В 1960-е годы американской разведке удалось похитить, а точнее, на время позаимствовать одно из главных технологических достижений СССР - межпланетную станцию серии "Луна". "Похищение этого аппарата, совершенное так, что Советы о нем не догадались, - одна из безумных и порою диковинных секретных операций и схем, о которых впервые стало известно из недавно рассекреченных правительственных документов о так называемой космической гонке", - пишет журналист Newsweek Курт Айхенвальд.
Надеюсь все знают про НПО им. С.А. Лавочкина – предприятие которое с 1965 года реализует все межпланетные миссии СССР и России. По крайней мере, наверняка все слышали об их продукции: «Луна-3», «Луна-9», «Луна-16», «Луноход», «Марс-3», «Марс-5», «Венера-7», «Венера-13», «Вега», «Фобос-Грунт», «Радиоастрон», «Электро-Л»… Как всякое предприятие космической отрасли оно находится под режимом секретности, и даже в музей можно попасть только по предварительной заявке и в составе групповой экскурсии.
Всего месяц назад я с удивлением узнал, что в НПОЛ, помимо музея, еще есть загадочное место под ироничным названием «Ангар 18».
В отличие от американского аналога, он скрывает не инопланетные корабли, а земные. Но богатство коллекции, собранной на незначительной площади, уверенно может конкурировать с ныне разгромленным павильоном «Космос» на ВДНХ. Увидев такое космическое изобилие, я поначалу был просто ошеломлен. Потом узнал, что Луноход – это ходовая модель; «Венера-7» — технологический макет, проходивший термовакуумные испытания перед полетом в 1970 году; и почти все модели содержат элементы, которые создавались для реальных аппаратов, успехами которых я вдохновлялся еще в детстве. Короче, состояние шока отпустило далеко не сразу. Но обо всем по порядку.
Создатель, хранитель и повелитель этого космического богатства – Руслан Владимирович Комаев – легендарная личность, чей талант инженера и руководителя на протяжении последних трех десятилетий приводил СССР и Россию к выдающимся успехам начиная с «Венеры-13» и вплоть до «Радиоастрона». Конечно, были и неудачи вроде «Марс-96» или «Фобос-Грунта», но были и такие аппараты, вроде «Граната» или «Астрона», о которых вообще почти никто не знает, несмотря на годы успешной работы.
Располагается «Ангар 18» в закрытой части завода (да, на закрытой территории предприятия есть еще более закрытая часть). Поэтому пронести туда фотоаппарат потребовало бы немалых усилий и многочисленных согласований. Однако, в субботу 23 ноября мы, совместно с арт-сообществом СССР-2061, организовали блого-тур на НПОЛ. К сожалению, посмотреть само производство не удалось. Нам объяснили, что каждый посетитель чистой комнаты, где собирают космические аппараты, — это источник загрязнения, а нас было целых двенадцать, поэтому увы. Зато удалось посмотреть музей НПОЛ и, что более интересно, «Ангар 18».
В завершение хотелось бы отметить, что такое событие, как посещение фотоблогеров космического предприятия — крайне редкое, если вообще не уникальное событие в отечественной космонавтике. Поэтому хотелось бы поблагодарить руководство предприятия НПО им. С.А. Лавочкина, отважившееся на такой шаг. Он говорит о том, что, наконец-то, находит поддержку идея о большей открытости отрасли, более полном и частом освещении деятельности, о сотрудничестве с энтузиастами космонавтики и диалоге с интернет-аудиторией. Нас заметили, и это заслуга, фактически, каждого, кто писал статьи на космические темы, добавлял просмотров таким статьям, репостил и выводил хаб «Космонавтика» из оффтопика… Надеюсь нынешнее мероприятие лишь начало масштабного процесса сближения космонавтики и общества и, в конце-концов, сообща, мы-таки возьмемся за новый штурм межпланетного пространства.
Основатель интернет-магазина Amazon Джефф Безос заявил, что ему удалось установить местоположение затопленных в Атлантическом океане двигателей ракеты "Сатурн-5", которая отправила в 1969 году на Луну космический корабль "Аполлон-11".
В своем блоге он написал, что ракетные двигатели удалось обнаружить на глубине около 4300 метров при помощи гидролокатора.
Безос пишет, что намерен попытаться поднять двигатели с океанского дна.
Двигатели F-1, выведшие ракету-носителя "Сатурн-5" за пределы земной атмосферы по направлению к Луне, проработали лишь несколько минут и, выполнив свою задачу, упали на Землю.
