link> А вот пустить городские электрички вполне реально. Городская сеть ж.д. в городе ещё цела. В 70-80 годы вполне себе функционировала. (Вон на фото мы ждём электричку на Второй Речке.) Её запустить можно, при чём с минимум затрат. И планы такие были. (См.Схему)
То, что является большим благом для страны, то есть единая система железных дорог, является огромной проблемой для отдельно взятого города, т.к.:
1. РЖД является огромным федеральным монстром с которым не то что мэрии города, но даже местному губернатору, сложно разговаривать и о чем-то их просить, и уж тем более - приказывать. Им местные власти - не начальники и местные проблемы РЖД не особо то волнуют. Отсюда плавно вытекает:
2. РЖД городской пассажирский транспорт нафиг не сдался и работать вместо метро им не интересно, т.к. геморроя много, причем совершенно им непривычного по специфике работы, плюс загрузка линий будет мешать их основному трафику на котором они деньги зарабатывают. Поэтому все подобные инициативы они плавно спускают на тормозах, ну или предлагают местным полностью оплатить все это дело выставляя совершенно неподъемные счета.
Как яркий пример - история переездом на ДСК. Там достаточно оживленное движение через переезд по которому проходит 1-2 поезда в сутки. Причем один путь через переезд принадлежит РЖД, а другой вообще какому-то предприятию принадлежит. Так вот РЖД сцепилась с этим предприятием на тему что оно должно бабки за содержание и ремонт переезда тоже отстегивать и до решения вопроса забило на его ремонт. Тем временем ямы на переезде стали такими грандиозными, что на той дороге километровые пробки встали. Город нихрена не может сделать т.к. не имеет права на переезде какие-то ремонтные работы делать, т.к. это уже территория железной дороги, РЖДшники стоят в позе и требуют решения вопроса с частниками этот же переезд использующими, ну частники просто нихрена не хотят делать считая что за все должна платить РЖД. В общем, вопрос с этим долбаным переездом удалось решить только через администрацию президента, откуда вопрос через центральное руководство РЖД спустился до наших местных железнодорожников с требованием наконец отремонтировать этот долбаный переезд. Причем по-моему РЖДшники решили этот вопрос тем, что пользуясь директивой из Москвы просто разобрали нахрен неуступчивым частникам тот путь и закатали его в асфальт. А вы тут про городское пассажирское движение
Тут опять же переходим еще к одному вопросу: в городе есть несколько очень удобных для пассажирского движения путей, но принадлежат они не РЖД, а другим ведомствам: подъездные пути к предприятиям, электростанциям, воинским частям. Эти пути во-первых не электрифицированы, а во-вторых РЖД по правилам железнодорожных пассажирских перевозок не имеет права эти пути под такие задачи использовать, т.к. кто отвечать то будет если там что случится? Передать эти пути РЖД и отремонтировать до состояния допускающего пассажирское движение - титаническая работа, которая см. пункты 1 и 2 РЖД нафиг не сдалась. Да даже РЖДшные вспомогательные пути, которые в пассажирском движении сейчас не задействованы, РЖД тоже просто так оборудовать под пассажирское движение не будет, т.к. п. 1 и 2.
Вот такая вот петрушка. ИМХО, метро все же реальней построить, чем решить вопрос с РЖД о городских электричках.