кщееш>> История с Кувейтом только Вам, о мудрейший, кажется ясной. А мне - нет.
israel> Да, я давно подозревал, что это Кувейт напал на Ирак. Просто кувейтское наступление было таким коротким, что его никто не заметил, и все приняли иракскую контратаку за агрессию.
кщееш прав, кстати - Ирак, несомненно агрессор...но не больший, чем США в отношениях с Мексикой
_______________________________________________________
Отношения между Ираком и Кувейтом на всем протяжении их истории носили сложный, а временами драматический характер. Их нельзя было назвать добрососедскими, а уж тем более дружественными.
В основе иракско-кувейтских противоречий лежали спор о линии прохождения сухопутной и морской границы между двумя странами, а также стремление Ирака присоединить к себе кувейтскую территорию, т. е. фактически ликвидировать Кувейт как самостоятельное и суверенное государство.
Для обоснования своих территориальных претензий стороны ссылались на исторические свидетельства и документальные источники, начиная с XVIII века. При этом, естественно, оправдательные материалы, представлявшиеся обоими государствами, противоречили друг другу полностью или в значительной степени.
Претензии Ирака на обладание Кувейтом. Иракские правители вне зависимости от своей политической ориентации в той или иной форме постоянно предъявляли претензии на Кувейт. Это мотивировалось тем, что во времена Османской империи эмират входил в состав Бассорского вилайета, ставшего в 1920 году составной частью образованного тогда англичанами иракского государства. Кувейтяне же утверждают, что с момента возникновение кувейтского государства в XVIII веке, возглавлявшегося представителем и ныне правящей в эмирате семьи Ас-Сабахов, оно занимало собственную территорию на северо-западном побережье Персидского залива и оставалось самостоятельным, несмотря ни на какие исторические перемены, и это государство не было зависимым от Турции.
Идея о том, что кувейтская территория исторически является частью Ирака, возникла в правящих кругах Багдада еще в 1930-е годы. Однако высказывалась она не очень громко и настойчиво. Во многом это было связано с тем, что Кувейт в те годы находился под британским протекторатом, а багдадские правители сами находившиеся в сильной зависимости от Лондона, не желали обострения отношений со «старшим братом». В феврале 1958 года после создания Хашимитской Федерации в составе Ирака и Иордании тогдашний фактический правитель Ирака Нури Саид выступил с идеей присоединения к ней Кувейта, но получил решительный отказ от главы эмирата шейха Абдаллы.
Первая попытка насильственного присоединения Кувейта к Ираку была предпринята летом 1961 года, когда эмират стал независимым государством (19. 06. 1961 г.). Глава республиканского режима генерал Абдель Керим Касем отказался признать независимость Кувейта, заявив, что эмират является частью Ирака. К кувейтской границе были подтянуты войска. Однако попытки Касема овладеть Кувейтом окончились провалом. Шейх Абдалла обратился за помощью к Великобритании, оперативно направившей в Кувейт свой воинский контингент. Не получили действия Багдада поддержки и в арабском мире. Более того, Ирак фактически оказался здесь в изоляции. По решению Лиги арабских государств в Кувейт подразделения своих армий направили Саудовская Аравия, Египет, Иордания и Судан. С их прибытием из страны эвакуировались британские войска.
После свержения генерала Касема в феврале 1963 года и прихода к власти в Багдаде первого баасистского режима начались переговоры между Ираком и Кувейтом об установлении нормальных двусторонних отношений. В итоге 4 октября 1963 года Ирак признал независимость Кувейта. Было также заключено соглашение о предоставлении Кувейтом Ираку займа в размере 35 млн. фунтов стерлингов сроком на 25 лет.
Апогеем притязаний Багдада на независимость Кувейта стал захват эмирата иракскими войсками 2 августа 1990 года и последующее объявление его «19-й провинцией Ирака».
...После получения независимости от Великобритании в 1930 году молодое иракское государство всячески стремилось упрочить свои внешнеполитические позиции. Одним из шагов в этом направлении должно было стать вступление Ирака в Лигу Наций. Однако стране-кандидату предварительно требовалось подтвердить наличие у нее четко определенных государственных границ. В этой связи 10 августа 1932 года премьер-министра Ирака Нури Саид направил британскому резиденту в Кувейте письмо, в котором описал линию прохождения иракско-кувейтской границы. Это описание являлось фактической констатацией существовавшего положения дел и не вызвало возражений у тогдашнего шейха Кувейта Ахмеда аль-Джабера. В послании генсеку Лиги Наций правительство Ирака также не заявило о наличии у него территориальных споров с южным соседом.
Однако формальное признание Багдадом линии границы не означало ее фактического признания. Ирак всячески уклонялся от демаркации пограничной линии, а уже в 1934 году совершил первое нарушение границы с Кувейтом. В последующие годы эти нарушения продолжались. Более того, иракские власти выдвигали требования по изменению в свою пользу различных участков границы.
4 октября 1963 года стороны подписали протокол, подтверждавший статус иракско-кувейтской границы, установленный в 1932 году, в т. ч. подтверждалась принадлежность Кувейту прибрежных островов Варба и Бубиян. Казалось бы, что территориальные проблемы между соседними государствами решены. Однако Ирак не прекращал выдвигать претензии на отдельные части кувейтской территории, в первую очередь на острова Варба и Бубиян и район южнее иракского порта Умм-Каср. Уже в 1967 году это привело к пограничному конфликту между двумя странами.
Вторично пришедшее к власти в Ираке в июле 1968 года баасистское правительство отказалось признавать законность соглашения от 4 октября 1963 года в части касающейся статуса границы. В Багдаде претендовали на новую пограничную линию южнее Умм-Каср, остров Варба и северную часть острова Бубиян. При этом Ирак предложил Кувейту значительно большую по площади территориальную компенсацию за счет своих земель в районе южной границы. С. Хусейн выступил с идеей передачи Ираку в аренду на 99 лет островов Варба и Бубиян. Иракцы также просили разрешения проложить нефтепровод через территорию эмирата.
На все эти предложения кувейтская сторона отвечала категорическим отказом, не желая поступиться даже сантиметром своей земли. Причем данная позиция отражала мнение не только правительства, но и всех общественно-политических сил страны.
Переговоры по территориальным вопросам продолжались на протяжении 1970-х годов, но к конкретным результатам так и не привели.
В 1973, 1974, 1976 и 1977 годах на кувейтско-иракской границе имели место конфликтные ситуации. Причем в 1973 году они приняли характер вооруженных столкновений. В феврале 1977 года Ирак закрыл границу с Кувейтом. С обеих ее сторон началась концентрация войск, но в июле Эль-Кувейт и Багдад достигли договоренности о нормализации ситуации в пограничных районах.
Очень важным элементом в территориальном споре между соседями являлся вопрос о добыче нефти в приграничных районах. Отметим, что Багдад в качестве одного из поводов для агрессии против Кувейта в 1990 году выдвинул обвинение в том, что кувейтяне незаконно добывают нефть горизонтальным способом на иракской территории в районе Эр-Румейла. В свою очередь, с аналогичными обвинениями в адрес Ирака выступали власти эмирата.
В апреле 1991 года вскоре после разгрома иракской армии и освобождения Кувейта Совет Безопасности ООН принимает резолюцию N 687, которая предписывала Ираку признать пограничную линию, установленную договоренностями 1932 и 1963 годов.
.....
О том, что в отношениях между Ираком и Кувейтом назревает серьезный кризис в Вашингтоне знали за несколько недель до вторжения. И хотя представлялось, что возникшие между двумя странами спорные вопросы (о квотах ОПЕК на объем добычи и ценах на нефть, о разделе нефтяных полей в Румайле, о принадлежности острова Бубьян, который контролировал вход в основной иракский порт и военно-морскую базу Умм-Каср и пр.) будут решены мирным путем, в Вашингтоне могли догадываться о действительных намерениях С. Хусейна в отношении Кувейта. Во всяком случае в ходе состоявшейся 25 июля 1990г. продолжительной, с глаза на глаз встречи С. Хусейна с послом США в Ираке Эйприл Кэтрин Гласпи, иракский лидер заявил, что "эгоизм Кувейта и ОАЭ нетерпим", что проведенные незадолго до встречи совместные военные маневры США с этими странами "только поощрят ОАЭ и Кувейт игнорировать обычную дипломатию" и что если в этой связи Ирак будет "унижен" Соединенными Штатами, то у него "не останется другого выхода, как "ответить", как бы алогично и деструктивно ни выглядел такой подход". 150
Детали и важные аспекты того, что именно было сказано С. Хусейну американским послом, прекрасно владевшей арабским языком, возможно никогда не станут известными, но точно одно: в ответ на наводящей вопрос Гласпи заявила иракскому лидеру: "Как вы знаете, мы не занимаем сторон в территориальных спорах". Впоследствии эта фраза была истолкована, по словам Скоукрофта, как если бы США "проявляли свое безразличие в этом вопросе" и давали Саддаму "зеленый свет" на захват территорий своих соседей. 151 Расследование Конгрессом США полгода спустя этого "инцидента" и сегодня не снимает вопроса о том: имела ли место всего лишь ошибка опытного профессионального дипломата - специалиста по ближневосточным делам, имевшей к тому же доверительные контакты в администрации, или это была заранее продуманная провокация, рассчитанная на вовлечение Ирака в конфликт с целью его изоляции в арабском мире, свержения режима С. Хусейна и установления более "надежного" военного присутствия США в Кувейте, Саудовской Аравии и других частях региона.
В числе первых шагов, предпринятых Бушем- старшим после получения сообщения о вторжении Ирака в Кувейт было обращение к Организации Объединенных Наций. "Несмотря на то, что в случае необходимости я был готов действовать в одностороннем порядке,- пишет Буш в упомянутой книге,- я все-таки хотел, чтобы ООН была вовлечена в разрешение этого кризиса и резко осудила вторжение Ирака на территорию другого государства - члена ООН. Решительные действия ООН будут иметь большое значение для мобилизации международной поддержки прекращения агрессии. Я проинструктировал Т. Пикеринга (постоянного представителя США при ООН - Авт.) работать в тесном контакте с Кувейтом и сделать все возможное для срочного созыва Совета Безопасности" 152
Подоплеку инициативы Буша более четко разъясняет Скоукрофт: "Мы стремились с самого начала кризиса получить поддержку со стороны ООН не потому, что нуждались в ее мандате, а потому, что это было частью наших усилий по формированию международной коалиции. ООН обеспечивала дополнительную политическую крышу" 153. Роль ООН низводилась, таким образом, до обеспечения политико-дипломатического прикрытия последующих действий США в кувейтском кризисе, будь они предприняты в одностороннем порядке или на основе сколоченной Вашингтоном международной коалиции.
Но было еще одно немаловажное соображение: правящие круги США, взбодренные успехами "бархатных революций" в странах Восточной Европы, разрушением ГДР и согласием Горбачева на членство объединенной Германии в НАТО, искали пути к тому, чтобы заложить основы так называемого "нового мирового порядка", который базировался бы на устранении СССР от активного участия в мировых делах, нейтрализовал бы его влияние на трех континентах, в том числе в стратегическим важном регионе Ближнего и Среднего Востока и обеспечивал бы Вашингтону лидирующую роль в мире. В этом контексте они придавали большое значение ООН как авторитетной международной организации, имея в виду со временем поставить ее на службу гегемонистским устремлениям США. В Вашингтоне считали, что исходным пунктом на этом пути вполне мог послужить кувейтский кризис: надо было лишь "дожать" Советский Союз, заставить его пожертвовать своим огромным, накопленным за тридцать лет сотрудничества влиянием в Ираке - этой крупнейшей страны Ближнего Востока и подключить его к американской стратегии в регионе под предлогом необходимости коллективных действий "против агрессора" в рамках ООН.
Созванный по инициативе США в ночь с 1 на 2 августа Совет Безопасности ООН принял резолюцию 660 (от 2 августа 1990г.), которая осуждала "вторжение Ирака в Кувейт" и требовала "немедленного и безоговорочного отвода всех его войск на позиции, которые они занимали на 1 августа 1990г." Резолюция также призывала Ирак и Кувейт немедленно начать переговоры по урегулированию разногласий между ними и высказывалась в поддержку "всех усилий в этом отношении, в особенности усилий Лиги арабских государств".
Для США резолюция была, в принципе, пустой формальностью и ее значение определялось прежде всего стремлением Вашингтона прикрыть уже начавшуюся за несколько часов до этого лихорадочную подготовку к вооруженной акции против Ирака. Уже в 5 утра 2 августа Буш приказал американскому флоту, находившемуся в состоянии готовности в районе острова Диего-Гарсия в Индийском океане, "выдвинуться в Персидский залив" и распорядился о переброске в регион, в частности в Саудовскую Аравию военно-воздушных сил США. Был также подписан указ о замораживании авуаров Ирака и Кувейта в США. 154.
Из книги Буша и Скоукрофта следует, что Буш с самого начала был готов, в случае необходимости, "использовать силу для изгнания Саддама из Кувейта, хотя он прямо и не говорил об этом" 155. На заседании Совета национальной безопасности (СНБ) утром того же дня, 2 августа, главком Центрального командования вооруженными силами США (ЦЕНТКОМ) Н. Шварцкопф, которому предстояло отвечать за реализацию военных акций в регионе, уже докладывал, что корабли США в Персидском Заливе в течение нескольких часов могли "нанести удар по целям в Ираке", что через несколько дней в Заливе будет создана "более мощная морская группировка, что планировалось незамедлительно перебросить в Саудовскую Аравию самолеты F-15 и F-16 и что на развертывание соответствующих авианосных ударных групп потребуется около двух недель". На том же заседании Буш распорядился о введении односторонних санкций США в отношении Ирака и требовал, чтобы " американские санкции начали действовать еще до обеда". 156.
Позднее в тот же день в Аспене (штат Колорадо), куда Буш прилетел для вручения М. Тэтчер, тогда премьер-министру Великобритании, премии Аспенского университета, была выработана общая позиция лидеров двух стран в том, что касалось необходимости введения санкций и возможности применения силы против Ирака. При этом Тэтчер подчеркнула, что выполнение задачи "принудительного вывода" войск Ирака из Кувейта "будет зависеть от американского лидерства" 157 Тэтчер предложила Бушу английские войска для участия в коалиции против Ирака. 158,
Понятно, что возможность создания такой коалиции во многом упиралась в позицию Советского Союза, в отношении которой в Вашингтоне поначалу испытывали определенные сомнения, и не без оснований. Располагая правом вето в Совете Безопасности ООН, Советский Союз вполне мог заблокировать принятие им любой неприемлемой для Ирака резолюции, что, несомненно, сказалось бы и на позиции ведущих арабских стран, без участия которых в антииракской коалиции, она просто не могла бы состояться. Но именно поэтому для Вашингтона было особенно важно так или иначе склонить Советский Союз на свою сторону или по крайней мере исключить возможность его противодействия сколачиваю такой коалиции путем использования механизма Совета Безопасности ООН. При этом американцы явно рассчитывали на "новое мышление" в Москве в вопросах внешней политики.
Посол США в СССР Джек Ф. Мэтлок пишет по этому поводу в своих мемуарах следующее: "До той поры Ирак являлся советским союзником, получателем огромного количества военного снаряжения. Тысячи советских военных советников и инструкторов жили там. Хотя нам было известно, что советское правительство не стояло за вторжением в Кувейт, мы понимали, что ему будет трудно действовать в согласии с нами для прекращения агрессии, поскольку для него это означало бы повернуть на сто восемьдесят градусов всю свою ближневосточную политику и, возможно, подвергнуть опасности какое-то число своих граждан. Тем не менее ставки были высоки, и мы решили изо всех сил постараться убедить Горбачева с Шеварднадзе примкнуть к нам для оказания сопротивления иракской агрессии. Если "новое мышление" и "общечеловеческие интересы" что-то значили, они должны были означать, что Советский Союз осудит агрессию и примкнет к нам, оказав давление на Ирак с тем, чтобы он убрался восвояси". 159
Подчеркнем, что расчеты США на "привлечение" Советского Союза к антииракской коалиции отнюдь не означали, что в Вашингтоне были готовы согласится на его присутствие, в какой бы то ни было форме, тем более на его военное присутствие, в районе Персидского залива. Против "воскрешения мечты" Советского Союза "о доступе в порты теплых морей" Буш с самого начала решительно возражал. Речь шла всего лишь о том, чтобы постараться получить согласие СССР "на какие-то действия", например, в виде "совместного заявления", а потом "в ООН и в Совете Безопасности" 160.
Соответственно работала и американская дипломатия. Уже в первых контактах с министром иностранных дел Э. Шеварднадзе после получения сообщения о вторжении Ирака в Кувейт госсекретарь США Джим Бейкер, действуя по прямым указаниям Буша из Вашингтона (Бейкер и Шеварднадзе находились в тот момент в Иркутске и вели там официальные переговоры по ряду международных вопросов) поставил перед советским министром два вопроса: о желательности опубликования советско-американского заявления с осуждением интервенции и о совместном эмбарго на поставку оружия Ираку. 161.
____________________________________________________
Так, что "иракская агрессия" - всего лишь стратегическая многоходовка Буша-старшего, направленная в первую очередь против СССР
Ник
Юрченко В. П. "Иракско-кувейтские отношения: будет ли свет в конце тоннеля?"