детей, стариков.
А Никита - умный, грамотный, информированный, очень полезный и потому уважаемый член форума. То, что, цитату из анедота про чукчу, который "не читатель, а писатель" ты принял за расистский выпад - просто недоразумение! Неужели ты не слышал никогда этого анекдота?

ХАН> А ручка уже троим летчикам на этой ветке лучше по центру и передающая инфу по устойчивости самоля по скорости и перегрузке.
- Ты точно уверен, что полетай эти три лётчика лет 10 на F-16, они не говорили бы сегодня по другому? :)

ХАН> А облет(испытание ) на устойчивость и балансировку как с вашей ручкой делать? Может я и отстал, но мне так лучше.
- Привычка - великая вещь! Привык бы по-другому - считал бы сейчас по-другому.

ХАН> Все трое с маневренных машин кстати и имеющие большой опыт боевого применения не на симуляторах или в испытательных центрах.
- F-16 эксплуатируется более четверти века, и никто там вроде не требует, чтобы обратно сделали центральную ручку... :D
“The only good Indian is a dead Indian”  
+
-
edit
 

Nikita

аксакал

SkyDron> Указываемое в широкодоступных источниках КВО Джидамов в 10-15м - чисто теоритическая величина , равная аппаратной ошибке приемной аппаратуры GPS в момент коррекции инерциальной платформы.

КВО для всех рассчитывается теоретически, на то оно и КВО. Для JDAM ТЗ задавало КВО 13 метров. На зачётных же испытаниях девайсы выдали 9.6 метров.

SkyDron> Реальная практическая точность попадания значительно ниже

С точностью до наоборот. Как раз реальная точность нынче выше. За 10 лет многое изменилось, знаете ли.

SkyDron> Это не головная боль летчика. Расчитывает СУО. Хорошая СУО расчитывает хорошо.

Вы меня обижаете, уважаемый SkyDron. Я не Dio69, и что такое СУО, и что она может знаю :)

SkyDron> Совместить марку расчетной точки сброса с меткой целеуказателя или визуально видимой целью. ;)

Ну так в том и фишка, что в общем случае марка должна весьма произвольно "ездить" пока там тот же ветер считается. Вот если к бомбе какой-нибудь корректор начальной фазы траектории прикрутить...
Учитесь читать.  
+
-
edit
 

Nikita

аксакал

ХАН> Поример самоприцеливающихся боеприпасов-РБК-500 СПБЭ или например кассетная БЧ с боевыми самоприцеливающимися БП СРЗО MLRS.

Здесь только суббоеприпас самоприцеливающийся. То что его везёт может быть каким угодно.

ХАН> Мне трудно обьяснять дилетанту в военной науке к какому типу воен надо быть готовым, чтобы делать свою, а не чужую политику.

Угу-угу, ну прям бином Ньютона :D

Если Вы что-то не можете объяснить, значит Вы просто этого не знаете. Вот по нашей доктрине тоже отлично видно, что военно-политическое руководство никаких чётких представлений на эту тему не имеет. И их действия в области военного строительства это только подтверждают.

ХАН> Представьте попадал иногда в цель а не рядом согласно нормативов. Но это не есть ни вероятность попадания, ни тем более поражения.

Конечно. Ну так и у террориста-самоликвидатора тоже вероятность вовсе не 100%. Сколько их там на подходе отстреливают в том же Израиле ??? Вы думайте чуток всё-таки перед тем как кнопку "Отправить" нажать :)

ХАН> Но не с вероятностью 0,95 принятой за достоверную при поражении важных обьектов.И даже не с 0,8. Откуда бы иначе были попадания далеко н6е туда.

Вы опять сам с собой спорите. Мы параметры АСП обсуждаем, а не качество работы разведки, ошибки авианаводчиков/пилотов и т.п.

ХАН> А если заговорили о тогм что ПВО надо прорвать

Не припоминаю слова "прорвать".

ХАН> Можете мне не отвечать, я вам отвечать более не буду.

Вы вроде уже пару раз зарекались ??? Или я ошибаюсь ? :D

ХАН> Поскольку у вас не хватило мужества после собственного хамства обозначить личико.

Гы! Дедуля, Вы похоже до сих пор не догоняете. Меня мало беспокоят Ваши наезды, гавканье и слюни. Я тут много лет тусуюсь, нервных всяких повидал :D
Учитесь читать.  
+
-
edit
 

Nikita

аксакал

ХАН> давай уточнимся "біло или не біло!

Гы! Вы это, израильской пропаганде не поддавайтесь :D

ВС Израиля и ВС США это вовсе не одно и тоже. Американцы - да, имели и LGB, и "светильники" всех сортов, и тепловизионные системы, и реальный опыт достаточно массового применения всего этого добра во Вьетнаме. Про израильтян этого сказать нельзя.

ХАН> Давайте рассуждайте. В том числе и о ручке справа. Не наравится она большинству летчиков.

Отучайтесь говорить за всех, уважаемый. Не нравится она в основном только тем кто 30 лет на обычной отлетал. Те же кого сразу учат на тот же F-16 никаких проблем не испытывают.

Также не надо забывать, что ручка это только часть системы, с ней ещё много чего впридачу должно идти, иначе действительно может полная ерунда получиться.

ХАН> Примени ливанцы ( имея) станции лазерных помех и тогда ваще бомбить перестали бы.
ХАН> да даже хвати у них ума надымить для Л.иТ ГСН.

JDAM'ам всё это по-барабану. Для того и придумали.
Учитесь читать.  

OTK

втянувшийся

Nikita> Гы! Дедуля, Вы похоже до сих пор не догоняете. Меня мало беспокоят Ваши наезды, гавканье и слюни. Я тут много лет тусуюсь, нервных всяких повидал :D

Вот это да!!! Не в тюрьме ли уголовный жаргон преподаешь?
Тогда тебе:
По хамству - 5+
По расизму - 5
По уголовной лексике - 5+
По мании величия - 5+
По болезненному самомнению помноженному на трусость - на академика тянешь, не меньше.

Хотя поучительно почитать для представления какие будут в стране "специалисты", если в учителях такие Шариковы. Раньше они хоть выше очистки не подымались, а сейчас в преподаватели пошли. Видно совсем худо в стране.
All take-offs are optional, all landings are mandatory.  

101

аксакал

ХАН> а насчет Никиты,рах разговор о его заявлении "куда надо":
ХАН> может я и остал от жизни, но за Чукчу надо отвечать. Пока в личку ничего не получил от уважаемого петуха.

Да нет, от жизни вы не до конца еще отстали. С лазерным целеуказанием и так все понятно, что в процессе движения носителя, пятно меняется в размерах да и само оно имеет значительный размер и это является источником появления погрешности наведения.
А со всякимим а-ля JDAM крайне важным является получить заранее координаты цели привязанные к системе координат.
После этого, как пример, можно как F-111 зайти на ПМВ и из-за горы на кабрировании метнуть снаряд. А дальше уже вопрос в том, какую перегрузку этот снаряд умеет реализовывать, чтобы таки же попасть в цель.
С уважением  
+
-
edit
 

Nikita

аксакал

OTK> Вот это да!!! Не в тюрьме ли уголовный жаргон преподаешь?

Ну что Вы, я просто образованный и интеллигентный человек - языков знаю много :D Так что если собеседнику ближе гопнический, то и на нём могу :D
Учитесь читать.  

Saran

новичок
Хан не бери в голову этот Никита-такой же специалист как авианаводчик под Гератом-
цель слева 800, сейчас работайте от разрывов левее 300, пока чудака на букву м матом мордой на солнце не повернули не рассказал, какие стороны света бывают начали работу.А поддерживали высадку десанта так ведущий вертолетчиков пообежал выкинуть после забора за такое поведение.
Никак не поймут, что после Афгана были кадры с которыми работал от 600-800 метров от своих хотя ближе 1500 запрешалось.
А интересно у израильтян такие нормативы есть, судя по Ливану они еще в зачаточном состоянии или я не прав?
 
RU Astro_cat #04.09.2006 14:23
+
-
edit
 

Astro_cat

втянувшийся

OTK , Вчера 20:39:34 #361
Хотя поучительно почитать для представления какие будут в стране "специалисты", если в учителях такие Шариковы. Раньше они хоть выше очистки не подымались, а сейчас в преподаватели пошли. Видно совсем худо в стране.

Вы не представляете как Вы правы. Остались старики-специалисты (которых выживают), незнайки и карьеристы-попильщики. Окачестве образования вообще говорить не хочется. По школе, в целом, можно сказать, что крепкий троечник времен 60-70-80 годов прошлого века окажется на уровне современного медалиста. И это примерно одинаков везде по России, От столицы до деревни Гадюкино. И тенденция эта сохраняется. Особенно сейчас, когда возникла яма с абутуриентами. Кроме того, целенаправленно разваливаются успешные и качественные научные, и педагогические школы, сложивщиеся ранее, заменять их предлагается коммерческими структурами по выкачиванию средств. В целом ситуация очень и очень хреновая. Перспективы развития очень мрачные.
 
+
-
edit
 

ХАН

опытный

История повторяется. Опять эксклюзивные пилоты на эксклюзивных самолетах с эксклюзивными боеприпасами по своим отбомбились в Афганистане. Бывет у всех во всех армиях. Но что-то уж часто в исполнении самых лучших...
А тут тоже славяне виноваты? Или яйца у танцоров? Ну счас зоотехники с псевдопедагогами-математиками и виртуальными пилотами расскажут. Может канадцы плохие, что им на бошки бомбы союзников посыпались?
 
+
-
edit
 

gorizont

опытный

ХАН>> Так что ты или ошибся по времени,или опять спрыгиваешь со своих и Леонида заявлений на тему" израильские авиационные командиры решили действовать наверняка,применяя обычные бомбы"
Вуду> - Думаю, что там был комплекс причин, почему предпочтение было отдано обычным бомбам - и несовершенство управляемых того времени, и трудности с обеспечением подсветки цели в зоне огня МЗА и ЗРК.

Извиняйте, что вмешиваюсь в чужую дискуссию.
Сначала несколько отрывков из статей с waronline.org по поводу того, что было у Израиля из кправляемого оружия ко времени налета на Озирак.
Лазерные:
"GBU-10 Paveway-1/2, GBU-12 Paveway-1/2 и GBU-16 Paveway-2 ("Заръит") - американские УАБ с ЛПА системой наведения производства фирмы "Техас Инструментс" (Texas Instruments). УАБ семейства Paveway делятся на три поколения. Первое поколение, Paveway-1, принято на вооружение в 1967г., впервые использовано в 1968г., в ходе войны во Вьетнаме. К этому поколению относятся УАБ GBU-10 (БЧ - 2,000-фунтовая Мк84) и GBU-12 (БЧ - 500-фунтовая Мк82; могут использоваться также кассетная Мк20 или 750-фунтовая ФАБ М117). По некоторым источникам, в ходе войны 1973г. некоторое количество таких УАБ было доставлено в Израиль, однако эта информация не подтверждена из официальных израильских источников. Более того, даже в течении 80-х г.г. случаи применения ВВС Израиля УАБ с ЛПА наведением были достаточно редкими ("Маарэхот", №384, 7/02, стр. 29). Второе поколение, Paveway-2, принято на вооружение в США в 1977г. К этому поколению относятся новые модели тех же GBU-10 (кроме фугасной Мк84 может использоваться проникающая БЧ BLU-109; наличие последней у Израиля не подтверждено) и GBU-12, а также GBU-16 (1000-фунтовая БЧ, обычно Мк83). Кроме GBU-10/12/16, к семейству Paveway-2 относятся GBU-13 и GBU-18 (на базе английских 1000-фунтовых ФАБ Мк13 и Мк18 соответственно; на вооружении Израиля этих бомб никогда не было). КВО Paveway-2 8-10м."
соответственно - судя по всему, они были ко времени налета на Озирак.

Оптические 9телевизионные):
"GBU-8 HOBOS (Homing Bomb System; в некоторых источниках называется просто "Hobo") - УАБ с ТВ системой наведения. В качестве БЧ может использовать АБ Мк84 (полный вес с ней - 1,016 кг) или М118 (1,544 кг). На всех опубликованных в Израиле фотографиях виден вариант с Мк84. По некоторым источникам, GBU-8 впервые поставлена в Израиль во время войны 1973г. и использовалась в этой войне. Однако, по данным Музея ВВС Израиля, GBU-8 была принята на вооружение в 1976г. и снята с вооружения в 1991г. (по-видимому, заменена на GBU-15)."
с ней проблема - она управляется оператором до самого момента попадания, если мне память не врет, соответственно определенные ограничения в маневре самолета-носителя и необходимость находится в определенном "коридоре" скорость - высота имеют место быть - до момента попадания. Как и с лазерными системами.

Ракеты типа Майверик не катят - из-за слабости БЧ для такой задачи. Мощнее УР "воздух-земля" на тот момент нету.

Теперь по поводу наведения-целеуказания.Само собой, под ХОБОС контейнер с даталинк - само собой был. И насколько я понимаю, был и Пейв Спайк. Только вот в чем дело - а он на те первые F-16A мог подвешиваться - я имею ввиду, работать с его системой управления оружием? Вроде нет, тогда остается Фантом, но - у него дальность получится меньше, чем у F-16A со схожей по весу нагрузкой (благо они летели с двумя 2000-фунтовыми бомбами и тремя подвесными баками, что кстати как вариант стандартный подвески тогда не документировалось), соответствено геморр с дозаправкой нарисовывается.
Кроме того, с учетом ПВО Озирака выходил у них "парадокс" - на самом деле лишь кажущийся парадокс - что применении того управляемого оружия (а это только крупнокалиберные УАБ, с учетом объекта) - самолеты, его применяющие, окажутся больше времени в зоне действия ПВО - не считая того, что и обнаружены будут раньше. Кажется, так.
Кстати, бомбы они подготовили соответсвующим образом, поскольку BLU-109 у них не было.
""В Мк84 был вкручен только донный взрыватель. А вместо головного был балистический наконечник из прочного металла (по-сути, может быть это можно назвать бетонобойной конфигурацией Мк84)."

Несколько подробностей операции:

- планирование операции началось ещё в ноябре 1979г, с использованием "Скайхоков" и "Фантомов" и дозаправкой в воздухе (для этих самолётов это гораздо проще). Но когда окончательно выяснились сроки прибытия F-16 выбрали их, что позволило обойтись без дозаправки;

- кроме 8 участвовавших в операции F-16 были ещё 2 резервных (по-видимому до взлёта с авиабазе "Эцион"). Кроме того, было 4 резервных лётчика. Вот отсюда по-видимому и взялась цифра в 12 лётчиков.

- полёт продалжался 95 минут на малой высоте и 90 минут - на большой. Итого 3 часа 5 минут.

- профиль полёта (в футах): 300 - 500 - набор высоты перед целью до 10,000 - пикирование и сброс бомб на 3,500 - уход от цели с набором высоты 42,000

- скорость (в узлах): 400 - сброс ПТБ и ускорение до 450 - ускорение до 500 и набор высоты - пикирование и ускорение до 600 - набор высоты и возвращение на 600. В статье выше скорости указаны такие же, только вначале почему-то 190 узлов - это явная ошибка - F-16 на таких скоростях не летает.

- первая дата операции была назначена на 10 мая 1981г. Самолёты прибыли в Эцион (со своей постоянной базы Рамат-Давид). Лётчики прошли последний инструктаж и тут вылет отменили по политическим причинам (что точно - не указывается). По одному из источников лётчики на момент отмены уже сидели в кабинах, по другому - надевали лётные костюмы (точнее, Джи-сет). Вторая дата была назначена на 31 мая, но её отложили на неделю из-за намеченной через несколько дней встречи в верхах - Бегин-Садат.

- в интервью начальника технического отдела одной из эскадрилий F-16 тот рассказал, что для операции были отобраны отборные самолёты - с наименьшей историей технических поломок в прошлом. В ходе всего полёта ни одной даже самой мельчайшей поломки у них небыло. Он также сказал, что самолёты вернулись с достаточным количеством топлива для возвращения прямо на север. Но в другом интервью, данным одним из лётчиком сказано, что когда его самолёт заходил на посадку в Эцион, в баках оставалось 800 фунтов топлива. Кстати, F-15 - те напрямую вернулись на свою базу.

- Авиhу Бен-Нун (в 1987-1992гг - командующий ВВС; в период 1977-1982гг - командир баз Хацор, а затем Тель-Ноф; последняя - база F-15) настаивал на проведении операции только силами F-15 (в 1985г в Тунисе были только F-15) - сбрасывать обычные, неуправляемые бомбы они всегда могли, да и время на подготовку было. Но командующий ВВС Давид Иври решил в пользу F-16, а F-15 - только как прикрытие и др. вспомогательные задачи.
 
+
-
edit
 

gorizont

опытный

ХАН>> Как и то что не всегда управляемое оружие лучше неуправляемого. Пример Озирак, и тут я поддерживаю принявших тогда решение. Опаснее для носителей, но наверняка.
Вуду> - Управляемое оружие всегда лучше неуправляемого, но: Озирак - это же был 1981 год, 25 лет назад. GPS тогда ещё не было. Хороших бомб с лазерными системами наведения - не было, насколько мне помнится, - они только-только выходили из эксперементальных стадий, да и проблема с подсветкой, находясь в зоне огня объектовой ПВО, бомб с телевизионными головками - не было тоже.
Вуду> ИМХО, наверняка это во многом определило предпочтение свободнопадающим бомбам. Если бы были в ту пору боеприпасы сегодняшнего уровня - скорее всего использовали бы управляемые бомбы... %)

Теперь статья об операции (в ней есть мелкие огрехи, но в целом критерий правдивости проходит):
Источник: История авиации, 2001, №1 сс.47-51

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
"Опера для Саддама"

Максим Райдер

За примерно полвека, прошедшие с момента атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, обладание ядерным оружием стало едва ли не главным аргументом, определявшим принадлежность стран к клубу супердержав, войти в который хотели бы очень многие. А потому нет ничего удивительного в том, что для целого ряда стран третьего мира обладание ядерными технологиями стало своего рода «идеей фикс». Однако для вчерашних полковников, ставших президентами, порой ничего не стоит начать пугать соседей «бумажными тиграми», что иногда приводит к непредсказуемым последствиям. Об одном из таких эпизодов и рассказывается.

Болезненно завидуя славе и влиянию в арабском мире Гамаля Абделя Насера, Саддам Хуссейн не скупился на затраты там, где можно было придать Ираку качества субрегионального «центра силы». Поскольку экономическая составляющая генерала интересовала мало, основной упор был сделан на создание мощнейшего военного потенциала. Но и этого оказалось недостаточно: подстегнутый официальным признанием израильского премьера Д. Бен-Гуриона о вводе в эксплуатацию ядерного реактора в Димоне (пустыня Негев) 21 декабря 1960 г., иракский вождь решил обзавестись ни много ни мало... собственной атомной бомбой, для чего необходимо было найти реактор, установки по обогащению и собственно уран.

Спрос, как пишут классики марксизма, всегда рождал предложение, и несмотря на то, что, по мнению большинства западных лидеров, от Саддама Хуссейна такого рода «спички» надо было держать подальше, вскоре нашлись поставщики необходимого оборудования, и сырья. Фактически у истоков иракской ядерной программы стояли Франция (поставившая, кстати, реактор и Израилю), Италия, а также Бразилия. Не случайно, когда спустя три десятка лет западный мир с ужасом взирал на дымящиеся развалины Кувейт-Сити и пылающие нефтяные поля, аналитики на вопросы журналистов «Так кто же, все-таки, вооружил Саддама Хуссейна?» многозначительно отвечали: «Все...». И это была чистая правда.

Как бы там ни было, но количество баррелей нефти (или миллионов долларов), предложенных взамен, перевесило для поставщиков как опасения в том, что оборудование будет использоваться не только в заявленных «научно-исследовательских» целях, так и многочисленные протесты Тель-Авива, заявленные по дипломатическим каналам. Убедившись в бессилии дипломатии, израильское руководство решило для устранения ядерной угрозы со стороны Багдада еще в зародыше прибегнуть к помощи своей секретной службы.

Первый раунд «Моссад» выиграл всухую: в апреле 1979 г. его агентам удалось нанести фатальные повреждения реактору мощностью в 70 МВт, подготовленному французами к отправке в Ирак. Однако стремление подрядчиков выполнить взятые на себя обязательства сыграло с израильтянами злую шутку: диверсия лишь отдалила сроки получения и монтажа вожделенного для иракского лидера оборудования. Утроив меры безопасности, Париж сполна рассчитался по контракту и, через шесть месяцев после диверсии, в местечке Осирак (15 км к западу от Багдада) здание реакторного зала стало обретать видимые контуры.