Первыми на Луне высадились два члена экипажа корабля "Аполлон-11" 16 июля 1969 года, астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин.
Безос не раскрывает детали и не говорит, в каком конкретно месте находятся обнаруженные двигатели.
Финансирование из личных средств
Эти части космического аппарата основатель Amazon называет современным чудом и напоминает, что их мощность составляла 32 млн лошадиных сил, и за секунду они сжигали 2720 кг ракетного топлива – смеси керосина и жидкого кислорода.
Безос намерен попросить у НАСА, которое формально по-прежнему является собственником двигателей, разрешения на выставление их на всеобщее обозрение, в том случае, если ему удастся поднять их со дна океана.
Как пишет агентство Ассошиэйтед пресс, в Национальном аэрокосмическом агентстве пока ждут более полных данных о находке.
Все соответствующие работы планируется финансировать из личных средств Безоса, который давно известен как космический энтузиаст.
В 2000 году Безос основал компанию Blue Origin, целью которой является организация коммерческих суборбитальных полетов. Под эту инициативу Безосу удалось получить инвестиции от НАСА.
Путешествие к океанским глубинам в начале этой недели предпринял режиссер Джеймс Кэмерон, ему удалось достигнуть самой глубокой точки мирового океана - Марианской впадины – и провести на глубине 11 километров более трех часов.
А в некоторых старых изданиях книги как таковая упоминается другая советская ракета – "Энергия", или обе ракеты. Интересно проследить историю этого рекорда:The N-1 booster of the former USSR (also known as the G-1 in the west), first launched from the Baikonur Cosmodrome at Tyuratam, Kazakhstan, on 21 February 1969. It had a thrust of 4620 tonnes, but exploded at takeoff + 70 seconds.
(это говорит, что когда-то рекорд был присужден "Сатурну-5"):It has been suggested that the USSR lunar booster which blew up at Tyuratam at the summer (July?) of 1969 had a thrust of 10-14 million lb. There is some evidence of a launch of a USSR "G" class lunar booster, larger than Saturn V, May 11, 1973. (на следующей строке) The most powerful rocket that has been (нечетливо) is the Saturn V...
(обратите внимание: 154 т!)The USSR's Energia, first launched on May 15, 1987 from the Baikonur Cosmodrome, when fully loaded weighs 2,646 tons and has a thrust of over 4,410 tons. It is capable of placing 154 tons in low earth orbit...
The N1 booster of the former USSR (also known as the G-1 in the West), first launched from the Baikonur Cosmodrome at Tyuratam, Kazakhstan on 21 Feb 1969, had a thrust of 4620 tonnes, but exploded at takeoff + 70 secs.
(тяга "Энергии" снизилась с 4410 до 3900 т, а полезная нагрузка – с 154 до 116 т!)The N1 booster of the former USSR, first launched from the Baikonur Cosmodrome at Tyuratam, Kazakhstan on 21 Feb 1969, had a thrust of 5,200 tons but exploded at takeoff + 70 seconds. Its current booster, Energya, first launched on May 15, 1987 from the Baikonur Cosmodrome, has a thrust of 3,900 tons. It is capable of placing 116 tons into low Earth Orbit.
(тяга "Н-1" всё ещё 5200 т, но потом снизится до 4620 т – см. выше)]The N1 booster of the former USSR, first launched from the Baikonur Cosmodrome at Tyuratam, Kazakhstan on 21 Feb 1969, had a thrust of 5,200 tons but it exploded at takeoff + 70 seconds.
…Инконель, после того, что с ним вытворяли в процессе изготовления двигателя гарантированно должен был лопаться еще до того, как тепло дойдет до керосина.
А это уже новый (по крайней мере для меня) аргумент: Вы уже опровергаете и технологический процесс изготовления камер сгорания? Давайте разберемся. Итак, согласно стр. 22 технического бюллетеня (ТБ) сплава "Инконель X-750" ( который можно скачать с Special Metals :: 100 Years of Innovation ), рекомендуемый температурный интервал горячей обработки этого сплава – 1800°–2200°F (982°–1204°C). Пайка в печи камеры сгорания происходила при температуре 1260°C ( chapter 4 ). Это, конечно, немного выше 1204°C, но с другой стороны, при пайке механического воздействия на сплава нет. Что там ещё по-Вашему "вытворяли в процессе изготовления двигателя"?
1) Из инконеля, который уже сделан, прокатывали полосу. Это очевидно пластическая деформация.
