[image]

Грамотность и образование в России начала XX века и после революции

Царская Россия и революционный Ликбез
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
> В XVIII–XIX веках существенная часть крестьян не читала по-русски, но могла читать Часослов и Псалтырь. А крестьянских детей обучали грамоте по Часослову и Псалтыри.
> Для нас понимать — это быть в состоянии пересказать своими словами. В эпоху Средневековья обучение — это в первую очередь заучивание наизусть текстов Часослова и Псалтыри (тексты, на основе которых в значительной степени составлена церковная служба). Человек, знающий эти тексты наизусть, воспринимает богослужебные тексты как что-то свое, родное, узнаваемое. Но не факт, что он сможет пересказать это своими словами.

Еще нюанс о том, почему в средневековой Европе (и, по-видимому, в РИ позднейшего времени тоже) грамотность имела "два уровня" - умение читать (КАК - вопрос отдельный) и умение еще и писать, причём умеющих писать было на порядок меньше. Говорят, что "массовая технология" обучения чтению основывалась тогда не на изучении букв и алфавита, а, так сказать, в "иероглифическом стиле" - заучивании написанных слов как целого или, в лучшем случае, их кусков. Это требует вроде как большого нагружения памяти, с другой стороны - менее систематизированного.
Нам в детстве что-то отдалённо - очень отдалённо - подобное тоже удалось застать, если кто помнит "кассы букв и слогов".
То есть вроде как подавляющее большинство умеющих читать обучалось именно не-алфавитным способом, и, понятное дело, их умение читать и "словарный запас" были еще те - что-то вроде владения английским у обычного выпускника средней школы. А писать так мало-мальски нормально не получится, поэтому писать учили уже через "нормальный" процесс обучения, с изучением алфавита, более длительный и трудоёмкий.
Как с этим обстояло в РИ, к чему ближе??? С одной стороны, на слуху "Грамматика..." Смотрицкого и прочие "аз-буки-веди", так что как минимум в мало-мальски нормальных школах - от цифирных при Петре до ЦПШ - наверняка должны были учить по-нормальному. Но как на практике??? И все ли учтённые как грамотные, оканчивали хотя бы ЦПШ? Ведь почти наверняка нет.

В этой связи еще интереснее, что же понималось под "грамотностью" при составлении статистики рубежа прошлого и позапрошлого веков. Подозреваю, что скорее умение прочесть вывески "Продажа мыла и дёгтю", но уверенности нет.
   56.056.0
+
+1
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Fakir> В этой связи еще интереснее, что же понималось под "грамотностью" при составлении статистики рубежа прошлого и позапрошлого веков. Подозреваю, что скорее умение прочесть вывески "Продажа мыла и дёгтю", но уверенности нет.

Попадалось в сети несколько лет назад репринтное издание года так 1907(??) или 08, посвященное социологическому исследованию тогдашнего общества. Там автор обсуждая вопросы образованности сетует, что при тогдашних переписях населения или в частных научных исследованиях писали просто "грамотный", хотя по его мнению для достоверности картины нужно было бы ввести такую градацию грамотности: а) умеет читать, б)умеет читать и писать; в)кроме читать и писать обучен еще чему то. Так что проблема была на слуху еще в то время.
P.S. Помню даже хотел притащить эту книгу на форум, но потом плюнул - все равно обсуждения не получится, набегут невменяемые, каках накидают друг на друга, тем все и закончится...
   11.011.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Ленин, СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА, 2 января 1923 года.
«Правда» № 2, 4 января 1923 г.




Вышедшая на днях работа о грамотности населения России по данным переписи 1920 года («Грамотность в России», Москва, 1922 г., Центральное статистическое управление, Отдел статистики народного образования) составляет очень важное явление.

Привожу ниже таблицу грамотности населения России за 1897 и 1920 гг., заимствованную из этой работы:

На 1000 муж. п.
грамотных в: На 1000 жен. п.
грамотных в: На 1000 всего
населения
грамотных в:
1897 г. 1920 г. 1897 г. 1920 г. 1897 г. 1920 г.
1. Европейская Россия 326 422 136 255 229 330
2. Северный Кавказ 241 357 56 215 150 281
3. Сибирь (Западная) 170 307 46 134 108 218
Всего 318 409 131 244 223 319

В то время, как мы болтали о пролетарской культуре и о соотношении ее с буржуазной культурой, факты преподносят нам цифры, показывающие, что даже и с буржуазной культурой дела обстоят у нас очень слабо. Оказалось, что, как и следовало ожидать, от всеобщей грамотности мы отстали еще очень сильно, и даже прогресс наш по сравнению с царскими временами (1897 годом) оказался слишком медленным.