Поскольку, по мнению израильских политиков, это нарушало сложившееся хрупкое равновесие на Ближнем Востоке, в штабах уже в ноябре 1979-го стали прорабатывать возможность нанесения авиаудара для уничтожения объекта, способного уже в недалеком будущем принести немало бед.

Задача, поставленная перед Хейль Ха Авир, как именуются израильские ВВС на языке тамошних «осин», простотой, мягко говоря, не отличалась: необходимо было преодолеть около 1000 км, пролетев над территорией минимум одной враждебной страны, причем, по возможности, необнаруженными до входа в иракское воздушное пространство. Кроме этого, нужно было правильно выбрать средства поражения и дату удара (не слишком рано, чтобы исключить возможность восстановления, но и не после пуска реактора). На первый взгляд, это было из категории невозможного.

Однако, ВВС Израиля было не привыкать решать задачки, неразрешимые для многих других, и подготовка к операции началась. Все расчеты строились на использовании F-4Е «Фантом» (основных ударных самолетов на тот момент, радиус действия которых явно недостаточен) в связке с парой КС-130Н «Геркулес» для дозаправки (из которых и состоял собственно весь (!) парк заправщиков). Неудовлетворительность схемы была видна, как говорится, невооруженным глазом, но иного выбора тогда не было.

Окончательно утвержденное правительством решение о бомбардировке (февраль 1980 г.) привело в действие механизм подготовки операции, в ходе которой 13 апреля 1980 г. впервые была произведена дозаправка израильского F-4Е от КС-130Н. Специально для этого фирма «Израэл Эркрафт Индас-триз» в спешном порядке разработала топливоприемное оборудование, размещаемое по правому борту «Фантома», поскольку имевшаяся на них стандартная американская горловина не соответствовала шлангам-конусам заправщиков. Но происшедшее в следующем месяце за много тысяч километров от Тель-Авива событие избавило «соколов Давида» от необходимости подобных импровизаций.

В мае 1980-го первые четыре израильских летчика-истребителя завершили переучивание на F-16А/В, проходившее в 388-м авиакрыле тактических истребителей (388 ТР\Л/) на базе Хилл, в штате Юта, и вернулись в 117-ю эскадрилью. Последняя, сформированная еще в 1953 г., имела неофициальное название «Первая Реактивная» и сменила к этому времени уже несколько типов самолетов: «Метеоры», «Миражи», «Нэшеры». 2 июля на ее базу Рамат Давид прибыли первые четыре «Файтингфалкона» и эскадрилья начала подготовку к новому этапу своей истории. 21 ноября того же года она была объявлена боеготовой, имея по штату 18 F-16 А и В и столько же летчиков. За ней последовала «возвращенная из запаса» 110-я эскадрилья (до вывода в резерв эксплуатировавшая сначала «Москито», а за тем «Вотуры» и «Скайхоки»), ядро которой составила также четверка пилотов, подготовленных на авиабазе Хилл.

Появление этих самолетов позволило штабистам израильских ВВС отказаться от наиболее сложного этапа операции — дозаправки в воздухе, поскольку дальности полета «Фалкона» хватало вполне, а хорошая система управления вооружением позволяла с высокой точностью поражать цели. Минусом считалась однодвигательная схема, обеспечивавшая меньшую живучесть по сравнению с двумя турбинами F-4, однако преимуществ у «сокола» все же было больше чем у «призрака», а потому риск неудачного исхода разрабатываемой операции при использовании этих машин был заметно ниже.

Сразу после достижения боеготовности 117-ая эскадрилья начала подготовку к атаке наземной цели на большом удалении, причем истинное назначение тренажа было известно только командиру. Расчеты показали, что удар вполне осуществим. Были созданы две ударные группы по четыре машины, головная — из 117-й, ведомая — из 110-й, во главе с комэсками. На комэска-117 было возложено и общее руководство миссией. Прикрытие осуществлялось новейшими истребителями завоевания господства в воздухе F-15А «Игл» из состава 133-й истребительной эскадрильи (авиабаза Тель-Ноф), в задачу которым вменялось также радиопротиводействие иракским РЛС.

Сведения о цели были получены от американских разведывательных спутников (хотя официально и США и Израиль это, естественно, отрицают). 23 августа на спешно сооружейный в пустыне Негев макет реакторного зала провели первую пробную атаку. Всего для участия в операции «Опера» отобрали 10 F-16А и 12 летчиков (два самолета и четыре пилота резервных). Экипажи интенсивно тренировались. Новые проблемы возникли 30 сентября, когда, на восьмой день ирано-иракской войны, реактор в Осираке был атакован четверкой иранских «Фантомов», однако 70-мм НУРСы «Зуни» и 20-мм снаряды автоматических пушек, выпущенные «соколами Хомейни», практически не нанесли ущерба зданиям и оборудованию, но изрядно всполошили иракцев.