2) Из полосы прокатывали трубку. Пластическая деформация
3) Шов трубки сваривали. Термомеханические напряжения масштаба напряжений пластической деформации
4) При пайке серебряным припоем из-за существенной разности коэффициентов линейного термического расширения инконеля и серебра на стыке инконелевой трубки с припоем - термомеханические напряжения масштаба напряжений пластической деформации
5) При пробных пусках двигателя на стыках с серебряным припоем напряжения масштаба напряжений пластической деформации.
6) При рабочем включении двигателя опять напряжения масштаба пластической деформации.
К пластическим деформациям мы еще вернемся.
А пока о температурном режиме горячей обработки.
В моей статье приведен график зависимости жаропрочности никелевых сплавов от объемного содержания гамма-штрих фазы. Вы видите, как быстро падает жаропрочность с ростом температуры и как сильно она зависит от содержания гамма-штрих фазы.
Крайняя верхняя температура обработки имеет следующее физическое значение. При этой температуре начинает интенсивно растворяться гамма-штрих фаза. Возникшая ранее прочность снижается за счет снижения объемного содержания гамма-штрих фазы. Материал становится мягче, пластичнее, меньше сопротивляется механическим нагрузкам, заложенным в расчете.
В 1960-е даже этого не знали.
Но только этим эффектом и определяется назначение верхней температуры.
И даже его влияние создатели Ф-1 нарушили пайкой. На границе с припоем материал существенно лишился прочности. Причем сами они это фиксировали в виде образования на границе с припоем окислов титана и алюминия, без которых невозможна гамма-штрих фаза в этом сплаве. Техническая история программы это зафиксировала письменно.
Однако, есть и другой эффект, опасный для жаропрочного материала. Это охрупчивание и обазование сквозных межкристаллитных трещин. Преподаватель МХТИ, автор двухтомника по физике твердого тела, в отдельной книге по жаропрочным сплавам свидетельствует о попытках создания материалов с очень высоким, почти 100% содержанием гамма-штрих фазы в надежде на получение суперсплавов. Они просто разрушались по межкристаллитным границам.
В чем дело? Повышающие жаропрочность гамма-штрих фазы должны иметь чуть-чуть(на 0.1-0.2%) плотности решетки. Это из статьи акад. Н.Е.Каблова, написанной в 1998 году. Так вот, образование гамма-штрих фазы происходит за счет перехода атомов основной решетки в более плотную. В основной решетке остаются пустоты. При 10% содержания гамма-штрих фазы она в каждом направлении занимает около 50% линейного размера, отбирая не слишком много лишних атомов в свою структуру.
Когда этой фазы становится больше, они начинают объединяться в микропоры и микротрещины. По достижении определенной плотности пор и микротрещин, они соединяются в сплошные макротрещины. И материал просто лопается. Сам, без нагрузок.
Но есть еще один очень важный эффект. Это рост гамма-штрих фазы под высокими механическими нагрузками. В приведенном мной примере из исследования лопаток Якутской ГРЭС средние размеры частиц гамма-штрих фазы выросли с 80 нм до 156 нм. Это соответствует росту объема фазы в 8 раз. Если бы они росли только за счет основной фазы, ее бы просто не хватило. Частично этот рост за счет коагуляции. Но все равно в результате приближение к состоянию, когда в новую фазу перешел почти каждый десятый атом из основной фазы вдоль каждой координаты.
Ну а это как раз и является условием соединения пор и микротрещин в макротрещины и разрушения ЛЮБЫХ МАТЕРИАЛОВ при весьма несильных воздействиях. Оно известно из советских исследований 80-х по проверке кинетической теории прочности
Замечу, что предложенная схема является новым словом в металлофизике жаропрочных никелевых сплавов. Фактически связную формулировку смог этому дать пока только я.
И это результат советских и российских исследований
Так вот, каждой операцией с серьезным пластическим деформированием или возникновением напряжений, близких к напряжениям пластической деформации, создатели и испытатели Ф-1 наращивали гамма-штрих фазу, доводя ее содержание в каких-то местах 900-метровой трубки до критического по хрупкому разрушению. Не по жаропрочности, а именно по хрупкости, по наличию внутренних трещин, превращающихся в сквозные при очередном воздействии.
Американцы здесь просто ничего не знают, поскольку в этой области у них очень слабая наука. Но и мы в понимании этого вопроса на грани знания. Первая статья на этот счет - моя в материалах конференции по нанотехнологиям в 2008 году.
