Реклама Google — средство выживания форумов :)
Однако 27 октября заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков сделал заявление о разочаровании сигналами из Вашингтона по теме продления договора. К пятнице, 30 октября, стало очевидно, что российско-американские переговоры по продлению договора до президентских выборов в США 3 ноября не имеют никаких перспектив. Спецпредставитель президента США для переговоров по контролю над вооружениями Маршал Биллингсли подтвердил, что США не готовы продлить СНВ-3 «без дополнительных условий».
К пятнице, 30 октября, стало очевидно, что российско-американские переговоры по продлению договора до президентских выборов в США 3 ноября не имеют никаких перспектив.
ВАШИНГТОН, 2 ноября. /ТАСС/. Соединенные Штаты обусловливают дальнейшее развитие военно-технического сотрудничества с Кипром его отказом предоставлять в будущем доступ к своим портам кораблям ВМФ России. Это подтвердил в понедельник на телефонном брифинге для журналистов помощник госсекретаря США по военно-политическим делам Кларк Купер, комментируя содержание своих недавних переговоров на Кипре.
"<...> Конкретно я отметил [на встречах в Никосии], что Кипр еще не сделал шагов, необходимых для того, чтобы запретить доступ к портам кораблям российского ВМФ. Этот и другие шаги, разумеется, необходимы. Однако они также являются частью стратегии [США], касающейся Восточного Средиземноморья, и [американского] Закона об энергетическом партнерстве от 2019 года. Мы, безусловно, хотим, чтобы Республика Кипр двигалась в этом направлении. Это даст нам дальнейший доступ к оборонной продукции, в отношении которой действует [американский] режим экспортного контроля ITAR", - заявил дипломат.
"Чтобы мы могли идти дальше с Республикой Кипр, - подчеркнул сотрудник внешнеполитического ведомства США, - нам надо видеть дальнейшие гарантии ее способности запретить портовый доступ кораблям российского ВМФ".
По словам Купера, "это очень честный диалог" между Вашингтоном и Никосией. "Мы (США - прим. ТАСС), конечно, понимаем, что у этих заходов в порты есть характер наследия, мы понимаем, что [у Кипра в данном случае] могут быть исторические экономические интересы. Тем не менее, чтобы двигаться вперед по мере того, как Кипр начинает играть более значимую роль в Восточном Средиземноморье, берет на себя больше ответственности за поддержание Европейского союза и требований НАТО, нам (американцам - прим. ТАСС) нужно иметь больше оперативной совместимости с ними (киприотами - прим. ТАСС). А это требует решения вопроса с заходами в порты (российских кораблей)", - сказал помощник госсекретаря.
Российско-американская война: "ограниченный обмен ядерными ударами"
В этом варианте конфликта Россия наносит ограниченный удар по США, направленный на уничтожение портовой инфраструктуры, кораблестроительных мощностей, отчасти запасов топлива. Но никаких попыток уничтожения элементов ядерной триады или ядерно-оружейного комплекса не предпринимается (максимум, подводные ракетоносцы могут случайно "попасть под раздачу" вместе с военно-морскими базами, на которых они находятся).
Одновременно в Европе "выносится" военная инфраструктура НАТО - и вот тут уже предпринимается попытка уничтожить ядерное оружие вместе с носителями. Оно расположено на немногочисленных локальных базах, так что это довольно реалистично.
Параллельно происходит "ядерная кастрация" Великобритании и Франции. Эти "малоядерные" страны имеют арсенал в несколько сотен боеголовок. Это гораздо меньше, чем у России и США, но и они опасны.
Неважно, кто нападает!
Что интересно, в данном случае неважно, от кого исходит инициатива конфликта. Для России всё равно оптимальной стратегией оказывается наступательная: захват малоядерной Европы (или угроза этого).
Для США же наступательная стратегия недоступна потому, что, как мы уже говорили, им попросту некуда наступать. Если они не начинают Большую Войну со всеми её сложностями (и неизбежным колоссальным ущербом для самих США даже в случае формального успеха), то всё, что они могут сделать - захватить (или разбомбить) страны ОДКБ. Это явно не стоит конфликта с РФ . Россия же имеет возможность захватить (или разбомбить) европейских членов НАТО (которые для НАТО несравнимо важнее, чем - при всём уважении - Белоруссия, да даже и Казахстан с Киргизией, Таджикистаном и Арменией - для ОДКБ). Значительно больший процент совокупной мощи ОДКБ прикрыт статусом принадлежности сверхдержаве, нежели доля совокупной мощи НАТО.
Из этого вытекают интересные практические следствия.
1. Выходит, что эскалация от локальной войны до ограниченной - однозначно выгодна России (мир ещё выгоднее, но уж если дошло до войны...). А вот дальнейшая эскалация - уже не выгодна: переход на уровень ООЯУ снижает масштаб выигрыша России, хотя общий результат остаётся прежним. Эскалация же до уровня Большой Войны гарантирует обеим сторонам "обоюдное поражение" (по Лиддел Гарту: никто не достигает "мира лучшего, чем довоенный").
США выгодны или локальные войны, или есть некоторый смысл попытать счастья в Большой Войне. Но при этом "перепрыгнуть" с уровня локальной войны на уровень Большой невозможно: последняя требует очень тщательной подготовки. В принципе, США могут рискнуть и попробовать всё же сыграть ва-банк - в надежде, что, после устранения России, им удастся действительно установить бесспорную мировую власть. Но на это нужно "закладываться" с самого начала.
Россия же может наращивать уровень эскалации постепенно. Эта постепенность даёт ОДКБ возможность более-менее спокойно подготовиться к европейской войне в более-менее любой момент.
Вывод: при локальной войне США не могут позволить себе идти на обострение. Когда возникнет риск перехода локальной войны в ограниченную, они вынуждены будут "сдать назад". Конечно, не всегда это возможно по соображениям "потери лица", но если дать им шанс сбежать без этого - США сбегут.
- Здесь есть одна тонкость. Побежденному врагу надо предоставлять любую возможность сохранить лицо. Важно, чтобы он не сохранил ничего, кроме лица.
Эйрел Форкосиган / Буджолд Л. М.: Игра форов.
Российско-американская война: "ограниченный обмен ядерными ударами"
В этом варианте конфликта Россия наносит ограниченный удар по США, направленный на уничтожение портовой инфраструктуры, кораблестроительных мощностей, отчасти запасов топлива. Но никаких попыток уничтожения элементов ядерной триады или ядерно-оружейного комплекса не предпринимается (максимум, подводные ракетоносцы могут случайно "попасть под раздачу" вместе с военно-морскими базами, на которых они находятся).
..В следующей фазе «Дипломатия ядерного нажима» (порог – «центральная война») Кан выделял ступени: 26 – демонстрация удара по метрополии; 27 – демонстративные удары по военным объектам; 28 – демонстративные налеты на различные сооружения; 29 – демонстративные удары по населению; 30 – полная эвакуация (около 95%) и 31 – взаимные встречные репрессалии…
Все это выглядело сумбурно тогда и, повторяю, тем более выглядит несуразно сейчас, но Кан для многих на Западе – крупный авторитет и игнорировать его подходы не стоит. К тому же не один Кан затрагивал тогда острые проблемы, и еще более интересно вспомнить о брошюре «On Limiting Atomic War» («Об ограничении атомной войны»), изданной в Лондоне и Нью-Йорке в 1956 году под эгидой английского Королевского института международных отношений. Она была написана в результате дискуссий с участием контр-адмирала сэра Антони Баззарда, профессора П.М.С. Блэкетта, члена парламента Дениса Хили и Ричарда Гулд-Адамса.
Достаточно очевидно, что идея немедленного массированного ответного удара возмездия для случая регионального сдерживания нерациональна. Это объясняется, в частности, тем, что наиболее вероятным вариантом развития гипотетической региональной агрессии является вариант постепенного возрастания напряженности. Характерное время нарастания угрозы при этом – скорее всего недели, а характерное время начальной фазы региональной агрессии – не менее суток.
Соответственно в принципе имеются значительное время и реальная возможность осуществить деэскалацию агрессии и ликвидацию ее в начальной фазе (при неблагоприятном для России развитии событий) за счет ограниченного использования ядерного фактора.
В начальной фазе использование ядерного фактора должно носить демонстрационный характер и не иметь катастрофических последствий. Здесь важно не столько добиться серьезного чисто военного успеха, сколько продемонстрировать решимость России к использованию ЯО во все возрастающих масштабах в случае продолжения агрессии против нее.
Иными словами, в начальной фазе необходимы такие удары по потенциалу агрессора, которые могли бы отрезвить его, а не ожесточить – то есть именно удары без катастрофических последствий.
Ясно декларированная политически и адекватно подкрепленная военно-технически (то есть наличием определенного типажа и количества систем ЯО с необходимыми ТТХ) идея ограниченного, эскалационного задействования ядерного фактора не может не иметь серьезного (очевидно, даже решающего) значения для сдерживания потенциальной агрессии против РФ и нейтрализации агрессивных намерений всего возможного спектра региональных агрессоров.
Поэтому концептуальной основой режима регионального ядерного сдерживания целесообразно считать идею эскалационного задействования региональных систем ЯО континентальной и субконтинентальной дальности, причем эскалации использования ядерного фактора как в количественном отношении (нарастающее массирование), так и, особенно, по энерговыделению.
Соответственно целесообразно говорить о необходимости особого системного класса ядерных сил – ядерного оружия регионального сдерживания (ЯОРС). Структурно ЯОРС может и должно находиться в составе различных видов и родов ВС РФ (Сухопутные войска, ВМФ, ВКС, ПВО, ПРО).
В целом проблема регионального сдерживания многофакторна и разнопланова. В частности, концептуально она включает в себя как проблему сдерживания агрессии и ликвидации ее в начальной фазе, так и проблему ликвидации региональной ядерной и неядерной агрессии в том случае, если ее не удалось сдержать или быстро свернуть.
— Алло, дорогая, только что по радио передали, что один псих едет по встречке. Будь осторожнее.
— Один??? Да их тут тысячи!
Жемчужины мысли
Цитаты, высказывания, афоризмы и другие жемчужины мысли на сайте InPearls.ru // www.inpearls.ru
РУССКОЕ «ВИНО» В ЗАПАДНЫЕ «МЕХИ»
В системном и концептуальном отношении интересно и нетривиально то, что рациональная российская концепция регионального сдерживания на базе ЯОРС будет неизбежно напоминать американские концепции «ограниченной ядерной войны», «эскалации ядерного конфликта», которые активно разрабатывались в США и на Западе в 50–60-е, а особенно активно – в 70-е годы.
В то время такие концепции справедливо критиковались отечественными аналитиками, поскольку для США они носили попытки теоретически узаконить:
– такой «ограниченный» европейский ядерный конфликт между НАТО и СССР, когда обмен региональными ядерными ударами в Европе не приводил бы к обмену межконтинентальными массированными ядерными ударами возмездия между СССР и США (более точно говорить о склонности США использовать ЯО в Европе первыми);
– ограниченное использование ЯО Западом в том или ином азиатском конфликте с целью быстрого подавления той страны, которая оказывала сопротивление – вплоть до военного – политике США и Запада в данном регионе.
Для США эти идеи носили агрессивный характер. Напротив, для России эти идеи – воспринятые, переработанные и принятые в новой постановке – будут иметь чисто оборонительный характер, поскольку послужат теоретическим обоснованием права России на свободный выбор любого (в том числе и ядерного) способа пресечения начавшейся агрессии против нее независимо от характера агрессии (ядерная или неядерная).
В Военной доктрине РФ возможность ядерного ответа на неядерную агрессию не исключается, однако тезис этот выражен скупо и нерешительно, в то время как пора расставить все точки над i. Расставить официально и публично!
При этом интересна и перспективна идея демонстрационных ударов единичного характера (в том числе по территории агрессора и по объектам его ВЭП) с целью пресечения агрессии в начальной фазе. Здесь можно говорить о некем общем принципе деэскалации конфликта за счет эскалации боевых возможностей военных средств, используемых в конфликте.
Внятная концепция демонстрационного ядерного удара сегодня практически отсутствует, однако в 80-90-е годы был высказан ряд достаточно реалистичных идей подобного плана. С учетом их разработка непротиворечивой развернутой концепции вполне возможна.
Несомненно, что демонстрационный удар должен:
– быть ядерным;
– быть в принципе как единичным, так и групповым;
– не приводить к катастрофическим последствиям в текущем масштабе времени и впоследствии;
– быть однозначно истолковываемым и психологически эффективным;
– наглядно и убедительно доказывать готовность России к эскалации ядерных ударов в случае продолжения региональной агрессии.
Необходимо учитывать психологию и мировоззрение того или иного потенциального агрессора и внятно декларировать военно-политическую готовность России к ограниченному ядерному ответу в начальной фазе внешней агрессии против нее.
Важно провести и исследования с целью выработки условий обеспечения необходимого психологического аспекта. Так, необходимо понять, например, – обеспечивает ли наличие у России концепции деэскалации нужный психологический эффект? То есть снизится ли уровень потенциальной региональной агрессивности по отношению к России, или принятие Россией такой концепции будет продуцировать недоверие к России? Однако сразу можно сказать, что при верном подходе наиболее вероятен первый, положительный, вариант.
Одним из возражений иногда объявляется некое «снижение психологического порога применимости». При этом забывается, что «демонстрационное» ЯО является тем же ядерным оружием, что и ЯБП мегатонного класса. Соответственно демонстрационный удар должен санкционировать непосредственно президент в сочетании с одобрением этого акта Федеральным собранием РФ.
Только в случае неблагоприятного для России развития регионального конфликта президент и ФС РФ должны иметь возможность по заранее законодательно установленной процедуре делегировать право санкции на применение ЯОРС руководству более низких уровней.
При верном информационном и концептуальном обеспечении использование Россией ЯОРС для отражения агрессии в приграничных районах (преимущественно или исключительно на собственной территории), безусловно, будет воспринято мировым сообществом с пониманием – как вынужденный акт самообороны.
Можно представить себе следующую предельно сжатую схему деэскалации конфликта, в которую включен гипотетический класс оружия – ЯОРC.
Агрессия против России начинается как неядерная – или со стороны неядерного государства (блока таких государств), или со стороны ядерного государства или блока, в который входит ядерное государство. На начальной фазе агрессии к ее ликвидации подключаются неядерные средства обычных ВС России.
При неблагоприятном для России течении конфликта используется ЯОРС с пониженным энерговыделением как средство демонстрационного удара. Демонстрационный удар может наноситься как по войсковым соединениям агрессора, так и по военно-экономическому потенциалу агрессора.
Если ядерная демонстрация не останавливает агрессора, то следующей фазой пресечения агрессии может стать использование более мощных видов ядерного оружия регионального сдерживания.
Временные рамки нарастающих событий могут быть достаточно сжатыми – на уровне десятков часов. При этом предполагается, что параллельно военным действиям Россия в реальном масштабе времени проводит комплекс как закрытых действий – по дипломатическим и иным государственным каналам, так и публичных действий с использованием СМИ.
В целом введение в схему деэскалации агрессии ЯОРС различного энерговыделения повышает оперативность и гибкость гипотетической ограниченной ядерной реакции РФ. И если реальный противник (или потенциальный региональный агрессор) осведомлен о такой возможности, то это его сдерживает (не абсолютно, а дополнительно к глобальному сдерживанию).
Последние «ступени» введены по аналогии с «лестницей» Кана, и сразу отмету возможные обвинения в якобы «людоедском» характере высказываемых идей. Напротив, мы должны думать о том, как не допустить реальной агрессии против России, а угрозу ее мы можем эффективно нейтрализовать лишь в случае убежденности внешнего, агрессивного по отношению к России, мира в непреклонной ядерной готовности и решимости России.
«Как мне доложили, на завершающем этапе находится создание нового, обладающего практически абсолютной защитой пункта управления в том числе стратегическими ядерными силами», — заявил он.
Также он сообщил, что за последние годы было многое сделано для того, чтобы все элементы управления стратегическими ядерными силами поддерживались на самом высоком уровне.
«Так, существенно модернизированы стационарные и подвижные пункты управления, расширены их аналитические и оперативные возможности, в том числе по информационному обеспечению, мониторингу и анализу обстановки», — сказал президент.
Он добавил, что возросло качество такого важнейшего параметра, как помехоустойчивость.
Президент подчеркнул, что сегодня все пункты управления позволяют в режиме реального времени получать всесторонние данные об обстановке и на основе этой информации оценивать ситуацию и принимать обоснованные решения.
Глава государства отметил, что надо серьёзно работать над повышением живучести систем управления. Президент подчеркнул, что от живучести этих систем, их способности сохранить рабочее состояние в боевых условиях очень многое зависит.
«Причём это нужно обеспечить даже в случае нанесения ядерного удара», — сказал Путин.
Ранее Путин заявил, что Россия будет заниматься модернизацией ядерных сил.
Как пишет американское издание The Drive, новый пункт управления ядерными силами России, о котором на днях говорил Владимир Путин, может быть связан с советско-российским комплексом автоматического управления массированным ответным ядерным ударом «Периметр», который в США называют Dead Hand — «Мертвая рука». В своем материале американские эксперты пишут, что до последнего момента времени Пентагону были известны лишь два командных пункта системы «Периметр» — подземные бункеры в горном массиве Косьвинский Камень на Северном Урале и в горе Ямантау, которая расположена на Южном Урале.
Говоря об этом, американские эксперты отметили, что из заявлений российского президента не совсем ясно, говорил ли Путин о полностью новом объекте или о реконструкции или расширении существующего.
Журналисты отмечают, что бункер в Косьвинском Камне залегает под гранитными породами на глубине в 300 метров, а объект в горе Ямантау спрятан на глубине почти в один километр.
«Стоит отметить, что в Москве есть по крайней мере два подземных бункерных комплекса, один под Кремлем, а другой поблизости, похожие на те, что [находятся] в Вашингтоне, округ Колумбия, плюс [имеются] еще несколько [объектов] в пригородах российской столицы, однако они расположены далеко не так глубоко, как те, что на Косьвинском Камне и в горе Ямантау», пишут американские эксперты на страницах The Drive.
«Будем добиваться твёрдых гарантий выполнения оставшимися в ДОН государствами их обязательств, во-первых, по обеспечению возможности наблюдения всей их территории и, во-вторых, по непередаче материалов наблюдательных полётов третьим странам, не являющимся участниками ДОН», — решительно заявляет МИД.
Напомним, в ночь на 22 ноября США завершили процедуру выхода из ДОН.
Договор был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 государств — членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Россия ратифицировала договор 26 мая 2001 года, в настоящее время его участниками являются 34 государства. Они могут совершать облеты территорий друг друга с целью контроля военной деятельности.
Договор является бессрочным. Любое государство-участник имеет право выйти из него. Государство-участник, намеревающееся выйти из договора, уведомляет о своем решении не позднее, чем за полгода до даты своего предполагаемого выхода.
Подробнее: Москва пояснила, почему США вышли из Договора по открытому небу — Новости политики, Новости России — EADaily
США подготовили новый санкционный список России, в который будет включены более 30 государственных компаний, ведомств и структур.
Российские организации попадут под ограничительные меры в рамках санкционного пакета, направленного против Китая, сообщает РИА Новости со ссылкой на еще не опубликованный проект документа.
Под санкциями может оказаться непосредственно Минобороны РФ, а также «дочки» «Росатома» и «Роскосмоса».
Речь о двух институтах, входящих в число ведущих организаций ядерного оружейного комплекса «Росатома» а также двух организациях «Роскосмоса» - научном институте и производителе ракетно-космической техники.Впервые под американские ограничительные могут попасть ключевые предприятия гражданского авиастроения - в том числе производители вертолетов и авиадвигателей, разработчики и поставщики авиационных материалов и систем организации воздушного движения.
По словам источника РИА Новости, знакомого с ситуацией, если санкции утвердят, американским компаниям потребуется получение специальной лицензии для продолжения любых контактов с российскими предприятиями.
Замнут санкционный список однин из ФГУПов, связанных с администрацией президента Владимира Путина, а также экспертно-криминалистический центра ГУВД по Нижегородской области.
Ранее ни одно из предприятий атомной отрасли не подпадало под западные санкции, равно как и «Роскосмос» со своими дочерними структурами. Единственным ограничением, которое было введено США , стал запрет с 1 января 2023 года использовать российские ракеты для запуска спутников в интересах Пентагона.
Компания Microsoft отказалась продлить лицензию на программное обеспечение для Московского государственного технического университета (МГТУ) имени Баумана в связи с новыми экспортными ограничениями, введёнными правительством США летом 2020 года в отношении России, Китая и Венесуэлы. Об этом пишут "Ведомости" со ссылкой на письмо, которое получил университет от дистрибутора продуктов Microsoft – компании "Софтлайн".
В письме говорится, что "Софтлайн" не сможет участвовать в тендерах, проводимых "военными конечными пользователями". МГТУ имени Баумана готовит инженеров, которые работают над созданием ракетных систем.