Оснащение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) перспективной интегрированной автоматизированной системой боевого управления (ИАСБУ) пятого поколения начнется в 2016 году, сообщил во вторник представитель пресс-службы Минобороны РФ по РВСН майор Дмитрий Андреев.
Обмен информации в ИАСБУ основан на цифровой системе передачи боевых приказов, что позволит проводить оперативное прицеливание ракет, а также обеспечит решение задач повседневной жизнедеятельности командования РВСН, объединений и соединений.
"На предприятиях промышленности проходят испытания перспективной интегрированной автоматизированной системы боевого управления пятого поколения. Это позволит, начиная с 2016 года Ракетным войскам стратегического назначения приступить к оснащению звеньями ИАСБУ модернизированных пунктов управления РВСН и разрабатываемых перспективных ракетных комплексов стратегического назначения", — сказал Андреев.
Он пояснил, что система боевого управления, используемая в стратегических ракетных комплексах "Ярс" мобильного базирования, обеспечивает значительное увеличение вероятности доведения приказов благодаря более совершенным средствам связи, применению современных информационных и телекоммуникационных технологий.
"Это позволит применять ракетные комплексы без ограничения расстояний при совершении маневренных действий и расширить возможности по выбору маршрутов их боевого патрулирования", — отметил Андреев.
По его словам, применение новых подвижных пунктов управления обеспечивает устойчивое, непрерывное и оперативное управление ядерным оружием, с учётом особенностей боевого применения как существующих, так и перспективных ракетных комплексов стратегического назначения в реальном масштабе времени.
ИАСБУ позволят обеспечить доведение приказов как до пунктов управления различного ранга, так и непосредственно до пусковых установок, в том числе в условиях ядерного воздействия и радиоэлектронного подавления.
Лётные испытания ракет 15Ж61 комплекса РТ-23 УТТХ производились в 1985—1987 гг. на космодроме «Плесецк» (НИИП-53), всего было произведено 32 пуска. Было осуществлено 18 выходов БЖРК по железным дорогам страны (пройдено более 400 тыс. километров). Испытания проводились в различных климатических зонах страны (от тундры до пустынь).
Информации о том, что из себя будут представлять «Баргузины», пока крайне мало. Однако, уже совершенно ясно, что это будут не «модернизированные «Молодцы», а совершенно новые машины. Во-первых, потому что технологии за 30 лет (первый «Молодец» был принят на вооружение в 1987 году) ушли далеко вперед. Во-вторых, потому что все работы по «Баргузину» выполняются в России, без привлечения украинских КБ «Южное» и завода «Южмаш».
Главным оружием «Баргузинов» станут не 100-тонные «Скальпели», а 50-тонные ракеты РС-24 «Ярс». Это полностью российская ракета - разработка Московского института теплотехники, производство Воткинского завода. Как вы уже заметили, «Ярс» вдвое легче, чем РТ-23УТТХ, но при этом содержит и меньшее количество разделяющихся боевых частей – 4 (по открытым источникам) вместо 10 (хотя и летит почти на 1 тыс км дальше «Скальпеля»).
Известно, что каждый «Баргузин» будет нести на себе по 6 «Ярсов». Но пока не очень понятно, по какому пути пойдут разработчики нового ракетного поезда - или будут пытаться поместить в каждый рефрижераторный вагон, который служит транспортным контейнером для ракеты, по два «Ярса», или ограничатся одним для каждой ракеты, но вдвое, по сравнению с «Молодцом», увеличат количество контейнеров-пусковых установок в составе каждого поезда.
При этом, очевидно, в «Баргузине» сохранится основное ноу-хау создателей «Молодца» братьев Уткиных – система старта ракеты: отвод контактной сети над поездом, минометный старт ракеты, отвод ее в сторону с помощью порохового ускорителя и последующий запуск маршевого двигателя. Эта технология позволяла отвести струю маршевого двигателя ракеты от пускового комплекса и тем самым обеспечить устойчивость ракетного поезда, сохранность людей и инженерных конструкций, в том числе железнодорожных. И именно ее не смогли воплотить в жизнь американцы при разработке своего БЖРК, который в начале 90-х годов прошлого века проходил испытания на железнодорожном полигоне США и Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, Калифорния).
При этом, «Баргузин» вообще – ни вагонами, ни тепловозами, ни электромагнитным излучением, не будет выделяться из общей массы грузовых поездов, тысячи которых сейчас ежедневно снуют по российским железным дорогам. Потому что железнодорожные технологии за это время тоже ушли далеко вперед. Например, «Молодца» таскали три тепловоза ДМ62 (специальная модификация серийного тепловоза М62) совокупной мощностью 6 тыс л.с. А мощность только одного нынешнего магистрального грузового двухсекционного тепловоза 2ТЭ25А «Витязь», который серийно выпускается «Трансмашхолдингом» составляет 6 800 л.с.
Полная автономность поезда предполагается та же, что и «Молодца» - 30 суток. Дальность хода – до 1000 км в сутки. Этого, по мнению разработчиков, достаточно, чтобы обеспечить полную скрытность «Баргузина» и его возможность в любой момент нанести противнику неожиданный ответный удар. [6]
Стойкость БЖРК к ударной волне, кг/см2: - в продольном направлении 0,3 - в поперечном направлении 0,2
Источник: ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕС ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА» A.V.Karpenko
С самого начала работ по БЖРК придавалось особое значение
обеспечению безопасности их эксплуатации. Ракеты ведь снаряже-
ны высокоэнергетическим топливом и оснащены специальными
зарядами в боевых блоках. Особое значение это стало приобретать
в период ослабления государственных институтов, повышения ве-
роятности появления агрессивных и террористических групп.
Но, как это было принято, безопасность БЖРК закладывалась на
этапах разработки и поддерживалась в процессе эксплуатации.
Проводилось много различных мероприятий и испытаний, в том
числе и на прострел ракет стрелковым оружием, безопасности при
ударах и пожарах. Внедрялись и организационные меры по повы-
шению безопасности, оснащению техническими средствами. По
данным заместителя Главнокомандующего РВСН А.А. Ряжских:
«Опыт эксплуатации наземных подвижных ракетных комплексов,
не только БЖРК, показал, что безопасность надежно обеспечива-
лась техническими и организационными мерами».
Для обеспечения безопасности перемещения БЖРК, отработки
взаимодействия между дивизией и отделением железной дороги в
1988 году было проведено учение с привлечением восстановитель-
ных поездов. На учении реально отрабатывались действия при оп-
рокидывании вагонов БЖРК, сходе их с рельсов. По результатам
учений были выработаны мероприятия по действиям подразделе-
ний МПС и Министерства обороны при возникновении чрезвычай-
ных ситуаций с БЖРК.
Было три типа позиций для БЖРК:
- боевые стартовые позиции (БСП),
- учебные боевые стартовые позиции (УБСП),
- выжидательные позиции (ВП).
И с УБСП, и с БСП был возможен пуск ракет, с ВП - нет (предназначались для отстоя). Все позиции имели геодезическую привязку.
На УБСП (в отличии от БСП) более комфортного (более длительного) несения БД имелись колонки связи и колонки электропитания. Были нужгы, чтобы у БЖРК было внешнее электропитание (чтобы не расходовать моторесурс дизелей), чтобы можно было организовать нормальную связь, а также для развертывания боевого и непосредственного охранения. Так же УБСП были укомплектованы смотровой канавой.