Это служит грозным предостережением и упреком по адресу тех, кто витал и витает в эмпиреях «пролетарской культуры». Это показывает, сколько еще настоятельной черновой работы предстоит нам сделать, чтобы достигнуть уровня обыкновенного цивилизованного государства Западной Европы. Это показывает далее, какая уйма работы предстоит нам теперь для того, чтобы на почве наших пролетарских завоеваний достигнуть действительно сколько-нибудь культурного уровня.

Надо, чтобы мы не ограничивались этим бесспорным, но слишком теоретическим положением. Надо, чтобы при ближайшем пересмотре нашего квартального бюджета мы взялись за дело и практически. Конечно, в первую голову должны быть сокращены расходы не Наркомпроса, а расходы других ведомств, с тем, чтобы освобожденные суммы были обращены на нужды Наркомпроса. Не надо скаредничать с увеличением выдачи хлеба учителям в такой год, как нынешний, когда мы сравнительно сносно им обеспечены.

Работа, которая ведется теперь в области народного образования, вообще говоря, не может быть названа слишком узкой. Делается очень немало для того, чтобы сдвинуть с места старое учительство, чтобы привлечь его к новым задачам, заинтересовать его новой постановкой вопросов педагогики, заинтересовать в таких вопросах, как вопрос религиозный.

Но мы не делаем главного. Мы не заботимся или далеко не достаточно заботимся о том, чтобы поставить народного учителя на ту высоту, без которой и речи быть не может ни о какой культуре: ни о пролетарской, ни даже о буржуазной. Речь должна идти о той полуазиатской бескультурности, из которой мы не выбрались до сих пор и не можем выбраться без серьезных усилий, хотя имеем возможность выбраться, потому что нигде народные массы не заинтересованы так настоящей культурой, как у нас; нигде вопросы этой культуры не ставятся так глубоко и так последовательно, как у нас; нигде, ни в одной стране, государственная власть не находится в руках рабочего класса, который в массе своей прекрасно понимает недостатки своей, не скажу культурности, а скажу грамотности; нигде он не готов приносить и не приносит таких жертв для улучшения своего положения в этом отношении, как у нас.

У нас делается еще слишком мало, безмерно мало для того, чтобы передвинуть весь наш государственный бюджет в сторону удовлетворения в первую голову потребностей первоначального народного образования. Даже в Наркомпросе у нас сплошь и рядом можно найти безобразно раздутые штаты какого-нибудь Госиздата вне всяких забот о том, что на первом месте должно стоять попечение государства не об издательстве, а о том, чтобы было кому читать, чтобы было большее число способных читать, чтобы был больше политический размах издательства в будущей России. На технические вопросы, вроде вопроса об издательстве, мы все еще по старой (скверной) привычке уделяем много больше времени и сил, чем на общеполитический вопрос о народной грамотности.

Если взять Главпрофобр, то и тут, мы уверены, можно найти много и много лишнего, раздутого ведомственным интересом, не приноровленного к потребностям широкого народного образования. Далеко не все в Главпрофобре оправдывается законным желанием поднять сначала и придать практическое направление образованию нашей фабрично-заводской молодежи. Если просмотреть внимательно штаты Главпрофобра, в них многое и многое окажется вздутым и фиктивным с этой точки зрения, подлежащим закрытию. В пролетарско-крестьянском государстве много и много еще можно сэкономить и должно сэкономить для развития народной грамотности ценою закрытия всяких либо игрушек наполовину барского типа, либо учреждений, без которых нам еще можно и долго будет можно и должно обойтись при том состоянии народной грамотности, о которой говорит статистика.

Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе.

Это - истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное - над поднятием его материального положения.

Надо систематически усилить работу по организации народных учителей, чтобы сделать их из опоры буржуазного строя, которой они являются до сих пор во всех, без исключения, капиталистических странах, опорой советского строя, чтобы отвлечь через них крестьянство от союза с буржуазией, и привлечь их к союзу с пролетариатом.

Кратко отмечаю, что особую роль для этого должны играть систематические поездки в деревню, которые, впрочем, у нас уже проводятся и которые должны быть развиты планомерно. На такие меры, как эти поездки, не жалко давать деньги, которые сплошь и рядом мы бросаем зря на относящийся почти целиком к старой исторической эпохе государственный аппарат.

Я собирал материалы к моей несостоявшейся речи на съезде Советов в декабре 1922 года о шефстве рабочих городских поселений над жителями деревень. Некоторые материалы об этом доставил мне тов. Ходоровский, и я ставлю эту тему на разработку перед товарищами теперь, раз сам я не успел разработать ее и предать через съезд Советов гласности.

Тут основной политический вопрос - в отношении города к деревне, который имеет решающее значение для всей нашей революции. В то время, как буржуазное государство систематически направляет все усилия на то, чтобы отуплять рабочих города, подгоняя для этой цели всю издаваемую на счет государства, на счет царских и на счет буржуазных партий литературу, мы можем и должны употребить нашу власть на то, чтобы действительно сделать из городского рабочего проводника коммунистических идей в среду сельского пролетариата.

Я сказал «коммунистических» и спешу оговориться, боясь вызвать недоразумение или быть слишком прямолинейно понятым. Никоим образом нельзя понимать это так, будто мы должны нести сразу чисто и узкокоммунистические идеи в деревню. До тех пор, пока у нас в деревне нет материальной основы для коммунизма, до тех пор это будет, можно сказать, вредно, это будет, можно сказать, гибельно для коммунизма.

Нет. Начать следует с того, чтобы установить общение между городом и деревней, отнюдь не задаваясь предвзятой целью внедрить в деревню коммунизм. Такая цель не может быть сейчас достигнута. Такая цель несвоевременна. Постановка такой цели принесет вред делу вместо пользы.

Но установить общение между рабочими города и работниками деревни, установить между ними ту форму товарищества, которая между ними может быть легко создана, - это наша обязанность, это одна из основных задач рабочего класса, стоящего у власти. Для этого необходимо основать ряд объединений (партийных, профессиональных, частных) из фабрично-заводских рабочих, которые ставили бы себе систематической целью помогать деревне в ее культурном развитии.

Удастся ли «расписать» все городские ячейки по всем деревенским для того, чтобы каждая рабочая ячейка, «приписанная» к соответствующей деревенской, систематически заботилась о всякой оказии, о всяком случае, чтобы удовлетворить ту или иную культурную потребность своей соячейки? Или удастся изыскать другие формы связи? Я здесь ограничиваюсь только постановкой вопроса, чтобы обратить на него внимание товарищей, чтобы указать на имеющийся опыт Западной Сибири (на этот опыт мне указал тов. Ходоровский) и чтобы выставить во всем объеме эту гигантскую всемирно-историческую культурную задачу.

Мы не делаем почти ничего для деревни помимо нашего официального бюджета или помимо наших официальных сношений. Правда, культурные сношения города с деревней принимают у нас само собой и принимают неизбежно иной характер. Город давал деревне при капитализме то, что ее развращало политически, экономически, нравственно, физически и т. п. Город у нас само собой начинает давать деревне прямо обратное. Но все это делается именно само собою, стихийно, и все это может быть усилено (а затем и увеличено во сто крат) внесением сознания, планомерности и систематичности в этой работе.

Мы только тогда начнем двигаться вперед (а тогда мы начнем наверняка двигаться во сто крат быстрее), когда подвергнем изучению этот вопрос, будем основывать всевозможные объединения рабочих - избегая всемерно их бюрократизации - для того, чтобы поставить этот вопрос, обсудить его и претворить его в дело.


   56.056.0
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
об уровне физики в СПб университете.

Пауль Эренфест и физики России. Часть вторая. «Интересный (хотя и опасный) эксперимент» • Библиотека

В российской столице Эренфесты поселились сначала в доме на Второй линии Васильевского острова, неподалеку от той квартиры, которую занимала Татьяна Алексеевна с тетушкой до отъезда в Гёттинген. Другу с гимназических времен, Генриху Тийтце, Пауль писал: //  elementy.ru
 
В университете сложилось противостояние сильных математиков, следовавших традиции знаменитого П. Л. Чебышёва (А. А. Марков, В. А. Стеклов, А. Н. Крылов), и довольно консервативных физиков во главе с патриархом О. Д. Хвольсоном (И. И. Боргман, Н. А. Булгаков). Об университетских физиках начала ХХ века Абрам Фёдорович Иоффе был невысокого мнения:

«В течение многих лет на кафедрах Петербургского университета работали физики, не выдвинувшие ни одной новой проблемы, не подготовившие в университете ни одного магистра физики, не говоря уже о докторах. Самостоятельной научной работы, по существу, не велось. Наивысшим достижением считалось повторение эксперимента, описанного в „Philosophical Magazin“» (Иоффе, 1983, с. 38).

Видимо, представляя себе низкий научный уровень на кафедре физики, математики принимали экзамены у молодых претендентов на магистерское звание по физике столь пристрастно, что, по словам А. Ф. Иоффе, «за 25 лет ни один физик не мог сдать магистерских экзаменов» (Иоффе, 1983, с. 38).
 



В Московском университете было лучше - там всё-таки были Столетов, Умов, Лебедев, физики вполне мирового уровня, с оригинальными достижениями, не сводящимися к повторению опытов из Philosophical Magazin. В принципе, таковые были и в Питере - напр., Б.Б.Голицын - но не в СПб императорском университете.

Что характерно - при этом вы..лись, и европейских докторских степеней не признавали; доктору Эренфесту пришлось долго и мучительно сдавать всего-то на магистра! Хотя кто-нибудь из РКМПшников не побрезговал бы притащить это как аргумент в пользу высочайшего уровня российских университетов - мол, их магистерские степени были не слабей европейских докторских!