Время жизни объекта, нагрузки на который повышаются в разы, сокращается на порядки.
А ему надо работать всего-навсего 168 секунд. При температуре всего-навсего 524°C (рабочая температуре сплава – до 700°C, см. ссылку выше). Эта температура (975°F = 524°C) дана на стр. 3-7 руководства двигателя "F-1" ( http://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/.../19750070161_1975070161.pdf ). Это Вам я лично трёхкратно написал: на Форум С.Кара-Мурзы , Форум С.Кара-Мурзы и Форум С.Кара-Мурзы . И еще раз это Вам было показано на "авиабазе". Но Вы упорно делаете себе "оглушки", как мы в Болгарии говорим...
Понимаете, я знаю, что Вы прекрасно можете пользоваться формальными материалами американцев.
Но, во-первых, работает эффект охрупчивания, который не имеет никакого отношения к температуре.
Во-вторых, высокие температуры, ослабляющие участки трубы уже по классической температурной схеме, реализовались в процессе работы над трубками по крайней мере
при пайке.
В-третьих, высокие температуры в паре с высокими напряжениями реализовались по меньшей мере при пайке и испытаниях.
В-четвертых, сами эксплуатационные температуры на стенке камеры сгорания выше расчетных из-за неизвестного в те годы американцам эффекта сверхадиабатического нагрева богатых углеводородных смесей(открыт в СССР в 1968 году). А при таком повышении температуры инконель с выбр
Сливен. "Всё ещё нет реального проекта по строительству постоянной космической станции на Луне, но активно обсуждаются проекты использования ресурсов спутника Земли", заявил в Сливене проф. Вячеслав Родин, заместитель директора Института Космических Исследований России. По его словам, интерес к Луне больше, чем даже к Марсу. Причин несколько – Луна ближе, на ней есть естественные ресурсы, необходимые человеку. Кроме того, подчеркнул перед Радио "Фокус" – Сливен проф. Родин, страна или объединение стран, которые владеют Луну, будут оказывать большое, если не решающее влияние на Землю. Поэтому сейчас обсуждаются аспекты создания орбитальной станции в точке либрации (равновесия) между Землей и Луной, отправки экспедиций на Луну и создания долговременных станций, пока беспилотные. Россия разрабатывает в рамках ближайших трёх лет два проекта. Один из них называется "Луна глоуб", а второй – "Луна ресурс". "Луна ресурс" предусматривает изучение химического состава почвы спутника Земли. Проф. Родин напомнил, что на Луне есть вода в районах гор, которые всегда в тени. И именно там собирается кометная вода, так как кометы сами состоят из льда. "Из воды можно изготавливать топливо и не только", прокомментировал эксперт. Второй амбициозный проект предусматривает глубокое зондирование Луны, исследование её внутренней структуры. "Это следующий шаг и для космонавтов, и для всей космической техники", подчеркнул проф. Родин. Серьёзно обдумывается и объединение двух программ – пилотируемых и автоматических исследований. Космонавты сами могли бы участвовать в строительстве космических кораблей и орбитальных станций. Если на них будет построен стапель – специализированная платформа для строительства, то космонавты могли бы непосредственно участвовать в программе автоматических исследований, подчеркнул проф. Родин. Он находится с визитом в Сливене по приглашению областного губернатора Марин Кавръков.
Людмила Йоргова
(Источник)Китай сможет направить первых астронавтов на Луну уже в 2025 году, и вероятным местом «прилунения» станет Южный Полюс спутника, пишет "Shanghai Daily".
«Нынешняя технологическая и экономическая мощь Китая уже превосходит силу США на момент запуска ими проекта «Аполлон» в 1961 году. Так что в течение 15 лет КНР сможет отправить на Луну двух-трех астронавтов», - заявил один из руководителей космической программы Китая.
Южный Полюс является наиболее предпочтительным местом высадки китайских астронавтов из-за ровной освещенности Солнцем, что обеспечивает отсутствие перепадов температур. Также данная часть планеты постоянно обращена к Земле, что обеспечит обеспечит стабильность радиосвязи.
"The biggest challenge is to develop and build a rocket that weighs about 3,000 tons when launched, Long [Lehao] told the Science and Technology Daily last month." ("Shanghai Daily")
China Academy of Launch Vehicle Technology engineers envision a rocket engine with a thrust of 600 tons, burning highly potent liquid oxygen and liquid oxygen propellant, BBC News reported Monday.