Сразу после этого в дополнение к дивизиону (три батареи) ЗРК С-125 и полку МЗА, укомплектованному 57-мм автоматическими пушками С-60 и 23-мм ЗУ-23-2, вокруг ядерного комплекса был развернут зенитно-ракетный полк, оснащенный ЗРК «Квадрат» (экспортная модификация ЗРК «Куб»), насчитывавший пять батарей. В сущности, каждая из них, включавшая станцию разведки и целеуказания 1С91, четыре самоходные пусковые установки 2П25 (с тремя ракетами ЗМ9 на каждой) и две транспортно-заряжающие машины 2Т7 на шасси ЗиЛ-157, была вполне способна самостоятельно выполнять боевые задачи. Однако в комплексе с кабиной боевого управления (КБУ) автоматизированного комплекса «Краб» и приданной ему РЛС разведки целей 1С11 возможности каждого подразделения существенно повышались. Так, зона поражения по дальности лежала в пределах от 4 до 23 км, а по высоте от 30 м до 12 км. Фактически в случае необходимости полк мог одновременно обстреливать до 5 целей, наводя на каждую по две ракеты одновременно! При этом вероятность поражения типовой цели типа «истребитель» летящей со скоростью до 600 м/с (2160 км/ч) одной ракетой в зависимости от различных условий оценивалась в 0,8-0,95. Помимо этого, в непосредственной близости от реактора разместились расчеты ЗРК ближнего радиуса действия «Роланд».

Еще одной неожиданностью для израильтян оказалась появление на близлежащем аэродроме Аль Хаббания 11-й эскадрильи истребителей МиГ-23М, с которыми самолеты, увенчанные «звездами Давида», еще не встречались в воздушных боях. Ретроспективно сравнивая их с израильскими машинами, выделенными для нанесения удара, приходится признать, что иракские пилоты практически не имели «козырей», за исключением довольно высоких разгонных характеристик, по которым МиГ-23М занимал промежуточное положение, превосходя F-16, но уступая F-15. Однако в маневренном бою МиГ-23М несомненно проигрывал обоим самолетам противника, а потому шансы на успех имелись только при организации внезапной атаки израильских самолетов или обстрела на средней дистанции, когда решающими факторами были бы характеристики БРЛС и разрешенная дальность пуска управляемых ракет. И действительно, стоявшая на нашем истребителе импульсно-допплеровская БРЛС С-23 «Сапфир-23», с дальностью обнаружения до 70 км, могла сопровождать одновременно до четырех целей, правда наводила ракеты Р-23Р с разрешенной дальностью пуска до 40 км только на одну. Хотя стоявший на F-15 радар АН/АРС-63 имел почти вдвое большую дальность обнаружения (до 130 км), однако автоматический захват цели (причем только одной), сопровождение и наведение на нее ракет АIМ-7 «Спэрроу» с РЛ ГН осуществлял на дистанции не более 18 км. Еще более скромные возможности имел F-16А с его радаром АН/АРС-65, обладавшим дальностью обнаружения до 74 км, с автоматическим захватом и сопровождением на дистанции лишь в 9 км. Если же учесть, что последний истребитель в дополнение к 20-мм пушке М61 «Вулкан» нёс только пару УР АIМ-9 «Сайдуиндер» с ИК ГСН, то понятно, что в случае встречи с иракскими перехватчиками на дальних подступах к объекту удара, пилотам «Фалконов» пришлось бы не сладко.

Судить об этом можно на основании хотя бы того факта, что свои первые воздушные победы израильские F-16 одержали только спустя год после появления на вооружении строевых частей — 28 апреля 1981 г. В тот день, участвуя в одном из рейдов в воздушное пространство Ливана, в ходе которого были нанесены удары по объектам «Организации освобождения Палестины», ими были уничтожены два сирийских вертолета Ми-8 (один огнем 20-мм пушки, а другой УР АIМ-9 «Сайдуиндер»). Этот налет, конечно, ничуть не напоминал планируемый рейд, однако позволил пилотам лучше узнать свои машины. Кроме того, это были первые победы на этом типе самолета, одержанные не на полигоне, а в реальном воздушном бою.

И все же возможности «соколов» были явно ниже чем у «орлов», которые, начав свою карьеру в составе ВВС Израиля примерно на год раньше, весьма интенсивно наращивали счет своих побед, первые из которых были одержаны в небе над Сирией 27 июня 1979 г, Тогда две пары новейших израильских машин без потерь со своей стороны сбили четыре сирийских истребителя МиГ-21. В числе тех, кто сидел в кабинах «Иглов» был Менахем Эйнан, одержавший в тот день свою седьмую победу (прим.1 - Свою последнюю восьмую победу он одержал в 1982 г. в ходе операции «Мир Галилее», после чего был сбит в воздушном бою и погиб) и Эйтан Бен-Элияху (прим.2 - Погиб в воздушном бою в 1981 г.), получивший подтверждение на четвертую. Не смотря на столь оглушительный успех, израильтяне вводили в бой летный состав на новой технике постепенно и как правило старались не выставлять свою новинку на передовую линию противостояния, предпочитая наносить удары из засад, что и позволило им еще дважды (19 и 24 сентября того же года) сбить еще по четыре сирийских «двадцать первых».

1980-й прошел сравнительно спокойно, а в следующем году, в полной мере освоив новую технику, пилоты «Иглов» начали втягиваться в череду бомбежек и воздушных боев над Ливаном, в которых постепенно начали нести потери. В апреле 1981 г. сирийская войсковая ПВО смогла сбить на юге Ливана один F-15, в мае на этом же фронте было уничтожено еще два истребителя этого типа.

Однако вернемся назад. Еще 29 октября 1980 г., после провала очередных дипломатических усилий по «вразумливанию» Саддама Хуссейна, план операции «Опера» был утвержден кабинетом министров, а вскоре была назначена и дата — 10 мая 1981 г. Воскресный день для удара был специально оговорен премьер-министром М. Бегиным из политических соображений (предполагалось, что в выходной на объекте будет минимум французского персонала и, соответственно, жертв среди «нейтралов»). По той же причине бомбежка планировалась глубоко во второй половине дня, т.е. после окончания работы. Стратегически эта дата тоже устраивала, поскольку начало эксплуатации реактора планировалось на середину сентября 1981-го, что оставляло достаточно времени в случае задержек или временной отмены приказа.

Тем временем, подготовка к налету шла полным ходом. На двух F-16В был проведен пробный рейд в условиях, максимально приближенных к запланированной бомбежке. В качестве «вывозимых» на «спарках» летали начальник оперативного управления штаба ВВС полковник Авием Села, и начальник штаба израильских ВВС генерал-лейтенант Рафаэль Эйтан, ответственный за планирование операции. Последний, будучи только летчиком любителем в прошлом (вся его карьера проходила в воздушно-десантных войсках, которые в Израиле организационно входят в ВВС), впоследствии вспоминал, что полет «на современном реактивном истребителе лишь в небольшой степени напомнил ему опыт пилотирования планеров и легких авиеток 50-60-х годов.».

В мае американские спутники отметили расширение масштабов земляных работ вокруг уже построенных зданий ядерного центра. Как выяснилось позже, помимо наращивания потенциала ПВО столь важного объекта, были проведены и работы по усилению пассивных средств защиты. Так, высота окружавших здания ядерного комплекса и без того внушительных песочно-земляных валов была еще увеличена, а часть строений удалось скрыть от постороннего взгляда под маскировочными сетями.

Однако сразу выяснить, что именно происходит «на точке» не удалось из-за начавшегося сезона пылевых бурь, «окна» ясной погоды между которыми «по воле аллаха» не совпадали с графиком пролета американских космических разведывательных аппаратов. Это же обстоятельство заставило перенести дату начала операции на 31 мая. Затем разведка отметила проведение масштабных учений ПВО в районе удара, в которых приняли участие перехватчики и зенитчики, охранявшие объект готовящегося налета. Все это заставило вторично перенести удар на 7 июня. Только в этот день стало ясно: час пробил. Больше ждать было нельзя.

Вся группа (10 F-16 из Тель-Нофа и шесть F-15 из Рамат-Давида) собралась на авиабазе Ацион, на Синайском полуострове. Эта база, построенная в сентябре 1972 г., (и переданная Египту по условиям Кэмп-дэвидского соглашения при эвакуации израильтянами Синая в апреле 1982 г.) была избрана местом старта отнюдь не по соображениям близости к объекту. Для этого гораздо лучше подошли бы аэродромы Иерусалимского узла, однако Ацион, в отличие от них, давала преимущество скрытности, так как позволяла использовать для пролета малонаселенные и, что более важно, практически не имеющие сплошного радиолокационного поля пустынные районы севера Саудовской Аравии и юга Иордании (на отходе), вместо «утыканных» радарами Сирии и северной Иордании. Кроме того, вторжение в иракское воздушное пространство осуществлялось с наименее ожидаемого направления.

После брифинга в присутствии генерала Эйтана и его нового начальника оперативного управления генерала Иври, пилотов ждал обед. Свои места в кабинах они заняли в 14:00. Скрупулезный предполетный контроль был проведен без всякой спешки и занял полтора часа. Для достижения максимальной продолжительности полета, после газовки двигателей самолеты дозаправили. Пригодились и резервные аппараты: вследствие неисправности один F-16 пришлось заменить. В готовность привели вертолеты поиска и спасения СН-53 из 114-й эскадрильи, в воздух поднялся Е-2С «Хокай» ДРЛО и управления из состава 192-й эскадрильи.

Радиолокационная разведка окружающего пространства позволила установить, что ни одного летательного аппарата поблизости нет и в 15:55 тяжело груженые «Фалконы» и «Иглы» стали выруливать на взлет. Экономия горючего являлась высшим приоритетом и по достижении скорости 190 уз (352 км/ч) пилоты отключили форсаж. Группа собралась на высоте 2400 фт (732 м). Лидировала четверка F-16 из 117-й эскадрильи, за ней на дистанции 3600 м шли столько же «Фалконов» из 110-й. F-15 прикрытия летели парами справа, слева и сзади ударной группы, а позади до границы своего воздушного пространства ударную группу провожал экипаж «Хокая», осуществляя анализ обстановки и поддерживая связь с командным пунктом.

На подходе к границе операторы самолета ДРЛО сообщили, что все спокойно, после чего, передав условный сигнал, Е-2С отвернул в сторону, а истребители не меняя строя пронеслись над Акабским заливом, пролетев над яхтой короля Иордании Хуссейна. Весь полет проходил при абсолютном радиомолчании. Оказавшись над Саудовской Аравией, израильтяне снизились до запланированной высоты 300 фт (92 м), что при полете в ручном режиме требует от летчика нешуточной концентрации. Тем не менее, проблем почти не было, если не считать песчаной бури, потребовавшей кратковременного (15 мин) подскока.

Прямо перед пересечением иракской границы были сброшены 370-галлоновые подвесные баки и увеличена скорость до 450 узлов (833 км/ч). После прохода точки маршрута «Сэнд Дюн Йеллоу» летчики впервые включили радары и снова увеличили скорость до 500 уз (926 км/ч). Перехватчиков замечено не было, но зенитные автоматы открыли огонь. Перед озером Бахр аль Мил F-15 начали набор высоты патрулирования 25000 футов (7625 м) и затем, разделившись на пары, заняли три района, поставив заслоны на пути возможного подлета иракских истребителей: к югу от авиабаз Аль Хаббания и Аль Такадцум (на запад от цели), к западу от аэропортов Багдадского узла «Мутения», «Рашид» и международного аэропорта столицы (на северо-запад от цели) и к югу от цели, севернее авиабазы Убайда Бин аль Джарра.

На удалении 4 миль от реактора, находящегося слева от ударной группы, F-16 начали резкий набор высоты под углом 45 градусов, а по достижении траверза цели выполнили резкий вираж влево (90 градусов) с продолжением набора высоты. Через небольшой промежуток времени пилоты перевернули машины «на спину» для сохранения положительного значения перегрузки и визуального обнаружения цели. На высоте 5 тыс. футов (1525 м) F-16 вернулись в нормальное положение и, пикируя под углом 35 градусов, устремились на реакторный зал.

Каждый из восьми «Фалконов» нес по две двухтысячефунтовых (908 кг) бомбы Мк.84, взрыватели которых были установлены на замедление с учетом толстых бетонных стен здания и окружающих песчаных валов, причем вторая бомба каждого самолета взрывалась позже первой, используя таким образом проделанное ею отверстие. Такая тактика была, конечно, рискованной, но важность задачи и невозможность организации повторного налета в случае неудачи требовали уничтожения цели любой ценой. Сброс боеприпасов производился на высоте 4 тыс. футов (1220 м) с интервалом 5 секунд между самолетами, что позволяло снизить воздействие дыма разрывов и осколков бомб предыдущего самолета.

Освободившись от «гостинцев», летчики выполняли вираж в 90 градусов влево со снижением до 100 футов (30,5м). Через 50 миль ударная группа набрала оптимальную высоту и скорость полета. Сбор всех самолетов для возвращения домой производился также над Бахр ал Мил.

Из 16 сброшенных бомб 14 (87,5%!) попали непосредственно в реакторный зал и хотя две из них не разорвались, но оставшаяся дюжина полностью уничтожила надежду Саддама Хуссейна на собственное «оружие Судного дня». Промахи, как ни странно, можно тоже считать успешным выполнением задачи, т.к. были нанесены фатальные повреждения важным вспомогательным установкам ядерного центра. Решение атаковать воскресным вечером оказалось правильным, поскольку погиб только один французский инженер.

Противодействие ПВО свелось к запоздалому, хотя и весьма мощному артиллерийскому огню и пуску нескольких ЗУР, от которых самолеты ушли на малую высоту, одновременно отстреливая ловушки. Все участники бомбометания считали, что получили многочисленные попадания зенитных снарядов. Велико же было их удивление, когда, по возвращении домой на самолетах не нашли ни одной пробоины! Помимо общего возбуждения, такие впечатления, вероятно, объясняются близкими разрывами собственных бомб. Потерь и повреждений не было. Из имевшихся поблизости перехватчиков взлетел лишь один МиГ-23, пилот которого однако, не рискнул атаковать отходившую на запад со скоростью 600 уз (1111 км/ч) ударную группу. Комэск-133, надеявшийся пополнить свой боевой счет (за четыре месяца до описываемых событий он сбил сирийский МиГ-25), был, по его словам, «сильно разочарован таким развитием событий».

Еще более разочарован действиями своей ПВО и особенно перехватчиков был иракский вождь. Еще бы: менее чем за минуту он потерял весьма важный объект, составлявший его гордость и стоивший немалых денег. «Естественной» была и реакция: все офицеры, входившие в систему ПВО Осирака, от капитанов и выше, были арестованы и после скорого суда по приговору полевого трибунала расстреляны.

С точки зрения международного права операция «Опера» была его грубейшим нарушением: произведено намеренное вторжение в воздушное пространство трех государств, одно из которых (Иордания) даже формально не находилось в состоянии войны с Израилем, Ираку был нанесен ущерб по самым скромным оценкам на несколько сотен миллионов долларов, имелись человеческие жертвы. В очередной (и далеко не в последний) раз право силы оказалось главнее силы права...
 
+
-
edit
 

Nikita

аксакал

ХАН> История повторяется. Опять эксклюзивные пилоты на эксклюзивных самолетах с эксклюзивными боеприпасами по своим отбомбились в Афганистане.

Да, история повторяется. Как ХАН читать не умел так и не умеет.

Канадцы попали под пушку A-10.

ХАН> Бывет у всех во всех армиях.

Бывает и регулярно. Месяц назад в том же Афганистане один канадец другого застрелил случайно.

ХАН> Но что-то уж часто в исполнении самых лучших...

Много воюют значится.

ХАН> Может канадцы плохие, что им на бошки бомбы союзников посыпались?

И то что канадцы - тоже может быть фактором. Другие ВС, другие процедуры, другая подготовка. Точные же причины укажет расследование.
Учитесь читать.  
1 9 10 11 12 13 14 15

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru