[image]

Герой нашего времени

Теги:политика
 
+
-
edit
 

davinchi

втянувшийся

админ. бан
Без вины виноватый



23/08/2006

Троянову надо было погибнуть. Летчик рассказал «МК» в Питере» о том, как его предало родное начальство
Без вины виноватый

Год назад истребитель СУ-27 рухнул на поля рядом с литовской деревней. Пилот Валерий Троянов катапультировался и прославился на весь мир. Литовцы признали, что на их суверенную территорию он попал случайно, и простили летчика. Зато его не простило родное начальство. Поиграв пару недель в «отцов родных», командиры списали на Троянова всю вину в инциденте. Наверное, если бы пилот погиб, семье разрешили бы считать его героем. Но жена и дети предпочитают видеть его живым. Правда, из армии Троянову теперь придется уйти.

Русские своих не бросают?

Около года назад в литовских сельхозугодьях упал российский истребитель СУ-27. Пилот, майор ВВС Валерий Троянов, приземлился рядом с обломками самолета и в течение трех недель сидел под «гостиничным» арестом в столице бывшей братской республики. Пока та не вынесла вердикт о его невиновности в нарушении границ. Литовские ВВС тогда оконфузились перед своими собратьями по НАТО по самое дальше некуда: над их, можно сказать, головами кружил вражеский самолет, а они в ус не дули, пока тот не упал. После крушения истребителя Литва стала подбираться к его секретной начинке, мечтая, в порядке реабилитации в глазах «старшего брата» по североатлантическому альянсу, преподнести ему в дар коды системы «свой-чужой».

Обнаружив, что все секреты уничтожены вместе с самолетом, свободная республика укусила локоть и начала торговаться с Россией за обломки. Каждая отвоеванная тысяча евро тут же фиксировалась в прессе, чтобы Москва ненароком не забыла, сколько должна Вильнюсу за гору металлолома на полях деревеньки Йотишкю. Старшему американскому брату тоже предложили раскошелиться: дескать, это вы виноваты, что мы над собой военных самолетов не видим, подкиньте «зеленых» на материально-техническое и тактико-стратегическое — прозреем. Короче, Литва хорошо заработала на крушении российского истребителя. Но и наша держава не осталась внакладе: военная тайна — «наше все!» — была сохранена, сумма, которую выставила Литва, по российским меркам оказалась скромной, а все вместе позволяло нам всласть повеселиться на счет бывшей братской республики и — что еще приятнее! — ее натовских спонсоров. Шуточки по поводу «дыры» в военно-воздушном пространстве альянса отпускали на самом высоком уровне.

Что особенно радует, не пострадал никто из нашего военного начальства. Литва отправила в отставку своего главкома ВВС, а в России виноватым оказался только один человек — летчик Валерий Троянов. — Такое ощущение, что комиссия по расследованию причин аварии работала не для того, чтобы расследовать причину и в будущем не допустить аварий, а только чтобы «назначить» виноватого, — вздыхает сегодня Ольга Троянова, супруга летчика. Год назад наши дипломаты виртуозно превратили авиакатастрофу в мелодраму. К арестованному летчику в Вильнюс по указанию президента была спешно отправлена жена, и три недели, пока супруги Трояновы оставались в Литве, в России дипломаты и военные изо всех сил «хлопали крыльями». Неизвестно, как они вели бы себя, окажись Троянов, скажем, в британском воздушном пространстве. Но крохотная Литва оказалась на редкость удачной сценической площадкой для первой презентации шоу под названием «Мы тоже умеем постоять за своих».

Отметим, в Литве все было по-настоящему. Россияне по-настоящему переживали за россиян и просто помогали им.

— Что бы ни говорили сейчас, как бы ни повернулись потом события, но посольству, нашим дипломатам мы по-настоящему благодарны, — говорят Трояновы. — Люди сутками не спали, чтобы нас вытащить. Работали четко. Неизвестно, как прошел бы этот «литовский период» без их поддержки…

Народный герой

В Литве сотрудники нашего посольства искренне болели за Трояновых, но тут, в России, прибалтийские события были интерпретированы в полубезумную мыльную оперу. Народ рыдал от умиления, Троянова прославляли как народного героя, не вполне понимая, в какой момент он проявил героизм, но зная, что проявил наверняка. — Я так и не понял, кто и когда придумал, что в моем поступке якобы был героизм, — пожимает плечами Валерий Троянов. — Поступка-то как такового не было: иначе действовать просто невозможно было. Почему вокруг этого поднялась такая шумиха — мы до сих пор не понимаем. — Нам писали письма обыкновенные люди, — рассказывает Ольга, перебирая в руках конверты. — Смотрите: мальчик прислал стихи. А вот — пишет летчик… А тут еще один 13-летний ребенок говорит, что хочет быть таким, как Валерий Троянов, спрашивает, где находится училище, которое он окончил. Гора писем росла, люди писали и писали. Им забыли дать команду «отбой», не рассказали, что Валерий Троянов больше не «народный герой».

«Главный виновник»

В ноябре комиссия по расследованию причин аварии уже нашла причину. И хотя заключение экспертов толщиной сантиметров в пять было, как рассказывают источники в штабе 6-й армии, почти полностью посвящено ошибкам в работе наземных служб, верх одержали четыре абзаца, посвященные летчику. Его супруге пришло письмо: виновник аварии — майор Троянов, который, если отойти от терминологии, не разработал мероприятий на случай отказа оборудования, не проверил правильность работы бортового компьютера, выполнил некие особые мероприятия с непроизносимым названием и аббревиатурой ПНК после запуска двигателя, а не до, и вообще не выполнил «действия при потере ориентировки в полете». Комментируя выводы комиссии, Троянов говорит: — Приборы работали так, как им полагалось работать в такой ситуации. Но их показания шли вразрез с указаниями наземных служб. Когда готовить комплекс к полету, до или после запуска двигателя, не сказано ни в одной инструкции… — О каких действиях идет речь в последнем пункте? — перебиваю летчика. — Комиссия утверждает, что я не подал сигнал тревоги. — А вы его подали? — Конечно! — Это где-то зафиксировано? — Безусловно, это должно быть зафиксировано наземными службами. Но… почему-то у них этих данных не оказалось… — Так что, вы себя не считаете виновным в аварии? — Нет, не считаю. Хотя я мог бы проявить больше настойчивости, чтобы получить необходимую помощь с земли. Наверное, это моя ошибка, но рассуждать об этом хорошо, сидя на земле. А обсуждать выводы комиссии я не берусь, там работают профессионалы. Ольга Троянова говорит с горечью: — Если бы он погиб — так и остался бы, наверное, героем. Нам говорили бы слова соболезнования, хлопали бы меня по плечу… Но, знаете, пусть он лучше будет выставлен виноватым, зато жив и здоров. Мы-то с детьми все равно знаем, что можем гордиться им.

Травля

Валерия Троянова признали виновным в аварии. Уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления, но к ответственности его все-таки привлекли: майору Троянову было вынесено предупреждение о неполном служебном соответствии. В классификационную комиссию были направлены документы о снижении класса пилота. Отметим, что классификационная комиссия не признала выводов о виновности Троянова и оставила за ним 1-й класс. Что тогда? Тогда высокое начальство снова направило туда документы. Комиссию это удивило по-настоящему: с подобной настойчивостью они столкнулись впервые. И впервые на «разбор» был вызван сам пилот. Он дал свои объяснения, и комиссия вновь поверила Троянову. — Этот 1-й класс так важен? — спрашиваю у летчика. — Им было недостаточно «неполного служебного соответствия»? — Это взыскание может быть снято через год. А снижение класса сказывается на зарплате, а потом — на пенсии, — объясняет Троянов. — Но даже не это главное. Классность — это прежде всего мой вложенный труд. — Но что такого сверхособенного случилось тогда в Литве? — недоумеваю я. — Все живы, секретные коды «свой-чужой» уничтожены… — Так они и не могли сохраниться! — кипятится летчик. — Даже если бы я не уничтожил их сам, они «автоматом» уничтожаются при катапультировании. Если что-то не сработало — при падении самолета. Если и тут сохранились — то при отсутствии питания в течение нескольких минут!.. — Тогда из-за чего столько шума? И Валерий и Ольга молчат. Они так и не поняли, за что им столько «внимания». Впрочем, на короткое время о них забыли. Но в декабре прошлого года началась уже форменная травля. — В газетах вдруг стала появляться информация, которая ничего общего не имела с действительностью, — рассказывает Ольга. — Сначала сообщили: все в порядке, Троянов приступил к полетам. А он к тому времени даже медкомиссию еще не проходил! Потом появилась статья о том, что в отношении Троянова возбуждено уголовное дело. К этому времени дело уже было закрыто! Валеру как только не называли, «Иванушка-дурачок» — это самое мягкое. Недавно мы прочитали, что он уволился из армии. Об увольнении Троянова, видимо, сообщил в прессу как о свершившемся факте неизвестный информатор из штаба ВВС. — Я только прошел медкомиссию в госпитале. Конечно, мне сообщили, что я отстранен от полетов по состоянию здоровья. Но никаких бумаг еще никуда не посылали. Однако в нашу часть уже звонили из штаба и спрашивали: когда придут документы на увольнение Троянова? — рассказывает Валерий. — Что же это такое было в Литве, в сентябре, когда вашу семью опекали и прославляли? — интересуюсь у супругов Трояновых. — Мы сами не поняли, что это было, — улыбается Ольга. — Но, поверьте, все слова благодарности мы тогда говорили искренне. Пока мы были в Литве, о нас заботились, нас подбадривали. — И когда все кончилось? Летчик молчит. За него вдруг, не сдержавшись, отвечает Ольга: — Все кончилось, как только мы пересекли границу…

Первое катапультирование

Скоро год как летчик-истребитель Валерий Троянов, майор ВВС, не летает. Скрыть, как он скучает по этой работе, ему не удается. Особенно когда Троянов рассказывает, как готовилась к саммиту его эскадрилья, какие интересные были у ребят полеты, какие трудные задачи… У него самого трудных задач впереди — немерено, а вот интересных полетов не будет, наверное, уже никогда.

Через два дня после возвращения Троянова из Литвы его вызвали в военную прокуратуру. Приехав из Лодейного Поля в Петербург, он сначала зашел в штаб. И там летчику мягко, но настойчиво посоветовали: лучше тебе уйти. Мол, два катапультирования — это достаточно, не будем ждать третьего. Так еще до всех выводов комиссии стало понятно, кто будет назван виновником инцидента. — Что, — спрашиваю, — это действительно было второе катапультирование? — Второе, — кивает Троянов. — А первое?.. — Первое было в 88-м, 1 сентября. Еще в училище. Тогда решение принимал не я, а инструктор, причем он проявил настоящий героизм… Если опустить терминологию, то в сентябре 1988 года курсант Троянов летел с инструктором — капитаном Сергеем Глазковым. Самолет был учебный, с одним двигателем. И в этот двигатель на высоте 600 метров попала птица. На отметке 550 метров Глазков приказал Троянову катапультироваться, а сам остался в самолете: впереди был нефтеперерабатывающий завод. — Если бы он не увел машину оттуда, — вспоминает Троянов, — факел был бы неслабый… Глазков катапультировался на высоте 150 метров — и выжил. — И что? Его наказали? — интересуюсь. — Нет, — улыбается Троянов, — Его наградили. Приемником «Альпинист»…

Дальше — неизвестность

В июне майор Троянов был отстранен от полетов по состоянию здоровья. Они с женой увольняются из армии. Ольга, прапорщик медслужбы, уходит вслед за мужем. — А ведь мы не ушли даже в начале 90-х, — вздыхает Ольга, глядя на мужа. — Тогда по полгода не платили зарплату, и очень много летчиков уволилось… — Вы останетесь в Лодейном Поле? — спрашиваю. — Нам бы не хотелось. Нет, не потому, что на нас здесь как-то косо смотрят, здесь все всё понимают. Причины — чисто бытовые: например, негде учиться детям, некуда Валере устроиться на работу. — А квартира? — Мы ее сдадим, если сможем получить жилищный сертификат. Если сможем его реализовать. И если сможем что-то купить на те деньги. — И куда? — Не знаю…
[round_box]

Город (812)

   
RU Dem_anywhere #19.09.2006 09:41
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
Ну, МК в своём духе...
давайте посмотрим на факты беспристрастно - чья вина в том, что самолёт упал на территории Литвы?
Ну ладно, предположим что заблудился по независящим обстоятельствам. Но кто мешал тупо полететь на восток и упасть в России?
Ну и - летающих самолётов у нас меньше чем лётчиков, это тоже учитывать надо...
   

TEvg

аксакал

админ. бан
Такие летуны нах не нужны.
   
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
TEvg> Такие летуны нах не нужны.

А самолет, значит, по-твоему был в полном порядке?
   

TEvg

аксакал

админ. бан
>А самолет, значит, по-твоему был в полном порядке?

Так самолет упал от выработки горючки вроде?

Навигация сдохла? Так Линдберг через океан вообще на одном магнитном компасе перелетел и не заблудился.

Мог бы посадить самоль на любую пригодную площадку - дорогу, гражданский аэродром, даже на базу НАТО. А он угробил машину. Пусть скажет спасибо что сейчас не растреливают за халатность.
   

TEvg

аксакал

админ. бан
Нда.. и эскадрильи у нас готовятся к саммитам. А я думал что к войне.
   
RU Алекс1980 #19.09.2006 11:31
+
-
edit
 

Алекс1980

втянувшийся

TEvg> Мог бы посадить самоль на любую пригодную площадку - дорогу, гражданский аэродром, даже на базу НАТО. А он угробил машину. Пусть скажет спасибо что сейчас не растреливают за халатность.

Точно, и деньжат бы подзаработал, целенький самолет посадить в стране НАТО, это тебе не просто так, это денег стоит, ну а потом мы бы его очень долго обратно выпрашивали, как у японцев.
   

TEvg

аксакал

админ. бан
>Точно, и деньжат бы подзаработал, целенький самолет посадить в стране НАТО, это тебе не просто так, это денег стоит, ну а потом мы бы его очень долго обратно выпрашивали, как у японцев.

Так выпросили же? Это наша собственность. Ущерба нет. Извольте отдать. Способы надавить на Литву (торговля транзит, АЭС) тоже есть, на случай если выпендриваться будут. Су-27 самолет несекретный в отличие от МиГ-25 Беленко. Но на дороге они не валяются.
   
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
>> Су-27 самолет несекретный в отличие от МиГ-25 Беленко. Но на дороге они не валяются.

Говорят, ответчики "Свой-чужой" зело интересная вещь...
   
+
-
edit
 

_Tiger_

втянувшийся

>>> Су-27 самолет несекретный в отличие от МиГ-25 Беленко. Но на дороге они не валяются.
AGRESSOR> Говорят, ответчики "Свой-чужой" зело интересная вещь...

Интересного там только коды, а они меняются весьма часто, само железо вроде как не очень интересно, но правда не уверен при случае спрошу у Обладающих Знанием :)
   

BrAB

аксакал
★★
TEvg>> Мог бы посадить самоль на любую пригодную площадку - дорогу, гражданский аэродром, даже на базу НАТО. А он угробил машину. Пусть скажет спасибо что сейчас не растреливают за халатность.
Алекс1980> Точно, и деньжат бы подзаработал, целенький самолет посадить в стране НАТО, это тебе не просто так, это денег стоит, ну а потом мы бы его очень долго обратно выпрашивали, как у японцев.


хых. ну вы ещё расскажите что летчик ну никак днем не может понять где находится восток. ну просто - никак. и что вместо карт ему дают пачку беломора
   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru