Смысл антигрузинской истерии
Андрей Громов
Ответ России на провокации Грузии выглядит чудовищно топорным, а единственным его результатом может стать окончательная антироссийская консолидация грузинской нации. То есть буквально то, чего добивался Саакашвили. Такую оценку действиям российских властей дают почти все сколько-нибудь независимые обозреватели и просто умные люди. И действительно. Если стоит задача давления на режим Саакашвили через интересы грузинских предпринимателей (они же «грузинские криминальные структуры») в России, то элементарный здравый смысл подсказывает: делается это тихо, незаметно и уж точно без всякого пиара подобных мероприятий. Наоборот, по всем каналам следует показывать грузинские фильмы, деятели культуры должны с утра до ночи говорить о дружбе наших народов, а руководители страны — гурьбой посещать конкурсы на лучшее исполнение лезгинки и пускать слезу на концертах гурийского хора. То же, что происходит сейчас, действительно выглядит как оголтелая антигрузинская кампания, в результате которой мы теряем какое-либо влияние в Грузии и максимально раздуваем и без того весьма сильные антироссийские настроения среди ее граждан.
Однако все эти весьма разумные рассуждения исходят из такого представления: действия российских властей могут быть объяснены чем угодно (идиотизмом, корыстью, злобой, невежеством, бездарностью), но искать в них логику – занятие праздное и бессмысленное. Трудно утверждать, что у данного подхода совсем нет никаких оснований, но элементарная умственная честность требует хотя бы задаться вопросом: зачем они это делают? Или в таком варианте:
а не является ли сжигание мостов с Грузией не следствием, а целью ответных действий российской стороны?
В чем главный порок российской политики в Грузии? Россия в последние годы оказывается в ситуации, когда ее политика противоречит национальным интересам Грузии, именно Грузии, а вовсе не только Саакашвили и его команды. Тот же трубопровод Баку – Джейхан. Для Грузии это фактор стабильности, денежных поступлений, хоть какого-то значения в мировой политической и экономической системе. Россия же, выступая против него, действовала против национальных интересов Грузии. Умные люди давно говорили, что нельзя вести политику в сопредельных странах, если эта политика не вписывается в их национальные интересы, нельзя просто считать соседние государства своей вотчиной и распоряжаться кнутом и пряником по собственному усмотрению. Россия вполне могла не противостоять проекту Баку — Джейхан, а наоборот, помогать, набирая очки внутри Грузии и формируя пророссийские силы в национальной элите. Все это так, и тут действительно есть системная ошибка российских властей в выстраивании отношений не только с Грузией, но и на всем постсоветском пространстве. Но если говорить конкретно о Грузии, то полноценная политика, учитывающая национальные интересы этой страны, не просто сложна. Она, по большому счету, невозможна. Ключевым национальным интересом Грузии является территориальный вопрос, а тут Россия может работать только на сохранение статус-кво. Сдать Абхазию с Южной Осетией мы не можем, предложить приемлемый вариант урегулирования, который был бы воспринят в Грузии как соответствующий национальным интересам, – тоже. Потому, даже при прочих равных, мы заведомо обречены проигрывать в Грузии американцам, которые не повязаны Абхазией и Южной Осетией, которые легко отождествляют свои интересы и национальные интересы Грузии. А если к этому добавить фактор Саакашвили – политика экстравагантного, амбициозного и не слишком управляемого, – то обычная политическая игра в Грузии становится и вовсе почти бесперспективной для России.
Схема этой игры в последние годы выглядит так: Саакашвили по своему усмотрению устраивает антироссийские демарши, радикализуя обстановку, потом ситуация более или менее нормализуется, но с некоторым (а иногда весьма существенным) ослаблением российских позиций и уроном для престижа нашей страны. Через некоторое время все повторяется. Причем на каждом этапе Саакашвили удается все более укрепить антироссийский национальный консенсус и мобилизовать нацию вокруг себя.
«Умные» действия России в этой ситуации обречены на поражение, обречены быть всего лишь невнятным ответом «большого и бессильного соседа» молодой демократии.
Но что если сама Россия начнет играть в радикализацию, сама Россия заявит себя как антигрузинское государство, сама выведет ситуацию в стадию предельной межгосударственной конфронтации? Это уже новая диспозиция. Грузия тогда лишается главных козырей, позволяющих ей обострять обстановку и выдавливать Россию из региона, – они все уже выложены на стол. Более того, именно в ситуации максимального противостояния Саакашвили придется менять тактику – любой его серьезный демарш теперь может стоить окончательной потери Абхазии и Южной Осетии (Россия и так зашла слишком далеко, и ей сделать шаг к тому или иному виду аннексии этих территорий будет уже несложно).
Разумеется, и у этой политики есть очень много опасных зон. В частности, есть риск потери Армении (Грузия может отрезать ее от России, и тогда единственным спасением для этой блокированной с трех сторон страны будет протекция США), есть риск зайти слишком далеко и нарваться на массированный отпор международного сообщества, есть также риски, связанные с анигрузинской компанией внутри России (впрочем, на первом этапе это может иметь даже благотворные последствия – ослабления национальных криминальных групп). Из всего этого следует только то, что лобовая атака хороша лишь как один из маневров. Для того чтобы политика России по отношению к Грузии была действительно новой и эффективной, набор маневров должен быть значительно расширен.
Запрашиваемая страница не найдена.
Вы можете воспользоваться поиском по сайту или перейти на главную страницу.
Вы можете сообщить об ошибке по адресу wwwsupport
expert.ru или на форуме, по возможности подробно описав, какие действия привели к появлению этой ошибки, а также URL, по которому она произошла.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства
// expert.ru