Статья на буржуйском ресурсе про турецкие (в девичестве - немецкие) дизель-поезда, частично перевел (по ссылке много фоток):
В октябре 1940 года TCDD (Турецкие государственные железные дороги - Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları) разместили заказ на шесть дизельных поездов MT5200 на заводе MAN в Германии. Это были первые по-настоящему современные поезда, введенные в эксплуатацию в Турции, и они были на одном уровне с самыми передовыми поездами, действовавшими в то время в Европе и мире. Благодаря двум 12-цилиндровым дизельным двигателям MAN мощностью 480 л.с., MT5200 могли развивать скорость до 120 км/ч и вмещать до 127 пассажиров при двухклассной компоновке, 103 кресла второго класса и 24 кресла первого класса.
Первые два поезда были доставлены в Турцию в 1944 году после некоторой задержки из-за Второй мировой войны. Первоначально в состав поезда входило два вагона, считается, что два средних вагона были доставлены компанией MAN в 1954 году, чтобы преобразовать MT5200 (MotoTrain) в трехвагонный состав, чтобы они могли перевозить больше пассажиров. К сожалению, мало что известно об их сервисной истории и дате вывода из эксплуатации. Известно, что в какой-то момент оба поезда были перекрашены, и прежняя темная окраска была заменена привлекательной красно-белой окраской. Считается, что оба поезда были списаны в 1960-х годах.
Поскольку в конце 1944 года Вторая мировая война стала выглядеть для Германии все более мрачной, она приостановила экспорт четырех поездов MT5200, которые еще не были доставлены в Турцию.
Вместо того, чтобы доставить готовые поезда в Турцию, Германия передала три поезда своему марионеточному государству Словакии, в то время как один состав остался в Германии (где он продолжал работать до 1965 года).
После того, как Германия (и, следовательно Словакия) проиграла войну, два из MT5200 в Словакии были переданы Советскому Союзу в качестве компенсации за военное время.
Два состава были обозначены как ДП-11 и ДП-12 и интенсивно использовались на маршруте Минск-Вильнюс-Рига до начала 1960-х годов. Начиная с 1964 года, ДП-11 использовался в качестве испытательного стенда для новых двигательных технологий и был выведен из эксплуатации после завершения проекта в 1974 году.
MT5200 были оснащены некоторыми передовыми для своего времени функциями. Пожалуй, наиболее заметными из них являются радиаторы, которые помогают охлаждать дизельные двигатели, которые на MT5200 были размещены в обтекаемом капоте с горизонтальными решетками на передней крыше каждого вагона, а не посередине или под поездом. Такой выбор дизайна придал поездам особый величественный вид. Дизайн интерьера был столь же передовым и роскошным, включая центральное отопление, работающее на жидком топливе, регулируемые вентиляторы, освещение, обитые кожей сиденья и небольшую кухню, где можно было приготовить холодные блюда и напитки.
Хотя все два вагона были похожи внешне, их внутренняя компоновка сильно различалась. Между мотором и платформой для посадки в вагон "А" имелось багажное отделение, за которым следовали два отсека второго класса, разделенные посередине умывальником с туалетом. Наконец, был включен небольшой буфет.
В вагоне "B" было багажное отделение, предназначенное для перевозки почты и ценных товаров, которое также было оборудовано запирающимся шкафом. За ним было купе второго класса, туалет с туалетом и купе первого класса. Некоторые фотографии, на которых запечатлен интерьер поезда незадолго до отправки в Турцию, можно увидеть ниже.
После окончания Второй мировой войны Турецкие государственные железные дороги снова обратились к германской компании MAN с просьбой о поставке более современных поездов. Начиная с 1951 года, шестнадцать МТ5300 начали дополнять МТ5200 в эксплуатации. MT5300 были улучшенным вариантом, в значительной степени основанным на оригинальной конструкции MT5200, и могли быть объединены для работы в нескольких наборах. Эти поезда были специально разработаны для дальних поездок, например, между Анкарой и Стамбулом. В то время как паровозам по-прежнему требовалось около 14 часов, чтобы курсировать между Анкарой и стамбульской станцией Хайдарпаша, MT5300 мог завершить ту же поездку за 8,5 часов. Для сравнения, современные турецкие скоростные поезда могут преодолеть эти 533 км пути всего за 3,5 часа.
By Stijn Mitzer and Joost Oliemans Y urdumuzu dünyanın en mamur ve medenî milletleri seviyesine çıkaracağız - We shall raise our country ...
// www.oryxspioenkop.com