Татарин>> А уголёк - да. Но - а)за городом, б)фильтры, в)а кто его заставляет вообще палить? Уголь в генерации замещается на атом - такие же дорогие базовые мощности.
Bredonosec> электричество вообще сильно далеко передавать нет смысла: теряется немалая часть мощности.
Порядка 10% на 2000км. Для решения проблем с экологией в местах плотного проживания - вполне достаточно.
Bredonosec> Что-то там 30% на 1000 км, или что подобное для высоковольтных лэп, не помню.
Не-ее... что ты.
Если бы всё было НАСТОЛЬКО плохо, с ЛЭП не заморачивались даже. Потери действительно высоки (особенно, на трансформаторах, но всё же не настолько.
Bredonosec> А уголек гонят в связи с той же чумой озеленения энергетики: атомом наманеврировать можно до чернобыля, а угольные маневрируют относительно легко.
Всё сложнее.
Насколько я знаю, максимальная скорость манёвра в горячем резерве у мощных угольных станций - порядка десятых процента в минуту, по чисто тепловым причинам. Атом - быстрее: ВВЭР в режиме 100-70-100 может спокойно наращивать мощность порядка 1% в минуту, точно так же скидывать. Ессно, это механические нагрузки, в том числе на топливо, но а)можно же, б)качество топлива тоже растёт помаленьку (недавно ещё считалось, что нулевой отказ - миф, сейчас, вроде как "хорошая практика").
Чисто по ядерным соображениям (ксеноновая яма) у ВВЭР есть ограничения на скорость манёвра на минимальной мощности и на глубину манёвра, но вот для ВВЭР-440 почти всю кампанию (за исключением самого хвостика, где ОЗР уже не хватает) безопасны суточные манёвры до 15% от мощности, для ВВЭР-1000 - 30%. У ВВЭР-1200 и ВВЭР-1300 (ТОИ) с ОЗР всё ещё лучше, но есть нюансы с МОКС (когда и если до него дойдёт).
У реакторов на быстрых нейтронов такого понятия как ксеноновая яма вообще нет, кроме того, у металла лучше с теплотехникой (что у натрия, что у свинца), а других быстрых у России и в перспективе нет.
У лодочных реакторов (если мы говорим о том, что вообще реакторы могут) скорость манёвра вообще до процента
в секунду.
Bredonosec>А маневрировать надо тем глубже, чем выше доля "зеленых" мощностей. Вот и выходит, что атом дешевле, но нужны угольные.
Не согласен.
Bredonosec> насчет нехватки тиражей есть некоторые сомнения: на этих батарейках миллиарды и миллиарды устройств ежегодно выпускаются. А даже очень специально обученные люди хотят жить и не хотят вручную вскрывать каждую мелочь ради полуграмма лития..
Миллиарды устройств рассыпухой, по ма-аленькой батареечке в каждом.
Если ты посмотришь на утилизацию свинцовых стартерных автобатарей, например, то там процент рецикла в разы выше (более 90%), чем у каких-нить батареек у телефонов (чуть больше 10% по Европе сейчас). С батареями электромобилей всё ещё лучше: они больше.
Больше профита на каждой штуке - больше желания возиться с ней.