Совершенно неожиданно Политехнический институт в начале 1910 года прервал контракт с таким успешным лектором, возникшая было надежда найти там постоянное место для преподавания и научной работы не оправдалась, перспективы надолго обустроиться в России становились всё более призрачными. Руководство Политеха не могло простить острому на язык австрийцу его критику устаревших методов обучения и замшелых порядков, царивших в институте. Блестящему физику не хватило дипломатического опыта установить близкие отношения с нужными людьми; чужим он чувствовал себя в Австрии, чужим остался и в России.
 
   56.056.0
+
+1
-
edit
 

Vedi

опытный

В Ярославском архиве чудом сохранились переписные листы переписи 1897 года.Там есть графа Грамотность, умеет ли читать. Я решил проверить свою родовую деревню на грамотность.Деревня Поповичи Мышкинского уезда Ярославской губернии глухая, вдали от большой дороги и от городов,как тогда в 1897 так и сейчас.Подсчитал грамотность жителей обоего пола возрастом от 10 лет, вот такой вышел результат:16 дворов, 29 умеют читать и 47 неграмотных.У моих прапрапрадед и жена неграмотны, прапрадед грамотный,жена нет.
   96.0.4664.11096.0.4664.110

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
До настоящего времени кроме прямой воли монарха законодательная инициатива принадлежала у нас только министрам по делам своего ведомства. Это составляет одну из важных причин медленности и отсталости от народных нужд нашего законодательства. Приведу для выяснения лишь два примера, хотя набрать в недавнем прошлом их легко во множестве. Недостатки существующих гимназий, устроенных по планам покойного графа Д. А. Толстого, всем давно стали очевидными не из каких-либо предвзятых суждений, а просто по явной действительности, о которой и писано, и всюду говорилось много. Никто этого живого вопроса в законодательном порядке поднимать, однако, не мог, кроме министров народного просвещения. Они вначале просто замалчивали дело, выставляли его в ложном свете, потом старались поправить инструкциями и даже обсуждением новых проектов в разнородных совещаниях, но все же по сих пор ничего почти не сделали, хотя важность для будущего и настоятельность для настоящего времени столь явны, что, будь законодательная инициатива хоть чуть-чуть шире, давным-давно бы поставили вопрос о гимназиях на ближайшую очередь, и если бы улучшения были хоть не коренными, какими им быть следует, а только приноровленными к требованиям, указанным прошлой действительностью, все же не пропали бы десятилетние плоды явного порыва к учению и, вероятно, не было бы того печального положения высшего русского образования, которое очевидно для всех, не забывших недавнее его прошлое, так много обещавшее впереди.
 


Менделеев, 1905
   56.056.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Vedi> У моих прапрапрадед и жена неграмотны, прапрадед грамотный,жена нет.

Скорее всего это было типовой ситуацией (среди мужчин грамотность выше), но бывало и иначе - у меня наоборот, прадед был, судя по всему, неграмотный, а прабабушка - грамотная (монашки воспитали).
   56.056.0
+
+2
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Постепенно разгребая книжные завалы, которыми разжился несколько лет назад после разгрома закрытия нашей заводской библиотеки - наткнулся среди прочего на сборник трудов по истории Ленинградского Политехнического института, выпущенный к 40-летию революции (издание институтской типографии, 1957 г, Ленинград).

Интересные цифры:

Санкт-Петербургский Политехнический институт им. Петра Великого был открыт 2 октября 1902 года. Первоначально в институте было 4 факультета, называвшиеся тогда отделениями: экономическое, металлургическое, электромеханическое и кораблестроительное. Первый прием в институт был определен в 280 человек. Фактическое число студентов на 10 октября 1902 года составляло 264 человека: в том числе на экономическом отделении 131, электромеханическом - 58, металлургическом - 49 и кораблестроительном - 74.

Студенты приема 1902 года по своему социальному составу распределялись следующим образом:
- дети чиновников - 122;
- дети дворян - 50;
- дети мещан (аптекарей, сельских учителей и низших военных чинов) - 37;
- дети купцов - 25;
- дети духовенства - 11;
- дети врачей, офицеров и научно-технической интеллигенции - 11;
- дети крестьян - 7;
- сын казака - 1.

Следовательно, по социальному составу подавляющее большинство студентов-политехников являлись выходцами из господствующих классов и мелкой буржуазии. Характерной особенностью был низкий уровень материального обеспечения многих студентов, в т.ч. детей мелкой буржуазии и чиновничества. Так, в марте 1903 года общее число нуждающихся ("недостаточных студентов") было 102 человека, или 39% всего числа учащихся.
Возьмем для примера сына кронштадского мещанина, студента экономического отделения Н.В. Савинкина (ставшего жертвою расстрела 9 января 1905 года). В его небольшом личном деле, начатом в июле 1903 года и оконченном уже в январе 1905 года, имеется 10 прошений о выдаче пособия, освобождении от платы за общежитие, за право слушания лекций и т.п. В прошении от 19 января 1904 года говорится: "... то, что я заработал до поступления в Политехникум и что зарабатываю, далеко не покрывает даже платы за общежитие. Из дому никакой поддержки я не могу ждать, так как мой брат на свое небольшое жалование должен содержать себя, мать и незамужнюю сестру".

По вероисповедованию большинство студентов приема 1902 года, 225 из 264, являлись православными. Женщины в институт не принимались.
 
   98.0.4758.10298.0.4758.102
RU Alex 129 #22.11.2022 12:13  @Alex 129#21.11.2022 16:25
+
+4
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
A.1.> сборник трудов по истории Ленинградского Политехнического института, выпущенный к 40-летию революции (издание институтской типографии, 1957 г, Ленинград).


Оттуда же, как старались держать и не пущать:

Уже 10 октября 1902 года, т.е. на восьмой день после открытия, в институт было послано следующее секретное предписание Отделения по охранению общественной безопасности и порядка в столице - "представить в 20 экземплярах список всего числа учащихся, состоящих налицо в сем учебном году, с обозначением фамилии, имени, отчества, их лет, вероисповедования, происхождения и места первоначального образования, а также по одному экземпляру фотокарточек лиц, принятых в текущем году."

По правилам каждый поступающий в институт... после окончания среднего учебного заведения обязан был предоставить в правление специальное свидетельство о благонадежности.

Вот пример подобного документа:
"Настоящее свидетельство, за надлежащею подписью и наложением печати, выдано воронежскому мещанину Филиппу Ивановичу Пешкову для представления надлежащему начальству на предмет поступления в Санкт-Петербургский Политехнический институт в том, что он, Пешков, в нравственном и политическом отношениях ни в чем предосудительном замечен не был".

Свидетельства о благонадежности представляли лица все социальных категорий. Среди архивных материалов подобные документы имеются на детей дворян, купцов, священников и т.д.

При неблагоприятных сведениях дорога в институт была закрыта. Более того, студенты уже принятые в институт, немедленно исключались при получении неблагоприятных сведений.
В опубликованных исследованиях по истории института уже приведено много примеров из секретной переписки по делам Политехнического института, показывающих как тщательно следили за тем, что бы среди студентов не было лиц, хотя бы в малой степени замешанных в студенческих волнениях.
Так, принятый в 1902 году в Политехнический институт В.П. Гончаров был отчислен после получения сведений о том, что он принимал участие в "беспорядках", проходивших в Петербургском университете в декабре 1900 года и в сходке 5 февраля 1902 года. Студент металлургического отделения В.В. Норкин в 1902 году был отчислен после получения "неблагоприятных сведений" с прежнего места учебы - Технологического института. Такая же участь постигла и другого бывшего технолога М.П. Вьюшкина, которому было отказано в приеме "в следствии полученных сведений".

Боязнь "неблагонадежных элементов" доходила до того, что время от времени в институты присылали специальные списки лиц, оканчивающих средние учебные заведения, поступление которых в вузы являлось нежелательным. Так 27 сентября 1902 года учебной частью Политехнического института был получен секретный циркуляр с перечислением неблагонадежных лиц. К ним относились: ученик 6-го класса Пинского реального училища... "как распространявший между учениками периодическое издание преступного содержания", ... ученик 6-го класса Киевского реального училища "по политической неблагонадежности" и др.
 


Короче, ни что не ново под луной - вспоминая как в начале в 1980-х поступая в тот же ЛПИ, я заполнял анкету про наличие дедушек на оккупированной территории)))

Отсканировал из источника изображение упомянутого выше "Свидетельства о благонадежности":
Прикреплённые файлы:
 
   98.0.4758.10298.0.4758.102
RU Alex 129 #24.11.2022 14:15  @Alex 129#21.11.2022 16:25
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
A.1.> Интересные цифры:

В 1903-1904 учебном году в институте был 531 человек, в том числе на экономическом отделении 268, электромеханическом - 114, металлургическом - 103 и кораблестроительном - 46.

На 1 февраля 1905 года в институте было 810 человек, в том числе на экономическом отделении 421, электромеханическом - 172, металлургическом - 143 и кораблестроительном - 74.

Кроме указанных выше отделений были открыты в 1909 году еще два отделения: механическое и инженерно-строительное.
В 1909 году было принято на первый курс 1339 человек, в 1910 г. – 1268 чел., в 1911 г. – 1250 чел., в 1912 г. – 1140 чел., в 1913 г. – 1205 человек. По тому времени это был очень большой прием.
Петербургский Политехнический институт имени Петра Великого накануне первой мировой войны стал крупнейшим техническим высшим учебным заведением страны. На 9 октября 1914 г. в институте было 5907 студентов.
В годы войны количество студентов, хотя и медленно, но продолжало увеличиваться. На 1 сентября 1915 г. в институте насчитывалось 6045 студентов. В 1916 г. было принято на 1 курс 1660 человек.

Из 5907 студентов, обучавшихся в институте в начале войны, было:
- детей дворян и чиновников: 1981 человек;
- детей духовенства: 398 чел.;
- детей купечества: 801 чел.;
- детей мещан: 1339 чел.;
- детей крестьян: 999 чел.;
- детей казачьего сословия: 111 чел.;
- иностранцев: 37 чел.;
- иных: 241 человек.

Профессорско-преподавательский состав института в 1914-1915 учебном году насчитывал: профессоров – 46, из них ординарных 30, экстраординарных – 16; доцентов – 2; преподавателей штатных – 21, по вольному найму – 121; лаборантов старших – 32; лаборантов младших – 27. Всего учебного персонала – 249 человек.
 


Еще из интересного – см. табличку выпуска по годам.
Был очень солидный отсев: с учетом 5-летнего срока обучения, к примеру в 1914 г. выпустили 226 чел., из принятых в 1909 г. 1339 человек, т.е. отсев практически около 80%.
Т.е. увеличение приема абитуриентов в 1910-х гг на порядок было неспроста, иначе пришлось бы вообще выпускать только единичных специалистов.
Прикреплённые файлы:
 
   98.0.4758.10298.0.4758.102
RU Alex 129 #24.11.2022 15:22  @Alex 129#24.11.2022 14:15
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
A.1.>> Интересные цифры:

В годы ПМВ:

Политехнический институт был использован царским правительством и для подготовки военных и военно-технических кадров для таких родов войск, как авиация и связь.

Еще задолго до войны, в 1911 г., на базе воздухоплавательных курсов кораблестроительного отделения Политехнического института были открыты «Теоретические курсы авиации отдела воздушного флота им. В.В. Захарова». На курсах проходили теоретическую авиационную подготовку офицеры царской армии. Педагогическую работу на курсах вели ученые института во главе с деканом кораблестроительного отделения проф. К.П. Боклевским. За период с 1911 г. по март 1915 г. курсы подготовили 271 офицера-летчика.

В сентябре 1914 г. на базе теоретических курсов авиации открылись новые курсы на 80 человек для подготовки военных летчиков и мотористов. Позднее их слили с первыми курсами. Принимались на эти курсы не только офицеры, но и «охотники», т.е. добровольцы из состава студентов Политехнического института и других вузов города.
Всего на этих курсах было подготовлено за период с 1914 по 1916 гг.: летчиков-офицеров – 34 чел., летчиков из нижних чинов – 166 чел., и авиамотористов – 259 человек.

В 1916 г. при электромеханическом отделении института были организованы 6-недельные курсы по подготовке радиотелеграфных техников для работы на судах. Набор производился из желающих студентов. В течении 1916 г. были подготовлены две группы: одна – 15 человек, вторая 19 человек.

1 ноября 1916 г. при кораблестроительном отделении были учреждены курсы на 100 человек для спешной подготовки прапорщиков по механической части, со сроком обучения 4 месяца. Долго ли они просуществовали и сколько человек подготовили, из документов не ясно.

В мае 1916 г., при электромеханическом отделении института были открыты курсы для подготовки технического персонала для нужд военного времени. Продолжительность обучения на курсах была определена в 8 недель. На курсы принимались лица, умеющие читать и писать и знающие 4 арифметических действия. Курсы готовили электромонтеров.

Наличие многочисленных курсов при Политехническом институте с малым сроком обучения для подготовки военно-технических кадров, говорит о технической отсталости России и ее неподготовленности к войне.
 


Ну и о насущном, о мобилизации)))

;)
Несмотря на милитаризацию высших учебных заведений страны, царизм не мог решить, хотя бы удовлетворительно, проблему подготовки военно-технических кадров, а без таких кадров нельзя было успешно вести современную войну.

Царское правительство в интересах войны использовало и людские ресурсы Политехнического института. Студенчество младших курсов неоднократно в течении войны призывалось в ряды действующей армии, в офицерские школы и военно-технические училища.
Только в 1915 и 1916 гг. было мобилизовано в действующую армию 1615 студентов.

Интересно отметить, что студентов, добровольно вступающих в армию, было очень мало. Из 169 человек, призванных в армию в марте 1916 г., добровольно пошло только 17 человек, все остальные – по жребию. Из 421 студента, призванного в армию в октябре 1916 г., добровольно пошел только один человек.
 
   98.0.4758.10298.0.4758.102
RU Alex 129 #24.11.2022 15:54  @Alex 129#24.11.2022 14:15
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
A.1.> Был очень солидный отсев: с учетом 5-летнего срока обучения, к примеру в 1914 г. выпустили 226 чел., из принятых в 1909 г. 1339 человек, т.е. отсев практически около 80%.


В годы ПМВ, революций и гражданской войны - выпуск специалистов стал еще более мизерный, см.табличку:
Прикреплённые файлы:
 
   98.0.4758.10298.0.4758.102

PSS

литератор
★★☆
A.1.>> Был очень солидный отсев: с учетом 5-летнего срока обучения, к примеру в 1914 г. выпустили 226 чел., из принятых в 1909 г. 1339 человек, т.е. отсев практически около 80%.
A.1.> В годы ПМВ, революций и гражданской войны - выпуск специалистов стал еще более мизерный, см.табличку:

А есть фамилии тех, кто окончил институт в 21/22/23?
   99

Alex 129

координатор
★★★★★
PSS> А есть фамилии тех, кто окончил институт в 21/22/23?

Фамилии там приводятся только в виде примеров, в случаях когда авторам нужно иллюстрировать какой то свой тезис.
   2222
+
-
edit
 

Invar

аксакал
★☆
A.1.>> Интересные цифры:

А нехилый такой рост студентов из крестьян по сравнению с 1902 :D

С мизера до шестой! части
   107.0.0.0107.0.0.0
+
+1
-
edit
 

ждан72

аксакал
★★
Invar> А нехилый такой рост студентов из крестьян по сравнению с 1902 :D
Invar> С мизера до шестой! части
ну так война, стало ясно что на фронте тоже нужны образованные, а дворяне как то не особо рвутся в окопы. это же не с саблей на коне гарцевать.
   2222
+
-
edit
 

Invar

аксакал
★☆
Invar>> А нехилый такой рост студентов из крестьян по сравнению с 1902 :D
Invar>> С мизера до шестой! части
ждан72> ну так война, стало ясно что на фронте тоже нужны образованные, а дворяне как то не особо рвутся в окопы. это же не с саблей на коне гарцевать.

В начале-14 год:

На 9 октября 1914 г. в институте было 5907 студентов.
 


Из 5907 студентов, обучавшихся в институте в начале войны, было:
- детей дворян и чиновников: 1981 человек;
- детей духовенства: 398 чел.;
- детей купечества: 801 чел.;
- детей мещан: 1339 чел.;
- детей крестьян: 999 чел.;
- детей казачьего сословия: 111 чел.;
- иностранцев: 37 чел.;
- иных: 241 человек.
 
   107.0.0.0107.0.0.0
+
+2
-
edit
 

ждан72

аксакал
★★
Invar> В начале-14 год:
рост набора начался по итогам проигранной русско-японской.
проигранной в том числе по причине того что японцы оказались образованнее. набор 14-го (начало учебного года, данные на октябрь) на фоне войны начатой в июне. ну и не совсем же дураки в правительстве сидели, наверное понимали неизбежность войны, хотя указ о кухаркиных детях формально не отменен, но наличие мозгов не оспаривается.
   2222

PSS

литератор
★★☆
PSS>> А есть фамилии тех, кто окончил институт в 21/22/23?
A.1.> Фамилии там приводятся только в виде примеров, в случаях когда авторам нужно иллюстрировать какой то свой тезис.

Я это понял. Но может мельком кто упоминался? Интересно было бы попробовать проследить их судьбу
   99

Alex 129

координатор
★★★★★
PSS> Но может мельком кто упоминался?

Нет, в сборнике есть статья "Политехнический институт в первые годы советской власти (1918-1922 гг)", но там в части упоминания фамилий есть только профессорско-преподавательский состав.


PSS> Интересно было бы попробовать проследить их судьбу

Хм, каким образом?



До кучи выложу обложку сборника и содержание:
Прикреплённые файлы:
Обложка.jpg (скачать) [1420x2096, 657 кБ]
 
Содержание.jpg (скачать) [1312x2088, 662 кБ]
 
 
   98.0.4758.10298.0.4758.102
+
-1
-
edit
 

Oleg60

втянувшийся

Wyvern-2> Ну, и какая же это "гражданская"?

Т.е. не русские русских убивали? или там башкиры башкир,белоруссы белорусов?
А иностранное присутствие практически во всех гражданских войнах имелось.
Во время выступления Ленина 4 апреля 1917 с "Апрельскими тезисами" ,люди прямо сказали Ленину
"но это же гражданская война". Ленин ответил что на данном этапе это просто необходимо большевикам.
Чего и с Лениным не согласен?
   88

Oleg60

втянувшийся

TT> Но подавляющая масса были бывшими крепостными и прекрасно помнили ху из ху и ненавидели сословное общество и дворян-паразитов.



Из 90%(от населения) крестьян 30% были крепостными , и с каждым годом их число уменшалось.
Какое подавляющее большинство?
   88

Oleg60

втянувшийся

EG54> Конец Брежневского времени. В Северной Корее все взрослое население имело высшее образование. Что-то не помогло. Дворник с метлой и с высшем образованием.

Чему не помогло? Уровню жизни? Не удивительно. Американцы сколько их уже гнобят. А Россия тишком помогает.
   88
RU Alex 129 #25.11.2022 13:39  @Alex 129#25.11.2022 09:20
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
A.1.> в сборнике есть статья "Политехнический институт в первые годы советской власти (1918-1922 гг).

В этой статье много всяких интересных деталей и подробностей, про т.с. победоносное шествие советской власти в сфере высшего образования в период сразу после ВОСР.
Короче главное – это уметь колебаться вместе с линией партии, т.е. определить победителя и вовремя (не слишком рано и не слишком поздно) к нему примкнуть…

Совет Политехнического института не сразу определил свое отношение к советской власти, созданной в результате Великой Октябрьской социалистической революции.

8 ноября 1917 г. (ст. стиля) состоялось заседание Совета института. Директор докладывал о положении дел в институте. Он сообщил, что в связи с революцией состоялось заседание директоров высших учебных заведений Петрограда, на котором было принято решение не признавать правительство, созданное Вторым Всероссийским съездом Советов и в никакие сношения с ним не входить. Совет института не высказал своего определенного отношения к этому решению. Он занял выжидательную позицию.

25 ноября 1917 г. на заседании Совета слушали предложение Академии наук, присоединится к составленному ей воззванию по случаю революции. Воззвание носило антисоветский характер.
Совет института решил не присоединяться к этому воззванию. Такое решение было продиктовано желанием выждать дальнейшее развитие событий.

11 января 1918 г. Президиум Академии наук созвал совещание представителей многочисленных научных учреждений и высших учебных заведений Петрограда. На этом совещании было «единогласно постановлено учредить Российский Совет ученых учреждений и высших учебных заведений, задачей которого является защита автономии учреждений и принятие необходимых мер для обеспечения правильного хода их занятий». Членами Союза могли быть научные учреждения, высшие учебные заведения и ученые сообщества.

14 января 1918 г. состоялось экстренное заседании Совета Политехнического института. Председательствующий проф. А.А. Радциг доложил Совету о создании этого Союза. Совет единогласно постановил примкнуть к Союзу. Далее членам Совета институт был предложен такой вопрос: согласен ли Совет уполномочить Союз войти с существующим правительством в деловые отношения для обеспечения научных учреждений и высших учебных заведений необходимыми для их дальнейшего существования денежными средствами и для ограждения их автономии. Девять членов Совета голосовало за контакт с Советом народных комиссаров и семь - против. Профессорам А.А Радцигу и Ф.Ю. Левинсон-Лессингу было поручено высказаться на совещании в Союзе за установление отношений с Советом народных комиссаров.

В то время, когда заседал Совет института (в тот же день, т.е. 14 января 1918 г.) состоялось заседание бюро собрания младших преподавателей института, на котором большинством в десять голосов при одном против и одном воздержавшемся была принята резолюция, одобряющая признание Советом института Совета народных комиссаров.

На заседаниях советов факультетов и студенческих сходках обсуждался вопрос о вступлении в деловые отношения с советской властью, что особенно горячо одобрялось большинством студентов. Например, 21 января 1918 г. общее собрание студентов инженерно-строительного отделения решительно высказалось за установление деловых отношений «с существующим правительством».

24 января 1918 г. директор института проф. А.А Радциг собрал экстренное заседании Совета Политехнического института. Совет заслушал доклад директора о положении дел в институте. После жарких споров большинством в 21 голос против 2, Совет уполномочил А.А Радцига вступить в деловые отношения с советской властью и тем самым обеспечить продолжение деятельности института.

Студенчество поддержало это решение Совета. В резолюции по вопросу вступления института в отношения с советской властью было отмечено следующее: «Общее собрание студентов Петроградского Политехнического института оправдывает вступление Совета института в деловые отношения с существующим правительством».
 


Правда в этой же статье, в другом месте упоминается, что на общеинститутском собрании студентов аж осенью 1923 г., часть студентов недовольная каким то решением собрания запела «Боже царя храни». То ли четыре года где то тихарились, то ли прозрели…))) Правильные студенты в ответ конечно запели «Интернационал».
   98.0.4758.10298.0.4758.102

Iva

Иноагент

бан до 23.11.2023
Fakir> Скорее всего это было типовой ситуацией (среди мужчин грамотность выше), но бывало и иначе - у меня наоборот, прадед был, судя по всему, неграмотный, а прабабушка - грамотная (монашки воспитали).

у меня бабушка и ее сестры после ЦПШ были вполне грамотными. да, огрехи были, но писала бабушка вполне прилично, с запятыми были проблемы.

так что не знаю откуда взялось, что только читать умели. Может не очень хотели? Бабушка на священника обижалась, что он счел ее умения недостаточными для поступления в школу следующего уровня.
   107.0.0.0107.0.0.0
1 2 3 4 5 6 7 8 9

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru