[image]

Николай II и его роль в событиях 1905-1917

Теги:история
 
1 2 3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

«#1917. Семнадцать очерков по истории Российской революции»

Книга вошла в короткий список премии «Просветитель» 2018 года //  nplus1.ru
 
Начало Мировой войны способствовало росту популярности царя. Правда, патриотизм военного образца не всегда был монархическим. Современник описывал настроения студентов высших учебных заведений столицы: «Одни шли на войну с пением “Боже, царя храни”, а другие — с пением “Марсельезы”». Последние полагали, что война в конечном итоге будет способствовать демократизации России.


Однако военно-патриотический монархизм образца 1914 года не представлял собой единого целого. Поддержка царя нередко была условной: часть патриотов поддерживали императора лишь постольку, поскольку это способствовало успешному ведению войны. Между тем эффективность царя как лидера воюющей страны вызывала все большие сомнения. Образ могучего государя подвергался коррозии.
 


Необычайно важную роль с начала войны стал играть великий князь Николай Николаевич, назначенный верховным главнокомандующим. Первоначально предполагалось, что эту должность должен был занять сам император, поэтому власть главнокомандующему предоставлялась весьма большая. Однако министры смогли уговорить Николая II отказаться от этого поста, и он назначил на него своего родственника.

По мере того как война затягивалась, подобное «разделение властей» военного времени пагубно сказывалось на функционировании государственного аппарата: Ставка верховного главнокомандующего давала прямые указания министрам и их ведомствам. Чиновники не всегда знали, кому они должны подчиняться. Задолго до Февраля 1917 года в стране заговорили о «двоевластии».
 




В годы войны значительно увеличилось число зафиксированных оскорблений членов царской семьи (оскорбление считалось государственным преступлением и могло повлечь тюремное заключение на срок до восьми лет). У людей было немало поводов ругать власть: новые призывы в армию, смерть близких на фронте, мобилизация лошадей, трудовая повинность, недостаток продовольствия, дороговизна — всего не перечислишь. Винили же во всем царя. Как только не обзывали императора! «Алкоголик», «арестант», «винополец», «забастовщик». Житель Черниговской губернии назвал его «мазепой» — и был за это наказан.

Но самое частое ругательство — «дурак». Порой же Николай Второй лишался и мужественности, его называли «царем-бабой». Что же вменялось в вину императору? Он не исполнял главное царское дело: не готовил Россию к войне. Некий сибирский крестьянин заявил в 1915 году прямо в церкви: «Нужно молиться за воинов и великого князя Николая Николаевича. За Государя же чего молиться. Он снарядов не запас, видно прогулял да проб…л».

При этом неожиданный эффект давала патриотическая пропаганда: русские издания объясняли немецкие победы тем, что Германия, в отличие от «миролюбивых» стран Антанты, «сорок лет» готовилась к войне. Но восприятие подобных утверждений порой вовсе не отвечало намерениям пропагандистов: с точки зрения многих людей, «немецкий государь» поступал правильно: «пушки отливал, да крепости строил», а «наш пробочник» — только пил, «да водкой торговал» (речь идет о непопулярной в народе государственной монополии и слухах о пьянстве самого царя).
 


Образованные «верхи» использовали совершенно иной язык, здесь порой звучала тема наркотиков, с помощью которых коварная царица зомбирует своего супруга (царь принимал кокаин в медицинских целях, это была в то время довольно распространенная практика). Но суть «обвинений», предъявляемые общественным мнением Николаю II, та же: безвольный подкаблучник, которым манипулируют «предательница» и Распутин, совершенно не соответствует патриархальному образу могучего государя. Николай II профессионально непригоден: он «слабый» царь.

Показателен анекдот той эпохи. На Невском проспекте ночью идут два студента. Один говорит: «Дурак этот император». Появляется околоточный надзиратель, который хочет зарегистрировать преступление. Находчивый студент оправдывается: «Да я это о германском императоре». Полицейский хитро ухмыляется: «Ну, Вильгельм-то не дурак, это вы врете!»

Образ «царя-дурака» важен для понимания истории революции 1917 года. Накануне решающих событий многие убежденные сторонники монархии переставали быть надежной опорой императору.
 
   51.051.0
1 2 3

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru